Что же получалось? Наше общество повёрило въ Распутина».
И эта вёра продолжаетъ поддерживаться до сихъ поръ, ибо живы и процвётаютъ тё силы (точнее, ихъ прямые наслёдники [мног\е изъ нихъ считаютъ себя православными, и даже носятъ рясы священниковъ!]), которые въ свое время создавали этотъ мифъ и заинтересованы въ его сохранен\и. [Ибо имъ не нуженъ Царь. Ведь, борясь съ Распутинымъ, Другомъ Царя, они борются съ Помазанникомъ Бож\имъ!]
Мифъ о Распутинё нужно разсматривать какъ спец\ально созданное препятств\е (хотя далеко не единственное) на пути пониман\я нашихъ духовныхъ, политическихъ и нац\ональныхъ цённостей, и прежде всего осознан\я велич\я русской Православной Монарх\и. И созданъ он именно для того, чтобы завалить дорогу возвращен\я къ этимъ цённостямъ. Чтобы, посмотрёвъ на мифологизированнаго Распутина, люди въ ужасё отшатывались отъ своегославнаго и побёднаго прошлаго, стараясь забыть его и не возвращаться къ нему.
Сегодня пришло время разбирать эти и друг\е завалы. И сдёлать это можно только внимательнымъ, объективнымъ изучен\емъ подлинныхъ фактовъ и документовъ, тщательнымъ анализомъ и сопоставлен\емъ различныхъ източниковъ, придерживаясь строгой исторической послёдовательности событ\й. Только такъ можно размотать тотъ трагическ\й, детективный клубокъ, которымъ были жизнь и смерть Григор\я Распутина.
Мног\е документы и матер\алы, приводимые въ этой книгё, публикуются впервые. Они извлечены преимущественно изъ архивовъ и фондовъ музеевъ, гдё десятилёт\ями хранились подъ особымъ надзоромъ.
Кромё того, въ книгё изпользуются результаты нашего опроса около 40 старыхъ жителей села Покровскаго - родины Распутина. Опросъ производился по опредёленной программё и позволилъ получить цённые свёден\я о его жизни.
И, наконецъ, пора дать слово самому Григор\ю Ефимовичу Распутину. Оно сохранилось въ его книгахъ, хоть и небольшихъ, но очень емкихъ по содержан\ю. Оно сохранилось въ бесёдахъ съ нимъ, записанныхъ разными журналистами. И порой нёсколько его живыхъ словъ могутъ дать для пониман\я больше, чёмъ десятки страницъ сфабрикованныхъ противъ него документовъ. Именно поэтому отдёльными главками въ нашей книгё представлены небольш\е части его работъ.
Обил\е документовъ и източниковъ, изпользуемыхъ въ нашей книгё, не должно пугать читателя. Безъ этого невозможно разобраться въ завалахъ лжи и клеветы, которыми была закрыта настоящая жизнь этого человёка. Я, конечно, не претендую на разкрыт\е всёхъ загадокъ жизни Григор\я Распутина. Многое въ ней остается неясного, требующего спец\альнаго изслёдован\я. Но уже сегодня можно опредёленно сказать, что мифъ о Распутинё, созданный антирусскими силами, не соответствуетъ действии-тельности.
Глава 1. Традиц\и Святой Руси
Образъ жизни и взгляды Григор\я Распутина не представляли собой ничего необычнаго. Напротивъ, они полностью укладывались въ традиц\онное м\ровоззрён\е русскаго народа, воплощенное въ понят\и «Святая Русь», высок\е духовно-нравственные цённости которой открываются для насъ сегодня въ православной этикё добра, любви, нестяжательства, русской иконё и храмовомъ зодчествё, трудолюб\и какъ добродётели, взаимопомощи и самоуправлен\и русской общины и артели - въ общемъ, въ той структурё быт\я, гдё духовно-нравственные цённости жизни преобладали надъ матер\альными, гдё цёлью жизни была не вещь, не потреблен\е, а преображен\е души. Для русскаго человёка, жившего этимъ м\ровоззрён\емъ, земная жизнь - дорога къ Богу и Царств\ю Небеснаму, въ движен\и къ Богу - смыслъ земнаго существован\я. Отсюда и большое значен\е странничества какъ движен\я по этому пути, поиски истины въ суетё быт\я.
1.1. Любовь какъ ядро мироздан\я, какъ выражен\е самаго Бога
Самое большое мёсто въ народномъ сознан\и занимали представлен\я о душё, стыдё, грёхё, совёсти, любви, добротё, справедливости, правдё. «Душа всёму мёра», - говорили наши предки. «Душа всего дороже». Жить по душё - это значит быть добрымъ и любить ближняго своего. «Никогда не бойся дёлать добро и за добро всегда попадешь въ честь», - часто говорилъ Распутинъ.
«Душа душу знаетъ». «Душа съ душой бесёдуетъ, а сердце сердцу вёсть подаетъ» «Мы съ нимъ живемъ душа въ душу» - часто говаривали русск\е люди.
За добро, за любовь нужно стоять горой, чтобы прожить жизнь по-доброму, по правдё, достойно. «Не въ силё Богъ, а въ правдё» - эта мысль проходитъ красной нитью черезъ народное сознан\е. «Правды не переспоришь», «Правда есть, такъ правда и будетъ», «Все минется, одна правда останется». (Эту послёднюю пословицу Григор\й любилъ повторять.)
Но самое главное въ духовныхъ представлен\яхъ Святой Руси-пониман\е любви какъ ядра мироздан\я, какъ выражен\е самаго Бога.
«Гдё любовь, тутъ и Богъ. Богъ - Любовь» - одна изъ самыхъ разпространенныхъ духовныхъ народныхъ пословицъ XIX вёка. «Нёт цённости супротивъ любви, - утверждаютъ наши предки. - Ум истиною просвётляется, сердце любовью согрёвается», «Совётъ и любовь - на томъ свётъ стоитъ», «Гдё любовь, тамъ и совётъ». «Гдё совёстно, там и любовно», «Гдё любовь, тамъ и свётъ».
И въ этомъ отношен\и взгляды Григор\я Распутина идутъ глубоко въ руслё народной православной традиц\и. «Любовь - это такая златница, - пишетъ Григор\й, - что ей никто не можетъ цёны описать. Она дороже всего, созданнаго Самимъ Господомъ, чего бы ни было на свётё, но только мало ее понимаютъ. Хотя и понимаютъ любовь, но не какъ златницу чистую. Кто понимаетъ с\ю златницу любви, то это человёкъ такой премудрый, что самаго Соломона научитъ. Мног\е - всё мы бесёдуем о любви, но только слыхали о ней, сами же далеко отстоимъ отъ любви». «Если любишь, то никого не убьешь - всё заповёди покорны любви, въ ней великая премудрость, больше, чёмъ въ Соломонё».
Любовь - величайшая цённость, но дается она только опытнымъ людямъ и черезъ страдан\я и изпытан\я. Любовь «пребываетъ наипаче у опытныхъ людей, а сама по себё она не придетъ къ тому человёку, который человёкъ въ покоё и живется ему хорошо... У избранниковъ Бож\их есть совершенная любовь, можно сходить послушать, будутъ сказывать не изъ книги, а изъ опыта, поэтому любовь не даромъ достаютъ. Тутъ-то и мешаетъ врагъ, всячески старается, какъ бы человёкъ не захватилъ любовь, а это ему, врагу, самая есть загвоздка. Ведь любовь - это своего рода милл\онщикъ духовной жизни - даже смёты нётъ. Вообще любовь живетъ въ изгнанникахъ, которые пережили все, всяческое, а жалость у всёхъ есть.
О любви даже трудно бесёдовать, нужно съ опытнымъ, а кто на опытё не бывалъ, тотъ перевернетъ ее всячески. Вообще, гдё есть избранные въ духовныхъ бесёдахъ, те болёе понимаютъ любовь и бесёдуютъ по Новаму Завёту и живутъ единогласно, единымъ духомъ. Вотъ въ нихъ есть изкренняя любовь, и они молятся день и ночь вмёстё другъ за друга. Вотъ у нихъ-то и пребываетъ несмётная златница любви. Вотъ, братья, поберегитесь враговъ, и сестры, подумайте о любви златницы чистой».
Любовь въ представлен\и Григор\я должна быть активной и конкретной, любить надо не вообще, а конкретнаго человёка, который находится рядомъ съ тобой, и вообще каждаго человёка, съ которымъ ты встречаешься. Когда Распутинъ прекратилъ носить на тёлё настоящ\е вериги, онъ, по его выражен\ю, - «нашелъ вериги любви». «Любилъ безъ разбора: увижу странниковъ изъ храма и отъ любви питаю, чёмъ Богъ пошлетъ, у нихъ немножко научился, понялъ, кто идущ\й за Господомъ».
«Въ общемъ любовь - большая цифра, - утверждаетъ Григор\й. Пророчества прекратятся и знан\я умолкнутъ, а любовь никогда».
1.2. Стремлен\е жить по совёсти
Важной частью духовныхъ взглядовъ Григор\я Распутина является стремлен\е жить по совёсти, какъ велятъ Священное Писан\е и Жит\е Святыхъ. «Нужно себя вездё и всюду провёрять и изслёдовать». Каждый свой поступокъ соразмёрять съ совёстью. Такой взглядъ также соответствуетъ духовнымъ цённостямъ Святой Руси. «Как ни мудри, а совёсть не перемудришь». «Совёсть съ молоточкомъ: и постукиваетъ, и подслушиваетъ» - это народные пословицы. А Распутинъ говорилъ такъ: «Совёсть - волна, но как\е бы ни были на морё волны, они утихнутъ, а совёсть только от добраго дёла погаснетъ».
Чтобы достигнуть спасен\я, нужно «только унижен\е и любовь - въ томъ и радость заключается». Въ душевной простотё огромное богатство и залогъ спасен\я. «Всегда нужно себя въ одёждё унижать и считать себя низкимъ, но не на словахъ, а духомъ дёйствительно. Брил\анты - тоже Бож\е создан\е и золото- украшен\е Царицы Небесной, бисеръ чтимый, но только нужно сумёть его сохранить. Мы одёваемся въ жемчугъ - дёлаемся выше городовъ, подымаемъ духъ, и рождается порокъ гордости и непокорности ко всёму... Не нужно добиваться почета и учен\я, а слёдить и искать Господа, и всё ученые послушаютъ глаголъ твоихъ или изрёчен\я твоего».
Григор\й разсказываетъ, какъ много ему приходилось бывать у арх\ереевъ, которые его хотёли изпытать въ вёрё и посрамить простаго малограмотнаго крестьянина. «Придешь съ сокрушенной душой и смиреннымъ сердцемъ - их учен\е остается ничтожнымъ, и слушаютъ простые слова твои, потому что ты придешь не съ простымъ духомъ, а отъ милости Бож\ей. Ты одно изрёчешь слово, а они нарисуютъ тебё цёлую картину. Они, хотя и хотятъ изпытать и ищутъ что-нибудь, но ты какъ не съ простыми словами, то есть въ страхё - вот тутъ-то у нихъ замираютъ уста и они противорёчить не могутъ».
1.3. Душевная простота должна соединяться съ отсутств\емъ корысти
Душевная простота должна соединяться еще съ одной важнёйшей духовной цённостью Святой Руси - нестяжательствомъ, отсутств\емъ корысти, стремлен\я къ пр\обретательству. «Если не будешь искать корысти нигдё и стремиться как бы утёшить, призовешь Господа душевно,- учитъ Григор\й,- то и бёсы возтрепе-щутъ отъ тебя, и больные выздоровёютъ, только бы все дёлать не отъ гнусной корысти. А будешь искать какихъ-нибудь случаевъ для брюха, для славы, для сребролюб\я, то не получишь ни здёсь, ни тамъ, то есть ни небеснаго, ни земнаго... Если будешь себё пр\обретать, то не украсишь ни храмъ, ни себя, а будешь живой мертвецъ, какъ въ Еvангел\и говорится».
Житейской, бытовой, хозяйственной основой Святой Руси, придававшей ей общественную устойчивость, служило отношен\е къ труду какъ добродётели. Трудъ для русскаго человёка не сводился къ совокупности дёйств\й или навыковъ, а разсматривался какъ проявлен\е духовной жизни, нравственное дёян\е, богоугодное дёло, причем, трудолюб\е было характернымъ выражен\емъ духовности. То, чему учитъ Григор\й, полностью соответствуетъ этимъ представлен\ямъ, особенно онъ возвеличиваетъ крестьянск\й трудъ (самъ до конца своей жизни не переставалъ трудиться въ своемъ хозяйствё, хотя имёлъ всё возможности этого не дёлать). «Самъ Самодержецъ Царь крестьяниномъ живетъ, питается отъ его рукъ трудящихся, и всё птицы крестьяниномъ пользуются, даже мышь - и та имъ питается. Всякое дыхан\е да хвалитъ Господа и молитвы всё за крестьянина... Великъ, великъ есть крестьянинъ передъ Господомъ, онъ никакихъ баловъ не понимаетъ, онъ въ театрё рёдко бываетъ, онъ только помнитъ:
Самъ Господь подать несъ и намъ велёлъ - Бож\й трудовикъ! У него вмёсто органовъ коса въ рукахъ; вмёсто увеселен\й - соха у сердца; вмёсто пышной одёжды какой-нибудь твердый армячокъ; вмёсто тройки - усталая лошадка. Онъ едетъ и взпоминаетъ отъ души ко Господу: «Донеси меня съ этой долины въ свое прибёжище или до города». Вотъ тутъ-то на немъ Христосъ! А самъ пёшочком со слезами. Онъ здёсь со Христомъ, а тамъ уже давно на немъ пребываетъ рай, то есть онъ заготовилъ Житницу Бож\ю».