Основные государственно-политические институты США на современном этапе (политические партии, президент, конгресс, Верховный суд).
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЧУО БИП – ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ
МОГИЛЕВСКИЙ ФИЛИАЛ
КАФЕДРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Фондовая лекция
По учебной дисциплине
«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»
НА ТЕМУ: «ГОСУДАРСТВО И ПРАВО США В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ»
Составитель Н.в. синельник
ТЕМА: « ГОСУДАРСТВО И ПРАВО США В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ»
ПЛАН
Основные государственно-политические институты США на современном этапе (политические партии, президент, конгресс, Верховный суд).
2.Законодательство «нового курса» Фр.Рузвельта.
Эволюция американского законодательства о выборах в XX в.
Гражданское и уголовное законодательство в современных США.
5.Антимонопольное (антитрестовское) законодательство в США: история принятия и историческая судьба.
Основные государственно-политические институты США на современном этапе (политические партии, президент, конгресс, Верховный суд).
В новейшей истории США как структурные, так и функциональные изменения в государственном аппарате, в характере основных направлений его деятельности были связаны главным образом с развитием государственно-монополистического капитализма. Монополистический капитализм в США начал ускоренными темпами перерастать в государственно-монополистический в годы первой мировой войны.
Первая мировая война дала сильный толчок экономическому развитию США. Они оказались в необычайно благоприятном положении. В отличие от европейских стран США не знали военных разрушений. Их людские потери в ходе военных действий были невелики: около 50 тыс. человек убитыми и 230 тыс. ранеными.
Монополистическая буржуазия извлекла громадные прибыли от военных поставок. Новые крупные капиталовложения еще более увеличили промышленный потенциал страны. К 1920 г. США добывали около половины мировой добычи угля. На их долю приходилось 3/5 производства чугуна и стали, 2/3 добычи нефти, 85 % выпуска автомобилей.
США из должника европейских стран превратились в крупнейшего кредитора. Главной формой экспорта стали военные займы. Их общая сумма достигла в начале 20-х гг. 11 млрд долларов. Кроме того, около 7 млрд долларов составили частные зарубежные инвестиции американских капиталистов.
Экономический подъем США ускорил процесс концентрации производства и капитала. Могущество монополистических объединений неизмеримо выросло: к началу 20-х гг. более половины индустриальных рабочих и около двух третей промышленного производства страны приходилось на долю крупнейших монополий.
Развитие государственно-монополистического капитала сопровождалось становлением соответствующих форм буржуазной идеологии. Правительство Вильсона руководствовалось в своей политике постулатами идеологии неолиберализма, которая возникла в начале 20-х гг. и предусматривала активное вмешательство государства в экономику и осуществление частичных либеральных реформ.
В условиях обострения классовой борьбы президент Вильсон не раз предлагал конгрессу закрепить за рабочими право на организацию, проведение стачек, заключение коллективного договора и тем самым создать условия для установления классового сотрудничества между трудом и капиталом.
В США раньше, чем в других странах капиталистического мира, начался период стабилизации капитализма. Он отличался наибольшей относительной прочностью. Уже с конца 1922 г. в США начался промышленный подъем, который продолжался почти семь лет. Он был весьма значительным: в 1929 г. объем продукции промышленности превысил уровень кризисного 1921 г. на 78 %.
Интенсивный промышленный подъем периода стабилизации стал основой для дальнейшего увеличения удельного веса США в мировой экономике. В конце 20-х гг. на американских заводах и фабриках производилось 48 % промышленной продукции капиталистического мира.
Однако стабилизация капитализма в США, как и в других капиталистических странах, была сравнительно непродолжительной.
2.Законодательство «нового курса» Фр.Рузвельта.
Мировой экономический кризис, развернувшийся в 1929 – 1933 гг., был самым сильным, тяжелым и разрушительным в истории капитализма. Он резко обострил весь комплекс противоречий: классовые, социально-экономические, политические в странах империализма, межимпериалистические конфликты, противоречия между метрополиями и зависимыми странами.
Всеобщий характер экономического кризиса начала 30-х гг. проявился в двух аспектах. Во-первых, в той или иной степени кризис охватил все капиталистические страны независимо от их географического положения и формы политического правления. Во-вторых, всеобщий характер экономического кризиса начала 30-х годов выразился в его универсальности – он затронул все сферы капиталистического хозяйства.
Экономический кризис 1929 – 1933 гг. особенно сильно поразил главную страну капиталистического мира – США. В 1932 г., когда кризис достиг наибольшей глубины, общий объем продукции промышленности составил лишь 54 % докризисного уровня.
В условиях кризиса в 1932 г. началась избирательная компания. Обе буржуазные партии стремились представить себя защитниками интересов народа. Однако в предвыборной программе республиканцев (Гувер) не было ничего, что обещало хотя бы частичное обеспечение бедственного положения рабочих и фермеров.
В отличие от республиканцев демократическая партия, и особенно ее кандидат на пост президента Рузвельт, признали необходимым пойти на некоторые уступки трудящимся, на проведение отдельных либеральных реформ. Гибкая тактика кандидата демократической партии обеспечила ему победу на выборах. В 1932 г. на президентских выборах убедительную победу одержал демократ Ф. Рузвельт (1882 – 1945).
9 марта 1933 г. была созвана специальная сессия конгресса. За три месяца работы конгресс принял ряд важных законов. Так, в течение “первых ста дней” Рузвельта были заложены основы политики нового курса.
Теоретической базой “нового курса” явилось экономическое учение кейнсианства. Джон М. Кейнс и его последователи утверждали, что для обеспечения нормального хода производства необходимо активное государственное регулирование экономики. Основная задача “нового курса” Рузвельта состояла и в том, чтобы путем энергичного вмешательства государства в процесс воспроизводства вывести страну из кризиса.
Первым шагом нового президента были срочные меры по спасению банковской системы. Было закрыто 10 тыс. банков из 25 тыс. имевшихся в стране. На основании принятого конгрессом чрезвычайного банковского закона был установлен полный государственный контроль над золотом.
В середине 1933 г. был принят Закон о восстановлении промышленности (НИРА), вступивший в силу 16 июня 1933 г. Он предусматривал самоограничение различных ее отраслей “кодексами честной конкуренции”. Закон предоставлял право рабочим на создание профсоюзов, заключение коллективных договоров и обязывал предпринимателей “соблюдать максимальную продолжительность рабочего времени, минимальную оплату и другие условия труда”. Он также предусматривал принудительное картелирование промышленности.
В Законе о восстановлении промышленности предусматривались и меры помощи безработным. Конгресс создал Администрацию общественных работ. В ее распоряжение было ассигновано 3,3 млрд долларов. Весной 1933 г. началось создание трудовых лагерей для безработной молодежи. Тогда же Администрация чрезвычайной помощи приступила к выдаче дотаций штатам для помощи безработным. Наконец, основанная в ноябре 1933 г. Администрация гражданских работ предоставляла безработным временное занятие на зимние месяцы. На организованных правительством общественных работах было занято 2,5 – 3 млн человек (15 – 20 % безработных).
Аграрная реформа нашла воплощение в Законе о регулировании сельского хозяйства (принят 12 мая 1933 г.), предусматривавшего создание специального административного органа по регулированию сельского хозяйства, который был призван сбалансировать спрос и предложение на продукты сельского хозяйства, поднять на них цены. С этой целью вводился одинаковый процент сокращения посевных площадей всех фермеров, с выплатой компенсации за необработанные земли.
Закон о помощи фермерам предусматривал рефинансирование фермерской ипотечной задолженности. Должникам предоставлялся удешевленный кредит.
Закон о трудовых отношениях (закон Вагнера), принятый в июле 1935 г., не только впервые в истории США провозгласил официальное признание прав профсоюзов, но и предусмотрел законодательные гарантии этих прав. Закон закреплял и право рабочих на забастовку, заключение коллективных договоров с предпринимателями.
В августе 1935 г. впервые в истории США был принят федеральный Закон о социальном страховании. Он вводил систему пенсий по старости и пособий по безработице.
Завершающим правовым актом аграрной политики “нового курса” стал Закон 1938 г., который усиливал государственный контроль за поступлением на рынок основных сельскохозяйственных продуктов, поддержание цен на которые отныне должно было достигаться не уничтожением “излишков”, а их хранением с соответствующими выплатами фермерам в счет еще не проданных товаров.
Антикризисные финансово-экономические и социальные меры “нового курса”, стабилизировавшие в известной мере экономику, имели ограниченный эффект, о чем свидетельствовал новый кризис, наступивший в США в 1937 г. Вместе с тем политика “нового курса” привела к оформлению как экономических, так и социально-политических основ государственно-монополистического капитала в США в его буржуазно-реформистском варианте.