Тема 12. правонарушение и юридическая ответственность

Правонарушение: понятие и признаки. Общественная опасность правонарушения. Противоправность правонарушения. Правонарушение как деяние (действие, бездействие). Правонарушение как виновное деяние. Отличия правонарушения от иных видов антисоциального поведения. Правовые формы государственного принуждения.

Состав правонарушения. Объективная и субъективная стороны правонарушения. Субъекты правонарушения. Виды правонарушений. Преступление и проступок. Правонарушение и государственное принуждение: формы государственного принуждения. Презумпция невиновности.

Преступление - наиболее тяжкий вид правонарушения. Социальная природа преступности и причины преступности. Методы и средства предупреждения и борьбы с преступностью.

Социальная ответственность и ее виды. Понятие и признаки юридической ответственности. Ее отличие от других форм государственного принуждения. Цели юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Функции юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Основания и стадии юридической ответственности. Понятие и виды государственного принуждения. Эффективность юридической ответственности.

Обстоятельства, исключающие противоправность деяний. Основания освобождения от юридической ответственности.

Таблица 3

Тематический план практических занятий

По Теории государства и права

№ п/п № раздела дисциплины Темы практических (семинарских) занятий Трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
Ауд. занятия СРС  
  Форма государства и его типология Работа на семинаре/конспект
  Аппарат государства и его функции Работа на семинаре/конспект
  Правовое государство и гражданское общество Работа на семинаре/конспект
  Форма права. Правосознание и правовая культура   Работа на семинаре/конспект. Сравнительная таблица
  Функции права. Правоотношение   Сообщение о субъектах права.
  Правотворчество. Толкование права   Работа на семинаре/конспект
  Правонарушение. Юридическая ответственность   Работа на семинаре/конспект
             

Таблица 4

Разделы дисциплины Теория государства и права и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
   
1. Международное частное право     Х Х     Х Х    
2. Международное публичное право Х   Х Х Х     Х    
Основные судебные системы зарубежных стран       Х       Х    
Сравнительное правоведение     Х Х Х          
Территория и население в международном праве Х Х                
Гражданское право зарубежных стран     Х Х Х          
Актуальные проблемы международного частного права     Х Х     Х Х    
Актуальные проблемы международного публичного права Х   Х Х Х     Х    
Механизм европейской интеграции   Х Х Х              

5. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматриваются в учебном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий (Занятия в интерактивных формах составляют не менее 30% от аудиторных занятий).

Занятия лекционного типа для соответствующих групп слушателей не могут составлять более 20% аудиторных занятий.

Лекции– одна из традиционных форм учебной работы в вузе, известная с незапамятных времен. Студент встретится с лекциями в первую же неделю своего пребывания в вузе.

Наряду с лекциями, семинарские занятия – одна из вузовских форм учебной работы. Семинары проводятся для академической группы или для более узких продгрупп.

В группах решаются задачи, обсуждаются ситуации и проблемные вопросы, проводятся деловые игры, анализируются результаты выполнения творческих заданий.

Юрист – профессия разговорная. По роду профессиональной деятельности юрист должен хорошо владеть речью, уметь выстроить аргументацию, завоевать сторонников, победить в честном споре противников. Семинарские занятия – именно та площадка, на которой отрабатываются навыки публичного выступления.

Реферат (от лат. refero - докладываю, сообщаю) - краткое изложение в письменном виде содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Цель написания реферата – осмысленное систематическое изложение крупной научной проблемы, темы, приобретение навыка «сжатия» информации, выделения в ней главного, а также освоение приемов работы с научной и учебной литературой, приобретение практики правильного оформления текстов научно-информационного характера.

Рекомендуемый объем реферата – 10-12 страниц (за исключением библиографического списка литературы).

Культура оформления текста – неотъемлемая составная часть учебной работы, поэтому следует обратить внимание на правильное оформление текста реферата, ссылок, цитат, списка литературы и нормативных правовых актов.

Обучающийся вправе выполнить вместо реферата творческую работу. Сданная преподавателю и принятая им творческая работа заменяет написание реферата.

Реферат или заменяющая его творческая работа должны быть представлены в сроки, предусмотренные учебным графиком. Непредставление реферата (творческой работы) расценивается как невыполнение учебного плана и может явиться основанием для недопуска к экзамену по данной дисциплине.

Сообщение – краткое выступление по теме реферата.

Курсовая работа – самостоятельная, достаточно крупная, учебная и научно-методическая работа, выполняемая под руководством преподавателя по общенаучным и специальным предметам учебного плана. Курсовая работа имеет целью развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности, овладение методами современных научных исследований, углублённое изучение какого-либо вопроса, темы, раздела учебной теоретико-исторической дисциплины (включая изучение литературы и источников).

Программой обучения на 1 и 2 курсах предусмотрено выполнение курсовых работ по выбору слушателя, в том числе – по теоретико-историческим дисциплинам.

Темы курсовых работ разработаны кафедрой государства и права и рекомендованы в программах по конкретным дисциплинам. По согласованию с преподавателем слушатель может взять и другую тему, не предусмотренную в списке. Достаточно часто тема курсовой работы берется с расчетом на то, чтобы затем использовать ее материал при написании доклада или дипломной работы.

При подготовке курсовой работы слушатель вправе пользоваться советами и консультациями своего научного руководителя.

Рекомендуемый объем курсовой работы – 1 печатный лист (имеется в виду не машинописный печатный лист, а большой типографский печатный лист – это примерно 18-20 страниц текста или 40 тыс. знаков).

Необходимо обратить внимание обучающегося на правильное оформление курсовой работы.

При написании курсовой работы весьма желательно использование баз данных иностранной и отечественной литературы.

Курсовая работа подлежит защите. Оценка за курсовую работу проставляется в ведомость и в зачетную книжку обучающегося.

В дисциплине «Теория государства и права» используются следующие интерактивные формы проведения занятий:

Интерактивная лекция, представляющая собой выступление преподавателя перед аудиторий в течение 1-4 часов с применением следующих активных форм обучения:

Ведомая (управляемая) дискуссия или беседа

Демонстрация слайдов или учебных фильмов

Мозговой штурм

Компьютерная презентация (самостоятельная подготовка слушателем презентации). Каждый обучающийся должен выполнить одну презентацию по любой теме дисциплины.

Кейс-метод (анализ конкретной ситуации, казуса). Испытуемым предлагается обширная информация о конкретной ситуации (например, правовой казус). Требуется провести анализ ситуации, при этом испытуемый должен учитывать, что часть информации лишняя, но есть возможность добыть дополнительную информацию (воспользовавшись справочником или задав вопрос). После анализа принимается мотивированное решение. Работа проводится как в группе, так и индивидуально.

Цели указанного анализа:

- активизация слушателей, что, в свою очередь, повышает эффективность профессионального обучения;

- повышение мотивации к учебному процессу;

- приобретение навыков обращения с источниками и иными документами международного права;

- приобретение навыков анализа различных профессиональных ситуаций;

- отработка умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;

- моделирование решений, представление различных планов действий;

- приобретение навыков принятия наиболее эффективного решения на основе коллективного анализа ситуации;

- приобретение навыков четкого и точного изложения собственной позиции в устной и письменной форме, защиты собственной точки зрения;

- приобретение навыков критического оценивания различных точек зрения, самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Блиц-опрос, призванный определить степень овладение слушателями понятийным аппаратом дисциплины.

Контрольный тест.

Написание эссе, рефератов по предложенным темам.

Диалог Сократа.

Дискуссии и др.

В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Самостоятельная внеаудиторная работа по курсу включает самостоятельное изучение учебной и научной литературы, повторение лекционного материала, подготовку к практическим занятиям, подготовку презентации (рефератов), а также к текущему и итоговому контролю.

Практические занятия предусматривают совершенствование навыков работы с первоисточниками и историко-правовым материалом, методологии изучения предметной специфики курса.

Уровень требований и критерии оценок

Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования слушателей, по результатам выполнения самостоятельных работ. Основными формами текущего контроля знаний являются:

• обсуждение вынесенных в планах семинарских занятий вопросов тем и контрольных вопросов;

• решение тестов, практических ситуаций (кейсов) и их обсуждение с точки зрения умения формулировать выводы, вносить рекомендации и принимать адекватные управленческие решения;

• выполнение контрольных заданий и обсуждение результатов;

• участие в дискуссии по проблемным темам дисциплины и оценка качества анализа проведенной научно-исследовательской работы;

• подготовка реферата (презентации).

Итоговый контроль (экзамен) проводится в устной форме по представленным вопросам. Обучающийся берет билет с 2 вопросами по учебной дисциплине у преподавателя, на которые необходимо дать четкий, полный ответ. Оценка знаний обучающихся осуществляется в баллах с учетом:

• оценки за работу в семестре (оценки за выполнение контрольных заданий, написание эссе, решения тестов, участия в дискуссии на семинарских занятиях и др.);

•оценки итоговых знаний в ходе экзамена.

Темы семинарских занятий

Тема 3. Форма государства

Понятие формы государства.

Наши рекомендации