Формирование Версальско-Вашингтонской системы.

Мирная конференция, на которой предстояло выработать

условия послевоенного мирного урегулирования, начала свою работу в Париже 18 января 1919 г. В ее работе участвовали представители 27 стран, однако реально основ­ные вопросы обсуждались на заседаниях «Совета 10-ти», куда входили по два представителя от пяти ведущих дер­жав — Франции, Англии, США, Р1талии и Японии.

Наиболее жесткую позицию занимал премьер-министр Франции Ж. Клемансо, который стремился максимально ослабить Германию или даже расчленить ее. Такое разви­тие событий было невыгодно Англии и США, так как при­вело бы к гегемонии Франции в Европе. Основными спор­ными вопросами были: судьба Германии и ее колоний; бу­дущее Османской империи; проект создания Лиги Наций, ее функции и характер. В ходе длительных и, не раз захо­дивших в тупик, переговоров, компромисс был найден. 14 февраля 1919 г. был составлен Устав Лиги Наций, кото­рой предстояло решить проблему колоний, утраченных по­бежденными сторонами. 28 июля 1919 г. в Версале был подписан мирный договор с Германией. Условия мира яв­лялись крайне тяжелыми для последней. От Германии от­ходило более 1/8 части территории (в том числе богатые об­ласти Эльзаса, Лотарингии, Саара); она лишалась всех сво­их колоний. Страна была полностью демилитаризована: ее армия сокращалась до 100 тыс. человек; запрещалось иметь подводный флот и авиацию; вся военная инфраструктура в прирейнской зоне уничтожалась. Помимо этого Германии, которая была признана виновной в развязывании войны, пред­стояло выплатить колоссальные репарации. На сходной осно­ве были подписаны мирные договоры и с бывшими союзника­ми Германии — Австрией, Болгарией, Венгрией.

В результате всех этих соглашений кардинальным об­разом была перекроена политическая карта Европы, что породило множество территориальных споров, расшаты­вавших создаваемую систему международных отношений.

Принципы европоцентризма, еще раз продемонстриро­ванные на Парижской конференции, вступали во все более ужесточавшееся противоречие с интересами США и Япо­нии. Наиболее сложным узлом проблем был Дальнево­сточный регион, где растущее влияние США и Японии сдерживалось значительным англо-французским присут-

ствием. Ситуация здесь настолько обострилась в 1920— 1921 гг., что в прессе начали говорить об угрозе новой войны. Для обсуждения всех сложных проблем по иници­ативе американской дипломатии в Вашингтоне была со­звана международная конференция, открытие которой со­стоялось 12 ноября 1921 г. Ее итогом стало подписание ряда крупных соглашений, окончательно оформивших новую систему международных взаимоотношений. 13 де­кабря 1921 г. США, Англия, Франция и Япония подписа­ли «Договор четырех», в котором они обязывались гаран­тировать неприкосновенность владений в бассейне Тихого океана. Заключались договора, ограничивавшие морские вооружения, регулировавшие соотношения линейных фло­тов, расположение военных баз и т. д. Впервые в своей истории Англия официально признала право другой дер­жавы (в данном случае — США) на паритет в размерах военно-морского флота. Это было свидетельством общего ослабления британских позиций в мире.

Другим крупнейшим документом, подписанным в Ва­шингтоне, стал «Договор девяти», который касался про­блем Китая. Американским дипломатам удалось ввести в жизнь практику «открытых дверей», в противоположность традиционной европейской линии на раздел мира на сфе­ры влияния. Такая схема была выгодна американцам, по­скольку они рассчитывали с помощью своего мощного эко­номического потенциала постепенно вытеснить своих ев­ропейских конкурентов не только из Китая, но и вообще из всего азиатского региона.

С завершением Вашингтонской конференции окончатель­но оформилась новая модель международных отношений, получившая название Версальско-Вашингтонской системы. Напряженность в отношениях великих держав на некото­рое время была снята; спорные проблемы — устранены. Вместе с тем, новая система была полна внутренних недо­статков и противоречий. Исключительно жесткие условия мирного договора, продиктованного Германии, породили в немецком обществе устойчивые реваншистские идеи. Ос­тались нерешенными множество национально-территори­альных вопросов в Европе, порожденных во многом про­извольными перекройками границ. Наконец, на общеми­ровом уровне происходит все более очевидное ослабление




европейских держав, чьи позиции были существенно по­теснены Японией и США. Быстрое усиление последних, наличие взаимопересекающихся интересов создавало ос­нову для столкновения между этими странами в будущем. Вне новой международной системы оставалась Советская Россия; проблемы стран Азии и Африки также были обой­дены молчанием. Таким образом, Версальско-Вашингтон-ская система не только не решила все стоявшие перед ней задачи, но и породила массу новых проблем, грозивших серьезными потрясениями для мировой цивилизации.

Революция в Германии 1918—1919 гг.Затяжная и чрез­вычайно ожесточенная война, обострившая внутренние кон­фликты практически во всех странах-участниках, приве­ла к невиданному с середины XIX века революционному подъему в Европе. Революции в Австрии, Венгрии, Чехии, Финляндии, Турции, разные по своему характеру и ито­гам, стали отражением глубокого кризиса традиционного буржуазного общества. Революционная волна, сокрушив­шая три крупнейшие европейские империи — Российс­кую, Австро-Венгерскую и Германскую, серьезным обра­зом повлияла на политическое и экономическое развитие не только этих, ко и соседних государств. Радикальные элементы активизировались даже в таких стабильных и устойчивых государствах, как Англия и США.

Наиболее значительные события происходили в Герма­нии. Здесь революционные события начались с восстания в Киле в начале ноября 1918 г. Попытка военного командова­ния погасить мятеж посредством расформирования бунту­ющих экипажей, привела лишь к быстрому распростране­нию восстания. К 8 ноября волнения охватили почти все крупные германские города. 9 ноября кайзер Вильгельм II объявил о своем отречении и бежал за границу, в Голлан­дию. Германия стала республикой. Правительство, состо­явшее из представителей двух умеренно-радикальных партий — СДПГ (Социал-демократической партии Герма­нии) и НСДПГ (Независимой социал-демократической партии Германии), во главе с Ф. Эбертом, стремилось с помощью гибкой социальной политики предотвратить даль­нейшую радикализацию масс. В стране было отменено во­енное положение, восстанавливался восьмичасовой рабо-

чий день, гражданские права и свободы, впервые вводи­лось всеобщее избирательное право, объявлялась амнис­тия политзаключенным. Правительство активно занима­лось трудоустройством демобилизованных солдат. Эконо­мические и социальные отношения все больше регулиро­вались государством.

На первом этапе революции (ноябрь-декабрь 1918 г.) в Германии имела место система двоевластия; наряду с пра­вительством, которое получило название Совет Народных Уполномоченных (СНУ), существовали рабочиз и солдат­ские Советы. Основным идейным оппонентом социал-де­мократов в рамках рабочего движения была оформившая­ся в декабре 1918 г. Коммунистическая партия Германии (КПГ). Ее лидеры — К. Либкнехт и Р. Люксембург — стремились превратить стихийно сложившиеся Советы в подлинные органы народовластия, которые должны были взять на себя миссию переустройства общества по социа­листическому образцу.

После некоторого спада революции в декабре 1918 г. в январе следующего года поляризация сил в германском обществе достигла своего апогея. Повод ш для нового воо­руженного восстания в Берлине стало смещение с поста берлинского полицай-президента члена НСДПГ — Э. Эйх-горна. Левые, сочтя этот акт прямым вызовом для себя, приняли решение о подготовке вооруженного восстания в столице. 8—12 января в Берлине шли ожесточенные бар­рикадные бои. Несмотря на упорное сопротивление, вер­ные правительству войска сумели подавить восстание. 19 января состоялись выборы в Учредительное собрание, которое начало свою работу в феврале в городе Веймар. Главной задачей собрания стала разработка зовой Кон­ституции, в которой были бы закреплены все произошед­шие в Германии политические и социальные перемены. Эта работа проходила в крайне сложных условиях внут­ренней нестабильности и ожидания результатов мирной конференции в Париже, которая должна была определить судьбу страны. Радикальные силы в самой Германии еще не сложили оружия. Наиболее крупным было восстание на юге страны, где в апреле 1919 г. была провозглашена Баварская советская республика. Правительству удалось подавить это выступление лишь ценой крайнего напряже-

ния всех сил. Ф. Эберт понимал, однако, что одними реп­рессиями ситуацию не стабилизировать. Весной 1919 г. был проведен ряд мер по демократизации всей сферы со­циально-экономических отношений, в том числе закон о возможности перевода в общественную собственность пред­приятий, «созревших для этого», создании на базе Сове­тов фабрично-заводских комитетов, которые имели право голоса в решении производственных вопросов. Сочетание силовых и реформационных тенденций в деятельности пра­вительства позволило ему стабилизировать ситуацию в стра­не. 31 июля 1919 г. была принята новая Конституция, получившая название Веймарской. Разработанная в усло­виях непрекращавшихся социальных конфликтов, она не могла не учитывать общего настроя общества. В Консти­туции декларировалось всеобщее, равное избирательное право для мужчин и женщин, достигших 20 лет. Права парламента (рейхстага) заметно расширялись, в отдель­ных случаях предусматривалось проведение всенародного референдума. Таким образом, новая германская Конститу­ция была одной из самых демократичных в Европе в тот период. Сформировавшемуся политическому режиму пред­стояло решить множество серьезных проблем как внутри- , так и внешнеполитического характера, связанных со вхождением страны в новую систему международных от­ношений.

Наши рекомендации