Тенденции в развитии системы законодательства.
· рост межотраслевого законодательства, сфер комплексного правового регулирования;
· интернационализация: правовое заимствование (сравнительное изучение правовых систем зарубежных стран и внедрение их достижений в российскую правовую реальность) и международно-правовая унификация (связана с влиянием международного права на национально-правовые системы);
· формализация права: усиление внимания к процедурным, процессуальным аспектам правового регулирования и правореализации. Эта тенденция сближает российское правом с системами англо-саксонского правового типа
· повышение роли и значения частного права: смена приоритетов от публичного права к частному;
· децентрализация нормативного материала: повышение статуса правовых подинститутов, подотраслей и выделение их в самостоятельные отрасли законодательства через кодификацию.
Система современного российского права складывается из следующих отраслей:
o конституционного (государственного);
o административного;
o финансового;
o гражданского;
o семейного;
o трудового;
o права социального обеспечения;
o экологического;
o уголовного;
o уголовно-процессуального;
o гражданское процессуального;
o уголовно-исполнительного.
Особое место занимают:
o международное публичное право;
o международное частное право.
Следует различать систему права (деление юридических норм на отрасли и институты) и систему законодательства, т.е. деление нормативных правовых актов на определенные части. Это результат целенаправленной деятельности законодателя, формирование им всего массива актов, регулирующих общественные отношения. Система права служит основой для деления законодательства на отрасли и институты, побуждает законодателя издавать нормативные акты, придерживаясь, в первую очередь, устоявшегося деления права на отрасли и институты. Отраслями законодательства, например, являются конституционное, гражданское, трудовое право и др.
Вместе с тем в современной правовой системе существуют также комплексные отрасли законодательства, которые складываются из норм различных отраслей права (законодательство о здравоохранении, образовании, транспорте, связи, лесное право и др.). За последние годы в Российской Федерации активно формируются новые комплексные отрасли законодательства (налоговое, таможенное право, законодательство о приватизации и др.).
Билет №39. Материальное и процессуальное право, их соотношение и взаимодействие.
Разделение правовых явлений на материальные и процессуальные выглядит ясным лишь в силу законодательной данности отраслей гражданского процессуального и уголовно-процессуального права. В общетеоретическом же плане эта проблема является весьма сложной. Однако задача науки как раз в том и состоит, чтобы предложить законодателю четкийобщеправовой критерий разграничения материально-правовых и процессуальных явлений, который он мог бы использовать в работе над системами права и законодательства.
Деление правовых явлений (отраслей права, норм, правоотношений, юридических фактов и др.) на материальные и процессуальные - этовнутренняя, специальная проблема юриспруденции.Ее не следует увязывать с философским пониманием материи (хотя такие попытки имеются) или с делением социальных явлений на материальные и идеологические. Все правовые явления (и материальные, и процессуальные) являютсяидеологическими (то есть такими, которые не могут возникнуть без сознательно-волевого опосредования со стороны общества).
Сам по себе признак «материальности» правовых явлений (а его понимают как непосредственное участие норм в регулировании объективно сложившихся пластов социальной жизни) не дает ясных представлений о границах этих явлений. Хотя в самом первом приближении этот признак можно использовать. Так, кматериальным регулятивным нормам принято относить те правовые нормы, которые непосредственно регулируют различные социальные сферы, формируя позитивное поведение их участников. Материальными будут и теохранительные нормы, которые обеспечивают действие материальных регулятивных норм. Например, нормы уголовного права по своей природе являются охранительными, и при этом общепризнано, что уголовно-правовые нормы - материальные.
К материальным следует отнести и тепроцедурные нормы, которые регламентируют порядок реализацииматериальных регулятивных норм (или, по-другому, диспозиций материальных норм). С точки зрения близости к исходной социальной структуре эти процедурные нормы даже «более материальны», чем материальные охранительные (например, уголовно-правовые).
С большей эффективностью границу между материальным и процессуальным в правовой системе можно провести, начав с предварительного установленияобщих признаков процессуально-правовых явлений. При этом следует исходить из той методологической предпосылки, что все процессуальные явления -процедурные.
В самом общем видепроцедуру в праве можно определить какпорядокосуществления той или иной юридической деятельности. Все юридические процедуры можно поделить на две большие группы:правотворческие и правореализующие.В свою очередь, правореализующие процедуры бываютматериальные и процессуальные.
Процессуальная процедура - это порядок реализации материальныхохранительных норм (по-другому - санкций). Соответственно, нормы, регламентирующие процедуру реализации санкций, являютсяпроцессуальными.Так, гражданское процессуальное право целиком представляет собой процедурную отрасль, назначение которой - регламентировать порядок реализации санкций гражданско-правовых норм, а уголовно-процессуальное право определяет порядок реализации норм уголовного права, которое в целом имеет охранительную природу и состоит из охранительных норм.
Процессуальные нормы способны и имеют тенденцию к законодательному обособлению (что мы и видим на примере с гражданским процессуальным и уголовно-процессуальным правом). Такое обособление может иметь место и в рамках единого нормативного акта, как это сделано с административно-процессуальными нормами в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
Материально-процедурные нормы, будучи нормальным и обязательным условием (формой) реализации некоторых материальных регулятивных норм, существуют с ними в единых «связках» и законодательно никаким образом от них не могут быть обособлены. Так, абсурдным выглядело бы законодательное решение отделить процедурные нормы гражданского права от своих основных норм и объединить их все в едином нормативно-процедурном акте.
Материально-процедурные нормы по признаку их связи с правоприменением можно поделить на две разновидности:
а) опосредующие обычные (ординарные) формы реализации диспозиций материальных норм, которые не связаны с применением права (порядок заключения сделок, порядок наследования и др.);
б) регламентирующие процедурыпозитивного, то есть нормального, осуществляемого не по поводу правонарушения, правоприменения (порядок назначения пенсии, обмена жилых помещений, выделения земельного участка и т.п.).
Итак,граница между материальным и процессуальным в системе правапроходит как внутри процедурной сферы (между нормами материальной процедуры и процессуальными нормами), так и на стыке процессуальных норм и материальных охранительных норм (например, между нормами уголовного процесса и нормами уголовного права).
И еще раз заметим, что процессуальные нормы - это всегда нормыпроцедурные, а материальные нормы могут быть процедурными, а могут и не быть связаны с процедурой (материальные регулятивные и охранительные нормы).