Отаденсне-не-о ней ватэй (О-Ш-йе-попе-пе-о па \уа'-1а), или благодарение клену 4 страница
Обстоятельное изучение их институтов делает очевидным, что Лига была основана на принципах семейного родства и мыслилась лишь как их дальнейшая разработка. Эти отношения старше, чем понятия общества или правительства, и соответствуют в равной мере охотничьей, пастушеской и цивилизованной стадиям. Несколько ирокезских наций, объединившись, составляли одну семью, обитавшую вместе в одном Длинном доме; и эти связи семейного родства пронизывали всю их гражданскую и социальную систему, от индивидуумов до племен, от племен до наций и от наций до самой Лиги, они связывали их вместе в одно общее, неделимое братство.
В своем объяснении происхождения Лиги ирокезы неизменно возвращаются к отдаленному и неизвестному периоду, когда был заключен договор между пятью племенами, решены его детали и положения, установлены те законы и институты, при которых без существенных изменений они продолжали процветать впоследствии. Если положиться на их свидетельство, система, при которой они вступили в союз, не возникла постепенно, под давлением необходимости, а явилась результатом длительных усилий в области законодательства 17.
Нации представляли собой в то время отдельные и враждебные группы, хотя и общего происхождения; они были созваны на совет для обсуждения плана Лиги, предложенного одним мудрым человеком из нации онондага, плана, при котором, как он уверял их, объединенные нации смогут возвыситься до всеобщего господства. Предание сохранило имя Дегановеды (Ва-да-по-\уе'~с1а), как основателя Лиги и первого законодателя ходеносауни. Оно указывает также на северный берег Са-шшЧа-ап, т. е. оз. Онондога, как на место, где был разведен первый костер совета, вокруг которого собрались вожди и мудрецы нескольких наций, и где после многодневных дебатов была образована Лига.
Их предания говорят нам далее о том, что Конфедерация, созданная этим советом, с ее законами, правилами, взаимоотношениями народа и формами правления прошла через много поколений и дошла до настоящего времени с очень небольшими изменениями, если не считать добавления низшего класса правителей, именуемых вождями, в отличие от сахемов, и изменения закона о браке. Не вдаваясь в исследование вероятной точности их преданий, здесь достаточно будет изучить структуру правления, каким оно было в пору его полного расцвета, в начале прошлого столетия, и выяснить общие принципы, на которых оно было основано.
Центральное правительство было организовано и управляло на тех же началах, которые регулировали управление каждой отдель-
ной нации; нации поддерживали почти те же отношения с Лигой, какие поддерживают американские штаты с Союзом штатов. В Лиге ирокезов внутри одной было объединено несколько олигархий совершенно так же, как в Союзе штатов несколько республик объединены в одну. Чтобы составить представление о характере правления, следует прежде всего в зависимости от случая обратить внимание на характер правительства, или правителя, или правящей группы. Когда же будут установлены их права и условия занятия должности, тогда мы будем иметь верные указания на истинную сущность управления.
В случае с Ходеносауни ее организация внешне была столь ясна, что вызвала всеобщее мнение, будто бы отношения между правителем и народом были просто отношениями между вождем и его последователями — наиболее ранние и простейшие политические отношения между людьми,— тогда как ирокезы уже вышли из этого примитивного состояния общества и создали организованное управление.
При учреждении Лиги было создано 50 постоянных сахемств с соответствующими названиями, и сахемы, носившие эти титулы, были облечены высшей властью Конфедерации. Чтобы обеспечить порядок наследования и определить лиц, имеющих право на титул, сахемства были сделаны наследственными, с ограничительными и особыми законами наследования. Сами сахемы были равны по рангу и власти, и вместо территориально разграниченных юрисдикции их полномочия были объединены и равнялись полномочиям Лиги. В качестве предосторожности против раздора и обмана каждого са-хема «поднимал» и облекал званием совет всех сахемов с соответствующими обрядами и церемониями. До этой церемонии утверждения, или посвящения, никто не мог стать правителем. Будучи «поднят», он получал имя самого сахемства, как это бывает с дворянскими титулами, это же имя получали и его наследники из поколения в поколение.
Сахемства между пятью нациями были распределены неодинаково, но это не давало какому-либо из них перевеса в политической власти. Девять сахемств были переданы нации могауков, девять — онейда, четырнадцать — онондага, десять — кашога и восемь — сенека. Сахемы вместе образовывали совет Лиги, правящую группу, которой принадлежала исполнительная, законодательная и судебная власть. Таким образом, очевидно, что правление ирокезов представляло собой олигархию, если употреблять термин по крайней мере в буквальном его смысле — «власть немногих»; в ней больше заметно проявление системы, чем в олигархиях классической древности, по своей структуре она, по-видимому, была также в большей степени рассчитана на то, чтобы противостоять политическим переменам.
Этот образец индейского законодательства столь замечателен, что мы помещаем здесь на диалекте сенека перечень этих сахемств с их делением на классы, указывающим на взаимоотношения, которые в дальнейшем будут объяснены.
Титулы, пли сазгемства, ирокезов, установленные при учреждении Лиги', имена сахемов в хронологическом порядке от ос-
нования Лиги до настоящего времени: ГАНЕАГЭЙОНО (СА-НЕ-А'-СА-СШО), ИЛИ НАЦИЯ МОГАУКОВ
I. 1. Ва-^а-е'-о-й-а1
3. Ва-да-п.с-\уе'-<1а 3
5. Ва-уо'-Ь.о-§о 5 8. 8а-йа'-еа~елуа-с1еЬ8 |
II. 4. Зо-а-е-т^а'-аЬ4
6. 0-а-а'-§о-\уа 6
III. 7. Ва-ап-по-§а'-е-пе117
9. На8-с1
ОНАЁТКАХОНО (0-NА-УОТЕ'-КАN-О-NО), ИЛИ НАЦИЯ ОНЕЙДА
I. 1. Нс-(1Й8'-М-1е1110 | 2. | Оа-тю-е^еЬ'-ус | )-<Зои |
3. Ва-ус-1|а"-{Шеп-с1а 12 | |||
II. 4. 8о-пс-л\: е' 13 | 5. | То-ло-а-§а'-о 14 | |
0. На-(1е-а-с1ип-пепГ-Ьа 1Г) | |||
III. 7. Ва-\уа-с1а'-о-с1а-уо 10 | 8. | Са-пе-а-^иь'-Ьа-уеЬ 17 | |
9. Но-\уиь'-Ьа-с1а-о18 ~" | |||
ОНУНДАХГЭЙОНО (О-МСШ-ВАН'-СА-О-Ш), | ИЛИ НАЦИЯ | ОНОНДАГА | |
I. 1. то-ао-аг-Ъи "• | 2. | То-пе^'-за-аЬ | |
3 . Ва-аЧ-еа-йогв 30 | |||
II. 4. Оа-пеа-йа'-^е-^аЬе21 | |||
5. АЬ-'лга'-еа-уаЪ 23 | |||
0 . В а-а-уа1; '-^ ^а-е | |||
III. 7. Но-по-тее-па-10 -3 | |||
IV. 8. Оа-'Л'а-пЗ.'-вап-йо 21 | 9. | На-е'-Ьо25 | |
10. Но-уо-пе-а'-пе -6 | |||
11. За-^а'-диа-ье}! 3' | |||
V. 12. За-до-^а-Ьа' ^ | 13. | Но-;а-Ьа-Ь.о 29 | |
14. 81ш-по'-тт-<1е 3(| | |||
гвэюгуэхоно (аиь'-и-о\УЕн-о-К( | }), | ИЛИ НАЦИЯ | КАЙЮГА |
I. 1. Ва-еа'-а-уоа | 2. | Ва-]е-по'-(За-'А' | еЬ-о |
3 . Са-с1а'-в'^а.-за | 4. | Зо-уо-^га;в" | |
5. На-йе-а'э'-уо-по | |||
II. 6. Ва-уо-о-уо'-^о | |||
7. ^о^е-110-\Vе^1'-1^о 3' | |||
8. Ве-а-\\'а1;е'-Ьо | |||
III. 9. То-сШ-е-Ъо' | 10. | Ве_-§а'-ЬеЬ. |
НУНДЭЙВАХОНО I. 1. Оа-пе-о-йГ-уо33 II. 3. Оа-по-§1'-е35 III. 5. 8а-(1е-а-по'-'«'из37 IV. 7. Оа-по-ао-е-йа'-^е |
ИЛИ НАЦИЯ СЕНЕКА 2. 8а-йа-§а''-о-уазе3* 4. 6. 8.
«щит». а «Человек, который вычесывает».
1 Это рмя означает «нейтральный», или
* «Неистощимый». '«Маленькая речь». Б «На разветвлении». • «У Великой реки». '«Волочащий свои рога». 8 «Невозмутимый». • «Подвешивающий погремушки». Сахемы первого класса принадлежали к роду Черепахи, второго — к роду Волка и третьего — к роду Медведя. 10 «Человек, несущий бремя». " «Человек, покрытый пухом рогоза». 1! «Прогалина в лесу». " «Длинная веревка». " «Человек с головной болью». " «Глотающий самого себя». " «Место эха». 1? «Боевая дубинка на земле». " «Человек, парящий самого себя». Сахемы первого класса нации онейда принадлежали к племени Волка, второго — к племени Черепахи и третьего — к племени Медведя. " «Спутанный». Это было наиболее почетное звание в списке. Оно принадлежало племени Медведя. 20 «На страже», племя Медведя. Оба последних сахема являлись наследственными советниками То-йо-4а'-Ьо.21 Это слово означает «горькое тело». Титул принадлежал племени Кулика. 22 Племя Черепахи. м Этот сахем был наследственным хранителем вампума, племя Волка. " Племя Оленя. " Племя Оленя. 2в Племя Черепахи. 27 Племя Медведя. 28 Означает «взглядывающий мельком», племя Оленя. 2' «Большой рот», племя Черепахи. ао «Над ручейком», племя Черепахи. 31 «Испуганный человек». 32 «Очень холодный». Племена сахемов кайюга были следующие: 1-е — Оленя; 2-е — Цапли; 3-е и 4-е — Медведя; 5-е и 7те1=-Недепахи: 8-е — Цапли; 9-е и 10-е — Кулика. м «Прекрасное озеро», племя ЧЙрТлюсиТ^вРовйое небо», племя Кулика, "' Племя Черепахи. *• «Большой лоб», племя Ясфеба. "' Шомощрик», племя Медведя. м «Уходящий день», племя Кулика. "«Сожженные врр©еа»у,племя,Кулика. "«Открытая дверь», племя Волка.
'«•". •: ^ .41
Эти титулы, или имена, были наследственными в нескольких племенах, из которых состояла каждая нация. Когда человека делали сахемом вследствие смерти или низложения одного из 50, его имя «снималось» и ему присуждалось имя сахемства, которое носил его предшественник. Например, по смерти сахема сенека, носившего титул Ганеодийо (Са-пе-о-сН'-уо), преемника обычно «поднимали» из племени Черепахи, в котором сахемство было наследственным, и после обрядов утверждения данное лицо знали среди ирокезов уже только под именем Ганеодийо. Эти 50 титулов, за исключением двух, носило последовательно столько сахемов, сколько поколений прошло со времени возникновения Лиги.
Нация онондага, будучи расположена в центральной части, сделалась хранительницей углей совета и вампума, который изображал и структуру и принципы управления ирокезов, их законы и договоры. В назначенный срок, обычно осенью каждого года, сахемы Лиги собирались на совет в селении Онондога, которое фактически было местопребыванием правительства, здесь они издавали законы для общего благополучия. Срочные нужды общественного или домашнего характера часто приводили к созыву этого совета в необычное время, но место заседания совета не ограничивалось селением Онондога. Оно могло быть выбрано на территории любой нации по установленному обычаю. Первоначально цель общего совета заключалась в том, чтобы «поднимать» сахемов для заполнения вакансий. С течением времени, когда общение ирокезов с чужими племенами приобретало все большее значение, совет разрешал все вопросы, касавшиеся Лиги. Он объявлял войну и заключал мир, посылал и принимал посольства, вступал в союзные договоры, регулировал дела покоренных наций, принимал в Лигу новых членов, простирал ее покровительство на слабые племена — словом, принимал все необходимые меры, способствовавшие процветанию ирокезов и расширению их господства.
Несмотря на равенство прав, привилегий и власти у членов этой организации — сахемов, между ними существовали некоторые дискриминационные различия, ставившие одних в более почетное положение по сравнению с другими. Самым ярким примером является сахем онондага Тододахо (То-<1о-<1а'-по), всегда считавшийся самым почетным сахемом Лиги. В знак его выдающегося положения были назначены в качестве наследственных советников двое из сахе-мов-онондага. Большое уважение и внимание, оказывавшиеся ирокезами этому титулу, привели к широко распространенному заблуждению, что Тододахо был королем или гражданским главой Конфедерации. В действительности он не обладал ни какой-либо особой или исполнительной властью, ни авторитетом, которыми в равной мере не пользовались бы его сотоварищи; и если привлечь предание для уяснения этой явной несообразности, то видно, что почтение народа относилось более к самому титулу, нежели к лицу, его носившему, ибо это было одно из их знаменитых имен. При учреждении Лиги онондага но имени Тододахо сделался могущественным правителем благодаря своим военным успехам. Предание говорит, что он
покорил кайюга и сенека. Согласно преданию, на голове у него были перевившиеся змеи, а его взгляд, когда он сердился, был таким страшным, что всякий взглянувший на него якобы падал замертво.
Предание повествует также, что, когда образовалась Лига, змеи были вычесаны из его волос одним из сахемов могауков, которого с тех пор стали называть Хейовентхэ — «человек, который вычесывает». Тододахо медлил соглашаться с новыми порядками, лишавшими его неограниченной власти, он не хотел быть равным среди других. Чтобы в какой-то мере устранить эти препятствия и увековечить его величие, первое сахемство было названо по его имени и возвеличено над другими путем специальных знаков отличия, которые согласовывались, однако, с равномерным распределением власти между всеми сахемами. Вплоть до настоящего времени это имя у ирокезов является олицетворением героизма, умения предвидеть и величия характера, и в реестре ирокезской знати этот титул всегда считался более знаменитым, чем все другие.
За некоторыми другими должностями, или именами, при учреждении Лиги были закреплены особые обязанности. Например, сенека были сделаны «стражами входа» Длинного дома, и, возложив обязанность охраны входа на Донехогавеха (Во-пе-Ьо-§а'-^еЬ.), восьмого сахема, они назначили ему подсахема, или помощника, чтобы дать ему возможность выполнять это поручение. Этот подсахем «поднимался» одновременно со своим начальником, с теми же обрядами и церемониями, и получал имя, или титул, созданный одновременно с именем сахемства. Его обязанностью было стоять позади сахема на всех народных собраниях и действовать либо в качестве его гонца или помощника, либо в качестве советника. Хоновенато (Но-по-луе-па'Чо), сахем онондага, которого сделали хранителем вампума, имел также подсахема, или помощника. И другим сахемам, на которых были возложены особые обязанности, тоже были назначены под-сахемы, чтобы облегчить им выполнение этих обязанностей или, возможно, как знак почета. Все эти специальные знаки отличия не противоречили полному равенству сахемов как членов одного правящего органа, руководившего делами Лиги. С большей отчетливостью этот факт выступает при рассмотрении порядка законодательства сахемов.
Отдельные сахемы, являвшиеся в общем совете носителями высшей власти Лиги, на своих собственных территориях составляли правящие группы своих наций. Когда они собирались как члены совета Лиги, власть каждого сахема совпадала с властью правящего органа, и между всем народом и каждым отдельным правителем устанавливались прямые связи; но когда на совет собирались сахемы отдельной нации, в их непосредственном ведении оказывались все внутренние дела нации. Во всех делах местного и домашнего, а также политического характера нации были совершенно независимы друг от друга. Девять сахемов могауков объединенной властью управляли делами этой нации точно так же, как совместно со своими коллегами они управляли делами Лиги в целом. С теми же полномочиями десять сахемов кайюга управляли местными делами своей нации.
Так как сахемы каждого племени пользовались абсолютным равенством власти и привилегий, то степень их влияния зависела целиком от личных качеств и поведения сахема. На советах нации, которые происходили часто, разрешались все. дела национального значения, и, хотя поднятые в таких случаях вопросы в конечном счете решались сообразно мнениям сахемов, все же дух ирокезской системы управления был таков, что влияние низших вождей, воинов и даже женщин давало о себе знать всякий раз, когда вопрос возбуждал всеобщий интерес.
Если попытаться найти объяснение власти сахемов в этимологии слова Хойэйрнэйговэйр (Но-уаг-па-^о'-'й'аг), под которым сахемы были известны как класс, то окажется, что оно указывает скорее на ограниченность их власти, чем на ее широту, потому что это слово обозначает просто «советник народа» — самое прекрасное и подходящее определение правителя 18. Но в сфере действия их власть в древние времена была весьма произвольна.
Следующими за сахемами по положению стояли вожди, низший класс правителей, самое существование должности которых было аномалией в олигархии ирокезов. Много лет спустя после основания Лиги, даже после начала их сношений с белыми, возникла необходимость в создании этого класса правителей. Это было нововведением в первоначальной структуре конфедерации, но вызвано оно было обстоятельствами, которым невозможно было противодействовать. Должность вождя— Хасехнованех (На-5еп-по-\уа'-пеЬ), которая переводится как «поднятое имя», была сделана выборной и являлась наградой за достоинства, но без права ее наследования, звание уходило вместе с личностью. Предела числу вождей установлено не было. Сенека, еще проживающие в штате Нью-Йорк (около 2500 человек), помимо восьми сахемов имеют еще около 70 вождей. Первоначально полномочия их были крайне ограниченны и сводились к участию в местных делах своей нации, в решении которых они действовали скорее в качестве советников и помощников сахемов, чем в роли правителей. Но влияние их росло вместе с численностью, они все больше вторгались в область, подвластную сахемам, а в настоящее время, когда Лига в основном разбита и ее внутренняя организация пережила ряд существенных изменений, они во многих отношениях возвысились до равенства с самими сахемами. После избрания их «поднимал» совет нации, но окончательное утверждение их должно было быть санкционировано общим советом сахемов. Условия держания этого звания остаются до сих пор еще неизменными.
Права и обязанности сахемов и вождей носили исключительно гражданский характер и ограничивались по их основным законам делами мира. Ни один сахем как гражданский правитель не мог выступить на войну в своем официальном звании. Если он решался вступить на тропу войны, он на данное время откладывал в сторону свои гражданские обязанности и становился обыкновенным воином. Поэтому важное значение приобретает вопрос о том, кто же был облечен военной властью. Ирокезы не имели отдельного класса воея-
ных вождей, «поднимаемых» и выделяемых для командования во время войны; ни сахемы, ни вожди, по-видимому, не обладали властью назначать таких людей, которых они считали подходящими для постов командующих. Все военные операции были предоставлены полностью частной инициативе и системе добровольной службы, причем сахемы старались скорее подавлять и удерживать, чем разжигать воинственный пыл народа. Главные военные предводители выходили из класса так называемых вождей, многие из которых выбирались на эту должность в награду за свои военные подвиги. Своеобразная система ведения войны ирокезов крайне затрудняет возможность полностью и удовлетворительно объяснить их способ проведения военных операций 19.
Вся их гражданская организация была не только направлена против концентрации власти в руках какого-либо одного лица, но и склонялась к обратному принципу — разделения ее среди многих равных; и эту политику они проводили как через военную, так и через гражданскую организацию. Вначале отдельные руководители организовывали небольшие отряды, и каждый из них, если они впоследствии объединялись для одного и того же предприятия, оставался под предводительством своего собственного вождя, а все войско, так же как и проведение экспедиции, находилось под объединенным руководством начальников отрядов. Они не назначали никого жз своей среды для неограниченного командования, но общее управление было предоставлено тому, кто имел более сильную волку или большую силу убеждения.
Так как они находились в состоянии войны со всеми нациями, не бывшими в фактическом союзе с ними, то каждый воин имел законное право организовать отряд и искать приключений в любом избранном им направлении. Если какой-нибудь вождь, полный воинственного задора, замышлял набег на южных чероки, он исполнял Военную пляску и, завербовав таким путем всех, кто желал разделить с ним славу приключения, сразу же вступал на тропу войны, уходя на дальнее и опасное дело. Так начинались многие экспедиции, и полагают, что значительная доля военных действий ирокезов была не чем иным, как личными приключениями или отважными выступлениями небольших военных отрядов. При таком положении любимый вождь, пользовавшийся доверием народа благодаря своим военным подвигам, не имел недостатка в приверженцах в; разгар всеобщей войны и Лиге не угрожала опасность потери услуг своих наиболее способных военных предводителей. Во избежание опасных последствий разногласий, когда несколько наций вели общукГвой-ну и их силы были объединены в одно войско, для обеспечения единства действий были установлены должности двух высших военных вождей. Два вождя, занимавшие эти должности, назначались скорее для общего наблюдения над военными делами, чем для действительного командования на поле боя, хотя им и не возбранялось принять его, если они имели склонность к этому. Должности этих военачальников были наследственными, подобно сахемствам, и вакансии заполнялись таким" же образом. Когда сенека при учреждении Лиги
были сделаны «стражами входа», эти должности были переданы им по той причине, что, находясь при входе, они первыми становились на тропу войны, чтобы отбросить напавшего врага. Первого из них называли Тэйвэйннеэйрс (Та-^ап'-пе-агз), «ломающий иглу»б, звание было наследственным в племени Волка; второго называли Соносова (Зо-по'-зо-доа), «большая устричная раковина»; эта должность была передана племени Черепахи. Этим высшим вождям, как теперь утверждают ирокезы, было вверено верховное командование силами Лиги и общее управление их военными делами.
Во время революции Таенданэйгэй (Та-уеп-с1а-па'-§а), Джозеф Брант, командовал военными отрядами могауков; некоторые авторы приписывали его звание полководца Лиги скорее его выдающемуся положению и оказанному ему высокому доверию, чем его личным заслугам 20. Это ошибочное и даже ложное утверждение совершенно противоречит утверждениям всех ирокезских наций, включая самих могауков.
Исключительным является сам по себе тот факт, что в Лиге не признавались религиозные должностные лица. Это видно из того, что никогда общий совет сахемов не выдвигал ни одного из них для заполнения жреческой должности. Однако в каждой нации была группа лиц, называвшаяся Хонундеунт (Но-.пип-с1е'-ип1), «хранители веры», которых регулярно назначали для совершения религиозных обрядов на празднествах и для общего наблюдения за религиозными делами.
Перечисленным выше должностным лицам вверялось управление Лигой. Собрание сахемов ведало всеми теми вопросами, которые относились к общественному благосостоянию. Сахемам принадлежала исполнительная, законодательная и судебная власть постольку, поскольку ее не было у народа, хотя, по-видимому, их власть во многих отношениях была скорее консультативной, чем исполнительной. Из советников и посредников между сахемами и народом вожди, играя все большую роль, сделались правителями вместе с самими сахемами; таким образом, олигархия расширилась и стала более либеральной. Во всех военных делах власть принадлежала, по-видимому, главным образом народу, а ведение войны предоставлялось частной инициативе. Если соединялось несколько отрядов, то у них было столько же предводителей, сколько отрядов, управлявших их делами при помощи совета, в котором, как и в гражданских делах, основным законом было единогласие. Два высших военных вождя осуществляли скорее планирование и общее руководство военным походом, чем фактическое командование войсками. Вся их система управления была пронизана общественным мнением, которое давало делам свое собственное направление и показывало в значительной степени, что управление покоилось на народной воле, а не на произволе вождей.
Правитель Черная Змея, проживающий сейчас в резервации Аллегейни и имеющий свыше ста лет от роду, до сих пор носит это звание.
С какой бы точки зрения ни изучать главные особенности Лиги, ее следует считать столь же прекрасной, сколь замечательной организацией — триумфом индейского законодательства. Когда владения ирокезов расширились путем завоеваний с последующим захватом территории, то это было расширением, а не расчленением конфедерации, одной из ее ведущих целей было поглощение соседних племен. Эри и нейтральной нации, согласно преданию, ирокезы предложили выбор: вступление в Лигу или истребление; это предложение перестанет казаться странным, если вспомнить, что индейская нация считает себя в состоянии войны со всеми, не находящимися с ней в фактическом союзе. Мир сам по.себе был одной из основных целей, преследовавшихся основателями этой индейской олигархии, он достигался принятием в Лигу или покорением окружавших их племен. Развиваясь, их империя расширяла свои границы до гех пор, пока в ее пределы не вошло около половины территории нашей республики и пока самое имя их не стало вызывать ужас от холмов Новой Англии до самых глухих уголков на Миссисипи; только приход другой расы остановил их быстрое продвижение и подготовил путь для постепенного гашения их огней совета и разорения их Длинного дома.
При простой конфедерации индейских наций существовала бы постоянная тенденция к распаду вследствие их разбросанности и отдаленности друг от друга, расхождения интересов, а такдае врожденной слабости такого союза. В рассматриваемом же случае ирокезы стремились к чему-то более прочному, чем простое объединение пяти племен в форме союза. Эти лесные государственные деятели добивались слияния национальных самоуправлений в одно правительство, и они достигли этого. Лига сделала ходеносауни единым народом, с одним правительством, единой системой институтов, единой исполнительной волей. Однако власть правительства не была настолько централизована, чтобы исчезла независимость отдельных наций. Действительность была очень далека от этого. Главной чертой Лиги как политического организма была полная независимость и самостоятельность национальных самоуправлений в рамках центрального и всеохватывающего правительства, которое внешне казалось таким спаянным, что подразделения его едва ли могли быть замечены в общих действиях Лиги.
Наша дальнейшая задача заключается в изучении того, каким путем были достигнуты эти результаты.
Правительство не было бременем для народа, которым фактически управляли весьма мало. Оно обеспечивало каждому ту индивидуальную независимость, которую ирокезы умели так же ценить, как и саксонская раса, и которую среди всех их политических невзгод они продолжают сохранять.
ГЛАВА IV
Деление на племена. — Семейные связи. — Происхождение по женской линии. — Степени кровного родства. — Право наследования сахемств. — Имена. — Сущность племени. — Равенство наций.—Национальные прозвища.—Выборность должности вождя. — Выбор в вожди выдающихся людей. — Стабильность олигархии
Разделение народа на племена является наиболее простой организацией общества 21. Каждое племя представляет собой нечто вроде семьи, и узы родства, связывающие воедино отдельных его членов, необходимы до тех пор, пока они не становятся ненужными вследствие усвоения иной формы управления и замены этих уз иными, отвечающими тем же целям защиты и безопасности.
Когда народ долго жил племенным строем, чрезвычайно трудно устранить все следы этого органического деления путем замены его новыми институтами. Пример этого дают племена древних евреев. Также и у греков, особенно у афинян, никогда не исчезали целиком следы их первоначальных подразделений. Солон заменил племена классами, но позднее Клисфен, сохранив классы, восстановил племена, увеличив их число. Этим он увековечил древнюю социальную организацию в гражданских учреждениях афинян. Афинское племя было группой семей с подразделениями; таковы же и римские племена, основанные Ромулом. В то же время еврейские племена охватывали только прямых потомков общего отца; и так как отдельные члены племени состояли в кровном родстве между собой, то само племя существенно отличалось от греческого. Ирокезское племя не было похоже ни на те, ни на другие. Оно не было группой семей и не состояло из потомков общего отца, так как отец и его ребенок никогда не принадлежали к одному и тому же племени. Ниже мы покажем, однако, что ирокезское племя ближе всего к еврейскому, отличаясь-от него, как йот всех прочих аналогичных институтов Старого Света,' главным образом тем, что ггооисхо>кдение_в нем велось во всех случаях,по женской линии.