ГУ имеет государственно-властную сущность
Наиболее четко проявляется в А) правотворческой, Б) правоприменительной и В) правоохранительной деятельности
ГУ является правовым
Его организация регламентируется АП (хотя и не только). Субъекты действуют на основе имеющейся компетенции.
ГУ подзаконно
Осуществляется на основании и во исполнение действующих законов.
5) ГУ по содержанию – организующая деятельность государствав лице его исп. органов
ГУ отличается особым предметным содержанием
Оно состоит в непосредственном исполнении законов, регулирующих отношения в различных отраслях и сферах (экономика, соц.-культурное, админ.-политическое строительство)
ГУ осуществляется в масштабе всего общества
Характеризуется постоянным непрерывным осуществлением профессиональной деятельности по решению его задач
3)Механизм ГУ
Компоненты механизма ГУ:
Субъекты
2. Функции:
а) Анализ ситуаций
Всесторонний анализ ситуаций, положение дел, происходящих процессов в обществе являются необходимым условием научно обоснованного управления.
б) Планирование - определение достижения конкретных результатов деятельности в тот или иной период, а также путей и средств их достижения.
Оно представляет собой одновременно функцию и метод управления. Без планирования невозможно управление, ориентированное на конечные результаты.
в) Прогнозирование - научное обоснование перспектив, выработка стратегии управления и предвидение его результатов исходя из анализа изменений и процессов, происходящих в жизни общества.
Достоверные прогнозы являются необходимым условием правильной организации и осуществления ГУ, учитывающего во взаимосвязи объективные и субъективные факторы развития.
г) Программирование - специфический вид планирования.
Выражается в определении целей деятельности, а также экономических, организационно-правовых условий и средств их достижения.
д) Информационное обеспечение - составляет основу взаимоотношений между управляющими субъектами и управляемыми объектами, а также осуществления практически всех других функций управления.
Информация — базовая функция функционирования исполнительной власти.
Базовый закон – ФЗ от 8.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности ОГВ и ОМС»
е) Регулирование - в самом общем виде сводится к установлению определенного правового режима той или иной деятельности либо решению вопроса и его корректировке в зависимости от изменяющихся условий.
Разграничение понятий «гос. управление» и «гос. регулирование»
· С одной стороны, эти понятия нельзя противопоставлять, т.к. оба они выражают управляющее воздействие. Поэтому регулирование — это тоже управление, но имеющее особенности, с учетом которых в литературе его обоснованно рассматривают в качестве функции управления
· Вместе с тем указанные понятия нельзя отождествлять.
Термин «управление» применяется к случаям осуществления всех или части его функций в отношении управляемого объекта. Оно характеризуется прямой связью между субъектом и подведомственными ему объектами управления, наличием относительно постоянных (часто повторяющихся) административно-правовых отношений между ними
Регулированиеотличается узкой специализацией функций и методов управляющего воздействия. Оно реализуется в виде нормативно-правового влияния на процессы, совершающиеся в экономике, технике, медицине, образовании и т. д. Содержание, сфера, методы регулирования во многом определяются особенностями общественных отношений, которые являются объектом его воздействия:
Ø объекты управления (например, естественные монополии, негосударственные коммерческих организации и т. д.)
Ø определенные виды деятельности (например, семеноводство)
Ø применение или использование предметов (например, лекарственных средств)
Ø определенные вопросы (например, ценообразования, тарифов)
ж) Организация - вид деятельности, состоящий в формировании системы государственного управления и обеспечении ее функционирования.
Она заключается в первую очередь в определении и образовании системы органов государственного управления, установлении их правового положения, формировании государственной службы в этих органах, совершенствовании структуры управления, его форм и методов.
з) Координация - обеспечение согласованной работы различных органов управления, подведомственных им объектов с целью наиболее эффективного выполнения их общих или взаимосвязанных задач.
Координация может достигаться двумя путями:
(1) либо соглашением между ее заинтересованными участниками,
(2) либо властным предписанием уполномоченного государственного органа, обязательного для координируемых участников (напр., в целях координации федеральные министерства могут издавать совместные НПА, а в установленных случаях — координировать деятельность других ФОИВ)
и) Контроль - заключается в установлении соответствия фактической деятельности правовым предписаниям и заданиям.
Выступает элементом управленческого цикла, стадией процесса управления. Выполняет информационную функцию в отношениях между субъектом и объектом управления по принципу обратной связи
Формы ГУ
Это внешние формы управляющего воздействия. Классифицируются по разным критериям.
Методы
Этоспособы управляющего воздействия на управляемые объекты (субъектов). Тоже классифицируются по разным основаниям.
ВАЖНО РАЗЛИЧАТЬ ФУНКЦИИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ:
(1) ГУ
(2) Органов ГУ (обладают ими в различном объеме, в различных комбинациях)
Стадии
Процесс управления имеет следующие стадии:
а) Определение целей и задач, подлеж. выполнению
б) Подготовка и принятие решений, необходимых для их выполнения
в) Организация выполнения принятых решений
г) Контроль за их выполнением
Вопрос 2. Предмет АП
1) Общественные отношения, регулируемые АП
Как известно из правовой теории самостоятельный отрасли права выделяются на основании двух критериев: (1) предмета и (2) метода правового регулирования.
Предмет АП – круг общественных отношений, регулируемых нормами АП.
Базовыми общественными отношениями, составляющими предмет АП, являются организационные отношения, возникающие в процессе формирования и осуществления ГУ (управленческие отношения)
Признаки управленческих отношений:
1) Главный признак — это основания их возникновения: организация и осуществление государственного управления. Все другие признаки от него производны.
2) Управленческие отношения основаны, как правило, на юридической зависимости одной стороны от другой. Их стороны юридически не равноправны.
Управленческие отношения — это властные отношения в том смысле, что одна из сторон обладает полномочиями принимать властные решения в отношении другой. Не всякое общественное отношение в сфере государственного управления является управленческим, регулируемым административным правом. Здесь могут возникать гражданские, трудовые, финансовые, земельные и другие отношения.
3) Управленческие отношения представляют собой вид организационных отношений,
Ибо в сфере государственного управления также возникают организационные отношения по поводу реализации гражданской правоспособности юридических лиц (при заключении и исполнении договоров и т. д.), трудовых отношений (при заключении коллективных договоров, наборе работников и т. д.), самоорганизации законодательных (представительных), судебных органов и т. п.
4) Управленческие отношения могут возникать по поводу имущества, более того, весьма часто являются одновременно имущественными (при создании унитарных предприятий, передаче объектов государственной собственности от одного собственника другому и т. д.)
Они при этом не приобретают эквивалентно-возмездного характера, не имеют денежного выражения и не подлежат денежной оценке.