Культурное наследие древних цивилизаций.

Одной из самых древних на земле является Египетская цивилизация. В рамках этой цивилизации в течение трех тысяч лет ее существования было создано немало выдаю­щихся памятников культуры, многие из которых дошли до нашего времени.

Уже к началу эпохи Древнего Царства в Египте возни­кает письменность, получившая название иероглифиче­ской (от греч. hieros — «священный»). При этом в Егип­те существовало скорописание и курсивное (демотичес­кое) письмо. Все три вида письма использовались в раз­личных целях. Писали на камне и папирусе. В системе письменности были как идеограммы, передающие отдель­ные понятия, так и фонограммы, передающие звуки. Письмо ценилось как искусство, а должность писца счи­талась одной из самых почетных.

Египет всегда ассоциируется в первую очередь с пирами­дами, которые являются одним из наиболее грандиозных творений человечества за всю его историю. Воздвигнутые в

эпоху Древнего Египта, пирамиды служили усыпальница­ми царей, отражая безграничную веру в могущество богов и представляющих их на земле царей (фараонов). Сперва возводились ступенчатые пирамиды (пирамида Джосера, XXVIII в до н. э.), затем появляются пирамиды с ломаны­ми гранями. Однако в большинстве своем это сооружения с ровными гладкими гранями и квадратным основанием. В Гизе, близ Каира, находятся три величайшие пирами­ды, построенные фараонами IV династии. Все три имеют единое направление осей и одинаковую ориентацию. Высо­та самой большой — 147 м, она известна как пирамида Хеопса. Масса каждого блока в ней равна примерно 2,5 тонны. Пирамиды являются единственным из семи чу­дес света, сохранившимся до наших дней. Гиза была целым архитектурным комплексом, в который входили еще пира­миды-гробницы вельмож и заупокойные храмы, пристраи­вавшиеся к пирамиде с восточной стороны. Кроме пирамид существовали скальные гробницы, характерные для Ново­го Царства. В эпохи Среднего и Нового Царств были созда­ны также величественные храмы в честь богов и фараонов, дворцы правителей. Храмовая архитектура отличается мо­нументальностью и необычайным богатством отделки.

Скульптура Древнего Египта также являлась тесно свя­занной с заупокойным культом. Статуэтки рассматривались как место пребывания одной из душ умершего, и их распо­лагали в храмах и гробницах. Фараона всегда изображали в расцвете сил с бесстрастным и величавым выражением лица и позы. В жанре скульптуры существовали определенные канонические требования. Стоящие статуи всегда строго фронтальны, фигуры их напряженно выпрямлены, головы поставлены прямо, руки опущены и плотно прижаты к телу, левая нога чуть выдвинута вперед. Статуи делали из дерева, гранита, базальта и других пород, их обычно раскрашива­ли: мужские фигуры в кирпично-красный, а женские — в желтый цвет. На барельефах голова и ноги изображались в профиль, плечи и грудь — в фас. Высшего расцвета скуль­птура Египта достигла в эпоху Нового Царства.

Характерной чертой шумеро-аккадской культуры является создание своеобразной системы письменности — кли­нописи, которая не была звуковым письмом, а содержала

идеограммы, обозначавшие целые слова, гласные либо сло­ги. Всего было около 600 знаков. Особый жанр в литера­туре составляют плачи — произведения о гибели шумерс­ких городов вследствие набегов соседей. Наиболее распро­страненными были этиологические (объясняющие) мифы о сотворении мира и человека, о Великом потопе, смерти и воскресении богов плодородия.

Своеобразным было храмовое зодчество Шумера, отли­чавшееся применением высоких платформ. Храмовые баш­ни — зиккураты — вслед за шумерами стали строить ак­кадцы и вавилоняне. Зиккураты состояли из трех ступе­ней, построенных в соответствии с божественной триадой, и возводились из сырого кирпича.

Одним из самых величественных городов древней Месо­потамии был Вавилон. Защищенный двойной стеной, он имел восемь ворот, самыми известными были ворота богини Иш-тар 12-метровой высоты. Выложенные бирюзовым глазиро­ванным кирпичом и украшенные орнаментом из скульптур львов, драконов и быков, они производили ошеломляющее впечатление. Располагаясь на обоих берегах Евфрата, город соединялся каменным мостом — одним из первых в мире.

Специфика литературы древнего Вавилона заключалась в первоначальном преподнесении сюжета и последующем его развитии. Вавилонская литература в значительной мере заимствована из шумерских источников, большинство про­изведений написано в стихотворной форме. Одними из глав­ных тем были проблема незаслуженных страданий челове­ка и неизбежности смерти.

Гораздо динамичнее развивалась греческая культура. Выдающимся памятником крито-микенской (III—II тыс. до н. э.) архитектуры был Кносский дворец царя Миноса. Главной достопримечательностью этого дворца была фресковая жи­вопись. Древние греки создали величайшие эпические про­изведения — «Илиаду» и «Одиссею». Значительным откры­тием греков было создание своей системы письменности. Заимствовав алфавит у финикийцев, они значительно усо­вершенствовали его путем добавления гласных. Древнегре­ческая архитектура характеризуется наличием двух направ­лений, или стилей — дорического и ионического. Дориче­ский стиль — строгий, торжественный и массивный.

Дорическая колонна не имела базы, вырастая непосред­ственно из основания храма. Ионический ордер отличали более легкие пропорции, изящество и широкое примене­ние декоративных элементов. Ионическая колонна всегда имела базу, была легче и тоньше дорической.

Греческий храм считался жилищем бога, в нем, как правило, находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут. Особое место в истории архитектуры за­нимает ансамбль Афинского Акрополя. Самое большое со­оружение здесь — храм Афины-Девы, Парфенон.

Скульптура, поражая своим мастерством, была лишена индивидуальных и психологических черт, изображая лю­дей согласно античным представлениям о прекрасном.

Выдающимся достижением греков было искусство изго­товления керамики и вазовой росписи. В ней выделялись чернофигурный и краснофигурный стили. Огромное зна­чение имеют греческий театр и аттическая трагедия. Не­которые произведения, созданные древнегреческими дра­матургами, до сих пор занимают важное место в репертуа­ре современных театров. Античная культура явила пора­жающее воображение богатство форм, образов и способов выражения, заложив основы эстетики, представления о гармонии мировой культуры и выразив, таким образом, свое отношение к миру.

Вопросы к разделу 2

1. Какие виды периодизации истории первобытного общества
используются в науке? Каковы их основные критерии?

2. Назовите основные этапы антропогенеза.

3. Чем протогосударство отличается от государства?

4. Что такое «неолитическая революция»? Каковы ее по­
следствия?

5. Перечислите основные формы первобытной религии.

6. Чем скотоводческая цивилизация отличается от земле­
дельческой?

7. Каковы последствия внедрения металла в производство?

8. Что такое престижная экономика?

9. Зачем главе протогосударства потребовалось сосредо­
точивать в своих руках жреческую власть?

10. Проследите эволюцию человеческого сообщества от пер­
вобытного стада до сельской соседской общины.

11. Какие формы государств Древнего мира вам известны?

12. С чем связана та огромная роль, которую государство
играло в жизни восточного общества?

13. Чем античные цивилизации отличаются от древневос­
точных?

14. Каковы характерные черты полиса?

15. Какие формы рабства вам известны и чем они отлича­
ются друг от друга?

16. Расскажите о структуре восточного общества. В чем
заключается специфика индийского общества?

17. Почему восточное общество так стабильно?

18. Какую роль в экономике античных государств играло
море?

19. Каким представлялось время в мифологическом со­
знании и почему?

20. В чем проявился кризис античного мировоззрения?

21. Охарактеризуйте динамику представлений о простран­
стве и времени через три эпохи: время первобытных
культов, время мифологического сознания, время мо­
нотеизма.

22. Каково значение канона в культуре Египта?

23. Охарактеризуйте сходства и различия в культуре Егип­
та и Двуречья.

24. Какие достижения можно считать самым значитель­
ным вкладом греков в копилку мировой культуры?

Раздел 3

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Наши рекомендации