Течения в России во второй половине XIX века

Реформы 60—70-х гг. привели к росту освободительно­го движения в обществе, появлению многочисленных круж­ков; групп и организаций, стремящихся к изменению по­литического режима в стране. Половинчатость, незавер­шенность многих преобразований вызвали разочарование в прогрессивных кругах общества. Помимо внутренних при­чин, большое значение имели революционные идеи, про-

никавшие в Россию из Европы, которые активно воспри­нимались обществом в условиях широкого распростране­ния нигилистических воззрений (нигилизму как идеологи­ческой концепции присущи гипертрофированное сомнение и отрицание общепринятых ценностей, абсолютизация ма­териального и индивидуального начал).

Освободительное движение 60-х — начала 70-х гг.Пе­риод начала 60-х гг. в истории русского освободительного движения получил наименование «прокламационного пери­ода». Прокламации, выпускаемые в виде обращений к раз­личным слоям общества, стали ответом на крестьянскую реформу 1861г. В этих обращениях, авторами которых чаще всего были разночинцы, студенты, участники различных подпольных кружков, разъяснялся грабительский смысл реформы, содержался призыв к борьбе за права и свободы. Хотя большинство прокламаций носили относительно уме­ренный характер, появляются обращения, призывающие к насильственному свержению власти, экстремистским акци­ям, организации режима революционной диктатуры (наибо­лее известной из таких прокламаций была «Молодая Рос­сия», составленная в мае 1862 года студентом П. Заичнев-ским). В конце 1861г. в Санкт-Петербурге сложилась обще­русская революционная группировка «Земля и воля». Про­грамма ее носила умеренный характер: в нее входили требо­вания передачи крестьянам тех наделов, которыми они владели до реформы, замена правительственных чиновни­ков выборными, избрание центрального народного предста­вительства. Реализация данных положений должна была про­изойти в результате крестьянской революции, которая, как предполагалось, очень скоро наступит. Когда надежда на скорейшее восстание крестьян не оправдалась, организа­ция самоликвидировалась (начало 1864 г.). Во второй по­ловине 60-х — начале 70-х годов в России (прежде всего в университетских городах) возникают многочисленные рево­люционно-демократические кружки интеллигенции. Наибо­лее известными среди них были кружок Н.А. Ишутина, один из членов которого — Д.В. Каракозов — совершил 4 апреля 1866г. покушение на Александра II, чи кружок СП. Не­чаева, программа которого носила наиболее радикальный характер. Организатор данного общества С. Нечаев




создал такназываемый «Катехизис революционера», в ко­тором обосновывал необходимость самых крайних мето­дов в процессе борьбы с самодержавием: террора, шанта­жа, разрушений и т. д. Впервые вводится такое понятие, как революционная необходимость, ради которой следова­ло отказаться от существующих моральных и нравствен­ных норм. К началу 70-х гг. большинство этих кружков было раскрыто и разгромлено властями.

Русское народничество 70—80-х гг.Главным направ­лением освободительного движения пореформенной Рос­сии становится народничество. Приверженцы данной иде­ологии считали, что интеллигенция в долгу перед наро­дом и должна посвятить себя его избавлению от гнета и эксплуатации. Будучи социалистами, народники полага­ли, что Россия перейдет к социализму, минуя капиталис­тическую стадию; опорой для этого послужит крестьянс­кая община, в которой народники видели социалистичес­кие черты. Среди народников не было единства по вопро­сам теории и тактики революционной борьбы. Можно выделить три крупнейших течения в народничестве. Тео­ретиком так называемого «бунтарского течения» был М.А. Бакунин. Он доказывал, что русский мужик является социалистом и бунтарем «по инстинкту», учить его этому не надо, нужен лишь призыв к бунту. М. Бакунин являлся одним из основателей русского анархизма, считая, что лю­бая государственная власть, даже самая демократическая, есть «источник эксплуатации и деспотизма». Любой форме государства он противопоставлял принцип «федерализма», т. е. федерацию самоуправляющихся сельских общин, про­изводственных ассоциаций на основе коллективной собствен­ности орудий и средств производства.

Основателем и теоретиком пропагандистского направ­ления был П.Л. Лавров. Он считал, что народ необходимо готовить к революции и социализму посредством долгой пропаганды. П.Н. Ткачев являлся главным идеологом так называемого «заговорщицкого течения». Согласно его те­ории власть должна была быть захвачена хорошо органи­зованной революционной партией, которой затем следова­ло внедрить социализм в русскую жизнь.

В середине 70-х годов в среде народников распростра­нилась практика «хожденийв народ». Рядактивных дея-

телей этой организации двинулся в деревню, пытаясь пу­тем революционной пропаганды разжечь крестьянский бунт. Однако крестьяне весьма настороженно относились к та­ким призывам и не проявляли стремлений к восприятию социалистических идей. Второе хождение в народ, в рам­ках которого интеллигенты селились в деревне, планомер­но агитируя крестьян за революцию, завершилось не бо­лее удачно, чем первое. В 1876г. народники изменили свою тактику. Создается крупная революционная органи­зация, получившая название «Земля и воля». Организа­цией руководили А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, О.В. Ан-текман и пр. Это была прекрасно организованная и хоро­шо законспирированная организация, имевшая свои фили­алы («общины») в провинции. В качестве программных установок организации рассматривались требования пере­дачи всей земли крестьянам, введения мирского самоуправ­ления, свободы слова, собраний, совести и т. д. Основным направлением деятельности «Земли и воли» стала пропа­ганда среди различных слоев общества. Террор рассматри­вался лишь как средство самозащиты или конкретно на­правленного возмездия, но не как основной метод борьбы. В 1879 г. внутри организации развернулась острая борьба между сторонниками тактики террора (группа А. Желябо­ва) и Г. Плехановым, ставившим во главу угла пропаганду. Результатом этих споров стало возникновение двух новых организаций — «Народной воли», которая перешла к пря­мой борьбе против самодержавия, и «Черного передела», стоявшего на прежних, землевольческих позициях. Основ­ной целью народовольцев стало цареубийство, которое должно было явиться сигналом для всеобщей революции. После ряда неудачных покушений 1 марта 1881 года Алек­сандр II был убит взрывом бомбы, брошенной студентом-террористом И. Гриневицким. Гибель царя, вопреки ожиданиям, не вызвала революции и крушения самодержа­вия. Вскоре большая часть членов «Народной воли» была арестована и казнена, а сама организация разгромлена пос­ле неудачного покушения на императора Александра III.

Начало социал-демократического движения в России в 80—90-е гг. XIX в. 80-90-е годыв России были временем

увлечения марксизмом. Этоучение, проникавшее из Евро­пы, стало основой социал-демократического движения об­щественной мысли страны. Первой русской марксистской группой стала организация «Освобождение труда», осно­ванная Г. Плехановым в 1883году в Швейцарии. Г. Пле­ханов доказывал неспособность крестьян к революции. Дви­жущей силой революционного движения будущего, по его мнению, должен стать рабочий класс. С середины 80-х го­дов марксистские кружки стали возникать и в России. Их лидеры — Д. Благоев, П. Точисский, М. Бруснев и другие — вели марксистскую пропаганду среди рабочих, организовывали стачки, маевки, забастовки. В 1895 году в Санкт-Петербурге В.И. Лениным и Ю.Л. Мартовым был создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», представлявший из себя широкомасштабное социал-демо­кратическое объединение, в состав которого входило около 20 кружков. Эти организации явились предпосылкой со­здания социал-демократических партий; в их рамках про­исходил рост политической грамотности рабочих, закла­дывались основы дальнейшей революционной борьбы.

Либерально-оппозиционное движение.Либеральная оп­позиция, действовавшая в пореформенной России в составе земских учреждений, выражала свое недовольство произво­лом властей, требовала совершенствования государствен­ного строя (представительного учреждения), но, в то же время, выступала за мирное разрешение проблем, опасаясь революционного взрыва. Оппозиционные настроения интел­лигенции нашли свое отражение на страницах таких пери­одических изданий, как «Голос», «Вестник Европы», «Рус­ская мысль». Земское либерально-оппозиционное движение функционировало в форме нелегальных собраний земцев, осуществлявших разработку и посылку царю так называе­мых «адресов», в которых высказывались предложения раз­личных реформ.

В 80—90-е гг. земское движение претерпело заметную эволюцию: происходит сближение либеральной и легаль­но-марксистской идеологий. В 1899 г. возник кружок «Бе­седа», поставивший своей целью борьбу против бюрокра­тии за свободу местного самоуправления. В эти годы зак­ладываются основылиберальной идеологии, формируют-

ся политические доктрины и концепции русского либера­лизма.

Таким образом, в качестве ядра освободительного дви­жения второй половины XIXвека можно выделить дея­тельность народнических организаций и групп. Несмотря на политическую незрелость и многочисленные заблужде­ния, участники этого движения становятся реальной си­лой, оказывающей заметное влияние на политическое раз­витие страны. В этот период власть, опираясь на свою карательно-репрессивную машину, с трудом справляется с революционерами. В целом, вторую половину XIX века можно охарактеризовать как подготовительный этап в ос­вободительном движении. Закладываются основные теоре­тические и практические основы революционной деятель­ности. Заметно возросла роль сильной, хорошо сплочен­ной, имеющей единую волю организации.

Все это в комплексе с ростом политической грамотности и организованности масс, прежде всего растущего рабочего клас­са, в значительной степени повлияло на будущие события, став основой первой русской революции 1905—1907 гг.

Наши рекомендации