Модуль 4. Система социальной защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в ХМАО-Югре
1. Дети-сироты – это:
А) лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
Б) лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
В) лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
Г) «сироты» при живых родителях.
2. Соотнесите понятие с его определением:
Понятие | Определение |
1. Опека и попечительство | А) лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения |
2. Выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | Б) форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов |
3. Приемная семья | В) форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) |
3. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте:
А) от 14 до 18 лет;
Б) от 1 до 3 лет;
В) от 3 до 18 лет;
Г) от 3 до 14 лет.
4. Опека устанавливается над детьми в возрасте
А) от 14 до 18 лет;
Б) от 1 до 3 лет;
В) от 3 до 18 лет;
Г) от 3 до 14 лет.
5. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это - :
А) лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
Б) лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
В) дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
Г) «сироты» при живых родителях.
6. Согласие ребёнка на усыновление необходимо, если он достиг возраста:
А) 7 лет;
Б) 12 лет;
В) 10 лет;
Г) 14 лет.
7. Вопрос о лишении родительских прав решается:
А) органом опеки и попечительства;
Б) органом опеки и попечительства и судом;
В) судом;
Г) органом управления.
8. Поддержка детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, реализуется через:
А) развитие системы дополнительного образования;
Б) обеспечение детям «группы риска» условий для полноценного развития;
В) стоимостную оценку суммарного потребления (бюджета) человека или семьи, определяемую на основе минимальных потребительских корзин;
Г) систему мер, нормативных установок, условий, направленных на удовлетворение определённого набора благ и услуг, потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования ребенка.
9. Материальные и духовные средства, нормативно-правовые акты, обеспечивающие реализацию прав ребенка в современном обществе – это:
А) гарантии прав ребенка;
Б) социальная защита детства;
В) адресная социальная помощь;
Г) социальное обеспечение.
10. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей в ХМАО-Югре осуществляется:
А) Управлением по опеки и попечительству администрации того или иного муниципального образования;
Б) администрацией муниципального образования;
В) президентом РФ;
Г) губернатором ХМАО-Югры.
ГЛОССАРИЙ
Благотворительная организация –неправительственная, некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.
Гуманизм –принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, прав личности на свободное проявление своих способностей, убеждений, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений.
Гуманность(от лат. humanus – человечный) – человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям; одна из ведущих нравственных ценностей, которая должна формироваться у современного человека в процессе воспитания и обучения.
Декларация(от лат.deklaratia – провозглашение) – это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения, не имеющие обязательной силы.
Детство –этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций. Детство, по международным нормам, закрепленным в Конвенции ООН о правах ребенка, охватывает период от рождения ребенка до 18 лет.
Девиантное поведение – поведение индивида, не соответствующее или нарушающее социальные нормы, принятые в конкретно-исторических условиях жизни общества.
Достоинство –понятие морального сознания, выражающее представление о ценности личности, категория этики, отражающая моральное отношение человека к самому себе и общества к индивиду.
Европейский суд по правам человека (создан в 1959 г.) – контрольный орган (Европейской конвенции о правах человека, 1950), наиболее эффективный с точки зрения защиты прав ребенка.
Жесткое обращение с детьми –любая форма плохого обращения с детьми, включающая в себя физическое, сексуальное или психическое насилие, или пренебрежение основными нуждами ребенка, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Закон –высший юридический акт, регулирующий отношения людей, основной источник права.
Защита детства –система мер, обеспечивающая охрану законных прав и интересов детей на основе разработки нормативных документов, которые определяют правовое положение несовершеннолетних; законодательное регулирование детского труда; совершенствование системы опеки, попечительства и усыновления детей, оставшихся без попечения родителей; создание сети специализированных социальных служб и учреждений для проведения коррекционной и реабилитационной работы с детьми, нуждающимися в соответствующей помощи.
Здоровье –состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; это состояние полного физического (телесного), духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.
Комитет ООН по правам ребенка – создан в 1991 году в соответствии со ст. 43-45 Конвенции ООН о правах ребенка странами-участницами с целью наблюдения и контроля за деятельностью государств-участников Конвенции в сфере улучшения социальной защиты детства.
Конвенция(от лат.conventio- договор, соглашение) – соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).
Методы социальной защиты детства- это способы достижения цели и решения какой-либо задачи в области социальной защиты детства, совокупность приемов деятельности по их реализации.
Модели социальной защиты детства – совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как идеология помощи и поддержки, законодательное регламентирование, направления, принципы, объекты и субъекты, формы и методы социальной помощи детям.
Образование –процесс и результат усвоения определенной системы знаний и умений в интересах человека, общества и государства, сопровождающееся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (цензов).
Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Общественный фонд – один из видов некоммерческих фондов, представляющее собой, не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных, не запрещенных законом, поступлений и использование данного имущества на общественно полезные цели.
О́мбудсмен (или омбутсман) (от древнескандинавского umboð «полномочие», «поручение», от швед. ombudsman) – гражданское или в некоторых государствах должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением справедливости и интересов определённых гражданских групп в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. Официальные названия должности в разных странах различаются. В Российской Федерации эти функции возложены на уполномоченного по правам человека, назначаемого Государственной Думой.
Детский омбудсменведет работу в трех направлениях:
- защита прав конкретного ребенка и представительство его интересов;
- защита интересов отдельных детей и детей в целом;
- осуществление деятельности в интересах всех детей без представительства конкретного ребенка.
Организация объединенных наций (ООН) –создана в 1945 г., представляет собой международную организацию, объединяющую на добровольной основе государства с целью поддержания и укрепления международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между государствами.
Организационная структура государственной социальной политики в области детствавключает государственные и муниципальные органы, защищающие права и свободы ребенка, к которым относятся:
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- органы управления социальной защиты населения;
- органы управления образованием;
- органы опеки и попечительства;
- органы по делам молодежи;
- органы управления здравоохранением;
- органы службы занятости;
- органы внутренних дел;
- другие органы и учреждения, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Поддержка(педагогическая) –деятельность профессионально подготовленных людей по оказанию превентивной и оперативной помощи детям (подросткам) в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением; деятельность по выявлению, определению и разрешению проблем ребенка, оказавшегося в ситуации, когда нарушаются его базовые права (О.С. Газман).
Помощь –определенная система мер, реализация которых имеет целью принести кому–либо облечение в чем–то.
Право –совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношение людей в обществе.
Права человека –признаваемые и охраняемые обществом, государством и международным сообществом определенные равные социальные возможности для отдельных лиц и их объединений по удовлетворению ими своих естественных и социальных потребностей и соответствующих притязаний, гарантий, которые обеспечивают достойное и справедливое, свободное и ответственное развитие и активное участие личности в многообразных, общественных, в том числе правовых отношениях.
Правовая информация –вид социальной информации, которая представляет собой функционирующие в обществе сведения о праве, правовых нормах, принципах, идеях, правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
Правовое воспитание –
· процесс организованной и целенаправленной деятельности по формированию системы правовых знаний, правовой убежденности, а также мотивов и привычек правомерного поведения;
· целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.
Правовые нормы – текстуально закрепленные нормы, которые могут быть изменены или отменены компетентными органами, устанавливающие границы допустимого поведения и предусматривающие определенные санкции за нарушения этих норм.
Правовое обучение – целенаправленная, теоретико-познавательная деятельность, заключающаяся в передаче специального объема знаний объектам воспитания, а также в формировании умений и навыков использования ими полученных знаний в реальной действительности, оценки права и его институтов.
Правовое образование – целостный процесс воспитания и обучения праву, в результате которого происходит осознание смысла и сущности права, что позволяет обеспечить необходимый уровень правовых знаний, умений и навыков (он гарантирован стандартом знаний как общеобязательным документом), а также изменить личность (в основе правового воспитания лежит нравственное усовершенствование человека).
Преамбула –вводная, разъясняющая часть какого-либо международного документа, закона или иного правового акта.
Принципы государственной политики защиты детства:
- законодательное обеспечение прав ребенка;
- поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
- ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
- поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
Риск –возможность, большая вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти.
Самоценность (детства)– понимание значимости, имеющей ни с чем несравнимую большую ценность, важность, достоинство (периода детства).
Свобода убеждений –право человека самостоятельно, без всякого принуждения определять взгляды на общественное и государственное устройство.
Свобода человека(в том понятии, в котором упоминается в документах о правах человека) – это узаконенная государством возможность что-нибудь делать, осуществлять; отсутствии каких-либо ограничений, стеснений в чем-либо (деятельности, поведении).
Сензитивный(период) (от лат. sensus – чувство) – 1) чувствительный; 2) наиболее благоприятный этап для развития определенных функций, освоения каких-либо способов или видов деятельности.
Система социальной защиты детства – осуществляемые обществом и его официальными структурами организационные, правовые, финансово-экономические, медицинские, социально-психолого-педагогические мероприятия по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка с целью удовлетворения его потребностей и интересов.
Социальная защита детства – составной компонент социальной защиты населения в целом, которая определяется как комплекс экономических, социальных и правовых мер, а также совокупность институтов, обеспечивающих всем гражданам равные возможности для поддержания определенного уровня жизни, а также поддержку отдельных социальных групп населения.
Социальная защищенность детства – критерий эффективности мероприятий по социальной защите детства (физическое, материальное и духовное благополучие детей).
Толерантность(от лат. tolerantia – терпение, терпимость) – отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию; способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации.
Уважение –одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором через поступки, мотивы признается достоинство личности.
Формы социальной защиты детства – это выражение содержания помощи и поддержки детей, определяющее сущность всей социальной политики в области детства.
Цивилизованность –мера,соответствие тем способам и формам общественного бытия, которые в наиболее полной мере воплощают идеи гуманизма и демократизма.
Человек –субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо (представитель вида homo sapins), генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами.
Человечество –историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности экономических, правовых, духовных и других связей между различными странами, народами мира.
Честь –понятие морального сознания и категория этики; включает в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.
Цели государственной политики в интересах детей:
- осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, воспитанию патриотизма и гражданственности;
- формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
- содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию патриотизма и гражданственности.
Эмпатия –способность человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний.
ЮНЕСКО(организация объединенных наций по вопросам образования, науки, культуры) – межправительственная специализированная организация ООН. Цели и задачи – содействовать укреплению мира и безопасности, способность сотрудничества народов путем образования, науки и культуры без различия расы, пола, языка или религии.
ЮНИСЕФ –(детский фонд ООН) – создан в 1946 г. как чрезвычайная организация помощи детям, в разоренных войной странах Европы (современное название с 1953г.). Ведущее учреждение ООН по координации деятельности программ помощи для детей.