Социально-экономические и политические проблемы Ирландской республики 60-х—70-х годов

В последние полтора десятилетия экономическое развитие Ирландской республики вплоть до мирового экономического кризиса середины 70-х годов шло относительно быстрыми темпами.

В 60-е годы темпы роста валового внутреннего продукта удвоились. Промышленное производство в эти годы росло в среднем ежегодно на 6%, в 1969—1974 гг. — на 4,8%. Значительно увеличились капиталовложения в промышленность за счет привлечения в первую очередь заемных средств. Стимулируемые государством, заметно расширили свою инвестиционную деятельность банки, страховые компании, строительные общества. В настоящее время Ирландия находится накануне превращения в индустриально-аграрную страну. Вместе с тем процесс этот является противоречивым и сложным. Именно в эти годы внедрение в экономику Ирландии иностранного монополистического капитала происходило бурными, невиданными ранее темпами. В качестве его младшего партнера активно развивался местный монополистический капитал. Страна в целом оказалась еще более прочно втянутой в международное капиталистическое разделение труда, вступив в 1973 г. в ЕЭС и заняв в нем место слабого звена «Общего рынка», объекта политики международных концернов.

По величине приходящегося на душу населения валового внутреннего продукта Ирландия уступает большинству стран «Общего рынка» в 1,5—2 раза. По сравнению с развитыми странами ее хозяйственная структура остается во многом архаичной с относительно высокой долей сельского хозяйства и низкой — промышленности. Вместе с тем производительность ирландского сельского хозяйства стала более высокой. Ведущей его отраслью остается животноводство. По величине поголовья крупного рогатого скота на 100 га угодий Ирландия вышла на одно из ведущих мест, уступая лишь Голландии и Бельгии и опередив Англию. Эта отрасль нацелена на экспорт, высокотоварна. Более половины производимых продуктов питания вывозится из страны (в 1976 г. почти 70% всей молочной продукции).

Произошли заметные сдвиги в структуре ирландской внешней торговли: в ней уменьшилась роль Англии (в 1967 г. туда шло 72% ирландского экспорта, в 1972г. — 61 в 1976 г. — 48%), возросло значение континентальных стран ЕЭС (с 17% в 1972 г. до 24% в 1976 г.).

По сравнению с довоенным периодом число занятых в промышленности выросло более чем в 1,5 раза, в сельском хозяйстве сократилось почти вдвое. Более всего занятых (по данным на 1974 г. — около 45% общего числа) насчитывается в сфере услуг.

Резко сократилось число независимых предпринимателей, интенсивно идет процесс вымывания средних слоев. Фермеров в Ирландии осталось всего 180 тыс. Число их сокращается ежегодно. Подавляющую часть ирландского общества уже сейчас составляют лица наемного труда.

Показательным для роста промышленного производства явилось удвоение доли промышленной продукции в ирландском экспорте за десятилетие 1965—1975 гг. В 1970 г. вывоз промышленных изделий впервые обогнал по стоимости экспортируемую продукцию сельского хозяйства.

В 1973 г. доля промышленности в валовом внутреннем продукте превысила долю сельского хозяйства почти в 2 раза.

Помимо традиционных отраслей легкой промышленности и значительно обгоняя ее по темпам развития растут новые отрасли — химия, приборостроение, металлургия, машиностроение, горнодобыча. Растет опирающаяся на добычу торфа энергетика, активно разрабатываются недавно разведанные богатые залежи полезных ископаемых (в первую очередь свинца, цинка, баритов, серебра, природного газа). Эти сдвиги привели к существенному увеличению численности рабочего класса и, что особенно важно, его отрядов, занятых на крупных, современных предприятиях.

Стержнем экономической стратегии ирландских правящих кругов в ходе выполнения трех так называемых программ экономического развития (1958—1963 гг., 1964—1968 гг., 1969—1972 гг.) явился упор на рост экспортных отраслей при максимальном привлечении иностранного капитала. Льготы, предоставляемые ирландскими правительствами зарубежным инвесторам, в Западной Европе не имеют себе равных. Здесь и освобождение всей производимой на экспорт продукции от налогов на прибыль в течение 15 лет, и безвозмездные ссуды на приобретение земельных участков, на строительство самих объектов, приобретение оборудования, обучение рабочих, на разработку проектов и на проведение изыскательских работ. Иностранным компаниям гарантируется свободная репатриация капиталов из страны.

В этих условиях в Ирландию устремились зарубежные монополии: за период с 1960 по 1972 г. в стране было создано 668 новых промышленных предприятий, из них лишь 212 — ирландских. В последнее десятилетие в ирландской экономике значительно усилились позиции монополий США. Хотя по числу вновь создаваемых предприятий пальму первенства продолжает удерживать Великобритания, в общей сумме капиталовложений на первое место вышли США. Вслед за Соединенными Штатами активно внедряются в Ирландию западногерманские, японские, французские, голландские фирмы. Усилились позиции иностранного капитала в банковском деле: среди действующего в Ирландии банковского капитала на долю местного приходится 57%, английского — 29, американского — 12%.

Указанные процессы подтолкнули монополизацию в ирландской экономике, рост финансовой олигархии. В 1975 г. 32 члена совета директоров Банка Ирландии и Объединенного ирландского банка — двух всевластных ныне в стране банковских концернов — занимали 250 руководящих постов в промышленных и торговых фирмах. Если в 40-х годах в пивоварении и производстве виски подвизалось около ста фирм, то сейчас имеются только три, в текстильном производстве из сотен компаний осталось шесть монополистических фирм, в производстве цемента и бетона — две, в газетно-издательском деле — одна и т.д. В сельскохозяйственном производстве в роли монополий выступает несколько крупнейших капиталистических кооперативных обществ. Наметилась тенденция к проникновению монополистического капитала в предприятия госсектора, к складыванию в Ирландии государственно-монополистического капитала.

Ирландия платила и платит дорогую цену за достигнутый в последнее время интенсивный промышленный рост. Позиции иностранного капитала в стране значительно расширились и укрепились. Иностранные фирмы господствуют в радиоэлектронике, в автомобильной промышленности, имеют сильные позиции в химической и металлообрабатывающей отраслях.

Американский и канадский капитал преобладает в добывающей промышленности, стремится полностью захватить в свои руки добычу серебра, цинка, свинца, а также нефти и газа в районе ирландского континентального шельфа. Это вызывает законное беспокойство демократической общественности, выступающей за охрану местных природных ресурсов от посягательств иностранных монополий.

По подсчетам известного марксистского историка и публициста Д.Гривза, в 60-х годах зарубежные монополии выкачивали из Ирландии до 100 млн. ф.ст. ежегодно. Несмотря на первоочередную для страны потребность в создании новых рабочих мест, многие иностранные фирмы предпочитают использовать неквалифицированный труд, ввозя рабочих со специальной профессиональной подготовкой из своих стран. В момент острого энергетического кризиса 1973—1974 гг. английская фирма «Айриш рифайнинг», под контролем которой находился единственный в стране нефтеперерабатывающий завод в г.Корке, вместо того, чтобы форсировать производство нефтепродуктов для местных нужд, увеличила экспорт.

Опора на иностранные монополии поставила страну в прямую зависимость от колебаний мирового капиталистического рынка. Экономический кризис 1974—1975гг. отразился на Ирландии с ее экспортной ориентацией сильнее, чем на других странах — членах ЕЭС. В первом кризисном году валовой внутренний продукт вырос лишь на 1,7%, во втором — упал на 1%. Реальное число безработных в стране достигло 180 тыс. человек, т.е. 20% всего активного самодеятельного населения. Продолжаются бегство из деревни, прогрессирующее разорение мелких и отчасти средних ирландских предпринимателей. Бурными темпами нарастает инфляция, повышается стоимость жизни. Если за период с 1960 по 1966 г., в разгар экономического бума, заработная плата в промышленности выросла на 43% при росте потребительских цен на 17%, то в одном лишь 1976 году, в разгар инфляции и в условиях периодического замораживания заработной платы, цены на хлеб, рыбу и маргарин подскочили на 15%, масло — на 30, молоко и сыр — на 20%.

Относительно быстрое развитие ирландской экономики с конца 50-х годов привело к сокращению длительное время опустошавшей страну эмиграции. В 1962 г. впервые за более чем 100 лет не была отмечена убыль населения, а в 1973 г. число иммигрантов несколько превысило число тех, кто покинул страну. Однако сокращение эмиграции в немалой степени связано с массовой безработицей в развитых капиталистических странах, принимаемыми в них мерами по ограничению въезда иностранных рабочих.

Происходившие в Ирландии важные экономические и социальные процессы значительно усилили поправение ирландской национальной буржуазии. Поворот конца 50-х—начала 60-х годов привел к новому существенному укреплению и развитию связей с империализмом, к сращиванию влиятельных группировок ирландской национальной буржуазии с иностранными монополиями. Вместе с тем эти же процессы усилили поляризацию в национально-буржуазном лагере. Среди разоряющихся мелких и отчасти средних предпринимателей, фермеров и т.п. растет недовольство, активизируются поиски новых лозунгов и решений как внутри правящей партии, так и вне ее.

В политической сфере наметилось заметное поправение некогда радикальной Фианна фойл, определенное сближение ее программных установок и, главное, ее политической практики с традиционным оплотом ирландского консерватизма — партией Фине гэл. Наглядное подтверждение этому — фактически двухпартийная политика ирландских кабинетов по таким важнейшим вопросам, как принятие и осуществление «нового курса» и политика в отношении Северной Ирландии.

На протяжении всего периода конца 50-х—начала 70-х годов Фианна фойл твердо удерживала политическое первенство, формировала свои кабинеты сначала во главе с Ш.Лемассом, а с конца 60-х годов — во главе с его преемником в качестве лидера партии Дж.Линчем. Именно в этот отрезок времени был осуществлен крутой поворот в экономической политике, заключено англо-ирландское соглашение 1965 г. о создании так называемой зоны свободной торговли, подготовлено вступление Ирландии в ЕЭС.

В начале 1973 г. в результате увеличивающихся экономических и социальных трудностей, роста недовольства осторожным курсом кабинета в североирландских делах Фианна фойл потерпела поражение на парламентских выборах. К власти вновь пришел возродившийся политический блок Фине гэл и лейбористов. Стремясь любой ценой занять министерские кресла, новые лейбористские лидеры начисто забыли, что в 60-е годы, после ухода своего многолетнего лидера, ярого оппортуниста У.Нортона, новое лейбористское руководство длительное время стремилось создать впечатление «левизны» в сфере социальных требований и декларировало невозвращение к практике блокирования с откровенно консервативными силами. Однако очередной коалиционный кабинет снова оказался недолговечным. Его правление знаменовалось углублением кризисных явлений, дальнейшим ростом безработицы. Весной 1974 г. потерпел фиаско компромисс в североирландском вопросе (соглашение в Саннингдейле), одним из инициаторов которого явился ирландский премьер, лидер Фине гэл Лиэм Косгрейв. На летних выборах 1977 г коалиция потерпела сокрушительное поражение. К власти вернулась Фианна фойл. Лидером потерпевшей поражение Фине гэл стал бывший министр иностранных дел коалиционного правительства Г.Фицджеральд.

Заметным явлением в политической жизни страны рассматриваемого периода были два национальных референдума 1972 г. Первый, 10 мая, стал завершением охватившей страну в начале 70-х годов острой политической дискуссии на предмет вступления в «Общий рынок». Опираясь на аппарат государственной власти, широко используя средства массовой информации, сторонники присоединения к ЕЭС во главе с правящей группировкой Фианна фойл одержали победу. Они набрали 87% голосов (1 млн.), их противники — КПИ, Шин-фейн, часть лейбористов и представители радикальных национальных кругов собрали 17% (200 тыс. голосов). Исход референдума предопределил вступление Ирландии вслед за Англией в «Общий рынок».

В декабре того же года по инициативе правительственных кругов был проведен второй национальный референдум. Его участники голосовали за или против отмены ст.44 ирландской конституции, фиксировавшей «особый статус» католической религии в стране, по существу отождествлявшей национальную принадлежность с конфессиональной. Статья эта усиливала влияние католической иерархии, служила юридическим обоснованием для ее вмешательства в политику. Непосредственной причиной референдума явилось стремление правящих кругов Ирландии, добивавшихся участия в решении судеб Ольстера, отвести обвинения со стороны северных протестантов и английской общественности в поощрении воинствующего католицизма. Подавляющее большинство принявших участие в опросе высказались за отмену привилегий католической церкви.

Предметом острой внутриполитической борьбы в Ирландской республике явился североирландский вопрос и отношение к террористическому курсу «временной» ИРА (образовалась в конце 1969—начале 1970 г.). Несмотря на то, что основная часть населения резко отрицательно относилась к террору, давала себя знать многовековая традиция «войны по-ирландски», когда террор часто являлся ответом на варварство чужеземных карателей. Однако главным было жгучее возмущение зверствами оранжистов и британских экспедиционных войск на Севере. «Временные» действовали и действуют как не признающая северной границы общеирландская организация со штаб-квартирой в столице республики, имеющая свое легальное «политическое крыло» — так называемый временный Шин-фейн. Некоторые влиятельные представители правящей группировки были не прочь использовать в своих целях «временную» ИРА, в которой им импонировали антикоммунизм, крайний национализм и воинствующий католицизм.

В этих условиях до лета 1972 г. «временные» чувствовали себя на территории республики вполне свободно. Однако после признания английским правительством заинтересованности Ирландии в ольстерских делах руководители «временной» ИРА начали подвергаться арестам, для борьбы с ней были созданы специальные трибуналы. Накануне подписания соглашения в Саннингдейле, в котором наряду с другими пунктами предусматривалось ужесточение борьбы с терроризмом, было возобновлено действие закона о пресечении деятельности, направленной против государства.

По-прежнему актуальной и острой остается в республике проблема сохранения и возрождения национального ирландского языка (гэлика), считающегося, согласно конституции, наряду с английским официальным языком страны. Несмотря на определенные усилия в этом направлении ирландских кабинетов (введение обязательного обучения гэлику в школах, экзаменов по гэлику для занятия определенных должностей на государственной службе и т.д.), число лиц, для которых гэлик был и остается основным, материнским языком, неуклонно уменьшается. По данным 50-х годов, в стране только 35 тыс. жителей постоянно употребляли гэлик как средство общения. Показательна в этой связи судьба области исключительного проживания гэлоязычного населения на крайнем западе Ирландии — Гэлтахта. Число жителей здесь постоянно падает, насчитывая в настоящее время лишь несколько десятков тысяч человек. Причины всего этого — почти исключительное применение английского языка на производстве, в сфере деловых отношений и т.п., его подавляющее преобладание в органах массовой информации, постоянная эмиграция значительного числа ирландцев главным образом в англоязычные страны, давнее утверждение английского языка (вернее, его ирландского диалекта) в качестве главного литературного языка значительного большинства населения Ирландии. Вместе с тем продолжают развиваться поэзия, проза, музыкальное творчество на ирландском языке, имеющие свою устоявшуюся аудиторию в среде ирландской интеллигенции, а также фермерства, среди мелкой буржуазии и рабочих. Возрождение ирландского языка является смыслом существования некоторых массовых организаций, главная из которых — Гэльская лига.

Наши рекомендации