Пояснительная записка к программе
Рабочая блочно-модульная программа учебного предмета базового цикла «Английский язык» разработана на основе примерной программы учебного предмета «Английский язык» для профессий начального профессионального образования под редакцией Тимофеева В.Г. для реализации образовательных программ с учетом социально-экономического профиля (156 часов) по профессиям: 36.5 «Фотограф», 36.3 «Парикмахер».
В программе из 156 учебных часов 76 часов отводится на изучение профессионально ориентированного (профильного) модуля. Это обусловлено возрастающей потребностью общества в высококвалифицированных кадрах, в том числе в области владения иностранным языком в сфере профессиональной коммуникации. Включение профильного модуля в процесс обучения иностранному языку позволит будущему специалисту овладевать информацией, связанной с его профессией, не только по русскоязычным литературным источникам, но и зарубежным. Такое построение учебного процесса создаст условия для развития как коммуникативной, так и профессиональной компетенций и, таким образом, обеспечит мобильность студента, а затем и специалиста-практика.
Основное назначение предмета ориентировано на достижение следующих целей:
· дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):
речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умений планировать свое речевое и неречевое поведение;
языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
компенсаторная компетенция–дальнейшее развитие умений объясняться в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
учебно-познавательная компетенция–развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания;
· развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках; личностному самоопределениюв отношении будущей профессии; социальная адаптация; формирование качеств гражданина и патриота.
Изучение английского языка по данной программе направлено на достижение общеобразовательных, воспитательных и практических задач, на дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции.
Общеобразовательные задачи обучения направлены на развитие интеллектуальных способностей обучающихся, логического мышления, памяти; повышение общей культуры и культуры речи; расширение кругозора обучающихся, знаний о странах изучаемого языка; формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельной работы, совместной работы в группах, умений общаться друг с другом и в коллективе.
Воспитательные задачи предполагают формирование и развитие личности обучающихся, их нравственно-эстетических качеств, мировоззрения, черт характера; отражают общую гуманистическую направленность образования и реализуются в процессе коллективного взаимодействия обучающихся, а также в педагогическом общении преподавателя и обучающихся.
Практические задачи обучения направлены на развитие всех составляющих коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной).
Данная программа состоит из 12 взаимосвязанных блоков, на каждый из которых разработана система модулей, позволяющих по-новому структурировать содержание обучения:
1 КУРС
Блок №1 «Межличностные отношения»
Блок №2 «Образование, обучение»
Блок №3 «Страны, народы, история»
Блок №4 «Искусство»
Блок №5 «Social English. Социальная сфера»
Блок №6 «Организация сферы обслуживания»
2 КУРС
Блок №7 «Правила этикета»
Блок №8 «Средства массовой информации»
Блок №9 «Моя профессия»
Блок №10 «Мир науки. Научно-технический прогресс»
Блок №11 «Business English. Деловой английский»
Блок №12 «Праздники»
Блоки изучения английского языка непосредственно связаны с другими дисциплинами гуманитарного и естественнонаучного цикла: «Русский язык», «Литература», «Русский язык и культура речи», «История», «Математика», «Физика», «Химия», «Информатика».
Основными компонентами содержания обучения английскому языку в учреждениях НПО являются: языковой (фонетический, лексический и грамматический) материал; речевой материал, тексты; знания, навыки и умения, входящие в состав коммуникативной компетенции обучающихся и определяющие уровень ее сформированности.
В результате обучения учащиеся должны осознать и понять:
- значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа обучения и соответствующими ситуациями общения, в том числе оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры стран изучаемого языка;
- значение изученных грамматических явлений в расширенном объеме (видо-временные, неличные и неопределенно-личные формы глагола, формы условного наклонения, косвенная речь / косвенный вопрос, побуждение и др., согласование времен);
- страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт учащихся: сведения о странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деталях, месте в мировом сообществе и мировой культуре, взаимоотношениях с нашей страной, языковые средства и правила речевого и неречевого поведения в соответствии со сферой общения и социальным статусом партнера.
В результате обучения учащиеся должны быть способны:
Говорить:
- вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения ( в рамках изученной тематики); беседовать о себе, своих планах; участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным/прослушанным иноязычным текстом, соблюдая правила речевого этикета;
- рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики; представлять социокультурный портрет своей страны и стран изучаемого языка;
Аудировать:
- относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения, понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из различных аудио- и видеотекстов: прагматических (объявления, прогноз погоды), публицистических (интервью, репортаж), соответствующих тематике данной ступени обучения;
Читать:
- читать аутентичные тексты различных стилей: публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические – используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи;
Писать:
- писать личное письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в странах изучаемого языка, делать выписки из иноязычного текста;
Использовать приобретенные знания и способности в практической деятельности и повседневной жизни для:
- общения с представителями других стран, ориентации в современном поликультурном мире;
- получения сведений из иноязычных источников информации (в том числе через Интернет), необходимых в образовательных и самообразовательных целях;
- расширения возможностей в выборе будущей профессиональной деятельности;
- изучения ценностей мировой культуры, культурного наследия и достижений других стран; ознакомления представителей зарубежных стран с культурой и достижениями России.
Итоговый контроль осуществляется в форме итогового тестирования и по материалам ЕГЭ.
1.2 Тематический план
Наименование блоков, ситуаций | Количество часов | |||
всего | теоретических | практических | ||
1 курс | ||||
Блок № 1 «Межличностные отношения» | - | |||
1.1 Погружение в предметное пространство. Входное тестирование | 2 | 2 | - | |
1.2 Личностные качества. Чувства, эмоции. Имя существительное | 2 | 2 | - | |
1.3 Семейные ценности. Множественное число существительных | 2 | 2 | - | |
1.4 Социальные и производственные отношения. Притяжательный падеж существительных | 2 | 2 | - | |
1.5 Планирование времени (рабочий день) | 2 | 2 | - | |
1.6 Планирование досугового времени | 2 | 2 | - | |
1.7 Итогово-обобщающее занятие. Тестирование | 2 | 2 | - | |
Блок № 2 «Образование, обучение» | - | |||
2.1Образование в Великобритании, употребление артикля | 2 | 2 | - | |
2.2 Образование в США. Местоимения | 2 | 2 | - | |
2.3 Образование в Австралии. Порядковые и количественные числительные | 2 | 2 | - | |
2.4 Сравнительное образование в англо-язычных странах и в России | 2 | 2 | - | |
2.5 Профессия и специальности. Имя прилагательное, наречие. Степени сравнения прилагательных и наречий | 2 | 2 | - | |
2.6 Проекты «Образование и карьера», «Профессиональное обучение» | 2 | 2 | - | |
2.7 Итогово-обобщающее занятие. Тестирование | 2 | 2 | - | |
Блок № 3 «Страны, народы, история» | - | |||
3.1 История Великобритании | 2 | 2 | - | |
3.2 Народы Великобритании | 2 | 2 | - | |
3.3 Видо-временные формы английского глагола. Неправильные глаголы | 2 | 2 | - | |
3.4 История США | 2 | 2 | - | |
3.5 Народы США | 2 | 2 | - | |
3.6 Государственное устройство Великобритании, США, России | 2 | 2 | - | |
3.7 Итогово-обобщающее занятие. Тестирование | 2 | 2 | - | |
Блок № 4 «Искусство» | - | |||
4.1 Искусство театра и кино. Употребление глаголов «to be» и «to have» | 2 | 2 | - | |
4.2 Знаменитые актеры Голливуда | 2 | 2 | - | |
4.3 Музыка. Известные композиторы, музыканты | 2 | 2 | - | |
4.4 Литература, жанры литературы | 2 | 2 | - | |
4.5 Известные писатели Великобритании и США | - | |||
4.6 Живопись. Знаменитые художники | - | |||
4.7 Итогово-обобщающее занятие. Тестирование | - | |||
Блок № 5 «Social English. Социальная сфера» | - | |||
5.1Функциональный язык. Предложение. Типы вопросительных предложений | 2 | 2 | - | |
5.2 Органы социальной защиты в Великобритании. Просьба о помощи. Предложения, выражающие просьбу о помощи | 2 | 2 | - | |
5.3 Органы социальной защиты в США. Способы выражения согласия, несогласия | 2 | 2 | - | |
5.4 Благотворительные организации. Волонтерство | 2 | 2 | - | |
5.5 Высказывание. Способы запрашивания мнения в социальной сфере | 2 | 2 | - | |
5.6 Аргументация, контраргументация в социальной сфере | 2 | 2 | - | |
5.7 Итогово-обобщающее занятие. Тестирование. | 2 | 2 | - | |
Блок № 6 «Организация сферы обслуживания» | - | |||
6.1 Профессиональная лексика. Переписка | 2 | 2 | - | |
6.2 Гостиничное хозяйство | 2 | 2 | - | |
6.3 Ресторанный сервис | 2 | 2 | - | |
6.4 Питание, напитки | 2 | 2 | - | |
6.5 Повторение. Итоговое контрольное тестирование | 2 | 2 | - | |
Итого за 1 курс: | - | |||
2 курс | ||||
Блок № 7 «Правила этикета» | - | |||
7.1 Погружение в предметное пространство. Входное тестирование | 2 | - | ||
7.2 Пунктуальность. Общепринятые правила поведения и темы для разговора | 2 | 2 | - | |
7.3 Подарки, одежда, угощения | 2 | 2 | - | |
7.4 Запретные темы. Неопределенно-личные и безличные предложения | 2 | 2 | - | |
7.5 Продолжительность визита. Прощание и уход | 2 | 2 | - | |
7.6 Итогово-обобщающее занятие. Тестирование | 2 | 2 | - | |
Блок № 8 «Средства массовой информации» | - | |||
8.1 Телевидение. Радио | 2 | 2 | - | |
8.2 Газеты. Журналы | 2 | 2 | - | |
8.3 Интернет | 2 | 2 | - | |
8.4 Новости в СМИ | 2 | 2 | - | |
8.5 Реклама | 2 | 2 | - | |
8.6 Итогово-обобщающее занятие. Тестирование | 2 | 2 | - | |
Блок № 9 «Моя профессия» | - | |||
9.1 Профессии и специальности | 2 | 2 | - | |
9.2 Профессиональные качества | 2 | 2 | - | |
9.3 Профессиональная лексика. Придаточные предложения реального условия | 2 | 2 | - | |
9.4 Самые престижные профессии. Сослагательное наклонение | 2 | 2 | - | |
9.5 Моя профессия, карьера, должности | 2 | 2 | - | |
9.6 Собеседование при приеме на работу | 2 | 2 | - | |
9.7 Итогово-обобщающее занятие. Тестирование | 2 | 2 | - | |
Блок № 10 «Мир науки. Научно-технический прогресс» | - | |||
10.1 Что такое наука? Что может наука | 2 | 2 | - | |
10.2 Научно-технический прогресс | 2 | 2 | - | |
10.3 Активный и пассивный залог | 2 | 2 | - | |
10.4 Система модальности | 2 | 2 | - | |
10.5 Знаменитые ученые | 2 | 2 | - | |
10.6 Проекты по темам: «Знаменитые ученые», «Знаменитые открытия» | 2 | 2 | - | |
10.7 Итогово-обобщающее занятие. Тестирование | 2 | 2 | - | |
Блок № 11 «Business English, Деловой английский» | - | |||
11.1 Корпоративное устройство | 2 | 2 | - | |
11.2 Банки, неличные формы глагола | 2 | 2 | - | |
11.3 Финансовые инструменты. Согласование времен | 2 | 2 | - | |
11.4 Расчеты. Косвенная речь | 2 | 2 | - | |
11.5 Косвенная речь в вопросительных и повелительных предложениях | 2 | 2 | - | |
11.6 Деловая переписка | 2 | 2 | - | |
11.7 Итогово-обобщающее занятие. Тестирование | 2 | 2 | - | |
Блок № 12 «Праздники» | - | |||
12.1 Английские и американские праздники | 2 | 2 | - | |
12.2 Культурные и национальные традиции. | 2 | 2 | - | |
12.3 Национальные обычаи | 2 | 2 | - | |
12.4 Проект «Мой любимый праздник» | 2 | 2 | - | |
12.5 Повторение. Итоговое контрольное тестирование | 2 | 2 | - | |
Итого за 2 курс: | - | |||
Всего | - | |||
Содержание программы
Цель: осознать значение предмета «Иностранный язык» как средства развития коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций обучающихся; развить предметные и универсальные способности обучающихся (речевые, языковые, социокультурные, компенсаторные, учебно-познавательные), формировать иноязычную коммуникативную компетенцию (аудирование, говорение, чтение, письмо).
Результат: специалист, владеющий различными видами речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо), способный использовать приобретённые знания и сформированные компетенции в практической и профессиональной деятельности, повседневной жизни.
Блок №1 Погружение в предметное пространство
Цель: осознать цели, задачу, структуру языка, его связь с другими предметами.
1.1 Погружение в предметное пространство. Входное тестирование
Курс «Английский язык». Цели, задачи и структура языка, связь английского языка с другими предметами. Язык как знаковая система. Выявление уровня лексико-грамматических умений учащихся.