Гражданский воздушный флот — в составе АДД
Пришли в движение и начали наступательные боевые действия Юго-Западный и Южный фронты. Взломав сильно укрепленную полосу обороны противника, они форсировали реку Северский Донец в районах южнее Изюма и юго-западнее Ворошиловграда, захватили и закрепили за собой оперативно важные плацдармы и в дальнейшем, после оперативной паузы в начале сентября, перешли в решительное наступление. [344] К 8 сентября 1943 года за шесть дней боев эти фронты освободили Донбасс с городами Дебальцево, Енакиево, Краматорская, Артемовск, Макеевка, Сталино, а затем, развивая наступление, вышли на Днепр, освободив Днепропетровск и Запорожье.
Одновременно войска Южного фронта ликвидировали таганрогскую группировку противника и, развивая наступление вдоль побережья Азовского моря, заняли Мариуполь, Осипенко, Мелитополь, Каховку. Таким образом, левый берег нижнего течения Днепра был очищен от немцев.
АДД содействуя войскам Юго-Западного и Южного фронтов, затем переименованных в 3-й и 4-й Украинские фронты, подавляла узлы сопротивления противника, препятствовала его оперативным перевозкам, нанося удары по железнодорожным станциям донецких железных дорог, уничтожала самолеты и выводила из строя летные поля аэродромов.
Всего здесь было произведено 6254 самолето-вылета.
В 1943 году, как уже говорилось, у нас произошло еще одно важное событие. В состав Авиации дальнего действия был передан Гражданский воздушный флот, который до этого подчинялся ВВС. Вопрос о ГВФ не один раз, как говорится, был на повестке дня с момента создания АДД. Не однажды Сталин говорил, что ГВФ нужно включить в состав АДД, во-первых, для того, чтобы снять с боевых экипажей выполнение транспортных работ; во-вторых, чтобы обновить самолето-моторный парк ГВФ, поскольку продукция заводов, изготовляющих эту технику, вся шла в АДД; в-третьих, потому, что в ГВФ я проработал достаточное время, а следовательно, являлся подходящим человеком для того, чтобы руководить этой организацией и отвечать за нее. Последнее Сталин подчеркивал.
Первое время я и не думал о Гражданском воздушном флоте. Дай Бог, как говорится, справится с тем, на что тебя поставили. Однако время от времени вставал вопрос о пополнении наших рядов летным составом, и приходилось брать его из ГВФ после соответствующих докладов Верховному Главнокомандующему. При этом Сталин напоминал, что нужно обдумать вопрос о включении ГВФ в состав АДД и тогда уже все вопросы, в том числе и кадровый, решать самостоятельно, не обращаясь к руководству. Верховный считал, что АДД для ГВФ более подходящая и родственная организация, чем ВВС, и использование гражданской авиации для нужд фронта здесь будет лучше.
Честно говоря, тянул я этот вопрос до середины 1943 года, но все возраставший объем работы АДД показывал, что, несмотря на ряд принятых решений и проведенных мероприятий, обеспечить кадрами себя в ближайшем будущем в полной мере мы не сможем. [345] Кроме того, многие тысячи самолето-вылетов в АДД тратились на транспортные перевозки, в то время как они могли быть с успехом использованы как боевые.
Настал момент, когда нужно было решать: или идти и опять просить о выделении личного состава из Гражданского воздушного флота, или воспользоваться разумным предложением и принять в состав АДД Аэрофлот.
Каждому известно, что получать готовое и не тобой сделанное куда приятнее, а главное проще, чем трудиться над этими вопросами самому. Я был совершенно уверен в том, что Верховный может без всяких обиняков спросить, долго ли еще будет продолжаться такое «иждивенчество», оправдать которое ничем, кроме нежелания взять на себя дополнительную работу, а следовательно и ответственность, нельзя.
Находясь на одном из фронтов и докладывая по ВЧ Верховному о проделанной работе, я высказал ему соображения о том, что, пожалуй, настала пора подумать о включении Аэрофлота в состав АДД.
— Это будет правильно, — сказал Сталин. — Пришлите ваши соображения.
Разговор был окончен.
С июля 1943 года ГВФ вошел в состав АДД. Возглавлял его в то время генерал Ф. А. Астахов. Объем работы Аэрофлота был по тому времени довольно большой и делился на две части — работа для фронта и в тылу на воздушных линиях. Конечно, основное внимание уделялось фронтовой работе, хотя спрос за работу на трассах внутри страны был также строг.
Для примера приведу цифры налета ГВФ. В июле 1943 года для фронта налетано 51845 часов, а в тылу 27584 часа. В интересах фронта перевезено 36063 человека, из них раненых 7455 человек. Грузов для армии и за линию фронта доставлено 2275,9 тонн. Сделано к партизанам 888 самолето-вылетов. Вывезено от них 494 раненых и заброшен к ним 591 человек и 149,7 тонн боеприпасов.
В августе сделано к партизанам уже 1426 самолето-вылетов, доставлено 1292 человека и 365 тонн груза (боеприпасов и вооружения 307 тонн).
Вывезено 1047 человек раненых.
Для фронта налетано 61766 часов. Перевезено раненых 11811 человек, рядового и офицерского состава 30571 человек и 2553 тонны груза. За линию фронта сброшено 1262 парашютистов.
Привожу здесь эти данные за два месяца для сравнения, чтобы видеть, куда, если можно так выразиться, был взят крен в работе ГВФ в составе АДД.
В тылу, на внутренних воздушных линиях, налет за август составил 29076 часов. Перевезено 15686 пассажиров, 148 тонн почты и 3347 тонн груза. [346] Всего в 1943 году ГВФ перевез, я говорю здесь только о фронтовых перевозках, 243,9 тысячи солдат и офицеров, 79,8 тысячи раненых, 28,7 тысячи тонн груза, из них 5,7 тысячи тонн боеприпасов. Самолеты ГВФ сбросили десантом 7089 человек, сделали полетов к партизанам 9770, из них 5027 полетов с посадкой в тылу врага. Доставлено 7248 человек и 2332 тонны груза, из них 2019 тонн боеприпасов и вооружения. Всего при полетах по спецзаданиям в тыл противника — Германию, Румынию, Чехословакию, Финляндию, Польшу и к партизанам в том году было переброшено 15,5 тысячи людей и 2438 тонн груза. Кроме этого, на фронты доставлено 424 тонны консервированной крови и сотни тонн медикаментов.
Личный состав Гражданского воздушного флота вложил огромный труд в дело разгрома врага, и можно лишь пожалеть, что до сегодняшнего дня (начало 1970-х годов. — Ред.) не нашлось ни одного писателя, историка, ни одного руководителя, который довел бы до народа, рассказал бы о той поистине героической работе, которая проделана личным составом Гражданской авиации в годы войны. Приведенные мной выше цифры только за 1943 год дают представление о работе ГВФ. Кроме того, внутри страны за этот же срок Аэрофлот перевез еще 169000 пассажиров, 36000 тонн груза и 1400 тонн почты.
К этому надо добавить 2147 самолетов, перегнанных для ВВС и АДД по ленд-лизу. 1724 пилота, закончивших летные школы ГВФ, поступили в боевую авиацию. Удивительно, как до сих пор все это лежит в архивах и не увидело света… В нескольких общих книгах, написанных о Гражданской авиации, вы найдете все, вплоть до перечисления дат отдельных полетов, а вот о ГВФ во время войны такой книги до сих пор нет. А жаль! Стоило бы написать такую книгу и на ней воспитывать молодое поколение.