Критерии оценки результатов защиты выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций)

Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) оценивается по пятибалльной системе: 5 – «отлично», 4 – «хорошо», 3 – «удовлетворительно», 2 – «неудовлетворительно».

Оценка «отлично» выставляется за выпускные квалификационные работы (магистерские диссертации), соответствующие следующим требованиям:

- доказана актуальность проблемы, сделан её глубокий теоретический анализ;

- определены исходные теоретические положения исследования;

- четко обоснованы рабочие понятия;

- адекватно теме сформулирована исходная позиции исследовательская концепция – цель, объект, предмет, задачи;

- проведена корректная, глубокая и качественная обработка результатов исследования и их интерпретация;

- содержание работы и список библиографии оформлены в соответствии с требованиями государственного стандарта;

- отсутствие стилистических неточностей и грамматических ошибок;

- в процессе презентации ВКР студент обнаруживает глубокое понимание проблемы исследования, демонстрирует свою психолого-педагогическую компетентность по данной проблеме.

Таким образом, оценка «отлично» ставится за работу с всесторонне и глубоко разработанной темой на основе широкого круга источников информации, имеющую основательно изложенную теоретическую главу, логичное, последовательное изложение материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями. В такой работе должна быть проявлена самостоятельность суждений, изложены верные расчеты и выводы, нет существенных недостатков в стиле изложения. При ее защите выпускник смог показать глубокое знание вопросов темы, свободно оперировал результатами исследования, вносил обоснованные предложения, во время доклада использовал наглядные пособия (таблицы, схемы, графики и т.п.) или раздаточный материал, уверенно отвечал на поставленные вопросы.

Оценка «хорошо» выставляется за выпускные квалификационные работы (магистерские диссертации), соответствующие следующим требованиям:

- осуществлен достаточно глубокий теоретический анализ проблемы;

- определены основные рабочие понятия исследования;

- допущены небольшие неточности в определении цели, предмета, объекта исследования;

- произведена недостаточно полная и глубокая обработка и интерпретация полученных результатов;

- недостаточная аргументация выводов по параграфам и заключению ВКР;

- допущены отдельные нарушения в оформлении работы;

- в тексте ВКР допущены грамматические ошибки;

- в процессе презентации ВКР студент затрудняется в ответе на отдельные вопросы, но в целом достаточно уверенно ориентируется в теме.

Таким образом, оценка «хорошо» ставится за работу, которая имеет изложенную теоретическую базу, с представлением достаточно подробного анализа и критического разбора практической деятельности, однако при непоследовательном изложении материала, недостаточно содержательных выводах и не вполне обоснованными предложениями. Такая работа может иметь положительный отзыв научного руководителя и положительную рецензию. При ее защите выпускник показывает знание темы, оперирует результатами и выводами, вносит предложения по теме исследования, во время доклада использует наглядные пособия или раздаточный материал, без особых затруднений отвечает на большинство поставленных вопросов.

Оценка «удовлетворительно» выставляется за выпускные квалификационные работы (магистерские диссертации), соответствующие следующим требованиям:

- слабый теоретический анализ проблемы исследования;

- в обосновании рабочих понятий исследования допущены существенные неточности;

- в тексте выпускной квалификационной работы допущены грубые ошибки в определении цели, предмета и объекта исследования;

- некорректный и неполный анализ эмпирических данных проведенного исследования;

- заключение и выводы ВКР не вполне адекватны его цели, гипотезе и задачам;

- есть нарушения в оформлении работы;

- в тексте ВКР встречаются стилистические и грамматические ошибки;

- в процессе презентации ВКР студент обнаруживает невысокий уровень компетентности по исследуемой проблеме.

Таким образом, оценка «удовлетворительно» ставится за работу, содержание которой свидетельствуют о том, что студент добросовестно ознакомился и проработал основные источники по рассматриваемой теме, в целом правильно раскрыл тему. Работа базируется на практическом материале, но имеет поверхностный анализ и недостаточно критический разбор, в ней просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные предложения, в работе отсутствуют самостоятельные выводы автора по проблематике исследования. В отзыве научного руководителя и в рецензии имеются критические замечания по содержанию работы и методике анализа. При защите выпускник проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не всегда дает исчерпывающие аргументированные ответы на заданные вопросы.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется за выпускную квалификационную работу (магистерскую диссертацию), которая не носит исследовательского или актуального практико-ориентированного характера, не имеет анализа, не отвечает требованиям, предъявляемым к ВКР бакалавра. В работе нет выводов либо они носят декларативный характер. В отзывах научного руководителя и рецензента имеются серьезные критические замечания. При защите работы выпускник затрудняется отвечать на поставленные вопросы по ее теме, не знает теории вопроса, при ответе допускает существенные ошибки, путается в основных понятиях по теме исследования.

Примерная тематика выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций)

1.Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников в условиях образовательной организации

2. Организация работы в области художественно-эстетического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

3. Интеграция деятельности педагогического состава дошкольной образовательной организации по формированию экологических представлений дошкольников

4. Организация психолого-педагогической помощи родителям детей с ОВЗ в условиях образовательной организации

5. Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации посредством педагогических студий

6. Развитие педагогического мастерства педагогов ДОО с помощью информационно-коммуникационных технологий

7. Здоровьесберегающие технологии как средство формирования здорового образа жизни дошкольников

3.4 Методические рекомендации по подготовке ВКР

Методические рекомендации разработаны на основе пособия «Оформление научных студенческих работ: методические рекомендации» / сост. Т. И. Вохминцева, H. A. Левенштейн; науч. ред. И. О. Безденежных; Науч-ная библиотека им. P. A. Пановой МарГУ. – 5-e изд., испр. и доп. – Йошкар-Ола, 2014. – 34 с.

Структура ВКР состоит из следующих частей:

- титульный лист;

- содержание;

- введение (3 - 5 страниц);

- основная часть (2 - 3 главы; в каждой главе 3 – 4 параграфа (пункта); в каждом параграфе не менее шести страниц);

- заключение (3 - 4 страницы);

- список использованных источников и литературы (не менее 80 источников);

- приложения (при необходимости).

Требования к структурным частям ВКР

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей работы, входит в общую нумерацию страниц, но номер на нем не ставится.

Образец содержания:

Содержание

Введение...............................................................................................................................................3

1. (Указывают наименование главы) ................................................................................................6

1.1. (Указывают наименование пункта)............................................................................................6

1.2..........................................................................................................................................................15

1.3..........................................................................................................................................................20

2.............................................................................................................................................................24

2.1..........................................................................................................................................................29

2.2..........................................................................................................................................................33

2.3..........................................................................................................................................................36

Заключение..........................................................................................................................................48

Список использованных источников ………………...................................................................... 52

Приложения ........................................................................................................................................54

Введение

Во введении дается краткое обоснование выбора темы ВКР, формулируется проблема исследования, обосновывается актуальность проблемы, объект и предметисследования, определяются цель, задачи, методы исследования, база и выборка исследования (где, с кем, когда оно проводилось). Кроме того, должна быть четко определена теоретическая база исследования, т.е. перечислены все наиболее значимые авторы, проводившие научные или научно-практические исследо­вания по данной проблеме; желательно сформулировать и обосновать отношение студента-выпускника к этим научным позициям. Далее следует показать практическую значимость исследования и возможности применения его результатов в деятельности психолога.

Основная часть

В основной части приводят данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной ВКР. Основная часть должна содержать:

- выбор направления исследования, включающий его обоснование, методы решения задач и их сравнительную оценку, описание выбранной общей методики проведения работы;

- процесс теоретических и практических (либо экспериментальных / эмпирических) исследований, включая определение содержания теоретических исследований, методы исследований, обоснование необходимости проведения экспериментальных работ;

- обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи и предложения по дальнейшим направлениям работ, оценку достоверности полученных результатов. Можно предоставить сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ.

Основная часть ВКР может состоять из любого количества глав. Главное, чтобы в них было раскрыто содержание, поставлены и решены цели и задачи. Как правило, основная часть ВКР состоит из двух - трех глав, каждая из которых содержит пункты и подпункты.

Рекомендуемый объем ВКР может варьировать от 60 до 100 страниц без приложения; последняя страница соответствует окончанию списка использованной литературы.

Изложение материала в основной части работы должно быть последовательным и логичным. Все главы должны быть связаны между собой. Следует обращать особое внимание на логические переходы от одной главы к другой, от пункта к пункту и т.д. Желательно делать выводы-обобщения после каждой главы, каждого пункта (параграфа) работы.

Обязательным является использование ссылок на литературные источники.

Заключение

Заключение должно содержать краткие выводы и предложения по теоретическим и практическим результатам работы, оценку полноты решения поставленных задач, ука­зание дальнейших перспектив работы над исследованной проблемой. Желательно дать краткие рекомендации по конкретному использованию результатов работы.

Наши рекомендации