Цели и приоритеты обеспечения национальной безопасности в период с 1991 по 2000 годы
В условиях политической неопределенности, экономического застоя, общественной деградации 1990-х годов перед административными кругами встала насущная задача: необходимо было определить цели и приоритеты развития системы обеспечения национальной безопасности, и, соответственно, направления развития внешней и внутренней политики в их обеспечении, что должно было позволить новой России и ее новому обществу развиваться как сильное независимое государство, не давая западным странам рассматривать Россию как страну третьего мира, призванную обеспечивать интеллектуальными и природными ресурсами передовые страны Европы и Америки[8].
Однако, вплоть до утверждения Концепции национальной безопасности России 1997 года ни одного официального документа, определяющего общиецели и приоритеты национальной безопасностиРоссии правительством создано не было. Перед всенародным референдумом 1993 года, на котором должны были принять редакцию Конституции РФ[9] многие политические деятели высказывались о необходимости четкого законодательного определения целей и приоритетов национальной безопасности, так как текущее состояние государства тогда объективно оценивалось как общенациональная катастрофа. Были предприняты первые разрозненные шаги создания единой структурированной системы национальной безопасности, однако в данный период, вплоть до 1997 года говорить о наличии какого-то четко структурированного завершенного плана, в сфере обеспечения национальной безопасности, нельзя.
17 декабря 1997 года, Указом Президента РФ № 1300 была принята «Концепция национальной безопасности Российской Федерации»[10]. Именно с момента принятия данной концепции принято говорить о нормативном закреплении целей и приоритетов в сфере обеспечения национальной безопасности.
Основными целями и приоритетами по рассматриваемой концепции, были цели и приоритеты в области экономического развития государства, так как реализация иных целей и приоритетов возможна только при наличии многоотраслевого высокотехнологичного производства, которое обеспечит ведущие отрасли экономики качественными сырьем и оборудованием, армию - вооружением, население и социальную сферу предметами потребления и услугами, а внешнюю торговлю конкурентоспособными экспортными товарами. В документе устанавливается так называемая «стержневая цель – доведение уровня экономического развития государства до такой степени, когдаможно обеспечить всем гражданам достойные условия жизни, а бедность как социальное явление должна быть исключена из жизни российского общества. Важное внимание уделяется цели социального обеспечения ветеранов, инвалидов и пенсионеров, и доступности образования, культуры, медицинского обслуживания, транспорта, связи, коммунальных услуг для всего населения[11].
Концепция национальной безопасности 1997 года определила цели и приоритеты обеспечения национальной безопасности во внешнеэкономической сфере - установлении таких внешнеэкономических связей, которые обеспечили бы реализацию интересов российских предприятий и производителей, а, соответственно, привели бы и к экономическому росту всей страны. Однако, 90-е годы, к сожалению, были таким временем, когда внешнеэкономическая деятельность велась не в интересах России. Глубокий экономический кризис и застойные явления на производствах говорят сами за себя.
Во внутриполитической сфере цели и приоритеты системы обеспечения национальной безопасности состояли в обеспечении гражданского мира, национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, стабильности государственной власти и ее институтов, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению социальных и межнациональных конфликтов, национального и регионального сепаратизма. Обеспечить реализацию этих целей призвано проведение такой государственной национальной политики, которая бы согласовывала интересы населяющих страну народов и стимулировала их к всестороннему сотрудничеству. На фоне нестабильной ситуации на Кавказе и Чеченской войны это должно было обеспечить внутриполитическую стабильность Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства.
Следует подчеркнуть тот факт, что очень подробно в рассматриваемой концепции были описаны цели и приоритеты обеспечения национальной безопасности, посредством борьбы с преступностью и коррупцией. Президент призывал все общество объединить усилия с государством в этой борьбе, и направить их на воспитание законопослушных граждан и построение превентивной системы борьбы с преступностью и коррупцией.
Что касается целей и приоритетов обеспечения национальной безопасности России на международной арене, они заключаются в проведении активной внешней политики в направлении упрочения позиций. Сюда входит и обеспечение нерушимости границ и территориальной целостности государства, защита конституционного строя страны, развитие равноправных партнерских отношений с другими странами мира и региона с целью укрепления глобальной и региональной безопасности и создания благоприятных условий для участия России в мировой торговле, научно-техническом и кредитно-финансовом сотрудничестве. Приоритеты государственной политики обеспечения национальной безопасности, в международной сфере, включали в себя также защиту жизни, достоинства, международно признанных гражданских прав и свобод российских граждан и наших соотечественников за рубежом (что было особенно важно в виду участившихся случаев национальной нетерпимости к русским в бывших республиках СССР).
В рассматриваемой концепции отмечается неудовлетворительное состояние военных структур и намечаются определенные цели, достижение которых призвано изменить и возродить военное превосходство. Упоминается цель обеспечения информационной безопасности страны.
Неотъемлемым условием реализации целей обеспечения национальной безопасности, рассматриваемый документ определяет возможность решать внутриполитические, экономические и социальные задачи самостоятельно, вне зависимости от мнения иностранных государств и организаций, а также обеспечение общественно-политической стабильности в стране путем поддержания уровня жизни.
Несмотря на то, что принятие рассматриваемой концепции являлось для того времени существенным шагом вперед, все же данная концепция содержала в себе ряд недостатков, в том числе и в сфере определения целей и приоритетов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Главным недостатком, как отмечают ученые того времени, явилось то, что в концепции отсутствовало четкое определение национальной идеи, что стояло во главе многих тогдашних социальных бед России включая затянувшийся экономический кризис, коррупцию, террор Кавказа. Отсутствие единой национальной идеи безусловно сказывалось и на реализации целей и приоритетов обеспечения национальной безопасности, т.к. без определенной морально-идеологической подпитки, реализация представленных в концепции целей и приоритетов обеспечения национальной безопасности могло существенно затянуться.После распада Коммунистической партии, после лишения народа тех идей, которые главенствовали на протяжении 70 лет, новой идеи правительством предложено не было. Возможно, именно отсутствием единой идеи можно объяснить низкий уровень патриотизма среди населения страны, а также низкой политической активностью народа, духовный кризис общества. Споры о необходимости национальной идеи продолжались с самого момента создания Российской Федерации[12].
В 1994-1995 годах. была предпринята попытка создания новой идеологической доктрины. Предложенная идеология заключалась в концепции формирования новой политической нации «россиян», включала идею России как великого государства, которое призвано сыграть ведущую роль в заново объединенном сообществе стран постсоветского пространства. В политической практике особое развитие получила теория новой российской нации. После выборов 1996 года Б.Н. Ельцин признал необходимость национальной идеи и выступил с предложением разработки новой единой национальной доктрины. Таким образом, цель создания национальной доктрины было определено как один из необходимых пунктов в обеспечении государственных интересов России.
Таким образом, в заключении можно отметить, что цели и приоритеты обеспечения национальной безопасности в период с 1991 по 2000 годы по сути только создавались как самостоятельный элемент системы обеспечения национальной безопасности. В период с 1991 года по 2000 годы наше государство находилось в глубоком экономическом, социальном и политическом кризисе, вопрос стоял скорее о выживании, о сохранении государства как такового, преодоления негативных тенденций в экономике и постепенное разрешение скопившихся социальных проблем. Именно это обусловило цели и приоритеты обеспечения национальной безопасности в период с 1991 по 2000 годы.