О владетелстве царств и государств, и земель, и городов
Которые под Росийским царством лежат, и тех государств о
Воеводех.
1. Великий Новгород, царствы Казанское, Астараханское,
Сибирское, государство Псковское, княжствы Смоленское, Полотцкое,
и тех государств в первые городы посылаютца воеводы, бояре и
околничие, а с ними товарыщи, з боярами околничие и столники и
дьяки, а с околничими столники и дьяки; и ведают те государства,
с пригороды и с уезды, во всяких государственных и земляных
делах, против того ж, как ведают на Москве бояре и думные люди
Приказы. А ведают всякие государственные и земские дела и указ по
них чинят, которые мочно им чинить и вершить по наказом их,
каковы им даются из Розрядного Приказу и по Уложенной Книге, и не
описываясь к царю; а которых великих и спорных дел вершити будет
за чем не мочно, и о таких делех о указе пишут к Москве к царю, а
без указу великих дел делати и докончати не смеют.
А вором, розбойником и татем, и иным злочинцом, указ бывает
против того ж, как и на Москве. А казнити их за их воровства
смертию, кто б каков ни был, без указу царского и не описався к
нему не велено, и учинити нихто не смеет, кроме Сибири, и
Астарахани, и Терка, потому что ис тех городов к Москве к царю
писма их, и от царя против их писем о всяких делех указу вскоре
приходити не мочно, и их в таких далних городех велено казнити и
без указу царского, Руских середних людей, и Татар, и Чювашу, и
Черемису, а дворян, и мурз, и князей, и нарочитых знатных людей,
без указу царского казнити не велено; а кого они казнят, и им
воеводам для объявления велено писать к Москве, кто за что казнен
и какою смертию.
2. А которые к тем государствам и болшим городам належат
городы, всякою ведомостью, и владетелством, и податми: и в те
пригороды посылаются воеводы, дворяне и дети боярские, с Москвы и
тех городов от воевод. А велено им дела делать по наказом, каковы 103
даются им тех городов от бояр и воевод, и о всяких делех
спрашиватися и писати к ним болшим воеводам, а не к Москве; а они
болшие воеводы к тем пригородным воеводам, против их писма,
потомуж от себя указ посылают, которые дела могут они делать
сами, и они б делали, а чего делать не мочно, пишут о том к
Москве, к царю.
3. Такъже и в-ыных болших и середних городех бывают воеводы
столники и дворяня, и дьяки, и подьячие вместо дьяков; а велено
им в тех городех дела всякие делать по наказом же и по Уложению.
А которых великих дел ведати и делати им не указано, и о таких
делах велено им писати к Москве ж.
А в судных кабалных делех велено им суды давати, дворяном, и
детем боярским, и служилым всяких чинов и посадцким людем, и
крестьяном, в болших городех, где воеводы с дьяками, в долговых
делех во 100 и в 500 и в 1000 и в 10,000 рублев. А в-ыных
городех, где воеводы одни сидят, или и с подьячими, а дьяков не
бывает, велено суды давати в долговых делех в 10 и в 20 рублех, а
болши дватцати рублев суда давати им не велено никому; а будет
кто воевода, или приказной человек, болши 20 рублев суд даст, и
тот суд не в суд, да на нем же судье возмут на царя пеню.
А велено середних и менших городов всякого чину людем в
болших своих искех судитися на Москве, кто где судим и под
которым Приказом написан. А в самых болших городех, хотя в
великих искех дают суды в 1000 и в 10,000 рублех, а обвинити они
бес царского указу никого не смеют.
4. А бывает в городы к бояром и воеводам и приказным людем о
всяких делех посылаются указы, пишутца грамоты таким обычаем: «От
царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и
Белыя Росии самодержца, боярину нашему и воеводам князю Якову
Куденетовичю Черкаскому» или «князю Ивану Алексеевичю
Воротынскому с товарыщи»; а потом дело. Такъже и к середним
воеводам против того ж: кто князь или столник и стряпчей, и его
имянуют чин, потом имя; а к простому дворянину толко имя его, и
отечество и прозвание.
А пишетца та титла «всеа Великия и Малыя и Белыя Росии
самодержец» не изстари, внове, при нынешнем царе, как учинились в
вечном подданстве Малая Росия, войско Запорожское, гетман Богдан
Хмелницкой с казаками и со всеми Черкаскими городами.
Великою Росиею прозвано Московское государство; Белая Росия 104
Белорусцы, которые живут около Смоленска и Полотцка и в-ыных
городех.
Вопрос. Для чего пишетца «самодержцем»?
Ответ. Как прежние цари, после царя Ивана Васильевича,
обираны на царство: и на них были иманы писма, что им быть не
жестоким и непалчивым, без суда и без вины никого не казнити ни
за что, и мыслити о всяких делах з бояры и з думными людми сопча,
а без ведомости их тайно и явно никаких дел не делати. А
нынешняго царя обрали на царство, а писма он на себя не дал
никакого, что прежние цари давывали, и не спрашивали, потому что
разумели его гораздо тихим, и потому наивышшее пишетца
«самодержцем» и государство свое правит по своей воли. И с кем
похочет учинити войну и покой, и по покою что кому по дружбе
отдати, или какую помочь чинити, или и иные всякие великие и
малые своего государства дела похочет по своей мысли учинити, з
бояры и з думными людми спрашиваетца о том мало, в его воле, что
хочет то учинити может; однако кого из бояр и из думных и ис
простых людей любит и жалует, спрашиваетца и советует с ними о
всяких делах. А отец его блаженныя памяти царь Михайло
Федоровичь, хотя «самодержцем» писался, однако без боярского
совету не мог делати ничего.
Таким же обычаем посылаются грамоты и на посолства к послом:
«От царя и великого князя имрк» и титлы; а потом «нашим великим и
полномочным послом», одного имя пишут с товарыщи, или времянем
всех по имяном.
Да к ним же к бояром и воеводам посылаются грамоты, по их
писму, как они которого году учинят в податех и во всяких делах и
промыслех прибыль, такъже которые бояры и воеводы бывают на войне
и учинят над неприятелем поиск, или послы на сьездех постановят
вечной договор, или перемирье: и к ним посылаются грамоты, с
милостивым словом за их раденье и службу, пишут таким обычаем:
«Писали они бояре и воеводы, что которого году учинили прибыли и
иного раденья» или «ис полков воеводы ж, что Божиею помощию, и
заступлением Богородицыным и всех [святых], и его царскою
молитвою и счастием, учинился им над неприятелем поиск» или
«послы учинили посолство по его царскому изволению, и мы великий
государь, за вашу верную службу и раденье, жалуем, милостиво
похваляем, и во всем бы были они надежны на его царскую милость,
а служба их у него великого государя забвенна не будет».
5. А которому боярину и воеводе и приказным людем, или
послом и посланником и гонцом, или кто к какому делу будет
уставлен, лучитца писати к царю против всяких дел отписки: и они 105
пишут таким обычаем: «Государю царю и великому князю» имя его
царское и титла против такого ж обычая, как и в грамотах царских
пишется к ним, а по титле «холоп твой Янка Черкаской, Ивашко
Воротынской или кто нибудь с товарыщи (или и один) челом бьют
(челом бьет)» потом дело; а княжеством ся не пишут, и чину своего
не поминают.
6. А кому лучитца о каких делех бити челом царю самому, и в
Приказех судьям, и в городех и в войне воеводам, или послом, и в
челобитных своих пишут, бояре и околничие и думные и всякого чину
служилые люди: «Царю государю и великому князю» имянованье и
титла его царская против того ж, что и в отписке, а потом «бьет
челом холоп твой князь или и боярин» и простой человек полуимянем
же, без княжества и без чину; а посадцкие люди и крестьяне
пишутца в челобитных своих «рабами и сиротами», а не холопми.
Такъже и жены и дочери всяких чинов людей пишутца в челобитных
своих «рабами и сиротами», полуимянем же; а отцов своих и мужей
пишут в челобитных своих целыми имянами, и имянуют прозвище и
чин.
А кому бояром, и ближним, и всякого чину людем, о чем
лучитца бити челом царице, и царевичам, и царевнам, и они пишутся
против того ж что и к царю «холопми и рабами и сиротами», а их
титлы пишут: «Государыне царице и великой княгине имрк»;
царевнам: «Государыне царевне и великой княжне имрк», а болши
того титл не бывает; а царевичам пишут: «Государю царевичю и
великому князю» имя его и титла такова ж что и царская, а
«самодержца» не пишетца.
А власти, патриарх и митрополиты, и иные, и простые чернцы,
и черницы, и попы пишутца к царю, и к царице, и к царевичам, и к
царевнам, во всяких писмах целыми своими имянами и чинами.
7. Да в тех же во всех городех царские всякие доходы, и
поборы с посадцких и с уездных крестьян, и таможенные и кабацкие
и иные зборы, которые на вере и на откупу, во всех городех велено
собирати по окладом, против того ж что на Москве, по чему с
которого города и с уезду и с таможень и с кабаков и с-ыных
откупов положен погодно оклад: и то б все собирали, никому ни в
чем не норовя, и присылати к Москве все сполна; а кто будет
воевода и приказной человек за чем у кого чего не соберет, и то
велят доправить на самом воеводе. А на какие дела понадобятца
денги в тех городех, и им о том велено писати к Москве, и
роздавати во всякие росходы з запискою.
8. А для остерегания, или оберегания города, в болших 106
городех устроены стрелцы и казаки, вечным житьем, пушкари и
затиншики и воротники, а в-ыных местех салдаты, и бывают около
казны, и по городу, и у ворот на стороже, и посылают их во всякие
посылки. А в-ыных не в порубежных городех, для оберегания города,
устроены толко одне пушкари, и затиншики, и воротники. А ключи
городовые, воротние, во всех городех бывают у воевод и у
приказных людей.
9. А когда лучитца быти у Московского государства с-ыными
государствы войне, и для воинского времяни во всяких городех у
монастырей и у дворян устроены осадные дворы: и в воинское время
на те дворы, со всеми своими животами и з запасами и з женами и з
детми, живут в городех. А крестьян из сел и из деревень велят, со
всеми их животы, высылать для осады в городы ж, и те крестьяне, в
осадное время, с посадцкими и с-ыными людми бывают по городу на
стороже с ружьем своим или с царским.
10. А которой город попортитца, или за старостью розвалится:
и на строение городов, для починки и вновь, казну собирают того
города с торговых посадцких людей и с уездных крестьян, повытно,
смотря по городовому строению; а чего не достанет в строение тое
зборные казны; и на такое строение велит царь имати из своих
царских доходов. А мастеров каменшиков, и плотников, и иных
работников, емлют в том же городе и уезде и из иных городов.
А пушки, и пушечные запасы, и всякое воинское и осадное
орудие, посылается в те городы с Москвы, смотря по городу.
Такъже в болших каменных монастырех, для осадного времяни,
пушки и пушечные всякие запасы и всякое осадное оружие царское, и
в-ыных монастырех для оберегания городов от воинских людей
устроены стрелцы и пушкари; а где стрелцов нет, и в тех
монастырех устроены, слободами, торговые люди и крстьяне.
11. А будет в Московском государстве построеных каменных
городов, кроме монастырей, с 20 городов, или мало болши, а
досталные все деланы деревяные, на земляных валах и просто на
земле; и для войны насыпают те городы песком и каменьем, а для
крепости тех городов копаны кругом глубокие рвы и бит деревяной
чеснок, а в-ыных рвах пущена кругом вода.
Глава 9,107
А в ней 12 статей.
О воинских зборах.
1. Как бывает со окрестными государствы нелюбье и война и в
то время царь советует с патриархом, и с митрополиты и со
архиепископы и с епископы, и с-ыными болших монастырей властми, и
говорит з бояры, что у него с-ыным государем учинилось нелюбье, и
хочет он тому государю мстити недружбу войною: и власти и бояре
на такое дело с ним царем приговорят, и положат воинским людем
збор со всего государства, столником, и стряпчим, и дворяном
Московским, и жилцом, и дворяном и детем боярским городовым, и
казаком, и стрелцом, и салдатом, и Татаром. И будет на которой
войне лучится быти самому царю, и в то время смотря царь всех
воинских людей, обирает себе полк изо всяких чинов людей и ис
полков; потом учинит полки бояром, и околничим, и ближним людем,
по своему разсмотрению. А когда он царь своею особою в войну не
пойдет, и тогда посылает бояр и ближних людей, а с ними ратных
людей, их выборные полки; такъже в прибавку выбрав из своих
полков, посылает по своему разсмотрению.
А бывают в царском и в боярских, на службе, столники и
стряпчие и дворяня и жилцы, росписаны посотенно; и над всякою
сотнею учинены головы сотенные из столников и из дворян, а у них
порутчики и знаменшики ис тех же чинов, менших чинов люди. А
хоругви у них болшие, камчатые и тафтяные, не таковы как
рейтарские; трубачеи и литаврщики их же голов дворовые люди. А
учения у них к бою против рейтарского не бывает, и строю никакого
не знают, кто под которым знаменем написан и по тому и едет без
строю.
Да из столников же, и из стряпчих, и из дворян, и из жилцов,
выбирает царь из своего полку добрых людей с 1000 человек,
которым быти всегда к бою и не к бою при нем самом и для 108
оберегания знамени его царского, да для всяких дел в розсылку
ясаулов с 60 человек; а бояре и воеводы потомуж выбирают из своих
полков, для чести своей и оберегания царского знамени, которые
даютца им воеводам от царя, и для особых их боярских знамен,
человек по сту, кого излюбят, да для всяких воинских розсылок
ясаулов человек по 20, молотцов добрых. А бывают царские знамена
у самого в полку и у бояр болшие, шиты и писаны золотом и
серебром, на камке Спасов образ, или какие победителные чюдеса; а
боярские знамена бывают таковы, что у Полской гусарии,
разноцветные, долгие.
Да в то ж время как бывает у царя смотр всем ратным людем,
перед войною: и в то время у столников и у стряпчих и у дворян
Московских и у жилцов росписывают, сколко за кем крестьянских
дворов, и сметя против крестьянских дворов напишут за ними быти к
бою людей их со всею службою, всяких чинов за человеком человек
по 5 по 6 и по 10 и по 20 и по 30 и по 40, смотря по их животам и
по вотчинам, кроме тех людей, которые с ними бывают за возами. А
как прилучится бой, и тех их людей к бою от них не отлучают, и
бывают с ними вместе под одним знаменем.
2. Рейтарские полки; и в те полки в рейтары выбирают из
жилцов, из дворян городовых, и из дворянских детей недорослей, и
из детей боярских, которые малопоместные и беспоместные и царским
жалованьем денежным и поместным не верстаны, такъже и из волных
людей прибирают, кто в той службе быти похочет; и дают, им
царское жалованье на год по 30 рублев денег. Да им же ис царские
казны дается ружье, карабины и пистоли, и порох и свинец, а
лошади и платье покупают сами; а чего в котором году того
жалованья у них за хлебною дороговью не доставает, и им в полки
посылают жалованье с прибавкою. А у которых дворян, и жилцов, и у
недорослей, есть крестьянские дворы: и тем царского жалованья
дают несполна; сколко за кем крестьянских дворов, и у таких из
жалованья против крестьян вычитают, да им же на службе с ружьем
велят быть с своим. А у кого на службе убьют лошадь, или умрет, и
таким для покупки лошадей жалованье дается в полкех, по
разсмотрению; а у ружья что попортитца или на бою отобьют, и в то
число ружье дается иное в полкех же, по разсмотрению, а иным
пожиточным людем велят купити на свои денги.
Да в рейтары ж емлют с патриарха, с митрополитов, с
архиепископов и епископов, и с монастырей, такъже з бояр и
околничих и думных людей, которые останутся на Москве, а нигде не
на службе и не в посолствах, такъже с столников и з дворян
Московских и з городовых, которые от службы отставлены за
старостью и за болезнью и за увечье и служеб им самим служити не
мочно, такъже и со вдов и з девок, за которыми есть крестьяне,
смотря по вотчинам и по поместьям, сколко за которым вотчинником 109
и помещиком крестьян, со 100 крестьянских дворов рейтар,
монастырской служка или холоп. А посылати властем и монастырем, и
бояром и думным людем, и столником, и дворяном отставным, и
вдовам и девкам, людей своих и служек на службу, на указной срок,
со всею службою и с лошадми добрыми и з запасы с своими, смотря
по службе, чтоб запасами и ничем были нескудны, и за ними за 5
человеки и за запасом по человеку, сверх тех указных людей. А кто
рейтар, боярской служка или монастырской, побежит с службы, и их
имая и бив кнутом велено высылати на службу, или на дороге поимав
в полкех тем людем потомуж бывает наказание; а кого не сыщут, и
за таких беглых людей емлют иных людей, да на них же бывает
положена пеня великая, для того, отпущай на службу добрых людей
верных и ничем бы был не скуден, и того для и иным неповадно
будет с служеб бегать.
А прибираючи тех рейтар полные полки, отдают иноземцом и
Руским людем полковником, и бывает им учение. А бывают у рейтар
началные люди, полковники, и полуполковники и маиоры, и
ротмистры, и иные чины, розных иноземских государств люди; а
Руские началные люди бывают у рейтар, столники, и дворяне, и
жилцы, ученые люди иноземских же полков из рейтар и из началных
людей.
3. Стрелецкие полки, старые, на Москве и в городех, как о
том писано выше сего; а вновь стрелецкие полки прибирают из
волных людей, и жалованье им дается против старых стрелцов; и
бывают в стрелцах вечно, и дети и внучата стрелцы ж по них.
4. Полки салдатцкие, старые, издавна устроены житьем на
порубежных местех, острогами, в двух местех к границе Свейского
государства, Олонец, Сомро, погостами и деревнями, со всем своим
житьем и з землею: и в воинское время емлют их на службу, и
учинят к ним полковников и иных началных людей. А для оберегания
пограничных мест, и острожков, и домов, оставливают их четвертую
долю людей, и податей с них на царя не берут ничего; а когда
войны не бывает, и тогда с них берут подати что и с-ыных
крестьян, по указу, по чему положено. А будет тех салдатов
немалое число.
Новые полки; и в те полки прибирают салдат из волных людей,
и из Украинных и ис Понизовых городов, детей боярских,
малопоместных и беспоместных; такъже и с патриарших, и с
властелинских, и с монастырских, и з боярских, и всякого чину
людей, с вотчинниковых и с помещиковых со ста крестьянских дворов
салдат.
Да в салдаты ж емлют всего Московского государства с 110
крестьян, кроме Сибири, и Астарахани, и Казани: у которого отца
два или три сына, или три брата живут вместе, а не порознь, и от
трех емлют одного человека; а у кого четыре сына или четыре брата
вместе, и от таких емлют двух, а у кого сыщется болши, и от таких
болши и возмут; а у кого два или три сына или братья малые, и
службы им салдатцкие служить не в мочь, и от таких людей не
емлют, до тех мест, доколе подростут и годятца быти в службе. Да
ис Казани и ис Понизовых городов собирают Татар, и Черемису, и
Мордву, со 100 ж дворов.
А прибираючи салдатов розные полки, отдают началным людем
против того ж что и рейтар, и бывает им учение; а жалованья им
даетца кормовых денег на месяц по 60 алтын человеку. Да салдатом
же дается ис царские казны ружье, мушкеты, порох, фитиль,
бердыши, шпаги, пики малые; а иным даетца шпаги и мушкеты и пики
долгие; и те мушкеты, для нужного времяни, возят за ними на
лошадях.
А в нынешнюю службу, от лета 1651 года, за продолжением
Полские войны, многие люди рейтары и салдаты, на боех и на
приступех, и сидячи в осадех, и стояв долгое время под многими
розными городами, з голоду померли: и збираны рейтары и салдаты,
ежегод, со властей и с монастырей, и з бояр и со всяких чинов, с
помещиков и с вотчинников, со 100 дворов крестьянских по конному
человеку рейтару, с ружьем, да по салдату; да сверх того збираны
рейтары и салдаты подвожды в году, не по один год, со 100 ж
крестьянских дворов рейтар, а в салдаты с 20 дворов салдат.
А збирают тех рейтар и салдат со 100 дворов крестьянских, а
у кого столко числом крестьян не было, и с таких двух или 5 и
десяти помещиков и вотчинников иманы денги, по розчету, за
райтара по 30 рублев, за салдата по 20 рублев.
А в котором году рейтаром и салдатом на службу посылок не
бывает, роспущают их по домом; а в которое время надобны будут, и
их велят поставить на Москве, или на службе, на срок, по
прежнему.
5. Драгунские полки; старые драгуны устроены вечным житьем
на Украйне к Татарской границе, против того ж, что и салдаты к
границе Свейского государства, а вновь драгунов берут с Украинных
городов и с волостей, с торговых людей и с крестьян, которые
живут за царем и за монастыри, против такого ж обычая, что и
рейтаров и салдатов, и исполнивая полки придают их к райтаром в
полки. А служба их, конная и пешая, против салдатцкого обычая, с
мушкеты и з бердыши и с пики короткими и з барабаны; а знамена
бывают у них двои, во время пешего строю салдатцкие знамена, а во
время езды против салдатцких вполы; а жалованье дается им рублев
по 12 человеку; а началные люди у них против того ж что и у
рейтаров.
6. Казачьи полки, старые ж; а устроены те казаки для 111
оберегания порубежных мест от Полские границы, и тех казаков было
до войны с 5000 человек, а ныне их немногое число; а учинены они
в казаки из служилых людей, из рейтар и из салдатов, после
прежних служеб, и даны им дворы и места и земля пахотная; а
оброку царю и податей не платят никаких. А как они бывают на
службе, и им жалованье дается погодно, против драгунов; а к бою
служба их против рейтарского строю, знамена малые ж, своим
образцом; началные люди у них, голова, атаманы, сотники, ясаулы,
из дворян и из рейтарских началных людей.
7. Донские казаки; и тех Донских казаков з Дону емлют для
промыслу воинского, посылать в подъезды, подсматривать, и
неприятелские сторожи скрадывать; и дается им жалованье что и
другим казаком. А будет их казаков на Дону с 20,000 человек,
учинены для оберегания Понизовых городов от приходу Турских, и
Татарских, и Нагайских людей, и Калмыков. А люди они породою
Москвичи и иных городов, и новокрещеные Татаровя, и Запорожские
казаки, и Поляки, и Ляхи, и многие из них Московских бояр и
торговые люди и крестьяне, которые приговорены были х казни в
розбойных и в татиных и в-ыных делах, и покрадчи и пограбя бояр
своих уходят на Дон; и быв на Дону хотя одну неделю, или месяц, а
лучитца им с чем нибудь приехать к Москве, и до них вперед дела
никакова ни в чем не бывает никому, что кто ни своровал, потому
что Доном от всяких бед свобождаютца. И дана им на Дону жить воля
своя, и началных людей меж себя атаманов и иных избирают, и
судятца во всяких делах по своей воле, а не по царскому указу. А
кого лучитца им казнити за воровство, или за иные дела и не за
крепкую службу, и тех людей посадя на площади, или на поле, из
луков или ис пищалей розстреляют сами; такъже будучи на Москве
или в полкех, кто что сворует, царского наказания и казней не
бывает, а чинят они меж собою сами ж. А как они к Москве
приезжают, и им честь бывает такова, как чюжеземским нарочитым
людем; а ежели б им воли своей не было, и они б на Дону служить и
послушны быть не учали, и толко б не они Донские казаки, не
укрепилось бы и не были б в подданстве давно за Московским царем
Казанское и Астараханское царствы, з городами и з землями, во
владетелстве. А посылается к ним на Дон царское жалованье,
денежное, негораздо помногу и невсегда; а добываются те казаки на
Дону на всяких воинских промыслах от Турских людей, горою и
водою, такъже и от Персицких людей и от Татар и от Калмыков, и
что кто где на воинском промыслу ни добудут, делят все меж собою
по частям, хотя кто и не был. Да к ним же Донским казаком из
Казани и из Астарахани посылается хлебное жалованье, чем им мочно
сытим быть; а иные сами на себя промышляют.
8. Всем тем ратным людем денежное, годовое и месячное,
жалованье собирают со всего Московского государства, с посадцких 112
торговых и ремесленых людей, и царских сел и волостей, и со
властелинских и боярских и помещиковых и вотчинниковых крестьян и
з бобылей, по указу, против торговли и промыслу, по чему положат
и по чему сами меж себя изверстают, сколко с кого что взяти с
торговли и з земли.
А для нынешние Полские и Свейские войны збирано со всего ж
Московского государства, со всяких торговых людей, и с
вотчинниковых и помещиковых крестьян и бобылей, сперва дватцатую
денгу, потом десятую денгу, не по один год; а в 1662-м и 3-м
годех собирали со всякого чину людей, которые писаны выше сего,
пятую денгу серебряными денгами. А чего зборных денег на
жалованье ратным людем недоставает, и то дают из царских
Приказных и из городовых доходов.
Таким же обычаем, и в прежние воинские времяна, десятая
денга збирана ж со всего Московского государства с таких же чинов
людей. А как тое десятую денгу, или 20-ю и 5-ю, на них положат, а
они кто хочет быти богобоязлив и души своей повредити не похочет,
скажет по святой непорочной Еуангелской заповеди Христове в
правду, что ему доведетца от промыслов и от животов, или от
земли, дати 20 или 10-е или пятые денги столко и столко, и
положит число: и ведаючи таких людей по их торговле и промыслом,
что он сказал правду, и по его скаске столко с него и возмут. А
которой человек, не боясь Бога и указу царского ослушався, скажет
неправду, утаит многое, что ему доведетца дать столко и столко, и
положит малое число не против торговли своей и промыслов, а
товарыщи его торговые люди или крестьяне, ведая его торговлю и
промыслы, скажут и положат на него что доведетца с него взяти
столко числом: и по тому их приговору с него и возмут; а что он
неправду скажет, по душе своей утаит многое, и тому не верят.
Да для войны ж ратным людем собирают с патриарших, и
властелинских, и монастырских, и з боярских, и всяких вотчинников
и помещиков с крестьянских дворов, служилые хлебные запасы, рожь,
муку, сухари, толокно, крупы, против того ж, по указу, по чему с
которого двора доведется. А собрав те запасы, велят вести в
порубежные городы, где прилучится быти войне, тем же помещиковым
и вотчинниковым крестьяном, на кого что доведется; а з самых
далних мест за запасы и за провоз берут денгами, по росчоту,
сметясь против иных людей, кому во что запас и провоз станет. А
мясо, и соль, и вино, посылается с Москвы с царского двора на
подводах.
И те хлебные запасы, рожь и муку и сухари, и толокно, и
крупы, и мясо, и соль, и вино, будучи на службе в городех и в
полкех роздают стрелцом, и салдатом, и драгуном, помесечно, по
указу, чем кому в месец мочно прожить и кому что царь, или бояре, 113
велят дати в продажу и в займы, или безденежно и без займов.
9. А бояре и воеводы, и столники, и стряпчие, и дворяне, и
жилцы, и началные люди, и рейтары, и казаки, запасаются на службу
всякой своими домовыми запасами, у кого что прилучилось; а
царских запасов им на службе никому не дают, разве когда бывает
великая нужа и голод, и им ис царские казны даются небогатым
людем запасы, в долг, понеболшому. А райтаром и казаком бывает
нужа и голод, им для нужного времяни прибавливают денежного
жалованья, по чему доведется.
10. А когда лучится царю итти самому в войну, и бывает с ним
в его полку всякого чину людей с 30,000 человек; да в полкех у
розных бояр и воевод бывает тысечь по 20 и по 15 и по 10 и по 7 в
полку.
Да для войны ж и приступов бывают с царем и з бояры в полкех
пушки, проломные, и полковые, и гранатные, со всякими наряды и з
запасы: в царском полку с 200 пушек всяких, в боярских по 50 и по
80 пушек всяких, которые в стрелецких и в салдатцких и в
драгунских полкех. А возят те пушки, и всякие пушечные запасы, и
запасное всякое воинское ружье, на царских домовых лошадях; да
для приступов же и подкопов и осадного времяни, за пехотою возят
топоры, заступы, кирки и иные угодья, которые к воинским
промыслам годятца.
Да в полки ж берут на Москве и из городов хлебников,
пирожников, мясников, квасоваров, со всякими их запасы, для
продажи и поживления войск, человек по 50 и по 70 в полк; а
жалованье им не даетца никакое. А велят им будучи на службе, те
свои Московские товары, и которые купят и даром добудут в войне,
продавати всякого чину служивым людем негораздо дорогою ценою,
чтоб им от того было самим поживление, а воинским людем
неистратно.
11. А когда от войны бывает престатие: и тогда ратным людем,
рейтаром, салдатом, драгуном, казаком и атаманом, Мордве,
Черемисе, бывает роспуск всем по домом, кто где преж сего жил. А
которые люди иманы в рейтары и в салдаты и в драгуны, люди
боярские, и слуги монастырские, и всяких чинов людей крестьяне, а
служили они царскую службу и нужду всякую терпели многие годы,
такъже кто и одного году не служил, а взят в полон и был в полону
хотя год: и тем которые служили многие годы, и которые были в
полону, за многую их службу и за терпение, всякому воля где кто
жить похочет, а старым бояром по холопстве и по вечности
крестьянской дела до них нет, разве они сами к ним по прежнему 114
итти похотят; а иных, по их челобитью, верстают в казаки и в
драгуны, и дают им дворовые места и пашенную землю.
12. А иноземцом началным людем бывает после службы указ:
будет кто похочет остатца в вечной службе, и им жалованье
месечной корм дается до веку их; а будет похотят ехать прочь в
свои государства, и им дав жалованье на отпуске отпущают. А
которые иноземцы раненые, и впред служеб им служити не мочно, и
остатца похотят на Москве, такъже которые иноземцы бывают побиты,
а после их останутца жены и дети: и тем раненым, и побитых людей
женам и детем, жалованье дается на прожиток, помесечно, до веку
их, въполы того жалованья, как им раненым и побитым давано что
еще были здоровы; а которые жены после мужей своих, или дочери
после отцов своих, повыдут за муж, и им кормовых денег болши того
не дается.
Такъже и Руские, всяких чинов люди, будут ранены тяжелыми
ранами, и служеб им служити будет им не мочно, а прокормитися им
будет нечем: и таких людей отдают и велят поить и кормить и
одевать в монастырех, где кто сам быть похочет, до веку живота
их, безденежно.
А которых людей будучи на службе ранят тяжелыми и лехкими
ранами: и тех людей, иноземцов и Руских, которым идут кормовые
денги, такъже и рейтар и драгунов велят лечити доктором и лекарем
царским, безденежно; да им же, за раны, Руским людем и иноземцом,
небогатым, за рану и за службу даетца царского жалованья по
5 рублев человеку.
Глава 10,115
А в ней 7 статей.
О торговых людех.
1. Гости; и в тех гостех бывают ис торговых людей, гостиной
и суконной сотен, и ис посадцких людей. А бывают они гостиным
имянем пожалованы, как бывают у царских дел в верных головах и в
целовалниках у соболиные казны, и в таможнях, и на кружечных
дворех; и торги своими торгуют и всякими промыслы промышляют; и
волно им в домех своих, про свой росход, держати питье, и варити
и курити, чрез целый год, такъже волно и вотчину купити, и
держати, и под заклад имати. И будучи в гостех, потомуж бывают в
царских службах, по переменам, у соболиные казны и у денежных
зборов в головах и во дьяцех. А будет их блиско 30 человек; а
торги своими торгуют в году всякой человек тысечь на 20 и на
40.000 и на 50,000 и на 100,000 рублев.
2. Гостиная, суконая сотни, устроены для того: на Москве и в
городех бывают у зборов царские казны, з гостми в товарыщах, в
целовалниках, и торги своими торгуют же и всякими промыслы
промышляют, и питье всякое в домех своих велено им держать, без
заказу; а крестьян купити и держати им заказано. А будет их с 200
человек.
3. Московские торговые люди, устроены сотнями и слободами,
такъже и во всех городех посадцкие люди устроены слободами ж: и
бывают погодно выбираны в царские службы, в таможни, и на кабаки,
и к иным промыслом, в верные головы и в целовалники; а иные
таможни, и кабаки, и всякие поборы, откупают они ис царские казны
на свои денги.
4. А торгуют они всяких чинов торговые люди, на Москве и в
городех и в отъездех, всякими торговыми промыслы. И против той их
торговли и промыслов положено царское тягло, на всякой год, со
всякого города, что доведется взяти, окладами: а те все 116
вышеписанные чины, на кого что положено, сметяся сами меж собою;
а кому чего не в мочь платить, збавливают и накладывают на иных,
и выбраны у них бывают для таких дел старосты. А собрав по указу
и по окладу денги, отдают в Приказех и в городех воеводам, или
сами привозят к Москве.
А питья им посадцким людем кроме гостей и гостиные и
суконные сотен, в домех своих держати никому не велено. А когда
лучитца им купити вина, или пива сварить, или меды ставить, для
своего надобья, и тогда бьют челом царю: и им поволено держати на
указные дни и недели, и платят с того питья в царскую казну
пошлины, по указу. А заказано им то питье держати для того, чтоб
утаясь на сторону не продавали, и в домех своих карчмы и
наложства не чинили. А понадобитца им варити квас, или мед
поставить, или на ежу смолоть ржи, или чего иного, или быка, или
корову и свинью и овцу убить, не на продажу: и то волно, и пошлин
царских с того не платят никаких.
5. А кому гостем, или торговым и посадцким людем, лучитца на
каких нибудь людех чего искати и отвечати: и им велено искати, на
Москве и в городех, у бояр и у воевод и у приказных людей, где
кто ведом и судим; а своих у них судов ни в каких делех не
бывает.
6. А которой человек гость и торговой человек, будучи в
головстве в таможне и у иных зборов и у продажи и у соболиные и
иные казны, в котором году год перед годом казны соберет болши: и
им за тое службу от царя бывает похвала, и бывает им жалованье,
по купку или по ковшу серебряному, да по сукну, да по камке; а
товарыщам их целовалником по ковшу ж серебряному, да по сукну и
по тафте, смотря по прибыли и по человеку.
7. А будет которой гость, или иной человек, будучи у збору
или у продажи, перед старыми годами прибыли соберет менши
прошлого году, своим нерадением, гулянием, или пиянством: и тое
прибыль которой было быть в котором году, счотчи против иных
городов прибылей, берут на них на самих; да сверх того бывает
наказание кнутом. А будет они верные головы и целовалники и
истинны не соберут сполна, за дороговью, или за иным чем нибудь,
а не своим нерадением: и таким за такие дела не бывает ничего.
Глава 11,117
А в ней 6 статей.