Феодализм. Становление. Этапы эволюции

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Конспект лекций

Рекомендовано методическим советом

Нижнетагильского технологического института (филиал) УрФУ

имени первого Президента России Б.Н.Ельцина

в качестве учебного пособия для студентов всех форм обучения

всех специальностей

Авторы-составители:

С. В. Докучаев, Т. Б. Захарян

Нижний Тагил

УДК 63

ББК 9(с)я73

О-80

Рецензенты:

зам. директора НТФ УрАГС канд. полит. наук А. В. Скорняков;

доц. каф. андрагогики Нижнетагильского филиала института развития образования Свердловской области канд. пед. наук Т. Ю. Алексеева

Авторы-составители: С. В. Докучаев, Т. Б. Захарян

Научный редактор: д-р филос. наук, проф. В. М. Петров

Отечественная история : конспект лекций / авт.-сост. С. В. Докучаев, Т. Б. Захарян ; М-во образования и науки РФ ; ФГАОУ ВПО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н.Ельцина», Нижнетагил. технол. ин-т (фил.). – Нижний Тагил : НТИ (ф) УрФУ, 2011 . – 100 с.

Конспект курса лекций предназначен для студентов всех специальностей всех форм обучения и включают в себя краткое содержание тем по истории Отечества, список вопросов для самоконтроля и литературы по изучению курса, а также перечень примерных тем рефератов.

УДК 63

ББК 9(с)я73

Библиогр.: 25 назв. Прил.

Феодализм. Становление. Этапы эволюции - student2.ru © Докучаев С. В., Захарян Т. Б., составление, 2011

Предисловие авторов

Курс «Отечественная история» представляет одну из основных социально-политических и гуманитарных дисциплин, изучаемых студентами в вузе.

Изучение истории Отечества имеет целью расширить исторический кругозор будущих специалистов, вооружить их знаниями важнейших событий, закономерностей исторического процесса и того нового, чем обогатилась историческая наука за последние годы. В результате изучения этого курса студент, как подчеркивается в Государственном образовательном стандарте РФ, должен: понимать характер истории как науки и ее место в системе гуманитарного знания; иметь научное представление об основных этапах в истории отечества; знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей; владеть основами исторического мышления, уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу народов России, крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации.

Предлагаемое пособие включает краткий конспект лекций курса «Отечественная история», темы докладов и рефератов, список учебной литературы.

Пособие предназначено для студентов. Его цель – ориентировать изучающих историю отечества в последовательности и значимости исторических событий.

С. В. Докучаев,

Т. Б. Захарян

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 6

ТЕМА I. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО МЕСТО В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (IX–XIII ВЕКА) 10

Предки восточных славян. Их занятия, общественный строй, быт и верования 10

Феодализм. Становление. Этапы эволюции. 11

Киевская Русь (IХ–ХII века) 11

Культура Киевской Руси. 13

ТЕМА II. РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ

В УСЛОВИЯХ МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО НАШЕСТВИЯ

ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ 13

Образование монгольской державы.. 13

Ледовое побоище. 16

Образование и укрепление единого Российского государства. 17

Возвышение Москвы.. 17

Объединение русских земель. 19

ТЕМА III. МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XVI–XVII ВЕКЕ. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ.. 20

Россия в XVI веке. 20

Присоединение Казанского ханства. 22

Ливонская война 1558–1588 годов. 23

Опричнина. Русская культура XVI в. 24

Русская культура XVI века. 25

Россия в начале XVII века. Крестьянская война. 26

Борьба русского народа против польских и шведских захватчиков в начале XVII века 27

Внутренняя и внешняя политика в стране в первой половине XVII века. 31

Освободительная война под руководством Хмельницкого

и принятие Украины в Русское подданство. 32

Крестьянская война под предводительством Степана Разина. 33

Продвижение русских в Сибирь в XVII веке. 34

Русская культура XVII века. 34

ТЕМА IV. РОССИЯ В ПЕРИОД УТВЕРЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ (XVIII ВЕК) 35

Реформы первой четверти XVIII века. 36

Эпоха дворцовых переворотов. 37

Россия в эпоху Екатерины II: «Просвещенный абсолютизм». 38

Внешняя политика Российской империи

во второй половине XVIII века. 39

Культура и общественная мысль России в XVIII веке. 41

Царствование Павла I. 43

Реформы Александра I. 43

ТЕМА V. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.. 45

Отечественная война 1812 года. 45

Промышленный переворот в России в XIX веке. 46

Развитие капитализма. 46

Общественная мысль в России в первой половине XIX века. 48

Культура России в первой половине XIX века. 49

ТЕМА VI. КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ РОССИИ.

РЕФОРМЫ И КОНТРРЕФОРМЫ 60–80-Х ГОДОВ XIX ВЕКА.. 52

Реформы 1860–1870-х годов. 52

Россия в годы царствования Александра III. 53

Внешняя политика России во второй половине XIX века. 54

Русско-турецкая война 1877–1878 годов. 54

ТЕМА VII. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ.. 55

Общественные движения России во второй половине XIX века. 55

ТЕМА VIII. РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА.. 58

Развитие общества в ХХ веке. 58

Культура России начала ХХ века. 59

Революция 1905–1907 годов. 61

ТЕМА IX. РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ (1914–1918 годы) 62

Россия в Первой мировой войне. Восточный фронт. 62

ТЕМА X. ФЕВРАЛЬСКАЯ И ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА.. 64

Основные события 1917 года, их характер. 64

ТЕМА XI. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ИНОСТРАННАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ В РОССИИ В 1918–1920 ГОДЫ... 65

Россия в 1918–1920 годы. Гражданская война. 65

ТЕМА XII. СОВЕТСКАЯ РОССИЯ В ГОДЫ НЭПА (1921–1929 годы) 67

Новая экономическая политика. 67

ТЕМА XIII. СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО В 30-Е ГОДЫ... 69

Складывание командной системы и образование СССР. 69

Индустриализация. Методы проведения. 72

Коллективизация в СССР. 73

Развитие страны и внешняя политика СССР в конце 30-х годов. 74

ТЕМА XIV. СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1939–1945 ) И ПЕРВОЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ.. 76

Основные события Второй мировой и Великой Отечественной войны.. 76

Изменение хода Второй мировой и Великой Отечественной войны.. 78

Завершающий этап Второй мировой и Великой Отечественной войны. Победа антигитлеровской коалиции. 80

СССР в послевоенное десятилетие. 82

ТЕМА XV. СОВЕТСКАЯ СТРАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА.. 83

Реформы в СССР в середине 50–60-х годов. 83

Культурная жизнь в 50-60-е годы.. 84

Внутренняя политика СССР в середине 60–80-х годов. 85

Внешняя политика СССР в середине 60–80-х годов. 87

Перестройка. Основные этапы.. 89

ТЕМА XVI. РОССИЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД.. 91

Распад СССР. Становление новой государственности. 91

Культурная жизнь в 90-е годы.. 92

Международные отношения России 90-х годов. 93

Экономика и политика России 90-х годов. Достижения и проблемы.. 94

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 96

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 98

Примерные темы для ДОКЛАДОВ и рефератов.. 98

ВВЕДЕНИЕ

Слово «история» пришло к нам из греческого языка. Первоначально оно означало «повествование о прошедшем, об узнанном». Понятие включало в себя как момент непосредственного наблюдения за происходившим, так и свидетельство очевидца о нем. Несколько позднее слово «история» стало использоваться в смысле разузнавания и исследования. В значении повествования об узнанном термин «история» перешел из греческого в латинский язык, откуда был заимствован европейскими языками. В России термин «гиштория» появился в петровское время и вплоть до XIX в. у нас так и писали – с первой буквой греческого слова.

Со временем понятие истории развилось из простого повествования о случившемся до представления об исторической науке, а взгляд на историю как простую совокупность фактов прошлого – до понятия исторического процесса. Сегодня термином «история» обозначают: 1) рассказ о прошлом; 2) само последовательное развитие, изменение действительности; 3) науку, изучающую прошлое.

Человек – существо духовное, поэтому он обладает своей историей только в ее понимании. Это является предпосылкой единства истории как свершившихся деяний людей и как повествования о них. Поскольку история подразумевает всеобъемлющий процесс свершений, постольку можно говорить о ее единстве. История в этом смысле едина, как един мир. Основа этого единства коренится в действительности человека, который является одновременно существом разумным и конечным, а в силу этого и историческим существом. Ему дано знать о конечности собственного существования. Исторический человек как бы распят между активным действием и пассивным подчинением ходу событий. Неразрывная слитность с настоящим, глубоко осмысленная новейшей эпохой, породила невиданное изобилие смысловых картин прошлого. Постижение целостности истории при этом осуществляется через призму таких универсалий, как ценность человеческой жизни, рост степеней свободы личности, развитие демократии, прогресс культуры на основе прироста добра, истины и красоты в межличностных и общественных отношениях.

История – наука ретроспективная, она изучает прошлое, историческое познание опосредуется наличием, полнотой и объективностью исторических источников. Историк исследует не саму историческую реальность, а дошедшие до нас о ней сведения. К тому же историк имеет дело со временем сразу в трех его измерениях: собственном, связывающим два явления; историческом, отмеряющим длительность исторических периодов; и социальном, указывающим на протяженность существования определенного строя жизни. В силу этих причин для историка особую значимость имеет наличие научной теории, способной дать максимально объективный анализ исторической реальности.

Историческая действительность так тесно переплетена с насущными интересами людей, что ее более или менее адекватное познание осуществимо с большой долей запаздывания. Чем явление дальше от нас во времени, тем оно лучше фокусируется для исследования. И наоборот, современность, которая каждый миг становится историей, для нас фактически объективно познаваемой быть не может, поскольку мы ее небеспристрастные участники. Таким образом, важнейшим отличительным свойством истории является ее тесная связь с современностью. История – это реальность прошлого, без знания ее дальнейшее развитие общества затруднено. Если бы было иначе, необходимость в истории неизбежно отпала. При этом история обеспечивает идейную преемственность поколений. Историческое познание осуществляется путем использования уже существующего знания о предмете, полученного предыдущими поколениями исследователей и зафиксированного в историческом идеале прошлых эпох. Этот идеал соизмеряется с ценностными ориентирами современности, включая идеологию, категориальный строй применяемой теории и господствующие в современности философские обоснования исторической науки.

Чтобы нагляднее представить задачи истории, приведем несколько цитат выдающихся ученых. Главной целью истории, писал С. Ф. Платонов, «признается изображение развития и изменений жизни отдельных исторических обществ и всего человечества». Задача истории, утверждал В. О. Ключевский, состоит в изучении «свойств и действия сил, созидающих и направляющих людское общежитие», «с помощью которых случайные и разнохарактерные людские единицы с мимолетным существованием складываются в стройные и плотные общества, живущие целые века». Н. М. Карамзин в согласии с древним правилом смотрел на историю как на наставницу жизни: «Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выводы людей и даровать им возможное на земле счастье». «История – наука о людях во времени, – утверждал М. Блок, – в которой надо непрерывно связывать изучение мертвых с изучением живых».

Таким образом, задача истории состоит в изучении конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. Она решается с помощью отбора из совокупности дошедших до нас событий тех, которые имеют значение с точки зрения исследования. Существующие между ними связи вскрываются таким образом, чтобы современное состояние оказалось результатом исторической картины, составленной с их помощью. Следовательно, история призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах. Говоря словами Цицерона, первая задача истории – воздерживаться от лжи, вторая – не утаивать правды, третья – не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности.

Проблема функций истории – это проблема воздействия исторического знания на общественное сознание. Среди них нет второстепенных, и каждая тесно связана со всеми остальными. История прежде всего дает народам знание об их прошлом, развивает национальное самосознание и тем способствует поддержанию целостности этногосударственных образований. По мнению Н. М. Карамзина, история мирит простого гражданина «с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушалось».

Так познавательная функция истории теснейшим образом связана с политической. Прошлое при условии умного и бережного к нему отношения способно помогать людям в их практической деятельности, снижать накал политических страстей на поворотных рубежах истории. «Незнание прошлого, – писал М. Блок в сочинении «Апология истории», – не только вредит познанию настоящего, но и ставит под угрозу всякую попытку действовать в настоящем». Две другие важнейшие функции исторического познания – мировоззренческая и воспитательная – способствуют формированию гражданских патриотических ценностей в обществе, развивают на исторических примерах нравственное чувство народов, помогая им осознавать себя частью единого человечества. Человек без корней в прошлом не в состоянии укрепиться в настоящем и быть членом общечеловеческого коллектива. «Сотри у народа его прошлое, и ты лишишь его судьбы», – гласит народная мудрость. «История питает нравственное чувство, – писал Н. М. Карамзин, – и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества».

Методология истории выделяет три основных принципа исследования: социально-гуманистический, принцип историзма и объективности.

Основополагающим принципом (т. е. руководящей идеей) истории является принцип историзма. Он предполагает познание явлений и процессов прошлого в их развитии и связи с порождающими их условиями. Исторический анализ включает исследование условий зарождения явлений, тенденций и стадий их последующего развития, современного состояния и ожидаемых в будущем последствий. При этом фиксируется не любое изменение в предмете, но лишь сущностное, ответственное за специфические связи и свойства, одновременно предполагается необратимый и преемственный характер изменения действительности. Этот принцип требует изучения исторической реальности с точки зрения заложенных в ней противоречий. Он включает в понимание прошлого элемент его неизбежной гибели. Каждое историческое явление рассматривается в движении, которое осуществляется через борьбу нового со старым. Причем новое вырастает из старого и в конечном итоге преобразует его, включая это старое в себя как видоизмененный собственный момент. Этот принцип требует от историка реализации его главного качества – способности к восприятию настоящего, т. е. корректному заимствованию из нашего повседневного опыта тех элементов, которые помогают воскресить прошлое и при этом не подменить прошлое настоящим.

Россия – уникальное самодостаточное сообщество народов, замкнутый океан-континент, где, как в капле, отражен весь мир. Внутри нее есть все необходимое для полноценной жизни, но она не замыкается. Наоборот, она демонстрирует миру образцы человеколюбия, социальной справедливости, высочайшей духовности, нормы культурного сотрудничества народов. Всем этим Россия всегда была готова делиться с миром, для которого остается умонепостигаемой тайной. Ее бесполезно совершенствовать на чужой манер, тем более подходить с заранее заданными требованиями и высокомерным наставничеством. Она все равно все чужое переработает на свой манер. Россия и русский человек сокрыт от взора поверхностного, равнодушного, рассудочного, не укорененного в стихии народной жизни. Русская жизнь с ее противоположностями, пропастями, как и русская мысль, не укладывающаяся в пределы логики, но взывающая к сердцу и душе, особых эмоционально-опосредованных форм постижения. Она неподвластна только научному анализу. Ее не способны глубоко и полностью раскрыть пластические формы искусства – архитектура, скульптура и даже живопись. Она более подвластна музыке, литературе и религиозной мысли. Чисто интеллектуальное умозаключение о России, не обогащенное чудесной способностью видеть сокровенное, чаще всего резко отрицательно. Для истинно же русских писателей – А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, Л. Н. Толстого – Россия была символом веры и поклонения.

Принимая заимствования, Россия всегда отвергала понятие развития «как преимущественно научно-технического, материального, постоянного наращивания массы товаров и услуг, обладания все большим количеством вещей, перерастающего в настоящую гонку потребления, «жадность к вещам». Этому понятию русское миропонимание противопоставляло идею совершенствования души» (О. А. Платонов «Русская цивилизация»).

ТЕМА I. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО МЕСТО В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (IX–XIII ВЕКА)

Предки восточных славян. Их занятия, общественный строй,

Быт и верования

Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древнему индоевропейскому единству, населявшему громадную территорию Евразийского материка. Постепенно среди индоевропейцев выделились родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности, культуре. Одним из таких племенных объединений и стали славяне. Ареал их расселения – в Центральной и Восточной Европе: от Одера на Западе до Днепра на Востоке, от Прибалтики на Севере до Европейских гор (Судеты, Татры, Карпаты) на юге.

Позднее в славянском массиве возникают западные (венеды) и восточные (анты) ветви. Восточные славяне, населявшие лесостепные просторы Приднепровья, находились в постоянном контакте с кочевыми племенами. Их взаимоотношения были далеко не всегда мирными. Военные столкновения с сарматами (II в. до н. э.), готами (III в. н. э.), гуннами (IV в. н. э.) приводили к упадку хозяйства, поисками новых, защищенных от воинственных соседей земель. Переселения славян проходили в южном и северном направлениях. Они были вызваны также естественным увеличением населения и начавшейся социальной дифференциацией общества. Особенно интенсивно расселение восточных и западных славян происходило в конце V–VI в. н. э. В это время произошло завоевание и заселение Балканского полуострова, территорий, входивших в состав Византийской империи. Колонизация нового региона привела к появлению южной ветви славянства.

Хозяйственная деятельность восточных славян основывалась на земледелии, оседлом скотоводстве, охоте, рыболовстве. Основными сельскохозяйственными культурами были: пшеница, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха. Для обработки почвы и уборки урожая использовались мотыга, соха, позднее – плуг с железным лемехом, серп. Активное применение в хозяйстве железа позволило добиться получения излишков продукции сельского хозяйства, которые использовались для обмена с другими городами.

В начале I тыс. н. э. славяне жили родовыми общинами. Однако достаточно высокое для своего времени развитие земледелия, наличие избыточного продукта давали возможность отдельной семье обеспечивать свое самостоятельное существование. На смену родовой общине приходила община соседская, единство которой поддерживалось не кровными, а хозяйственными связями.

С VI в. н. э. у восточных славян начинается процесс расслоения родовых отношений. Появление имущественного неравенства, развитие продуктообмена между различными племенами привели к образованию отдельных социальных групп.

В VI–VIII вв. появляются и первые племенные объединения восточных славян. К их числу относятся Дулобский союз в Прикарпатье и союз племен в среднем течении Днепра и его притока – р. Роси. Это были первые шаги в образовании государственности у восточных славян.

Феодализм. Становление. Этапы эволюции

Феодализм – это общественно-экономический строй, основу которого составляет частная собственность на землю и эксплуатация лично зависимых производителей (крестьян) земельными собственниками (феодалами). Характерной чертой феодального способа производства является господство натурального хозяйства.

Феодализм в России прошел в своем развитии пять этапов:

1. VI–VIII вв. – разложение первобытного строя и зарождение феодализма.

2. IX–XI вв. – раннее феодальное общество.

3. XII–XV вв. – период феодальной раздробленности.

4. XVI – 1-я пол. XVIII в. – поздний феодализм.

5. 2-я пол. XVIII в. – середина XIX в. – кризис феодального способа развития.

Основной общественной ячейкой землевладельческого населения продолжала оставаться сельская община – ветвь. С развитием феодализма появляются новые формы зависимости между населением и землевладением – закуп (отдать проценты в конце сезона).

Наряду с феодальными отношениями действовало патриархальное рабство, которое представляло собой начальную форму рабства. Рабы на данной стадии являются пусть и бесправными, но членами патриархальной семьи (они чаще всего слуги, выполнявшие самые тяжелые работы, численность их сравнительно невелика)....

Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина. Она состояла из княжеской или барской усадьбы и зависимых от нее общин-ветвей. Вотчинное хозяйство имело натуральный характер и было ориентировано на внутреннее потребление самого феодала и его слуг. самим феодалом и его хозяйством? хозяйством самого феодала?

Киевская Русь (IХ–ХII века)

Завоевание русскими князьями славянских племен и подчинение их новому политическому центру стало отличительной чертой начального этапа Древнерусского государства. Олег (882–912 гг.) покорил древлян, северян, радимичей. Игорь (912–945 гг.) подчинил своей власти уличей и тиверцев. Святослав (965–972 гг.) и Владимир (980–1015) воевали против вятичей. Так сложилась территория государства. Наряду с этим укрепились его границы. В 965 г. Святослав разгромил хазар и закончил соглашение с камскими булгарами (булгарами?).

Военные действия позволили утвердить международное положение Киевской державы. Походы Олега (907 г.) и Игоря (941–944 гг.) на Византию, заключение мирных и торговых договоров свидетельствовали о стремлении империи жить в добрососедстве с Русью. Однако в дальнейшем внешнеполитические успехи Киева привели к обострению двухсторонних отношений. Несмотря на поражение Святослава (971 г.) в войне с Византией, его сыну Владимиру удалось добиться в этой борьбе крупных успехов. В целом походы IX–X вв. укрепили Древнерусское государство, позволили наладить экономические и культурные связи с другими странами. Важное значение имело принятие в 988 г. христианства в качестве государственной религии. Страна приобщилась к христианской культуре, чем было идеологически закреплено территориальное единство. Княжением Владимира закончился период становления Киевской Руси.

Основой социально-экономического строя государства было феодальное землевладение. Собственники земли – князья, бояре, дружинники, а после принятия христианства церковь – эксплуатировали труд различных категорий зависимого населения: холопов (рабов), закупов, изгоев, рядовичей, смердов. Наиболее многочисленной по составу была группа смердов – свободных и уже попавших в зависимость. К свободным смердам относились общинники, имеющие хозяйство и необходимые орудия труда. Разорившиеся свободные производители теряли самостоятельность и несли определенные повинности в пользу своего господина. Из их среды появились другие категории зависимого населения. Главной формой эксплуатации в IX–XII вв. являлась натуральная (продуктовая) рента.

Наряду с утверждением феодальных отношений на Руси происходил рост городов. Основное население в них составляли ремесленники и торговцы.

Процесс феодализации на Руси привел к образованию местных политических центров и началу их борьбы с Киевом. Распад государства начался со смертью Ярослава Мудрого и разделом Руси между его сыновьями. Правление триумвирата Ярославичей не спасло страну от междоусобиц и феодальных войн. Преодолеть раздробленность не удалось. Все попытки Владимира Мономаха (1113–1125 гг.) и его сына Мстислава (1125–1132 гг.) укрепить государство, опираясь на авторитет великокняжеской власти и поддержку городов, не увенчались успехом.

Усиление феодальной эксплуатации, ущемление прав сельских и городских производителей обострили классовые противоречия в Киевской Руси. Они проявлялись в вооруженных выступлениях зависимого населения. Наиболее крупными из них были восстания в Суздале (1024 г.), Киеве (1068 и 1113 гг.), Ростово-Суздальском княжестве (1071 г.).

Внешние отношения X – начала XII в. характеризуются борьбой со степняками-кочевниками, на юге с половцами.

Культура Киевской Руси

Особенность культуры Киевской Руси определяется тем, что она представляла собой синтез славянской языческой культуры с византийской христианской. Взаимопроникновение этих несхожих культурных слоев определило своеобразие культуры Киевской Руси, входившей в рамки христианской цивилизации средневековой Европы. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании, народность, цельность и простота в искусстве, изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре, мягкость, жизнелюбие в живописи, постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой его ощущение сопричастности всему человечеству, переживание за людей, за их боль и несчастья.

Мощнейшим толчком к развитию культурных контактов со временем (между поколениями) и в пространстве (между странами) стало появление в Х в. письменности, разработанной для славян Кириллом и Мефодием (конец IX – начало Х вв.). О высоком уровне грамотности населения Руси свидетельствуют сотни берестяных грамот обнаруженных при раскопках в Новгороде.

К XI в. относятся первые дошедшие до нас русские рукописные книги – «Изборники» (Изборники?) 1073 и 1076 гг.

В XI в. возникает древнерусская литература. Гимн русской земле звучит в «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона. Древнейшая дошедшая до нас русская летопись «Повесть временных лет» была написана к 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

Об успехах древнерусского ремесла свидетельствует распространение за пределами Руси изделий русских мастеров – мечей.

Наши рекомендации