Выпускные квалификационные работы (магистерские диссертации)
Требования к выпускным квалификационным работам (магистерским диссертациям) и порядку их выполнения
Общие положения и организация выполнения ВКР
Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) магистрнта должна соответствовать видам и задачам его профессиональной деятельности. Тематика и содержание ВКР соответствуют уровню компетенций, полученных выпускником в объеме базовых дисциплин и дисциплин вариативной части профессионального цикла. Темы ВКР предлагаются выпускающей кафедрой или самими студентами. ВКР является законченной самостоятельной работой (магистерской диссертацией) научно-исследовательского характера, свидетельствующей об уровне сформированности общекультурными и профессиональными компетенциями выпускника.
Текст ВКР проверяется на объем заимствования. Порядок проверки на объем заимствования, в том числе содержательного, выявления неправомочных заимствований регламентируется Положением о проверке письменных работ с использованием системы «Антиплагиат». Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация), отзыв, рецензия и справка об отсутствии / наличии допустимых заимствований передаются в государственную экзаменационную комиссию не позднее чем за два календарных дня до защиты выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).
Тематика ВКР должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития психологической науки и практики. В качестве тем ВКР выбираются проблемы, существующие в реальной деятельности специалиста в области управления дошкольным образованием и методической работы в дошкольной образовательной организации.
Общие требования к ВКР
ВКР завершает подготовку магистра и показывает его готовность решать теоретические и практические задачи в сфере психологии, а также глубину теоретических и практических знаний в различных областях педагогической деятельности, наличие навыков самостоятельной работы, степень овладения методологией научного исследования, обобщения и логического изложения материала (изучение научно-методической литературы, овладение навыками сравнительного анализа, обработка и классификация полученных данных, четкая формулировка выводов научного исследования).
ВКР может носить теоретико-эмпирический или практический характер.
ВКР, носящая теоретико-эмпирический характер, состоит из:
- введения, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируются исследовательская концепция (цели, задачи исследования, предмет, гипотеза, методы и т.д.).
- теоретическая часть исследования, в которой дана история изучаемого вопроса; уровень разработанности проблемы в теории и практике в данной области знаний, психологическое теоретическое обоснование проблемы;
- эмпирическая часть, в которой задачи исследования, характеристики методов и методик экспериментальной работы, основные этапы эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный), анализ результатов экспериментальной работы или эмпирического исследования;
- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей применения полученных результатов;
- список использованных источников;
- приложение (диагностические материалы, таблицы, схемы и др.).
ВКР, носящая практический характер, имеет следующую структуру:
- введение, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формируются цели и задачи работы;
- теоретическая часть, в которой содержатся теоретические основы разрабатываемой темы;
- практическая часть, которая состоит из проектирования психолого-педагогической деятельности, описания её реализации и оценки её результативности; может включать в себя систему разработанных коррекционно-развивающих занятий, программу тренинга, комплект наглядных или методических пособий, конспекты занятий, апробированные диагностические методики и др.;
- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов;
- список использованных источников;
- приложение.
ВКР — плод личного (индивидуального) труда выпускника. Основу ее содержания должны составлять результаты, полученные при личном участии автора. Научный руководитель помогает готовить работу, к его замечаниям, правкам, рекомендациям необходимо относиться ответственно, однако решение о внесении исправлений остается за студентом - автором ВКР. Он лично отвечает за все сведения, содержащиеся в его работе, за достоверность приведенных данных, за оформление рукописи.
Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) должна соответствовать следующим общим требованиям: целевая направленность; четкость построения; логическая последовательность изложения материала; глубина исследования и полнота освещения вопросов; научность, убедительность аргументации; краткость и точность формулировок; конкретность изложения результатов работы; доказательность выводов и обоснованность рекомендаций.