Реформы 60-70-х годов XIX в. в России, их социально-экономические и политические результаты

Предпосылки «великих» реформ.Реформы 60—70-х гг. стали важной вехой в истории России XIX века. В основе реформ лежала планомерная политика прави­тельства, которое в 30—40-е гг. проделало большую под­готовительную работу в данном направлении. Однако ре­шающим фактором, побудившим правительство присту­пить к реформированию, стал рост социальной напряжен­ности и значительный общественно-политический подъем конца 50-х — начала 60-х годов XIX в. Значительную роль сыграло и поражение в Крымской войне, показавшее бессилие политического режима, сложившегося при Ни­колае I. Первостепенной задачей, вставшей перед вступив­шим на российский престол в 1855 г. Александром II (1818—1881), была отмена крепостного права.

Подготовка к отмене крепостного права.Непосредствен­ная подготовка отмены крепостного права начинается с 1857 г., когда был создан Секретный комитет для реше­ния крестьянского вопроса. С 1858 г. он возглавляется великим князем Константином Николаевичем, имевшим либеральные взгляды; деятельность комитета приобрета­ет гласный характер. На местах начинают создаваться гу­бернские комитеты, которые разрабатывали различные проекты освобождения крестьян. Затем эти проекты пере­давались в так называемые Редакционные комиссии — «рабочий орган» при Главном комитете, созданный в 1859 г., где они всесторонне рассматривались и дорабатывались. Крестьяне, таким образом, были полностью отстранены от дела, касавшегося их жизненных интересов.

Крестьянская реформа. 19февраля 1861 г. Алек­сандр II подписал «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» и Манифест, возвещавший об от­мене крепостного права в России. Согласно этим докумен­там, крестьяне сразу получали личную свободу, вводились сельские и волостные крестьянские органы правления. Кре­стьяне освобождались с землей, но наделение их достаточ­ным количеством земли было невыгодно помещику, поскольку

тогда крестьянские хозяйства были бы полностью независи­мы от него. Реформа устанавливала «высшую» и «низшую» нормы наделов. Предусматривалась отрезка от крестьянско­го надела в пользу помещика, если дореформенные его раз­меры превышали «высшую» норму, и прирезку, если он не достигал «низшей» нормы. На практике отрезки стали пра­вилом, а прирезки — исключением. В отрезки чаще всего попадали лучшие, наиболее необходимые крестьянину уго­дья (выпасы, сенокосы, водопои). Малоземелье и чересполо­сица не давали возможности крестьянскому хозяйству ус­пешно развиваться. После окончания срока введения в дей­ствие «Положений...» крестьяне переходили в так называе­мое «временно-обязанное» положение, согласно которому они отбывали прежние феодальные повинности за предоставлен­ную землю. То есть, крестьянин по-прежнему выплачивал оброк и отрабатывал барщину (хотя и в урезанном виде). Завершающим этапом крестьянской реформы являлся пере­вод крестьян на выкуп. Размер выкупа за надел определялся путем так называемой «капитализации» оброка. Годовой оброк приравнивался к 6 % с капитала «я». Таким обра­зом, если крестьянин уплачивал оброк с одной души мужс­кого пола в размере 10 руб. в год, то выкупная сумма х составляла: 10 руб./6%х100% = 166 руб. 67 коп. 80% выкупа помещикам выплачивало государство, которое затем взимало эту сумму с крестьян с 6 % ежегодно. Проведением в жизнь всех аспектов реформы на местах занимались «ми­ровые посредники» (чаще всего из помещиков). Все новые поземельные отношения и повинности фиксировались в Ус­тавных грамотах.

Крестьянская реформа 1861 г. была проведена, прежде всего, в интересах помещиков. Многие крестьянские хозяй­ства разорялись. Ответом на реформу был всплеск кресть­янских волнений и бунтов, прокатившийся по стране в на­чале 60-х годов. Однако, несмотря ни на что, реформа 1861 г. стала важнейшим шагом, создавшим условия для утверждения капитализма в стране. Следствием этого пре­образования становится возрастание темпов экономичес­кого роста, формирование новых социальных слоев — про­летариата и промышленной буржуазии.

Земские и городские реформы. Вслед за крестьянской реформой в России проводятся преобразования в других

сферах — местного управления, суда, образования, в во­енном деле и др. К марту 1863 г.,после предварительной работы, проделанной комиссиями Н.А. Милютина и П.А. Валцева, были подготовлены «Положения о губерн­ских и уездных земских учреждениях», утвержденные Алек­сандром II 1 января 1864 года. Создаваемые земские учреж­дения состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернс­ких земских управ). Те и другие избирались на трехлет­ний срок. Все избиратели делились на три курии — земле­владельцев, городских избирателей, выборных от сельс­ких Обществ. Если по первым двум куриям выборы были прямыми, хотя и ограниченными имущественным цензом, то по третьей — многоступенчатыми и бесцензовыми. Зем­ства были лишены каких-либо политических функций, за­нимались исключительно хозяйственными вопросами мес­тного значения. В ведении земств находилось устройство местных путей сообщений, почты, школ, больниц, попе­чение о местной торговле и промышленности и т. д. При земствах содержались врачи, учителя, техники, статисти­ки и другие служащие. Деятельность земств даже в этих, весьма скромных рамках, была чрезвычайно полезна и необходима. Помимо этого, земства становились очагами общественной деятельности либерального дворянства. По тем же принципам, что и земская, проводилась город­ская реформа, получившая силу закона 16 июня 1870 г. В 509 городах России вводились новые органы самоуправ­ления — городские думы, избираемые на четыре года. Го­родские думы избирали на тот же срок исполнительные органы — управы. Городские избиратели делились на три курии по имущественному принципу. Лица, не имевшие собственности в городе и не платившие городских налогов (рабочие, интеллигенция, служащие), в выборах участия не принимали. Компетенция городского самоуправления, как и земского, была ограничена рамками исключительно хозяйственных вопросов.

Судебная реформа.Наиболее либеральной и завершен­ной по своему характеру являлась судебная реформа. 20 ноября 1864 г. проекты судебных уставов были утвер­ждены Александром II. Они предусматривали бессослов-

ность суда, его независимость от администрации, несменя­емость судей, гласность и состязательность судебного про­цесса, в котором участвовали присяжные и адвокаты, ра­венство всех сословий перед законом. Вводились новые су­дебные учреждения — коронный и мировой суды. Корон­ный суд имел две инстанции — окружной суд и судебная палата, объединявшая несколько судебных округов и со­стоявшая из уголовного и гражданского департаментов. Для разбора мелких правонарушений и исков на сумму до 500 руб. в городах и уездах учреждался мировой суд. Пред­седатели и члены судебных палат и окружных судов ут­верждались императором, мировые судьи — Сенатом. Се­нат имел право кассации судебных решений.

В судебной реформе 1864 г. наиболее последовательно были осуществлены принципы буржуазного права. Судеб­ная система России стала одной из самых прогрессивных для своего времени, несмотря на многие пережитки и чер­ты сословного суда, сохранявшиеся в стране. Уже с начала 70-х годов последовала серия «изъятий» и «дополнений», которые ограничивали гласность суда, несменяемость су­дей и следователей, изымали из ведения судов присяжных политические дела и т. п.

Военная реформа.Поражение России в Крымской вой­не вследствие военно-технической отсталости николаев­ской армии, усиление военной мощи европейских держав требовали коренной реорганизации военного дела в Рос­сии. Преобразования в военной сфере во многом связаны с именем Д.А. Милютина, назначенного на пост военного министра в 1861 году. В 1864 году началась реорганиза­ция системы военного управления. Территория страны была разделена на 15 военных округов, что имело целью лик­видировать излишнюю централизацию управления, создать условия для более быстрой мобилизации войск в военное время. В условиях России с ее огромными территориями эта мера имела первостепенное значение. 1 января 1874 г. был утвержден «Устав о воинской повинности», преду­сматривавший распространение воинской повинности на все мужское население, без различия сословий. Для сухо­путных регулярных войск устанавливался шестилетний срок действительной службы, затем увольнение в запас на

9 лет, а по исполнению этого срока зачисление в ополче­ние до 40-летнего возраста. Помимо этих преобразований, была реформирована система военно-учебных заведений, введен новый военно-судебный устав и т. д. Военные ре­формы 60—70-х гг. сыграли существенную роль в повыше­нии боеспособности русской армии.

Реформы в сфере образования и просвещения.Зна­чительные либеральные преобразования были проведены в сфере просвещения. Университеты получали широкую внутреннюю автономию; был введен принцип формально­го равенства в среднем образовании для людей всех сосло­вий и вероисповеданий; расширена сеть начальных народ­ных училищ; значительно смягчался цензурный контроль за издательской деятельностью.

Сущность реформ и их последствия.Несмотря на все огромное положительное значение реформ 60—70-х гг. XIX века, они носили непоследовательный и незавершен­ный характер, став отражением двух тенденций в полити­ке эпохи Александра II — реформистской и консерватив­ной. Трудность реформирования заключалась в том, что проводимые преобразования не имели достаточно прочной социальной базы: правительственный курс подвергался критике как справа (за чрезмерную радикальность), так и слева (за нерешительность и ограниченность реформ). Многие преобразования носили опережающий характер — предстоял сложный этап адаптации новых институтов к реальным условиям действительности. Тем не менее, ре­формы 60—70-х годов создали условия для развития бур­жуазно-капиталистического общества в России и перехода к гражданскому обществу и правовому государству.

Наши рекомендации