Тема 4.1 Российская империя в XVIII веке
Лекция № 7 (2 часа)
Предпосылки возникновения абсолютной монархии в России, её особенности. Борьба за власть между боярскими группировками – Милославских и Нарышкиных. Двоевластие и регентство Софьи. Основные события, повлиявшие на становление царя Петра I. «Великое посольство». Основные направления реформ в области государственного управления. Развитие мануфактурного производства в России. Зарождение капиталистических отношений. «Указ о единонаследии» и его влияние на становление дворянства. Провозглашение императором. Административная реформа: Сенат, Синод, 12 коллегий, Главный магистрат. Табель о рангах и его значение. Реформа местного управления и появление губерний. Реформа календаря. Введение воинской повинности. Северная война (1700 – 1721 г.), её этапы и последствия. Реорганизация армии по европейскому образцу. Русско – турецкая война (1710 – 1713 г.) Эпоха дворцовых переворотов. Роль гвардии в дворцовых переворотах. Приход к власти Екатерины I и создание Верховного Совета. Анна Иоанновна и кондиции. Бироновщина. Создание Кабинета министров. Елизавета Петровна и её реформы. Южное и западное направление российской внешней политики. Екатерина Великая и эпоха «просвещенного абсолютизма». Создание Уложенной комиссии, «Наказ». Крестьянская война под руководством Е. Пугачева, её этапы. Жалованные грамоты дворянству и городам. Русско – турецкие войны. Польский вопрос и его решение. Павел I и его действия: указ о трехдневной барщине, запреты на ношение круглых шляп и на свободный въезд иностранцев в Россию. Заговор и убийство императора.
Семинарское занятие № 7 (2 часа)
Занятие проводится в интерактивной форме путем групповых дискуссий для обсуждения студентами следующих вопросов:Итоги основных реформ Петра Великого и их значение для России. Развитие мануфактурного производства в России. Дифференциация населения, «гулящие люди», «однодворцы». Социальная структура российского общества. «Указ о единонаследии» и его влияние на становление дворянства. Провозглашение императором. Административная реформа: Сенат, Синод, 12 коллегий, Главный магистрат. Табель о рангах и его значение. Реформа местного управления и появление губерний. Реформа календаря. Введение воинской повинности.
Эпоха дворцовых переворотов. Приход к власти Екатерины I и создание Верховного Совета. Анна Иоанновна и кондиции. Бироновщина. Елизавета Петровна и её реформы. Русско – шведская война 1741 – 1743 г. Семилетняя война, её итоги. Царствование Петра III. Южное и западное направление российской внешней политики. Екатерина Великая и эпоха «просвещенного абсолютизма». Реформаторская деятельность Екатерины Великой. Создание Уложенной комиссии, «Наказ». Рост народных восстаний, крестьянская война под руководством Е. Пугачева. Русско – турецкие войны. Крымский вопрос. Политика России в Европе. Павел I и его действия: указ о трехдневной барщине, запреты на ошение круглых шляп и на свободный въезд иностранцев в Россию. Особенности внутренней и внешней политики Павла I. Швейцарский поход русской армии под руководством А. В. Суворова.
Темы рефератов для выступления на семинарском занятии:
Итоги основных реформ Петра Великого и их значение для России.
Северная война: причины и итоги.
Крестьянская война под руководством Е. Пугачева.
Эпоха дворцовых переворотов.
Самостоятельная работа (4 часа)
1. Используя рекомендуемую литературу, составить конспект, осветив следующие вопросы:Какие основные реформы были проведены Петром Великим? Каковы причины, ход и итоги Северной войны? Как следует понимать термин «эпоха дворцовых переворотов»? Какую роль выполнял Верховный Совет во время правления Екатерины I? Что такое кондиции Анны Иоановны? Как можно охарактеризовать бироновщину? Что такое «просвещенный абсолютизм»? Каковы основные направления внешней и внутренней политики Екатерины II Великой? Что такое «Наказ» и кому он предназначался? Что такое Уложенная комиссия? Что такое «Жалованная грамота дворянству» и «Грамота на права и выгоды городам»? Чем знаменит швейцарский поход А. В. Суворова? Как можно охарактеризовать указ Павла I о трехдневной барщине?
2. Подготовить реферат на заданную тему.
Изучение темы направлено на приобретение:
знаний: о реформах, проводимых императором Петром I (Великим) и их значении, ходе и итогах Северной войны для России, эпохе дворцовых переворотов, бироновщине, «просвещенном абсолютизме», основных направлениях внутренней и внешней политики Екатерины IIВеликой, «Наказе» и Уложенной комиссии, в чем значение «Жалованной грамоты дворянству» и «Грамоты на права и выгоды городам», крестьянской войне под руководством Емельяна Пугачева, указа императора Павла Iо трехдневной барщине, особенностях внешней и внутренней политики Павла I
умений: дифференцирования полученных знаний, основываясь на методологических принципах познания социальных явлений и процессов; анализа содержания различных исторических источников, а также научной и учебной литературы с целью установления научных фактов
навыков: поиска, отбора и анализа исторических источников, подготовки реферата и его защиты путем выступления в аудитории и ответов на возникающие в ходе обсуждения реферата вопросы.
Тема 4.2 Россия в XIX веке
Лекция № 8 (2 часа)
Реформы Александра I. Создание «Негласного комитета». Указ «О вольных хлебопашцах» 1803 г. и его значение. Реформы в сфере образования. Создание министерств. Работа комиссии под руководством М. М. Сперанского и её итоги. Создание Государственного Совета, его полномочия. Внешняя политика России в первой половине XIX в. Кавказская война (1801 – 1864 г.). Отечественная война 1812 г. Европейские походы русской армии 1813 г. Венский международный конгресс. Государственные военные поселения, положение поселенцев. Контрреформы Александра I (1822 – 1824 гг.) Восстание декабристов 1825 г. и причины его поражения. Восточный вопрос и Крымская война (1853 – 1856 г.). Правление Николая I. Создание Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, особые полномочия III отделения, создание жандармских округов. Кодификация российского законодательства. Общественно – политическое движение. Россия в царствование Александра II. «Оттепель» в общественно – политической жизни страны. «Великие реформы» 1860 – 1870 гг. Отмена крепостного права. Контрреформы Александра III. Внешняя политика России во второй половине XIX века. Революционное народничество. Русско – турецкая война (1877 – 1878 г.) Присоединение Средней Азии к России.
Семинарское занятие № 8 (2 часа)
Занятие проводится в интерактивной форме путем групповых дискуссий для обсуждения студентами следующих вопросов:Два периода правления Александра I – либеральный и консервативный. Программа преобразования России Негласным Комитетом. Меры по решению крестьянского вопроса. Принципы преобразования системы образования. Министерская реформа. Проект государственных преобразований М. М. Сперанского. Создание Государственного Совета, его полномочия. Внешняя политика России в первой половине XIX в. Войны с Персией и Турцией. Русско – шведская война, присоединение Финляндии. Причины и условия долговременности Кавказской войны. Нападение армии под руководством Наполеона Бонапарта на Россию. План военной компании М. И. Кутузова и меры по его реализации. Партизанская война. Битва при Бородино и Тарутинский маневр. Оставление Москвы французам. Причины отступления Наполеона из Москвы. Разгром армии Наполеона. Европейские походы русской армии 1813 г. Венский международный конгресс и его последствия. Государственные военные поселения, положение поселенцев. Общества декабристов: «Союз спасения», «Союз благоденствия», Северное и Южное общества. Причины восстания декабристов 1825 г. и его поражение. Меры Николая I по укреплению государственной власти. Причины, ход и итоги Крымской войны. Первая кодификация российского законодательства. Общественно – политическое движение: западники, славянофилы. Россия в царствование Александра II. «Оттепель» в общественно – политической жизни страны. «Великие реформы» 1860 – 1870 гг. Меры по решению крестьянского вопроса, отмена крепостного права, его влияние на другие реформы. Контрреформы Александра III. Революционное народничество.
Темы рефератов для выступления на семинарском занятии:
М. М. Сперанский и подготовленный им проект государственных преобразований России.
Отечественная война 1812 г.: причины, ход, итоги.
Восстание декабристов как часть мирового революционного процесса.
Подчинился ли России Кавказ после пленения Шамиля?
Самостоятельная работа (4 часа)
1. Используя рекомендуемую литературу, составить конспект, осветив следующие вопросы:Как можно охарактеризовать реформы Александра I? Что такое Негласный Комитет и каковы его функции? Как решался крестьянский вопрос? Когда были созданы министерства, какие функции они выполняли? Кто такой М. М. Сперанский и в чем заключался предложенный им проект государственных преобразований? Какие главные направления были во внешней политике Российского государства в XIX веке? Почему Отечественная война 1812 г. приобрела характер партизанской? Чем по сути являлось восстание декабристов и каковы причины его поражения? Почему Кавказская война была такой длительной? Каковы итоги Крымской войны? Когда в России отменили крепостное право? Что такое народничество?
2. Подготовить реферат на заданную тему.
Изучение темы направлено на приобретение:
знаний:о проекте государственных преобразований России М. М. Сперанского, об особенностях внешней политики России в первой половине XIXвека, о причинах, ходе и итогах Отечественной войны 1812 года, особенностях присоединения Кавказа к России, о положении военных поселенцев, причинах возникновения тайных обществ в России, движении декабристов и причинах поражения их восстаний, причинах, ходе, итогах и причинах поражения России в Крымской войне, основныхотличиях движений западников и славянофилов, мерах по решению крестьянского вопроса и отмене крепостного права, «Великих реформах» 1860 – 1870 г.г., революционном народничестве
умений:дифференцирования полученных знаний, основываясь на методологических принципах познания социальных явлений и процессов; анализа содержания различных исторических источников, а также научной и учебной литературы с целью установления научных фактов
навыков: поиска, отбора и анализа исторических источников, подготовки реферата и его защиты путем выступления в аудитории и ответов на возникающие в ходе обсуждения реферата вопросы.