Процессуальные взаимоотношения следователя и адвоката (защитника) при проведении дознания и на предварительном следствии

Задача обеспечения защитника не ограничивается фор­мальной стороной. Следователь должен создать защитнику ре­альные условия для работы по делу, в частности: заблаговре­менно уведомить защитника, где и когда он сможет присту­пить к делу, а если указанное время по уважительным при­чинам для защитника неприемлемо, то согласовать с ним дру-

Глава 6. Институт защиты в уголовном судопроизводстве

гое время; предоставить защитнику рабочее место, выделить помещение для свидания защитника и обвиняемого наедине.

Осуществить субъективное право на защиту и обеспечить возможность осуществления права — совсем не одно и то же. Право на защиту осуществляет обвиняемый (подозреваемый). Условия же для осуществления защиты, а равно для осуще­ствления своих субъективных прав другими участниками про­цесса должны в соответствующих стадиях обеспечить органы, ответственные за производство по делу. Если защитник сооб­щает о своем желании принять участие в конкретном след­ственном действии, но ввиду занятости в другом процессе не в состоянии явиться в указанный срок, он может заявить хо­датайство о перенесении времени проведения данного след­ственного действия, разумеется, в разумных пределах.

В ст. 51 УПК указывается, что с момента участия в деле защитник вправе "представлять доказательства". Данное по­ложение законодатель не расшифровывает, а в комментариях, к указанной статье право представления доказательств фак­тически сводится к собиранию справок, характеристик и иных документов такого рода путем запроса через юридическую консультацию'.

Закон не запрещает защитнику, не совершая никаких процессуальных действий, выяснять сведения, необходимые для защиты, проводить беседы, запрашивать справки, харак­теристики и иные документы из государственных и обществен­ных организаций, которые обязаны выдавать эти документы или их копии. Однако в связи с этим возникает два вопроса. Во-первых, каковы гарантии того, что адвокаты будут полу­чать запрашиваемые справки, характеристики и иные доку­менты. Дело в том, что норма о праве без санкции за ее нару­шение, как правило, не действует. Законодателю необходимо пересмотреть ответственность соответствующих должностных лиц за неудовлетворение требования адвоката2. Сейчас такая мера ответственности, как судебный штраф в размере одного минимального размера оплаты труда, на наш взгляд, не яв-

' См.: Ларина А. М. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции. М.,1986. С.10.

2 Комментарий к УПК РФ. М., 1985. С. 87. Высказывалось мнение, что защитником могут быть собраны и представлены только письменные и вещественные доказательства (см.: Теория доказательств в советском уголовном процессе. Часть общая. М., 1996. С. 550—551; Уголовно-процес-суальный кодекс. Комментарий. М., 1998. С. 97).

§ 1. Адвокат на предварительном следствии

ляется эффективной, так как это мешает исполнению закона об адвокатуре. Во-вторых, следует предусмотреть право адво­ката затребовать в бесспорном порядке через суд те докумен­ты, которые ему не были представлены в добровольном по­рядке. Активное участие защитника в расследовании, особен­но с момента предъявления обвинения, способствует охране прав граждан, укреплению законности и улучшению качества предварительного следствия'.

Кроме того, следователь должен обеспечить защитнику осуществление права представлять доказательства (ст. 70, 19, 58 УПК). Отклонение ходатайства об истребовании и приобще­нии доказательств, имеющих значение для правильного раз­решения дела, является нарушением требований ст. 19, 20 УПК о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоя­тельств дела. Но в этом случае адвокат должен указать, для установления каких именно обстоятельств необходимы допол­нительные доказательства, беря во внимание то обстоятель­ство, что суд, не имея возможности устранить все указанные недостатки и в то же время не желая направлять дело на доследование, пойдет на компромисс и не назначит подсуди­мому суровой меры наказания.

Характеристика требований закона об обязательном уча­стии защитника на предварительном следствии. Как уже от­мечалось, важнейшей гарантией осуществления права на за­щиту являются положения уголовно-процессуального закона об обязательном участии защитника. В п. 1—5 ч. 1 и ч. 2 ст. 49 УПК предусматривается обязательное участие защитника при производстве дознания и предварительного следствия по делам:

• в которых участвует государственный или обществен­ный обвинитель;

• несовершеннолетних;

• немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту;

• лиц, не владеющих языком, на котором ведется судо­производство;

• лиц, обвиняемых в совершении преступлений, за кото­рые в качестве меры наказания может быть назначена смерт­ная казнь.

' См.: Барщевский М. Ю. Адвокат, адвокатская фирма, адвокатура. М., 1995.

Глава 6. Институт защиты в уголовном судопроизводстве

В разделе 8 УПК регламентируется производство по при­менению принудительных мер медицинского характера, пре­дусматривающее обязательное участие на предварительном следствии защитника по делам лиц, совершивших обществен­но опасные деяния в состоянии невменяемости, а также лиц, заболевших душевной болезнью после совершения преступле­ния (ч. 1 ст. 404; ч. 1 ст. 405).

Особенности судопроизводства по делам несовершеннолет­них и участие в них адвоката определяются ст. 5, 8, 19, 27, 35, 49, 53, 88—89, 98, 156, 158—161, 193, 214, 228, 237, 250, 262, 285, 363—364, 391—401, 417 УПК1. Специфика участия защитника по делам лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, связана лишь с фигурой перевод­чика. Участие защитника по делам лиц, обвиняемых в совер­шении преступлений, за которые в качестве меры наказания может быть назначена смертная казнь, происходит по общим правилам. Поэтому указанные случаи не нуждаются в допол­нительном освещении. Подробнее хотелось бы остановиться на обязательном участии защитника по делам лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков либо душевного заболевания, приведшего к невменяемости, не могут сами осуществлять свое право на защиту.

Общим для этих случаев является то, что речь идет о лицах с физическими или психическими расстройствами, в силу которых их способность к реализации своего права на защиту существенно нарушена или отсутствует вообще. Данное обсто­ятельство позволяет рассматривать эти два случая обязательно­го участия защитника как однородные, так как в процессе расследования следователь имеет дело с лицом, относительно состояния здоровья которого у него возникают сомнения, что требует проверки этого сомнения процессуальным путем. Ос­нованием обязательного участия защитника на предваритель­ном следствии2 в порядке п. 3 ч. 1 ст. 49 УПК является наличие

1 См.: Каневский. Л. Л. Организация расследования и тактика следствен­ных действий по делам несовершеннолетних. Уфа, 1978, Васильев В. Л. Особенности расследования преступлений несовершеннолетних. Л., 1980;

Асташеяков В. Г. Возбуждение и предварительное расследование дел о преступлениях несовершеннолетних. Волгоград, 1982. 1 В соответствии с ч. 2 ст. 126 УПК по всем делам о преступлениях, совершенных лицами, которые в силу своих физических и психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, обяза­тельно производство предварительного следствия.

§ 1. Адвокат на предварительном следствии 167

у лица физического или психического недостатка, удостове­ренного документом, приобщенным к делу, либо протоколом освидетельствования, проведенного с участием врача-специа­листа, или на основании заключения эксперта. Из числа физи­ческих недостатков, служащих основанием обязательного уча­стия защитника, законодатель прямо называет немоту, глу­хоту и слепоту. Это обусловлено тем, что указанные недо­статки существенно ограничивают способность лица самостоя­тельно осуществлять свое право на защиту вследствие огра­ничения у него возможности воспринимать, запоминать, оце­нивать и воспроизводить происходящее, общаться с другими участниками процесса, представлять доказательства и участво­вать в их исследовании. Представляется, что даже если физи­ческий недостаток и степень его выраженности очевидны для следователя, наличие его должно быть определенным обра­зом удостоверено и отражено в материалах дела. Участие за­щитника на предварительном следствии обязательно и в слу­чае наличия психических недостатков у лиц, в силу которых они не могут осуществлять свое право на защиту, и в случае их невменяемости, лишающих возможности отдавать себе от­чет в своих действиях или руководить ими.

Получение следователем информации, свидетельствующей о наличии у обвиняемого психических недостатков, не исклю­чающих вменяемости, но препятствующих ему самому осуще­ствлять свое право на защиту, а также признание лица не­вменяемым является основанием для решения вопроса об обя­зательном участии защитника в деле. С рассмотрением вопро­сов об установлении наличия у лица психических недостатков или невменяемости логически связан вопрос об основании для принятия следователем процессуального решения о составле­нии протокола в порядке ч. 4 ст. 404 УПК о невозможности в силу психического • состояния производить следственные дей­ствия с участием лица, совершившего общественно опасное деяние.

Анализ уголовно-процессуального закона позволяет сде­лать вывод о том, что протокол может быть составлен следо­вателем не только после получения заключения судебно-пси-хиатрической экспертизы о признании лица невменяемым, но и до ее проведения Можно предположить, что у обвиняемого возможно кратковременное расстройство психической деятель­ности, прекратившееся еще до проведения экспертизы, кото­рое также может исключать на какой-то период возможность

168 Глава 6. Институт защиты в уголовном судопроизводстве

его участия в следственных действиях, что также требует составления протокола. Из содержания ч. 4 ст. 404 УПК неяс­но, что является основанием для принятия следователем ре­шения о составлении данного протокола. Представляется, что здесь допустима аналогия ч. 2 ст. 231 УПК, в которой речь идет о том, что в случае удостоверенного врачом тяжкого заболе­вания обвиняемого, исключающего возможность его участия в судебном заседании, судья выносит постановление о приоста­новлении производства по делу впредь до выздоровления об­виняемого (в этом случае вопрос об участии обвиняемого в судебном заседании в связи с его заболеванием отнесен к ком­петенции врача, а не юриста). В рассматриваемом случае ре­шение вопроса может быть аналогичным: если лицо находится на лечении в психиатрической больнице, врач-психиатор впра­ве дать заключение о возможности участия лица в производ­стве следственных действий с учетом его состояния Если же лицо не госпитализировано, но состоит на учете в психонев­рологическом диспансере, то такое заключение может дать врач диспансера, наблюдающий его. Заключение может дать и иной врач-психиатор после осмотра лица.

Рассматривая вопрос о моменте допуска защитника для обязательного его участия при производстве дознания и пред­варительного следствия по делам лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осу­ществлять свое право на защиту, необходимо отметить нали­чие для этого следующих условий: во-первых, должно быть установлено наличие у лица физического или психического недостатка, во-вторых, должен наступить один из трех, пре­дусмотренных законом, моментов допуска защитника к учас­тию в деле: объявление лицу протокола задержания либо объявление ему постановления о заключении под стражу, или предъявление обвинения (ч. 1 и 2 ст. 49; ст. 47 УПК). Как видно, момент вступления в дело в этом случае определяется общим положением закона. Следует лишь подчеркнуть, обязательное участие защитника в деле с наступлением одного из указан­ных моментов неразрывно связано с установлением следова­телем к этому времени наличия у обвиняемого физического или психического недостатка. Так, в соответствии с УПК в случае задержания подозреваемого, который в силу своих физических или психических недостатков не может самостоя­тельно осуществлять свое право на защиту, защитник обяза­тельно вступает в дело с момента объявления подозреваемому

§ 1 Адвокат на предварительном следствии 169

протокола задержания, которое производится не позднее 24 ча­сов с момента задержания. Защитник душевнобольного дол­жен быть допущен к участию в деле не позднее вынесения следователем постановления о назначении судебно-психиат-рической экспертизы для решения вопроса о вменяемости этого лица в момент совершения преступления. Определяя в каждом конкретном случае наличие у лица физического или психи­ческого недостатка либо душевного заболевания и наступле­ния момента, с которого защитник такого лица может быть допущен к участию в деле, следователь принимает процессу­альное решение о необходимости обязательного участия за­щитника и моменте допуска его к участию в деле либо об отсутствии основания для такого участия. Представляется, что в этих случаях ему необходимо вынести мотивированное по­становление об обязательном участии защитника либо об от­сутствии такового.

Конституция РФ (ст. 48) декларирует положение о том, что "каждому гарантируется право на получение квалифици­рованной юридической помощи". В случаях, предусмотренных законом, "юридическая помощь оказывается бесплатно". Осо­бенно важное значение приобретает обеспечение этого поло­жения в уголовном процессе, в частности, по делам лиц, име­ющих физические или психические недостатки, либо совер­шивших общественно опасное деяние в состоянии невменяе­мости, или заболевших душевной болезнью после совершения преступления, так как речь идет о гражданах, которые не могут сами осуществлять свое право на защиту и, как прави­ло, являются малоимущими или находятся за чертой бедности. Хотя таких дел в целом относительно немного, недостатки расследования проявляются в них особенно остро в силу вы­нужденной пассивности обвиняемых и лиц, совершивших деяние в состоянии невменяемости. Именно по этой причине большую роль в реализации ими своего права на защиту дол­жны играть квалифицированные адвокаты и законные пред­ставители. По рассматриваемым делам, когда участие защит­ника на предварительном следствии обязательно в силу зако­на, следователь обязан обеспечить обвиняемому и лицу, со­вершившему общественно опасное деяние в состоянии невме­няемости, возможность защищаться установленными законом средствами (ч. 2 ст 19 УПК).

Практика показывает, что на предварительном следствии обвиняемые, имеющие психические недостатки, иногда отка-

170 Глава б Институт защиты в уголовном судопроизводстве

зываются от защитника. Поэтому суды особенно тщательно проверяют обоснованность решения следователя, согласивше­гося с отказом такого лица от защитника. При малейших со­мнениях в обоснованности подобного решения дело возвраща­ется для производства дополнительного расследования в соот­ветствии с п. 4 ч, 2 ст. 345 УПК.

В 1992 г. были внесены изменения в ст. 51 УПК, которые ввели дополнительные гарантии права на защиту. Эта статья предусматривает возможность для подозреваемого и обвиняе­мого переговорить с защитником до первого допроса в этом качестве сразу после вступления защитника в дело. Особое значение это право имеет для рассматриваемых категорий лиц в силу их меньшей психологической защищенности в условиях стрессовой ситуации.- Поэтому одной из задач защитника по таким делам является необходимость разъяснить подозревае­мому или обвиняемому, что неверно избранная позиция ухуд­шает его положение. Следователь должен быть заинтересован в предоставлении возможности приглашенному защитнику та­кого лица установить психологический контакт с подзащит­ным, побеседовав с ним наедине до проведения допроса в ка­честве обвиняемого. Обеспечение такого свидания повлечет в определенной степени установление контакта между следова­телем и имеющим психические недостатки лицом, которое на протяжении расследования зачастую либо проявляет агрес­сивность, либо, наоборот, излишне подавлено, замкнуто.

Существенным моментом деятельности защитника по де­лам этих категорий является его ознакомление с теми матери­алами дела, которые предусмотрены ч. 2 ст. 51 УПК, с момен­та его допуска к участию в деле. Необходимо предоставить защитнику возможность ознакомиться с протоколом задержа­ния, или с постановлением о применении в отношении подо­зреваемого в качестве меры пресечения заключение под стра­жу, либо с постановлением о привлечении в качестве обвиня­емого и иными документами. Своевременное обеспечение это­го права позволит защитнику выработать линию защиты и *| принять участие в доказывании всех обстоятельств дела. В свою очередь, следователь сможет выявить наиболее полно все сто­роны предмета доказывания на более ранней стадии расследо­вания. Закон содержит указание на право защитника с момен­та допуска к участию в деле участвовать в допросе подозрева­емого, обвиняемого, а также в иных следственных действиях, производимых с их участием. Особенно важно обеспечение

§ 1 Адвокат на предварительном следствии 171

такого права по делам лиц, имеющих физические или психи­ческие недостатки, нуждающихся в создании наиболее благо­приятных условий для компенсации их состояния. Для этого следователю необходимо своевременно уведомлять защитни­ка, в случае его ходатайства об участии в следственных дей­ствиях, о времени и месте проведения этих действий.

Установление круга следственных действий, проводимых с участием защитника по делам в отношении невменяемых и лиц, заболевших душевной болезнью после совершения пре­ступления, имеет особое значение для защиты их интересов. Например, если следователь ко времени вступления в дело защитника по таким делам принял решение о невозможности производства следственных действий с участием лица в силу его психического состояния, он обязан ознакомить защитника с протоколом, составленным в порядке ч. 4 ст. 404 УПК. Найдя протокол необоснованным, защитник вправе обжаловать его прокурору и одновременно заявить ходатайство об участии лица в следственном действии. А при наличии медицинского заключения о том, что подозреваемый, обвиняемый невменя­ем, следователь должен обеспечить право защитника самому участвовать в тех следственных действиях, в которых приня­ло бы участие лицо, будучи вменяемым.

Наши рекомендации