Избирательные органы и процедуры
Избирательные законы и правила также могут как укрепить, так и пошатнуть уверенность в том, что выборы являются свободными и справедливыми. Рассмотрим законы и постановления, относящиеся к созданию препятствий для участия в голосовании, подсчету голосов и финансированию избирательной кампании. При рассмотрении особенностей выборов в США в глаза бросается широко распространенный феномен неучастия в голосовании. (Голосование в США является добровольным, а не обязательным по закону, как в некоторых других странах.) Даже на президентских выборах, наиболее напряженных из всех остальных, показатель явки избирателей за последние годы колебался в районе 50%. Это означает, что половина населения, имеющего право голосовать на выборах (т.е. половина практически всех граждан старше 17 лет), не принимает участия в голосовании. Этот показатель резко отличается от показателя явки в 65% - наиболее высокого на сегодняшний день, который был зафиксирован на президентских выборах 1960 года. Таким образом, когда Президент Билл Клинтон был переизбран на второй срок в 1996 году, получив 49% голосов избирателей на выборах, на которых явка составила всего 49%, он стал избранником немного менее чем одной четверти правомочного электората. Каковы причины этой тенденции? Снижение показателей явки избирателей можно объяснить снижением чувства гражданской и общественной ответственности, безразличием избирателей, основанном на убеждении, что результаты выборов не вносят изменений в жизнь конкретного человека, увеличением доли семей с двумя работающими членами - а также чувством, отмеченным на недавних выборах, что в период мирного процветания на карту не ставятся вопросы, имеющие большого значения. Важно помнить, что в США решение принять участие в голосовании влечет за собой необходимость принятия трех различных решений. Помимо решения голосовать и решения за кого голосовать, будущий избиратель должен зарегистрироваться в этом качестве. Похоже, что эти требования затрудняют участие в голосовании, поскольку составление списков избирателей обычно прекращается за несколько недель до дня выборов. Более того, поскольку регистрация производится по штатам, по округам в пределах штата и по избирательным участкам в пределах округа, то лицам, недавно переехавшим на новое место жительства, почти всегда приходится перерегистрироваться или выяснять, поступили ли данные с прежнего места регистрации. Поэтому мобильность населения Америки предполагает постоянное наличие определенного числа предполагаемых избирателей, не допущенных к участию в голосовании из-за правил регистрации. Однако исправит ли ситуацию с явкой избирателей система упрощенной регистрации - такая, как регистрация на основании обращения избирателя для получения или возобновления водительского удостоверения (так называемый план «избирателя-автомобилиста»), остается неясным.Процедура подсчета избирательных бюллетеней обеспечена правовыми гарантиями, разработанными за многие годы для снижения вероятности ошибки и обеспечения честного подсчета. Поэтому законодательство всех штатов предусматривает возможность пересчета голосов в определенных случаях и позволяет проигравшему кандидату, имеющему явно низкий результат, опротестовать выборы. Иначе неуверенность в точности подсчета голосов может подорвать мнение общества о беспристрастности выборов и поставить под сомнение легитимность объявленного победителя. Трудно привести лучший пример, чем затянувшиеся президентские выборы 2000 года, которые ярко продемонстрировали те проблемы, которые могут возникнуть при, как правило, рутинной процедуре подсчета голосов.