Модуль 1. Детство как социально-правовой феномен современного российского общества
1. Пространственно-временной феномен (от рождения до 18 лет), период формирования и развития важнейших функций организма ребенка, его социализации, становления как личности (происходит активное усвоение знаний, навыков, умений, ценностей, социального опыта), а поэтому нуждающийся в особой заботе и помощи государства – это:
А) взросление;
Б) детство;
В) социализация ребенка;
Г) зрелость.
2. Согласно Конвенции ООН «О правах ребенка» 1989 г.:
А) «…ребенком считается каждое человеческое существо по достижения 18-ти летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее»;
Б) ребенок определен как человек «физически и умственно незрелый»;
В) ребенок определяется как «…автономная социокультурная реальность, своеобразная субкультура, обладающая своим собственным языком, структурой, функциями, даже традициями»;
Г) ребенок – это начало превращения человека из биологической в биосоциальную систему.
3. Полная правовая дееспособность достигается при:
А) окончании средней общеобразовательной школы;
Б) вступлении в брак;
В) рождении ребенка;
Г) совершеннолетии.
4. Какая организация была создана Генеральной Ассамблеей ООН после окончания Второй мировой войны 11 декабря 1946 г., которая и сегодня остается главным организатором международной помощи детям?
А) Центр миротворчества и общественного развития;
Б) Международный фонд «Дом детей-сирот»;
В) Международное общество Красного креста;
Г) Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).
5. Первым стандартом, создавшим инструмент ООН в области защиты прав детей и посвященным исключительно правам детей, в котором говорилось что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно может», был(а):
А) Декларация прав ребенка 1959 г.;
Б) Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г.;
В) Женевская декларация 1924 г.;
Г) Семейный кодекс РФ 1996 г.
6. Какой международный правовой документ называют «Великой хартией вольностей для детей», «Мировой Конституцией прав ребенка»?
А) Международный пакт о гражданских и политических правах;
Б) Конвенцию ООН «О правах ребенка» 1989 г.;
В) Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
Г) Конституцию РФ.
7. Когда нашей страной была ратифицирована Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г.?
А) в 1947 г.;
Б) в 1984 г.;
В) в 1990 г.;
Г) в 2001 г.
8. Первоначальный доклад РФ о выполнении Конвенции был представлен Комитету ООН по правам ребенка?
А) в октябре 1992 г.;
Б) в сентябре 1996 г.;
В) в январе 2000 г.;
Г) в марте 2004 г.
9. Из предложенных ниже вариантов ответа выберите позитивные аспекты социальной защиты детства в РФ, отмеченные Комитетом ООН по правам ребенка:
А) принятие новых законодательных и нормативных актов по социальной защите детства;
Б) отсутствие судов по вопросам семьи и делам несовершеннолетних;
В) участие местных и районных органов власти в социальной защите детства; участие неправительственных организаций в программах социальной защиты детства;
Г) слабую подготовку социальных и других работников, непосредственно занимающихся проблемами детей и семьи;
Д) правовой нигилизм в области прав ребенка;
Е) выделение за счет сокращения вооружений дополнительных ресурсов на социальную защиту детства.
10. Функции координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по разработке и проведению мероприятий по выполнению Конвенции ООН «О правах ребенка» и Всемирной декларации «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей», подготовке предложений по выполнению в РФ Конвенции ООН «О правах ребенка» в 1998 г . были возложены на:
А) Межведомственную комиссию по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН «О правах ребенка» и Всемирной декларации «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей»;
Б) прокуратуру РФ;
В) социальных педагогов;
Г) Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
11. Какие серьезные качественные изменения претерпела система социальной защиты детства в России в постсоветский период?
А) руководствуясь рекомендациями Конвенции ООН «О правах ребенка» РФ присоединилась к Всемирной декларации «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей», а также к плану ее реализации;
Б) Россия вошла в Комитет ООН по правам ребенка;
В) была упразнена Межведомственная комиссия по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН «О правах ребенка» и Всемирной декларации «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей»;
Г) значительным качественным изменениям подверглась нормативно-правовая база социальной защиты детства.
12. В каком нормативном документе указаны приоритетные направления по социальной защите детства, обязательные для всех государственных органов при формировании и реализации социально-экономического развития страны
А) Государственном докладе «О положении детей в РФ»;
Б) Семейном кодексе РФ;
В) «Основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года (Национальном плане действий в интересах детей)»;
Г) Конституции РФ.
13. Положения международных правовых актов в области прав человека, ратифицированных РФ, регулирование семейных отношений в соответствии с Конституцией РФ, другими федеральными законами приведены в:
А) Национальном плане действий в интересах детей;
Б) нормах Семейного кодекса РФ (1996);
В) нормах уголовного права;
Г) Трудовом кодексе РФ (2002).
14. Впервые в Семейном кодексе РФ 1996 г. определены:
А) основы правовой защиты детей от насилия в семье;
Б) права и обязанности родителей;
В) направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года;
Г) основные аспекты семейных отношений.
15. Наиболее характерной современной тенденцией развития российской системы социальной защиты детства является:
А) переход от советской системы социального обеспечения всех детей, т.е. от их максимального охвата социальными благами преимущественно за счет государства, к адресной системе социальной защиты конкретных детей, находящихся в наиболее неблагоприятной ситуации;
Б) законодательное закрепление права ребенка на получение государственной социальной помощи;
В) разработка Правительством РФ специальных целевых программ и подпрограмм в области защиты детей;
Г) создание сети приютов, которые содержатся за счет частных лиц и общественных организаций.