Концепция жизненного цикла товара (жцт)
Концепция жизненного цикла товара была предложена Теодором Левитом в 1965г. Концепция ЖЦТ описывает поведение товара с момента первоначального появления на рынке до полного прекращения реализации на данном рынке.
Концепция ЖЦТ применяется в отношении:
· вида товара (например, персональный компьютер);
· типа товара (например, ноутбук);
· марки (например, ноутбук фирмы Aser).
Графически ЖЦТ может быть представлен кривой, выражающей зависимость объема продаж товара от времени (рис. 54). ЖЦТ содержит несколько этапов, в классическом случае – четыре;
· внедрение (выход на рынок);
· рост;
· зрелость;
· спад.
Объем продаж,
прибыль зрелость
выход рост спад
на рынок
прибыль
время
Рис. 54. Классическая кривая ЖЦТ
Задачи маркетинга на стадии выхода на рынок:
· формирование адекватной сбытовой сети;
· активное информирование потенциальных потребителей о достоинствах нового товара;
· выработка вариантов возможного поведения конкурентов в ответ на появление на рынке нового товара;
· обеспечение адаптации нового товара на рынке и др.
Задачи маркетинга на стадии роста:
· установка оптимально высокой цены;
· обеспечение эффективности рекламы товара именно своей фирмы;
· создание широкой сбытовой сети для массовой продажи товара и др.
Задачи маркетинга на стадии зрелости:
· удержание потребителей;
· защита рыночной доли путем дифференциации товара и цен;
· изыскание путей продления ЖЦТ.
Основные характеристики классического ЖЦТ приведены в табл. 23
Таблица 23. Характеристики ЖЦТ
№ | Характеристики | Этапы жизненного цикла товара | |||
Вывод на рынок | Рост | Зрелость | Спад | ||
Потребители | Новаторы | Раннее большинство | Позднее большинство | Консерваторы | |
Конкуренция | Практически отсутствует | Растущая | Сильная | Незначительная | |
Прибыль | Отсутствует | Высокая | Сокращающаяся | Низкая | |
Характер продвижения | Информирующий | Убеждающий | Агрессивный | Информирующий | |
Цель маркетинга | Привлечение внимания к товару | Максимизация сбыта | Поддержание отличительных преимуществ | · уход с рынка или · сокращение присутствия на рынке или · реанимация товара |
Многие ученые придерживаются мнения, согласно которому в ЖЦТ необходимо включать и стадию разработки товара, носящую с точки зрения рынка латентный характер. На этой стадии производится изучение потребностей и оценка характеристик рынка.
Продолжительность стадий цикла и их соотношение неодинаковы у различных товаров: стадии могут длиться несколько дней, недель, лет и даже столетий. Концепция ЖЦТ служит повышению эффективности деятельности предприятия-товаропроизводителя. Для этого необходимо курировать товар на протяжении всего жизненного цикла, учитывая проблемы и возможности, характерные для каждой стадии.