Конвенции ООН «О правах ребенка»
1. Каковы общие положения международных правовых актов в области социально-правовой защиты детства, на которые ориентируется современное российское законодательство?
2. ПочемуКонвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г. занимает особое место среди всех международных документов в области прав и свобод детей?
3. Когда в нашей стране была ратифицирована Конвенция ООН «О правах ребенка»?
4. Какие рекомендации Комитета ООН по правам ребенка способствовали разработке системы мер организации и мониторинга реализации Конвенции ООН «О правах ребенка» в России?
5. Перечислите функции Межведомственной комиссии по координации работ, связанных с выполнением в Российской Федерации Конвенции ООН «О правах ребенка» и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
6. Каким качественным изменениям подверглась нормативно-правовая база социальной защиты детства после ратификации нашей страной Конвенции ООН «О правах ребенка»?
7. Перечислите, по каким направлениям в субъектах РФ осуществляется законотворческая деятельность по приведению законодательства в соответствие с Конвенцией ООН «О правах ребенка».
Рекомендуемая литература
Нормативно-правовые документы:
1 Декларация прав ребенка: принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959 г. //Народное образование. – 1993. – №5.
1. Конвенция ООН «О правах ребенка»: принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. //Народное образование. – 1993. – №5.
2. Конвенция ООН «О правах ребенка» и ее реализация в современной России: материалы научно-практической конференции, посвященной 10-ти летию принятия ООН Конвенции «О правах ребенка». – М., 2001.
3. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. – М., 2005.
4. «Семейный кодекс РФ» от 29.12. 1995. № 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013).
6. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ
«Об образовании в РФ».
7. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Основная:
1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб.пособие. – М., 2008.
Дополнительная:
1. Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты. – М., 2003.
2. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства: учеб.пособие. – М., 2004.
3. Кравчук Н.В. Деятельность международных органов по защите прав ребенка, предусмотренных семейным законодательством РФ //Защита прав ребенка в современной России: материалы научно-практической конференции /отв. ред. А.М. Нечаева. – М.,2004.
Модуль 2. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ХМАО-ЮГРЕ
Семинарское занятие № 2
Тема:«История социальной защиты детства в России»
1. Родоплеменные и общинные формы помощи детям у древнейших славян (с древнейших времен до Х в.).
2. Социальная помощь детям с Х в. до конца XVIII в.
3. Государственная политика защиты детства в XIX – начале ХХ в.
4. Государственная политика социальной защиты детей в годы советской власти.
5. Государственная политика социальной защиты детей на современном этапе.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб.пособие. – М., 2008.
Дополнительная:
1. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства: учеб.пособие. – М., 2004.
2. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов н/Д., 2005.
3. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Справочник социального педагога: защиты детства в РФ /науч. ред. Р.М. Чумичева. – Ростов н/Д., 2005.
4. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы: учеб.пособие. – М., 2004.
Практическое занятие № 3
Тема:«Система социальной защиты детей в России и ХМАО-Югре на современном этапе»
- Понятие «социальная защита детства», «система социальной защиты детства».
- Назовите предпосылки, цели и основные направления государственной социальной политики в области социальной защиты детства в РФ.
- Национальный план действий в интересах детей – приоритетное направление государственной социальной политики РФ (от 14.09.1995 № 942).
- Принципы государственной политики социальной защиты детства в РФ.
- Формы и методы социальной защиты детства в РФ. Каковы основные формы и методы социальной защиты детства в ХМАО-Югре? Закон ХМАО от 15.12.2002 г. N 80-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа "Дети Югры."
- Назовите и охарактеризуйте объекты и субъекты социальной защиты детства.
- Перечислите основные нормативно-правовые акты в области социальной защиты детства в ХМАО-Югре.
Рекомендуемая литература
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
2. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.11.2005 № 103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005-2015 г.».
3. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15.04.2009 N 63-оз «О внесении изменений в ЗаконХанты-Мансийского автономного округа – Югры «О программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005-2015 г.
4. Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.12.2000 № 137-оз «О предоставлении именных целевых выплат детям Ханты-Мансийского автономного округа, родившимся в 2000 и последующие годы».
5. Закон ХМАО - Югры от 31.03.2012 N 22-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, вХанты-Мансийском автономном округе – Югре».
6. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.08.2013 № 316-п «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2010 года № 247-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дети Югры" на 2011 - 2015 годы».
7. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.08.2013 № 317-п «О признании утратившим силу постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 15 июля 2002 года № 430-п «О положении детей в Ханты-Мансийском автономном округе».
Основная:
1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб.пособие. – М., 2008.
Дополнительная:
1. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства: учеб.пособие. – М., 2004.
2. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов н/Д., 2005.
3. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Справочник социального педагога: защиты детства в РФ /науч. ред. Р.М. Чумичева. – Ростов н/Д., 2005.
4. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы: учеб.пособие. – М., 2004.
Практическое занятие № 4
Тема: «Организационная структура системы социальной защиты детства в ХМАО-Югре»
1. Какие органы в соответствии с российским законодательством призваны обеспечить гарантии прав ребенка?
2. Система государственных и муниципальных органов, защищающих права и свободы ребенка в ХМАО-Югре: сущность и назначение.
3. Функции органов прокуратуры в защите прав детей.
4. Каковы полномочия органов местного самоуправления в области социальной защиты детства?
5. Структура органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в ХМАО-Югре.
6. Деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в ХМАО-Югре, задачи и функции.
7. Какова компетенция органов управления социальной защиты населения в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав?
8. Компетенция органов управления образованием в ХМАО в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.
9. Компетенция органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи в ХМАО в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.
10. Какова компетенция органов управления здравоохранением и органов службы занятости в ХМАО в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.
Рекомендуемая литература
Нормативно-правовые документы:
1. О прокуратуре РФ: Закон РФ от 17.01.1992 г. № 2202 – I//Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 47 – Ст.4472; Там же. – 1999. – № 7 – Ст.5620; Там же. – 2000. – № 2 – Ст.140; Там же. – 2001. – № 53 (ч.I) – Ст.5018; Там же. – 2002. – № 26 – Ст.2523; № 30 – Ст.3029; № 40 – Ст.3853; Там же. – 2003. – № 27 (ч.I) – Ст.2700; Там же. – 2004. – № 35 – Ст.3607.
2. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
3. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ //Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40 – Ст.3822; Там же. – 2004. – № 25 – Ст.2484; № 33 – Ст.3368; Там же. – 2005. – № 1(ч. I) – Ст.9, 12, 17, 25, 37; Там же. – 2005. – № 17 – Ст.1480.
5. Закон ХМАО-Югры от 30.05.2013 № 45-оз «О внесении изменений в Закон ХМАО-Югры «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в ХМАО-Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».
6. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.08.2013 № 316-п «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2010 года № 247-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дети Югры" на 2011 - 2015 годы».
Основная:
1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб.пособие. – М., 2008.
Дополнительная:
1. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства: учеб.пособие. – М., 2004.
2. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов н/Д., 2005.
3. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Справочник социального педагога: защиты детства в РФ /науч. ред. Р.М. Чумичева. – Ростов н/Д., 2005.
4. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы: учеб.пособие. – М., 2004.
5. Становление ювенальной юстиции в России: проблемы и перспективы развития: материалы межрегиональной научно-практической конференции, 12-13 ноября 2002 года, Ростов на Дону /под ред. В.Н. Ткачева. – Ростов н/Д, 2003.
Практическое занятие № 5
Тема: «Социальный педагог в системе социальной защиты детства в ХМАО-Югре»
1. Функции, специализации и роли социального педагога в системе социальной защиты детства в ХМАО-Югре.
2. Обязанности и права социального педагога в системе социальной защиты детей в ХМАО-Югре.
3. Содержание социально-педагогической деятельности в системе социальной защиты детей в ХМАО-Югре.
4. Организация и методы работы социального педагога в системе социальной защиты детей в ХМАО-Югре.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб.пособие. – М., 2008.
2. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Дополнительная:
1. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства: учеб.пособие. – М., 2004.
2. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений – 2-е изд., испр. – М., 2004.
3. Дети социального риска и их воспитание: учебно-метод. пособие./под ред. Л.М. Шипицыной – СПб, 2003.
4. Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений /Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др. /под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М., 2004.
5. Никитина Л.Е. Социальный педагог в школе. – 2-е изд. М., 2003.
6. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001.
7. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Справочник социального педагога: защиты детства в РФ /науч. ред. Р.М. Чумичева. – Ростов н/Д., 2005.
8. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы: учеб.пособие. – М., 2004.
9. Технологии социальной работы с семьей и детьми //Департамент труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа /под ред. Ю.В. Крупнова. – Ханты-Мансийск, 2003.
10. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М., 2005.
Модуль 3. ПРАВА ДЕТЕЙ И ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ В ОБЛАСТИ ИХ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ В ХМАО-ЮГРЕ
Практическое занятие № 6
Тема: «Вопросы защиты детства в законодательстве Российской Федерации и ХМАО-Югры»
1. Общая характеристика конституционных прав детей в РФ.
2. Охарактеризуйте права несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.
3. В чем заключаются особенности административной ответственности несовершеннолетних?
4. Какая ответственность предусмотрена законодательством РФ в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушения в возрасте до 14 лет?
5. Как осуществляется регулирование труда несовершеннолетних в возрасте до 18 лет?
6. Какими нормативно-правовыми документами регулируется охрана интересов детства в семье в РФ и ХМАО-Югре?
7. Охарактеризуйте права ребенка.
8. Перечислите права и обязанности родителей.
9. В чем заключается сущность лишения и ограничения родительских прав?
Рекомендуемая литература
Нормативно-правовые документы:
1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. – М., 2005.
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях. – М., 2005.
3. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила): приняты и провозглашены Генеральной Ассамблеей ООН 1985 г. //Советская юстиция. – 1991. - № 12-14.
4. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
5. «Семейный кодекс РФ» от 29.12. 1995. № 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013).
6. «Трудовой Кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.11.2013).
7. Уголовный кодекс РФ. – М., 2005.
8. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. – М., 2005.
Основная:
1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб.пособие. – М., 2008.
Дополнительная:
1. Агапов А.Б. Административная ответственность: учебник. – 2-е изд., перераб. – М., 2004.
2. Антокольская М.В. Семейное право: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2003.
3. Беспалов Ю.Ф. Защита гражданских и семейных прав ребенка в РФ: учебно-практическое пособие. – М., 2004.
4. Защита прав ребенка в современной России: материалы научно-практической конференции /отв.ред. Нечаева. – М., 2004
5. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб.пособие. – М., 2008.
6. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов н/Д., 2005.
7. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы: учеб.пособие. – М., 2004.
Практическое занятие № 7
Тема: «Гарантии прав ребенка и государственные социальные стандарты социальной защиты детства в ХМАО-Югре»
1. В чем заключаются гарантии прав детей в Российской Федерации?
2. Дайте общую характеристику государственных социальных стандартов.
3. Охарактеризуйте виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, в ХМАО-Югре.
4. Социальная политика ХМАО-Югры в области охраны материнства, отцовства и детства.
5. Сущность и правовые гарантии охраны материнства, отцовства и детства в Российской Федерации и ХМАО-Югре.
6. Основные направления охраны материнства, отцовства и детства в ХМАО-Югре.
7. Материнский (семейный) капитал. Государственное право на получение сертификата на Материнский (семейный) капитал.
8. Югорский семейный капитал, право на его получение.
Рекомендуемая литература
Нормативно-правовые документы:
1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. – М., 2005.
2. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
3. «Трудовой Кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.11.2013).
4. Комментарий к Трудовому кодексу РФ /Отв. ред. Ю.П. Орловский. – М., 2002.
5. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
7. Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07.07.2004 № 45-оз ( ред. от 27.05.2011) «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре».
8. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.08.2013 № 316-п «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2010 года № 247-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дети Югры" на 2011 - 2015 годы».
10. Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.12.2000 № 137-оз «О предоставлении именных целевых выплат детям Ханты-Мансийского автономного округа, родившимся в 2000 и последующие годы».
11. Закон ХМАО - Югры от 31.03.2012 N 22-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, вХанты-Мансийском автономном округе – Югре».
12. Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07.07.2004 № 45-оз (ред. от 27.05.2011) «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства вХанты-Мансийском автономном округе-Югре».
13. Закон ХМАО-Югры от 28.09.№ 91-оз «Об индексации размеров отдельных видов дополнительных пенсий, мер социальной поддержки, помощи и иных выплат» (с изм. от 23.02.2013).
Основная:
1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб.пособие. – М., 2008.
Дополнительная:
1. Обыденова А.Ф. Социальное обеспечение материнства и детства в Российской Федерации. – М., 2004.
2. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов н/Д., 2005.
3. Самарина О.В. Социальная защита женщин и семейная политика в современной России //Вопросы экономики. – 2000. - № 3.
4. Социальное страхование в РФ. Выплаты за счет средств ФССРФ. Оформление и оплата больничного листа. – 6-е изд., перераб. – Екатеринбург, 2004.
Модуль 4. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, В ХМАО-ЮГРЕ
Практическое занятие № 8
Тема: «Социальная защита детей из неполных и многодетных семей в ХМАО-Югре»
1. Понятие и категории неполных и многодетных семей.
2. Проблемы неполных и многодетных семей в ХМАО-Югре.
3. Система социальной защиты многодетных и неполных семей в ХМАО-Югре.
4. Социальные льготы и пособия для неполных и многодетных семей в ХМАО-Югре.
5. Социальная защита одиноких матерей и отцов в ХМАО-Югре.
Рекомендуемая литература
Нормативно-правовые документы:
1. Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07.07.2004 № 45-оз ( ред. от 27.05.2011) «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре».
2. Закон ХМАО - Югры от 31.03.2012 N 22-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, вХанты-Мансийском автономном округе – Югре».
3. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.07.2013 № 281-п «Об оказании методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, в том числе в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях».
Основная:
1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб.пособие. – М., 2008.
Дополнительная:
1. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите семьи, женщин, детей: учеб.пособие. – М., 2003.
2. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб.пособие. – М., 2003.
3. Обыденова А.Ф. Социальное обеспечение материнства и детства в Российской Федерации. – М., 2004.
5. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов н/Д., 2005.
Практическое занятие № 9
Тема: «Социальная защита детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в ХМАО-Югре»
1. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, в ХМАО-Югре.
2. Социальная защита детей-инвалидов и порядок предоставления льгот семьям, имеющим детей-инвалидов в ХМАО-Югре.
3. Социальная защита семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в ХМАО-Югре.
Рекомендуемая литература
Нормативно-правовые документы:
1. Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02.12.2005 № 115-оз (ред. от16.12.2010) «О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре».
2. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17.04.2006 № 76-п «О порядке выплаты компенсации затрат родителям на воспитание и обучение детей-инвалидов».
Основная:
1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб.пособие. – М., 2008.
Дополнительная:
1. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите семьи, женщин, детей: учеб.пособие. – М., 2003.
2. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб.пособие. – М., 2003.
3. Обыденова А.Ф. Социальное обеспечение материнства и детства в Российской Федерации. – М., 2004.
5. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов н/Д., 2005.
Практическое занятие № 10
Тема: «Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре»
1. Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре.
2. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре.
3. Права и гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре.
4. Нормативно-правовая база социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре.
Рекомендуемая литература
Нормативно-правовые документы:
1. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19.07.2006 № 84-оз «О формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, размерах денежных средств на содержание ребенка, об оплате труда приемных родителей, патронатных воспитателей, воспитателей детских домов семейного типа, о единовременных пособиях при передаче ребенка на воспитание в семью, устройстве на патронатное воспитание в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
2. Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21.12.2005 № 144-оз «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями по предоставлению и обеспечению мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вХанты-Мансийском автономном округе – Югре».
3. Распоряжение Правительства ХМАО - Югры от 12.07.2013 №361-рп «О предоставлении в 2013 году субсидии из федерального бюджета бюджету ХМАО – Югры на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам социального найма специализированных жилых помещений».
Основная:
1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб.пособие. – М., 2008.
Дополнительная:
1. Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослов В.Н. Пути решения проблемы сиротства в России. – М., 2002.
2. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите семьи, женщин, детей: учеб.пособие. – М., 2003.
3. Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /под науч. ред. Л.М. Шипицыной – СПб, 2000.
4.Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб.пособие. – М., 2008.
5. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов н/Д., 2005.
Практическое занятие № 11
Тема: «Социальная служба как институционная основа социальной защиты семьи и детей в ХМАО-Югре»
1. Нормативно-правовые основы функционирования служб семьи и детства в ХМАО-Югре.
2. Институциональные признаки социальных служб семьи и детей, характеристика. Какие функции выполняют эти социальные службы?
3. Типы социальных служб семьи и детства в ХМАО-Югре.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб.пособие. – М., 2008.
Дополнительная:
1. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите семьи, женщин, детей: учеб.пособие. – М., 2003.
2. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб.пособие. – М., 2003.
3. Обыденова А.Ф. Социальное обеспечение материнства и детства в Российской Федерации. – М., 2004.
4. Ефимова И.В. Содержание, формы и методы работы центра помощи семье и детям //Cоциальное обслуживание. – 2003. – № 3.
5. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите семьи, женщин, детей: учеб.пособие. – М., 2003.
6. Холостова Е.И. Социальная работа: учеб.пособие. – 2-е изд. – М., 2005.
Методические указания по подготовкек семинарскому (практическому) занятию
Семинар (от латинского seminarium - «рассадник»; переноси, «школа») - это особая форма учебно-теоретических занятий, которая, как правило, служит дополнением к лекционному курсу. Семинар обычно посвящен детальному изучению отдельной темы.
Отличительной особенностью семинара как формы учебных занятий является активное участие самих студентов в объяснении вынесенных на рассмотрение проблем, вопросов. Преподаватель, давая студентам возможность свободно высказаться по обсуждаемому вопросу, только помогает им правильно построить обсуждение.
Такая учебная цель семинара требует, чтобы студенты были хорошо подготовлены к нему. Семинары могут быть различными как по содержанию, так и по построению, организации работы.
Обычно на семинарах обсуждаются заранее поставленные вопросы. Студенты заблаговременно знакомятся с планом семинарского занятия и литературой, рекомендуемой для изучения данной темы, чтобы иметь возможность подготовиться к семинару.
При подготовке к семинару:
• проанализируйте тему семинара, подумайте о цели и основных проблемах, вынесенных на обсуждение;
• внимательно прочитайте материал, данный преподавателем по этой теме на лекции;
• изучите рекомендованную литературу, делая при этом конспекты прочитанного материала или выписки, которые понадобятся при обсуждении на семинаре;
• постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументированно его обосновать;
• запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на семинаре получить на них ответы.
В процессе работы на семинаре:
• внимательно слушайте выступления других участников семинара, старайтесь соотнести, сопоставить их высказывания со своим мнением;
• активно участвуйте в обсуждении рассматриваемых вопросов, не бойтесь высказывать свое мнение, но старайтесь, чтобы оно было подкреплено убедительными доводами;
• если вы не согласны с чьим-то мнением, смело критикуйте его, но помните, что критика должна быть обоснованной и конструктивной, т. е. нести в себе какое-то конкретное предложение в качестве альтернативы;
• после семинара кратко сформулируйте окончательный правильный ответ на вопросы, которые были рассмотрены.
Семинар помогает студентам глубоко овладеть предметом, способствует развитию у них умения самостоятельно работать с учебной литературой и первоисточниками, освоению ими методов научной работы и приобретению умений и навыков научной аргументации, научного мышления.
2. Методические указания для обучающихся по подготовке к лабораторным занятиям
Лабораторные занятия по дисциплине не предусмотрены.
3. Методические указания для обучающихся по выполнению заданий для самостоятельной работы
Примерная тематика рефератов по дисциплине
1. Социально-демографическая сущность детства.
2. Международное законодательство – основа социально-правовой защиты детства в современной России. Основные международные стандарты в области прав и свобод ребенка.
3. Основные направления международного сотрудничества по социальной защите детства.
4. Международные организации и их деятельность в сфере социальной защиты детства.
5. Общая характеристика конституционных прав детей.
8. Особенности применения уголовно-правовых санкций в отношении несовершеннолетних. Права несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.
9. Административная ответственность несовершеннолетних.
10. Регулирование труда несовершеннолетних в возрасте до 18 лет.
11. Социальная защита детей из неполных семей в ХМАО-Югре.
12. Социальная защита детей из многодетных семей в ХМАО-Югре.
13. Социальная защита детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в ХМАО-Югре.
14. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре.
15. Социальная служба как институционная основа социальной защиты семьи и детей в ХМАО-Югре.