Лабораторный практикум (не предусмотрен)
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
(РОСАВИАЦИЯ)
ФГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»
УТВЕРЖДАЮ
Ректор Университета ГА
___________/_________/
«____»__________200_г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Конфликтология
Санкт-Петербург
Цели и задачи дисциплины
Цель курса:
дать представление о конфликтологии как науке, о существующих в мире научных и практических подходах по решению международных проблем, связанных с урегулированием конфликтных и кризисных ситуаций путем переговоров и посреднических процедур;
показать роль специалиста по связям с общественностью в управлении кризисными ситуациями.
Задачи курса - научить студентов:
анализировать современные конфликты, понимать их природу;
критически оценивать различные теоретические школы, занимающиеся анализом и урегулированием конфликтов;
уметь применять теоретические знания к анализу конкретных конфликтов;
уметь оценивать целесообразность и эффективность использования различных переговорных и посреднических процедур;
уметь применять полученные знания в практической работе по связям с общественностью.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Курс предполагает знакомство студентов с основными теоретическими концепциями, понятийным аппаратом и методами исследования, существующими в конфликтологии. На зачете (экзамене) студенты должны продемонстрировать знание содержания курса, а также умение применять теоретические знания для анализа конкретных конфликтных ситуаций.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Наименование | Всего часов | |||
Общая трудоемкость дисциплины | ||||
В т.ч. аудиторные занятия, всего | ||||
из них - лекции | ||||
- практические занятия (ПЗ) | ||||
- семинары (С) | ||||
- лабораторные работы (ЛР) | ||||
- другие виды аудиторных занятий | ||||
самостоятельная работа студента | ||||
Курсовой проект (работа), количество | ||||
Расчетно-графические работы, количество | ||||
Контрольные работы, количество | ||||
Реферат, количество | ||||
Вид и количество итогового контроля (экзамен, зачет) | зачет | |||
Содержание дисциплины
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п | Разделы, темы дисциплины | Аудиторные занятия (час.) | Самосто-ятельная | |
Лекции | Семинары | работа | ||
1. | Введение в курс | |||
2. | Природа социального конфликта | |||
3. | Типы конфликтов | |||
4. | Человеческий фактор в конфликте | |||
5. | Поведение в конфликте | |||
6. | Проблемы коммуникаций в конфликтных ситуациях | |||
7. | Эскалация и деэскалация конфликта | |||
8. | Урегулирование конфликтов | |||
9. | Третья сторона в урегулировании конфликта | |||
Переговоры как средства урегулирования конфликтов | ||||
11. | Проблема предупреждения и предотвращения конфликтов | |||
12. | Информационное противоборство в конфликте | |||
13. | Связи с общественностью в условиях конфликта | |||
14. | Конфликты в современном мире | |||
15. | Конфликты в России и СНГ. | |||
ИТОГО |
4.2. Содержание разделов и тем дисциплины
Тема 1. Введение в курс.
Конфликтология, ее предмет и задачи. Сложности определения понятия "конфликт". История становления конфликтологии как науки. Формирование отечественной школы конфликтологии. Мировая наука об урегулировании конфликтов и ведении переговоров. Основные научные направления; исследовательские и учебные центры США, Западной Европы, России.
Тема 2. Природа социального конфликта.
Источники и причины возникновения конфликта. Границы конфликта. Позитивные и деструктивные функции конфликта. Предмет и объект конфликта. Участники конфликта: прямые, косвенные, посредники. Процесс и динамика конфликта. Стадии и фазы развития конфликта.
Тема 3. Типы конфликтов.
Проблема типологии конфликтов. Возможные классификации конфликтов. Внутриличностный конфликт. Межличностный конфликт. Конфликт в малых социальных группах. Конфликт больших социальных групп. Политический конфликт. Международный конфликт. Онтологический конфликт.
Тема 4. Человеческий фактор в конфликте.
Человеческий фактор в конфликте, и особенности его восприятия. Эмоциональный и рациональный фактор в конфликте. Проблема эмоций и психологической совместимости. Психологические особенности личности, влияющие на развитие конфликтов. Типы конфликтных личностей.
Тема 5. Поведение в конфликте.
Типичное поведение в конфликтной ситуации. Тест К.Килмена. Односторонние и совместные действия сторон в конфликте. Характеристика основных стилей поведения: конфронтация, избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество. Проблема идентичности и конфликт.
Тема 6. Проблема коммуникаций в конфликтных ситуациях.
Коммуникации как источник конфликта. Коммуникации как процесс с обратной связью. Механизм искажения информации. Основные функции коммуникаций. "Барьеры" коммуникаций. Процесс принятия решений в условиях конфликтной ситуации (недостаток информации, ограниченность коммуникаций и пр.). Установление каналов коммуникации в конфликте. Виды каналов коммуникации (прямые и непрямые каналы коммуникации, официальные и неофициальные каналы). Проблема выбора каналов коммуникации.
Тема 7. Эскалация и деэскалация конфликта.
Основные закономерности эскалации конфликта. Модели эскалации конфликта: агрессивно-оборонительная модель, спиральная модель, модель структурных изменений. "Мертвая точка" и деэскалация конфликта. Проблемы, связанные с урегулированием конфликта на его разных стадиях. Понятия "переговорного пространства", "наилучшей альтернативы обсуждаемому соглашению".
Тема 8. Урегулирование конфликтов.
Регулирование и разрешение социальных кризисов и конфликтов: определение основных понятий - регулирование, разрешение, управление, предотвращение, минимизация последствий. Этапы и последовательность оптимального урегулирования конфликтов. Соотношение науки и практики урегулирования конфликтов. Проблемы институционализации конфликтов. Легитимизация конфликтов. Условия легитимности и институциональной процедуры. Структурирование конфликтующих групп. Основные формы регулирования и разрешения конфликтов.
Тема 9. Третья сторона в урегулировании конфликта.
Понятия «третья сторона в урегулировании конфликта», “посредничество”, “оказание “добрых услуг”, “наблюдение за ходом переговоров”, “арбитраж”. Основные задачи и средства воздействия третьей стороны. Эволюция роли третьей стороны при урегулировании конфликтов. Трудности и проблемы при осуществлении посреднических услуг. Требования, предъявляемые к посреднику. Многообразие видов посредничества. Принудительные меры со стороны посредника при урегулировании конфликтов.
Тема 10. Переговоры как средство урегулирования конфликтов.
1. Переговоры как научная и практическая проблема. Основные этапы и тенденции в развитии исследований по переговорам. Структура и функции переговоров. Переговорные стратегии (торг, совместный с партнером процесс принятия решения). Тактические приемы на переговорах.
2. Стили ведения переговоров. Национальные стили ведения переговоров. Методологические подходы к их исследованию. Личностный стиль переговоров. Особые случаи в ведении переговоров: многосторонние переговоры, переговоры на высшем уровне. Переговоры в условиях неравенства сил.
Тема 11. Проблема предупреждения и предотвращения конфликтов.
Условия предотвращения открытых форм конфликта. Предварительные сигналы о зарождении конфликта. Моделирование конфликтов. Превентивная дипломатия как средство урегулирования международных конфликтов.
Тема 12. Информационное противоборство в конфликте.
Информационная и психологическая борьба между участниками конфликта. "Психологическая война" как составная часть политического и социального конфликта. "Спецпропаганда" в условиях войны. Принципы организации собственного информационного потока в конфликте. Основные приемы использования СМИ в международном, политическом и социальном конфликте. Самостоятельная роль СМИ в конфликте.
Тема 13. Связи с общественностью в условиях конфликта.
Связи с общественностью как средство кризисного регулирования, как средство предотвращения конфликта или минимизации его последствий. Управление кризисными ситуациями как одна из функций специалиста по связям с общественностью. Особенности медиа-планирования в условиях конфликта. Проблемы этики поведения специалиста по связям с общественностью в условиях конфликта.
Тема 14. Конфликты в современном мире.
Особенности современных конфликтов и подходов к их урегулированию. Тенденции в развитии конфликтов в конце 20 века. Возрастание этнического и конфессионального фактора в конфликте. Конфликты и формирующаяся политическая система мира. "Фактор CNN". Усиление роли СМИ в современных конфликтах. Задачи специалиста по связям с общественностью в современных конфликтах.
Тема 15. Конфликты в России и СНГ.
Конфликты на постсоветском пространстве и проблемы их урегулирования. Специфика международного, политического и социального конфликта на постсоветском пространстве. Характерные черты этих конфликтов. Дискуссии о причинах развития конфликтов на постсоветском пространстве. Особенности урегулирования данных конфликтов. Особенности освещения конфликтов на постсоветском пространстве в СМИ. Накопленный опыт работы по связям с общественностью при урегулировании конфликтов на постсоветском пространстве.
Лабораторный практикум (не предусмотрен)