Распутинъ служилъ царю молитвой и совётомъ
Безусловно, Царь прислушивался къ совётамъ Григор\я. Изъ царской переписки видно, что Царь со вниман\емъ выслушивалъ предложен\я Распутина и нерёдко принималъ ихъ. Особенно это касалось кандидатуръ на посты руководителей Святёйшего Синода и передвижен\я епископовъ въ различные епарх\и, хотя на послёднемъ этапё своей жизни Григор\й принимаетъ участ\е и въ подборё кандидатуръ на посты министровъ и губернаторовъ. Во всёхъ случаяхъ онъ высказывалъ только свое мнен\е. Вл\ян\е его на Царя было чисто духовнымъ. А Царь ждалъ отъ Григор\я высшихъ духовныхъ откровен\й, какъ бы санкц\й Божественной власти. [Императоръ Николай Александровичъ всегда самъ принималъ рёшен\я, но цёнилъ совёты Григор\я Распутина въ духовно-нравственномъ аспектё.]
«Нашъ Другъ желаетъ, - писала царица супругу (25 августа 1915 г.), - чтобы Орловск\й былъ назначенъ губернаторомъ. Онъ теперь предсёдатель казенной палаты въ Перми. Помнишь, онъ поднесъ тебё книгу, написанную имъ про Чердынь, гдё похороненъ одинъ изъ Романовыхъ, котораго они почитаютъ какъ святаго?» И Орловск\й былъ назначенъ Тобольскимъ губернаторомъ.
Совёты Распутина касались не только назначен\я министровъ. Бывало ему ночью во снё явлен\е, и онъ пересказывалъ его царю. Такъ, 15 ноября 1915 года царица пишетъ супругу: «Теперь, чтобъ не забыть, я должна передать тебё поручен\е нашего Друга, вызванное его ночнымъ видён\емъ. Онъ проситъ тебя приказать начать наступлен\е возлё Риги, говоритъ, что это необходимо, а то германцы тамъ твердо засядутъ на всю зиму, что будетъ стоить много крови, и трудно будетъ заставить ихъ уйти. Теперь же мы застигнемъ ихъ врасплохъ и добьемся того, что отступятъ. Онъ говоритъ, что именно теперь это самое важное, и настоятельно проситъ тебя, чтобы ты приказалъ нашимъ наступать. Онъ говоритъ, что мы должны это сдёлать, и просилъ меня немедленно тебё объ этомъ написать».
Кстати говоря, мног\е военные совёты Распутина, какъ это кому-то ни покажется страннымъ, были, какъ правило, очень удачны. Принят\е Николаемъ Вторымъ верховнаго командован\я военными дёйств\ями на себя и рядъ удачныхъ операц\й позволили остановить наступлен\е немцевъ и стабилизировать фронтъ. Какъ справедливо отмёчалъ У.Черчилль, не произойди революц\я, побёда русской арм\и, возглавляемой Царемъ, была бы обезпечена. [Но врагамъ Бога, врагамъ богоноснаго русскаго народа, врагамъ Помазанника Бож\его побёда русской арм\и, возглавляемой Царемъ, была бы смерти подобна!]
Распутинъ даетъ Царю совёты и по продовольственнаму вопросу. Онъ понимаетъ, насколько серьезно этотъ вопросъ можетъ быть обыгранъ враждебными антирусскими силами. Въ февралё 1915 года Царица пишетъ супругу: «Григор\й нёсколько разстроенъ «мяснымъ» вопросомъ, - купцы не хотятъ понизить цёны на мясо, хотя правительство этого требуетъ, и было даже нёчто вроде мясной забастовки. Нашъ Другъ думаетъ, что одинъ изъ министровъ долженъ былъ бы призвать къ себё нёсколькихъ главныхъ купцовъ и объяснить имъ, что преступно въ такое тяжелое время повышать цёны, и устыдить ихъ».
Въ октябрё 1915 года вопросъ съ продовольств\емъ обострился еще сильнёе. Провинц\я была полна различныхъ продуктовъ, а въ главныхъ городахъ не хватало самаго насущнаго. И вотъ Григор\й начинаетъ выдвигать идею необходимости обезпечен\я первоочереднаго подвоза вагоновъ съ мукой, масломъ, сахаромъ. Ему ночью, разсказывалъ онъ своимъ поклонникамъ было видён\е : «всё города, железные дороги и т.д., трудно передать». Распутинъ предлагаетъ, чтобы въ течен\е трехъ дней приходили изключительно вагоны съ мукой, масломъ и сахаромъ. «Это въ данную минуту, - утверждалъ онъ, - болёе необходимо, чём снаряды или мясо». Распутинъ считаетъ, что 40 человёкъ старыхъ солдатъ могутъ нагружать въ часъ по одному поёзду, которые можно отправлять одинъ за другимъ, но не всё къ одному мёсту - этого тоже не слёдуетъ дёлать, а къ Петрограду и Москвё. Для этого надо сокра-тить пассажирское движен\е, уничтожить 4-е классы на эти дни и вмёсто нихъ прицёпить вагоны съ мукой и мясомъ изъ Сибири. Только такъ можно избёгнуть продовольственныхъ безпорядковъ.
Или однажды Григор\й со своими близкими обсуждаетъ, а впослёдств\и предлагаетъ Царю способъ, какимъ образомъ уменьшить очереди за продовольств\емъ въ Петроградё. Осенью 1916 года, когда были сильные перебои въ снабжен\и, Распутинъ предлагаетъ, чтобы продовольств\е: мука, масло, хлёбъ, сахаръ - все предварительно развёшивать въ лавкахъ, и тогда каждый покупатель получалъ бы свою покупку гораздо быстрёе, и безконечные хвосты были бы ликвидированы. Мног\е предложен\я Распутина были приняты Царемъ.
5.5. Сердце Помазанника Бож\его всегда въ руцё Бож\ей, а не въ руцё какихъ-либо человёковъ
Только не надо считать Николая послушнымъ изполнителемъ указовъ Распутина. То, что онъ совётовался съ Григор\емъ, вовсё не означало, что онъ изполнялъ всё его совёты. При рёшен\и абсолютнаго большинства вопросовъ Николай не ставилъ въ извёстность ни Распутина, ни даже Императрицу. О многихъ его рёшен\яхъ они узнавали уже изъ газетъ или другихъ източниковъ. Въ одномъ изъ писемъ къ своей супругё Николай достаточно твердо и даже жестко говоритъ:
«Только прошу тебя не вмешивать нашего Друга. Ответственность несу я и поэтому желаю быть свободнымъ въ своемъ выборё» (10 ноября 1916 г.). [Очевидно желан\е Государя предостеречь супругу отъ суеты излишняго, то есть не къ случаю, совётован\я съ Григор\емъ Ефимовичемъ, когда требовалась особая сосредоточенность въ рёшен\и доступномъ одному Царю.]
Историкъ С.С.Ольденбургъ спец\ально прослёдилъ, какъ выполнялись политическ\е совёты Распутина. [Приведены конкретные примёры.]
Какъ отмёчаетъ Ольденбургъ, всё эти совёты Государь отвергаетъ молчаливо, не желая задёть чувства Государыни. Иногда у него, однако, прорывается и нёкоторое раздражен\е. «Мнен\я нашего Друга о людяхъ бываютъ иногда очень странными, какъ ты сама это знаешь». (9.11.1916).
Удивительно трогательные взаимоотношен\я складывались у Распутина съ царскими дётьми. Распутинъ бываетъ во Дворцё, онъ бесёдуетъ съ ними и наставляетъ ихъ. Они пишутъ ему письма и поздравительные открытки, просятъ его помолиться объ успёхё въ учебё.
По совёту Григор\я Распутина Царица и старш\е дочери начинаютъ много работать въ качествё сестеръ милосерд\я, помогая раненымъ воинамъ. Проходятъ даже спец\альное обучен\е, чтобы стать квалифицированными сестрами милосерд\я. Въ эту помощь Царица вкладываетъ всю свою энерг\ю и пылъ. Встаютъ рано утромъ, идутъ въ церковь и затёмъ въ госпиталь. Свою работу въ госпиталё она связываетъ съ духовной помощью Григор\я. «Я нахожу совершенно естественнымъ, что больные чувствуютъ себя спокойнее и лучше въ моемъ присутств\и,- пишетъ Царица,- потому что я всегда думаю о нашемъ Другё и молюсь, сидя тихонько и гладя ихъ. Душа должна соответственно настроиться, когда сидишь съ больными, если хочешь помочь имъ - нужно стараться стать въ то же положен\е и самой подняться черезъ нихъ или помочь имъ подняться черезъ послёдован\е нашему Другу» (8 ноября 1915 г.).
Царь и Царица ужасно страдали отъ той кампан\и лжи и клеветы, которая организованно велась противъ Распутина, а на самомъ дёлё противъ нихъ самихъ. Послё газетной кампан\и по поводу очереднаго сфабрикованнаго дёла противъ Григор\я (о "кутежё" въ ресторанё «Яръ» въ Москвё) Царица написала Царю (22 \юня 1915 г.): «Если мы дадимъ преслёдовать нашего Друга, то мы и наша страна пострадаемъ за это.» Годъ тому назадъ уже было покушен\е на Него, и Его уже достаточно оклеветали. Какъ будто бы не могли призвать полиц\ю немедленно и схватить Его на мёстё преступлен\я - какой ужасъ! (царица имёетъ въ виду, что дёло основывалось только на слухахъ, протоколы были сфабрикованы заднимъ числомъ - объ этомъ дёлё мы еще разскажемъ. - О.П.).
...Я такъ разбита, так\е боли въ сердцё отъ всего этого! Я больна отъ мысли, что опять закидываютъ грязью человёка, котораго мы всё уважаемъ, - это болёе чёмъ ужасно».
Эта мысль, что они не могутъ защитить близкаго имъ человёка, все время тревожитъ Царскую чету, какъ и мысль, что онъ страдаетъ за нихъ. 26 февраля 1917 года Царица пишетъ мужу послё посёщен\я могилы Распутина: «Я ощущала такое спокойств\е и миръ на его дорогой могилё. Онъ умеръ, чтобы спасти насъ».
Слово Григор\ю Распутину: велик\е торжества въ К\евё
Что поразило встрепенуться и возрадоваться К\евскаму граду? Как\е радости! Боже! Великъ Батюшка-Государь! Такъ трепещетъ весь простой народъ, и аристократ\я, и невёрующ\е! У невёрующихъ страхъ, а у вёрующихъ и въ лицахъ ихъ отражается свётъ души! И украшенные сердца ихъ наполнены любовью къ Родинё. И служитъ пр\ёздъ Государякъ обновлен\ю Родины. И солдатики чувствуютъ себя свётозарными и сильными. И въ эти дни на всю жизнь готовы и заразились силой благодатной и храброй - воиновъ. Никто не можетъ дать обновлен\я, какъ посёщен\е Самаго Батюшки-Царя. Никто не можетъ повёдать: какъ? почемуъ? - у всёхъ торжественная сила отъ Батюшки-Царя!
- Поймите силу вышнихъ властей, - Небесныхъ творцовъ, - то и земной Творецъ, и Управитель нашъ, и Создатель охраны на землё, - насъ хранитъ и милуетъ; поэтому и радость, и ликованье у всёхъ вёрующихъ. Такая радость, что всякъ не можетъ православный христ\анинъ сказать случившегося съ нимъ отъ радости, увидя Батюшку-Царя! А у злыхъ и невёрующихъ такая злоба бываетъ, - они хотятъ, но у нихъ сила ничто, - потому сильные радости у толпы народа: и злые, и завистники не могутъ принести зла, - ихъ, злыхъ, толпа таетъ, какъ снёгъ отъ жары, потому что радость и «ура» какъ громъ и молн\я. Какъ громъ грянетъ, то мы крестимся, а «ура» - сила. Злые безсильны и «ура» бёгутъ, какъ бёсы - молитвы; противники Родины трепещутъ, и бёгутъ, и скрываются. И столкновен\е публики не что иное - тысячи толпы, и всё обновлены духомъ, - какъ волны на морё плещутъ. И народъ отъ украшен\я и ожидан\я напряжен\я не можетъ равнодушно говорить о дивномъ пр\ёздё. Что ни пр\ёздъ, а будто съ небесъ, - ожидан\е какъ Самаго Господа. Толпа двигается по К\еву, и народъ отъ радости не можетъ усидёть, - всего трепещетъ и веселится; и въ сердцахъ у нихъ болёе чёмъ иллюминац\и; а иллюминац\ю нельзя простымъ огнемъ назвать, т.е. вещи заставляютъ радоваться. Что же скажешь? Украшенъ К\евъ! Боже! Боже! Всевозможными цвётами, и гирляндами, и флагами; они стараются украсить и убрать. Несметнымъ счетомъ флаговъ изпестренъ весь - для дорогаго гостя нашей Родины. И всё чувствуютъ силы въ себё - поддержать свой градъ К\евъ - и спёшно приносятъ въ жертву силы и чтутъ дорогаго гостя Родины и Земли. И ничто, нётъ сравненья, какъ былъ очевидцемъ и видёлъ, что турки ожидали своего султана. Народъ, начальство - да, ожидаетъ, а простой вотъ ничего ужъ; еще видёлъ и друг\е нац\и, тоже одно начальство, а простой народъ - будто нётъ. А чёмъ объясните? Тёмъ, что велика Православная Вёра, и въ ней явился Избранникъ и Помазанникъ Бож\й. А словъ на это совсёмъ нётъ и сравнивать нельзя. Господи, мы счастливы! А о маленькихъ потёшныхъ и сказать нельзя. О ихъ, во-первыхъ, успёхахъ: какъ ангелы между херувимами, какъ они занимаются! Ведь не вёрится себё: так\е крошки, а сами въ дёлё какъ и нужно. Так радуешься! - смотришь, вотъ и видишь въ юношахъ, какъ они показываютъ себё будущую защиту всёхъ насъ. Только бы въ нихъ сохранить вёру. Эти потёшные - это стёна каменная, гдё мы за ней спрячемся. И вся арм\я стоитъ и трепещетъ. Боже! Как дисциплина - въ ней нётъ въ то время ни зависти, ни коварства, поэтому и назвались христолюбивые воины до смерти.
Что же болёе изукрашенъ? Вокзалъ. Чувства живые и поражающ\е, - какъ въ раю слово говоришь, что все ожидаетъ: вся природа и всё украшен\я. Врата К\ева привётъ воздаютъ дорогому Гостю, Батюшкё - Утёшителю насъ.
Вотъ Его поёздка будитъ всёхъ спящихъ. Наверно, ежели бы Онъ сталъ почаще ёздить, то Онъ бы увидёлъ, какъ Его ждутъ и любятъ, и свётомъ любви освёщаютъ. А Имъ, говорятъ, не высказывали своихъ нуждъ; это мнё говорили изъ Союза Русскаго народа, - им не велёли. А почему не высказать правду Отцу Родины? Жаль, что запретили сказать дорогому Батюшкё. Ведь мужичокъ передъ Царемъ врать не будетъ: «что-то озабоченъ», кто запретилъ говорить ему. Давай, Божинька, благополуч\я! Батюшка нашъ проёхалъ съ радостью и потомъ еще разъ за разомъ поселилъ оживлен\е Своимъ посёщен\емъ. Господи, яви милость Свою на насъ! Давай мужества Батюшкё-Царю, чтобы. Онъ насъ болёе и болёе посёщалъ все Свое - посаженный разсадникъ земли.
Ведь какъ же! Посмотрите на Союзниковъ, какъ они подходятъ, какъ величайш\е святые! Да, гдё же они будутъ врать? О Господи! Все-таки они вылили свое горе дорогому Отцу; они воистину слуги Церкви и Батюшки, Великаго Царя. И собрались въ К\евъ тысячами; идутъ они какъ сокровища всёхъ назван\й парт\и и сплотились единымъ духомъ. Вотъ для нихъ-то и нужно посёщать Росс\ю по разнымъ городамъ. Когда они видятъ Царя, у нихъ единый духъ; а въ нихъ громадная сила, то евреямъ и деться нёкуда, - это оплотъ; кружки Архангела Михаила и разные назван\я...; но не видятъ и бранятся между собой; потому - у нихъ сила и другъ другу покориться не могутъ. Эти кружки нужны, для евреевъ; они очень ихъ боятся. Когда они идутъ по К\еву, то жиды шушукаются и трепещутъ; арм\и меньше боятся, потому у нихъ дисциплина не позволяетъ, а у «Союза Русскаго Народа» нётъ дисциплины. Теперь какъ можно, надо основывать кружки и не ссориться; то евреи и не подумаютъ просить равноправ\я. Только надо, чтобы посреди ихъ былъ пастырь, - хорош\й батюшка. Такъ это К\евъ далъ понять пр\ёздъ Батюшки-Царя. Необходимы кружки, и начинать съ водки, и чтобы не было ее; а кто пьетъ, тёхъ не нужно, - отъ нея вредъ.
Какъ отраденъ и поучителенъ пр\ёздъ Хозяина Земли!
А въ самой-то Матушкё - Лаврё К\евской какое ожиданье! Боже! Какая радость! - Как рёка течетъ м\ра, что-то иное; больш\е тысячи по древамъ какъ птицъ! Господи! И служба непрестанна; вездё переполнено! Господи! Это никогда того скоплен\я не встретишь, и всё трепещутъ Однаго лица. Хотя полные братья, да бёгают бёгомъ. Сколько можетъ дать Одинъ Человёкъ силы и подумать, что-то тутъ не само по себё творится. Кто-то невидимо предстоитъ съ Тёмъ Лицомъ - даетъ подумать. И для всёхъ живущихъ въ Лаврё такая неожиданная радость и не знаютъ какъ, какъ встретить. Всё они въ поднятомъ духё, и убрано - уже не въ духё человёка, а въ духё Бога и Разумъ Его. Что же скажешь о томъ, почему это все? Потому Самъ Господи далъ праздникъ! Словно Лавра переродилась!
Великое дёло посёщать Обитель Царямъ! Въ то время всё молятся съ наслажден\емъ. Только поболё нужно пускать богомолъцевъ. И на вёкъ остается Ихъ посёщен\е, гдё побыли, какъ веселилась толпа народа Святому Семейству Ихъ Величествъ. Съ энерг\ей высшей степени кричали «ура». Нужно, чтобы, все общество пёло «Народный Гимнъ» и молитвы. И какая въ толпё сила ума и слова. Толпы давали знать, что этотъ народъ безопасенъ и организац\я очень нужна; ранёе прежде не было «Союзовъ», и было посёщать Росс\ю опасно, - а теперь опора въ нихъ, въ надёждё посёщен\я. Богу угодно. Онъ и дастъ силы охранять Святую Семью; тёмъ болёе, что всё въ кучё - все Семейство Великихъ сего м\ра.
И к\евляне свидётельствуютъ, что прежнимъ тёмъ Царямъ не было таковаго почета. Это свидётельство доказываетъ, что не было «Союзовъ», и выписывали изъ деревень встречать. А въ настоящее время много и такъ пришло; весь народъ такъ и пришелъ и весь отдался, только бы, видёть. И послё этого вотъ здёсь, гдё удостоились повидать всю Семью, и всё бёжали въ Лавру и служили молебенъ. О, святое дёло! И у всёхъ явилось желан\е и единодуш\е поблагодарить Господа и всёхъ, всёхъ Святыхъ К\евскихъ Чудотворцевъ: Феодос\я, Антон\я. И крикъ, и вопли были святые и нелицемёрные. Какъ святая Лавра была освёщена! И как\е разныхъ цвётовъ огни горёли. И давало понять, что это великъ день для к\евлянъ. И вёра также горёла у всёхъ разными цвеётами: у кого болёе, у кого менёе, и получится въ разномъ свётё: зеленый и бёлый свётъ - иллюминац\я, - подъемъ духа у всёхъ вёрующихъ. Господи! Какъ изукрашенъ К\евъ. Первый день пр\ёзда Великаго Семейства прямо с\яетъ и сравненья подобнаго и не найдешь примёра. Да, есть примёръ, выше есть благочестивые люди, которые удостоились видёть Небесный Чертогъ, и много Отцовъ, которые описываютъ небесную красоту въ такомъ же духё; но тамъ не отъ рукъ человёковъ освёщено. А что народу! Тысячами и толпами. Боже! Милл\оны ходятъ, но настроен\е у всёхъ поднято, и сердятся другъ на друга, потому что толкаются всё, всё по Крещатику. Но сердятся не вредно, потому что не знаютъ другъ друга.
Какой дивный привётъ Александру II памятникъ. Какъ Его чтилъ Самъ Государь со своимъ Семействомъ. Какъ его открывали, съ такой честью! И со многими полчищами войскъ и священнослужителей; шли крестнымъ ходомъ, - Самъ Государь изъ Михайловскаго Монастыря съ дочерями и Митрополитъ, было духовенства сотни. А м\ру черняди множество, толпы, народа; и всё начали молиться и молились вмёстё со всёми, но молитвенниковъ очень мало, потому простой народъ не пускаютъ; а тутъ надо руки пожать, и платья дорог\е замараются, - помолиться - упасть въ землю, и мёста у нихъ дорог\е, а простой народъ и стёсненъ; но Самъ Государь со всёмъ семействомъ за всёхъ молился и депутац\я - да.
Когда Государь скомандовалъ на караулъ, то его звукъ какъ молн\я поразилъ всёхъ, и такъ всё встрепенулись и потомъ войска здравствовали съ самой семьей ихъ Величествъ, и у солдатиковъ въ лицахъ свётъ озаренъ какъ лучи. Между солдатиками и Царемъ, когда здравствуются, видится: Богъ, да Царь посреди ихъ. И солдатики маршъ играютъ и плывутъ, словно лебеди; и всё депутац\и встали на колёни и пропёли: «Боже, Царя храни». Пёли гимнъ у памятника, - это послё Государева отъёзда, когда поёхали къ себё во дворецъ. И всю недёлю, каждый день толпа всёх народовъ видитъ Государя и вмёстё радуются и всё свётятъ; какъ лучи сверкали очи отъ радости - чёмъ чаще видишь, тёмъ болёе хочется.
Солдатики просто не человёки, подобны, ангеламъ; безъ сомненья, они отъ музыки забыли все человёчество, и музыка отрываетъ ихъ отъ земли въ небесное состоян\е; и сила у нихъ какъ у рыцарей.
И вотъ еще поразило, когда Государь былъ въ Купеческомъ Собран\и, - тамъ было не что иное, какъ рай; пускали ракеты и подобные свётиламъ небесъ. Когда молились старцы, то видёли благочестивые люди, что свётились, озарены лучами; такъ и въ августё 31-го, когда тамъ была Семья Ихъ въ Купеческомъ саду; депутац\и пёли «Боже, Царя храни», гимны, - непохожи звукомъ человёковъ, от любви сердца. И слушатели съ умилен\емъ вынесли трепетъ въ душахъ - горёло умиленье отъ таковаго рёдкаго событ\я. Волна духовно въ душахъ пёла ко успокоен\ю, и всё представители получили обновленье, и говорили, и не вёрили себё: какъ они ли счастливцы? Это у нихъ до смерти всяк\й день будетъ повторяться, какъ и у всёхъ, кто видёлъ Святую Семью и всё не вёрятъ себё! Сколь ни велич\е Бож\е! Воистину Помазанникъ Христовъ!
Как это видать Христ\анина, когда стоишь въ ряду и ожидаешь Ихъ Высочайшиъх - Семью. Христ\анинъ не можетъ стоять равнодушно, такая въ немъ волна славы, что кверху скачетъ; а которые съ нимъ, съ Государемъ, у сопровождающихъ у тёхъ - въ душё больше К\ева - я.
Когда Наслёдникъ къ потёшнымъ прибылъ, то получилась картина, то ни съ чёмъ не сравнить ту картину. Это было небесное состоян\е, какъ ангелы съ херувимами. Чистота горёла до небесъ. Вся музыка - ангельск\й звукъ,- совсёмъ небесное состоян\е,- земнаго не было. Ну, послё у потёшныхъ гордость будетъ. Для простолюдья это - да; а для лёвой - они молодцы; для внутренней - это да.
Как потёшные идутъ, то на нихъ съ умиленьемъ смотришь, и безъ слезъ - нельзя. Великое торжество отъ нихъ получается. Даже и училища увидёли кротость на себё послё посёщен\я Великаго Счастья, - Батюшки-Царя! И такъ на нихъ повл\яли дивные кротк\е очи Батюшки-Царя; и они обёщали учиться съ кротост\ю всё; духовная академ\я и всё учебные завёден\я снова переродились. Храни ихъ, Боже!
О, как\е были проводы! М\ру стояло на много верстъ и ничёмъ ихъ не оцёнить, - не люди, а какая-то въ нихъ свётила радость. Смотришь на нихъ, что ихъ тутъ нётъ, ни гдё-то въ седьмомъ небё, а тёло на землё. Вотъ что можетъ дать Самодержавная Семья: у кого слезы какъ ручьи, у кого трепещутъ ноги; кто мысленно высказываетъ свои нужды, кто дёлится радостью, кто печалью; и всё открываютъ болёе чёмъ батюшкё (священнику) свои недостатки; всё скорби и грёхи - всё Батюшкё-Царю и Святому Семейству великаго м\ра.
Солдатики на проводахъ стояли рядами; они, какъ ангелы охраняютъ Славу на небё; отдались въ послушанье и военную дисциплину. И уподобились за свое послушанье въ лица ангеловъ, поэтому назывались христолюбивые воины.
И какъ въ виду всёхъ перерождаются всё учебные завёден\я при посёщен\и Великаго Монарха. Когда при проводахъ всё классы были на панеляхъ, провожали съ кротостью, и съ радостью, а маленьк\й классъ дёвочекъ - примёръ и сравненье, какъ вели въ Храмъ Iоакимъ и Анна Святую Отроковицу, такъ и эти дёвочки готовы, служить Богу, и видёть Батюшку-Царя; въ нихъ говорили чистота и ласки дётские и отражались на Святомъ Семействё. Дивная картина малютокъ - ихъ святость! Очень радуютъ всё дётск\е выходки, какъ они бросали цвёточки по пути и намёревались бросить ихъ Величествамъ. Это смотришь, - не видишь, что бросаютъ они ручками, а будто хотятъ вмёстё съ букетомъ упасть къ Нимъ въ экипажъ, на колёни.