Индустриальное развитие стран Запала во второй половине XVIII—XIX вв.

Ко второй половине XVIII в. в социально-экономиче­ской области развития стран Западной Европы и США были созданы все условия для начала промышленной ре­волюции. Разрушение старых феодальных порядков, эко­номическое и политическое укрепление буржуазных слоев общества, рост мануфактурного производства — все это свидетельствовало о назревании глобальных изменений в сфере производства. Большое значение для начала про­мышленного переворота имели результаты аграрной рево­люции XVIII века, которая привела к интенсификации сельскохозяйственного труда и одновременно к сокраще­нию сельского населения, часть которого стала уходить в город. Индустриализация, охватившая с конца XVIII-XIX вв. всю Европу, развивалась крайне неравномерно и имела свои особенности в каждом регионе. Наиболее бур­ный рост был характерен для районов, имевших давние промышленные традиции, а также для областей, богатых углем, железной рудой и другими полезными ископаемыми.

Промышленный переворот начался в Англии в 60-е гг. XVIII в. Эта страна обладала густой сетью мануфактур, функционировавших на основе принципа разделения тру­да: организация производства здесь достигает высокой сте­пени развития, что способствовало предельному упроще­нию и специализации отдельных производственных опера­ций. Замена и вытеснение ручного труда машинами, что составляет сущность промышленного переворота, впервые происходит в легкой промышленности. Внедрение машин в этой сфере производства требовало меньших капиталовло­жений и приносило быструю финансовую отдачу. В 1765 г. ткач Д. Харгривс изобрел механическую прялку, в кото­рой одновременно работали 15-18 веретен. Это изобрете-

пие, неоднократно модернизировавшееся, вскоре распро­странилось по всей Англии. Важной вехой в процессе усо­вершенствований стало изобретение Д. Уаттом в 1784 г. паровой машины, которую можно было использовать прак­тически во всех отраслях промышленности. Новая техни­ка потребовала иной организации производства. Мануфак­тура начинает вытесняться фабрикой. В отличие от ману­фактуры, основанной на ручном труде, фабрика была круп­ным машинным предприятием, рассчитанным на выпуск огромного количества стандартной продукции. Развитие промышленности имело своим следствием рост транспорт­ной инфраструктуры: осуществляется строительство но­вых каналов, шоссейных дорог; с первой четверти XIX в. активно развивается железнодорожный транспорт. К се­редине века протяженность железнодорожных путей в Англии составила более 8000 км. Морская и речная тор­говля также модернизировалась с началом использования на флоте паровых машин. Успехи Англии в промышлен­ном секторе были впечатляющими: в конце XVIII — первой половине XIX вв. ее стали называть «мастерской мира».

Промышленное развитие XIX в. характеризовалось рас­ширением машинного производства, передачей технологи­ческих знаний, коммерческого и финансового опыта от Англии к другим европейским странам и США. В конти­нентальной Европе одной из первых стран, затронутых индустриализацией, стала Бельгия. Как и в Англии, здесь имелись богатые запасы угля, руды; крупные торговые центры (Гент, Льеж, Антверпен и др.) процветали благо­даря удобному географическому положению между Фран­цией и Германией. Запрет на ввоз английских товаров в ходе наполеоновских войн способствовал расцвету хлоп­чатобумажного производства в Генте. В 1823 г. была воз­ведена первая доменная печь в Льежском угольном бассей­не. Независимое существование Бельгии с 1831 г. благо­приятствовало ускорению ее промышленного развития: за 20 последующих лет количество используемых машин уве­личилось в шесть раз, а уровень добычи угля возрос с 2 до 6 млн тонн в год. Во Франции технологические новшества проникали, прежде всего, в крупные промышленные цен­тры, такиекак Париж и Лион, а также в районы разви-

тия текстильной промышленности (северо-восток и центр страны). Большое значение для французской промышлен­ности имел тот факт, что банки и финансовые учреждения активно вкладывали свои капиталы в строительство но­вых предприятий и совершенствование технологий. Осо­бенно активно французская экономика развивается в эпо­ху Второй империи (1852-1870 гг.), когда объем экспор­та вырос в 400 раз, а производство энергии — в пять раз.

Значительным препятствием для процесса индустриа­лизации в Германии была политическая раздробленность этой страны. Ситуация значительно улучшилась после объединения немецких земель в 1871 г. Крупнейшим про­мышленным районом Германии становится Рурская об­ласть, где находились значительные месторождения угля высокого качества. Впоследствии здесь была основана ком­пания Круппа, являвшаяся ведущим производителем ста­ли в Германии. Другой промышленный центр страны рас­полагался в долине реки Вуппер. В начале века он полу­чил известность за счет производства хлопчатобумажных тканей, добычи угля и железной руды. Именно в этом районе Германии для производства чугуна вместо древес­ного угля впервые стал использоваться кокс.

Индустриализация в Австро-Венгрии, Италии, Испании затронула лишь отдельные регионы, не оказав существенно­го влияния на экономическое развитие этих стран в целом.

В США промышленное производство начинает разви­ваться особо быстрыми темпами с 40-х гг. XIX века. Важ­нейшим промышленным районом страны были северо-вос­точные штаты (Пенсильвания, Нью-Йорк и др.), где уже к середине XIX века имелись крупные предприятия по производству железа, сельскохозяйственных машин, ра­ботавшие на каменноугольном топливе. Постоянно увели­чивавшиеся размеры страны (к 1848 г. границы США простирались от Атлантического до Тихого океанов) спо­собствовали бурному развитию средств коммуникации — железнодорожных линий и шоссейных дорог. Промыш­ленное развитие Соединенных Штатов осуществлялось в условиях постоянного притока дешевой рабочей силы — эмигрантов из Европы и Азии. Технические новшества про­никают также на юг США, где в первой половине XIX в.

развивалось плантационное земледелие, основанное на ис­пользовании труда чернокожих рабов: все более широко внедряется хлопкоочистительный станок, изобретенный в 1793 г.; строятся предприятия по переработке сельскохо­зяйственной продукции. В целом индустриальное разви­тие США проходило наиболее быстрыми темпами со вто­рой половины XIX в., когда были преодолены внутренние социально-политические противоречия (конфликт южных и северных штатов).

Промышленный переворот имел значительные соци­альные последствия, связанные с формированием двух ос­новных классов индустриального общества: промышленной буржуазии и наемных рабочих. Этим двум социальным груп­пам предстояло найти точки соприкосновения и вырабо­тать эффективную систему взаимоотношений. Данный про­цесс протекал крайне сложно. На первом этапе индустри­ального развития, который можно условно обозначить как эпоху «дикого капитализма», степень эксплуатации рабо­чих' была крайне высокой. Предприниматели стремились любой ценой сократить затраты на производство товаров, в частности, путем снижения заработной платы и увеличе­ния продолжительности рабочего дня. В условиях невысо­кой производительности труда, полного отсутствия элемен­тарной техники безопасности, а также законодательства, защищающего права лиц наемного труда, положение по­следних было очень тяжелым. Подобная ситуация не могла не вызвать стихийного протеста, который имел различные проявления: от разрушения машин (движение «луддитов» в Англии) до создания профсоюзов и формирования идеоло­гических концепций, в которых пролетариату отводилась решающая роль в развитии общества. Изменился и харак­тер взаимоотношений между промышленниками и государ­ственной властью. Капиталистов уже не удовлетворял лишь факт учета своих интересов государством, — они постепен­но начинают открыто претендовать на власть.

К концу 70-х гг. XIX в. наиболее развитые страны кон­тинентальной Европы (Франция, Германия, Бельгия, Швейцария) догнали Великобританию по основным эко-номиче-ским показателям. Период британского экономи­ческого превосходства постепенно подходил к завершению.

Особенно серьезным конкурентом Англии на европейском рынке стала быстроразвивающаяся Германия, достигшая к концу XIX века значительных успехов в развитии «но­вых отраслей» производства (электротехники, машиностро­ении, химической промышленности). Серьезную конкурен­цию Англии составляли и США, активно внедрявшие новейшие европейские технологии. Бурное развитие про­мышленности начинает требовать дополнительных рын­ков сбыта для европейских товаров. Кризисы перепроиз­водства, имевшие циклический характер, к концу XIX века становятся все более серьезными и длительными. Посте­пенно истощается и сырьевая база европейской промыш­ленности. Все это побуждает наиболее развитые индустри­альные страны к захвату колоний. Объектами колониаль­ной экспансии становились наименее развитые районы мира (Африка, Азия, Океания). Эти земли, не имевшие собствен­ной промышленности, но обладавшие значительными ма­териальными и людскими ресурсами, стали важнейшими источниками сырья и рынками сбыта для европейской ин­дустрии. К концу XIX в. были созданы целые колониаль­ные империи, крупнейшей из которых была Британская империя. Этот этап в развитии западной цивилизации ха­рактеризуется как эпоха империализма. Данная эпоха была не только периодом наивысшего могущества евро­пейских индустриальных держав, но и временем, когда между ними зарождались серьезные противоречия, кото­рые приобрели впоследствии неразрешимый характер. Экономическое соперничество, борьба за колониальные источники сырья и рынки сбыта стали основными причи­нами нарастания международной напряженности.

Таким образом, к концу XIX века в целом завершился процесс становления индустриального капиталистического общества в Западной и Центральной Европе и в Северной Америке. Страны Запада явились зоной ускоренного, «пе­редового» развития капитализма, его «первым эшелоном». Юго-Восточная и Восточная Европа, а также некоторые страны Азии (Япония) также вступили на путь реформ. В конце XIX в. окончательно сформировалась система ми­рового хозяйства. Вывоз товаров и капиталов связал мно­гие регионы мира с европейскими центрами промышленно­сти и банками. Индустриализация способствовала глубо­чайшему перевороту в развитии мировой цивилизации. Она

"TTi

затронула все без исключения сферы жизни общества, ре­шив и в то же время породив множество проблем. Вторая половина XIX века была временем преобладания оптимис­тических настроений в европейском обществе. Европейцы верили в прогресс, во всемогущество техники и человечес­кого гения и с уверенностью смотрели в будущее.

Наши рекомендации