II. Избирательное право (ИП)
Этот термин применяется в 2-х значениях.
1. Избирательное право в объективном смысле - это совокупность правовых норм конкретной страны, регулирующих порядок формирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и наделения полномочиями должностных лиц.
2. Избирательное право в субъективном смысле - это право граждан отдельной страны избирать и быть избранными. Право граждан избирать еще называют активным избирательным правом, а право быть избранным – пассивным избирательным правом.
Принципы избирательного права (ИП)
В современной мировой практике в демократических государствах проведение выборов должно отвечать следующим принципам.
1. Всеобщности. То есть ИП принадлежит всем гражданам, являющимися взрослыми и психически здоровыми. Исключение из принципа составляют различные цензы:
· Возрастной. В 109 государствах в 1992 году возраст активного ИП был с 18 лет. В большинстве стран возраст пассивного ИП выше, чем активного (в Италии для кандидата в Президенты - 50 лет, в США - с 35, в России - с 35 лет).
· Ценз оседлости - к выборам допускаются граждане, проживающие на какой-либо территории определенный срок. Например, во Франции - 6 мес., в Новой Зеландии - 3 мес. Это необходимо для того, чтобы человек вник в проблемы местности, которую он будет представлять.
· Имущественный ценз. Необходимо наличие у избирателей имущества на определенную сумму (судят по уплате налогов). Сегодня этот ценз практически везде отменен.
· Ценз гражданства - к выборам допускаются только люди, состоящие в гражданстве не менее определенного срока. Для пассивного ИП может быть требование гражданства только по рождению или же могут допускаться натурализованные граждане. Может иметь значение также срок состояния в гражданстве (он не равен длительности проживания). Например, в Президенты России может быть избран только гражданин России, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.
· Ценз пола - недопущение к выборам женщин. В мировой практике он практически везде отменен. Последними из стран Европы отменили данный ценз Швейцария - в 1971 г. и Португалия в 1974 г.
· Моральный ценз. Это требование вести добропорядочный образ жизни. В Мексике к выборам не допускаются наркоманы и бродяги; в Нидерландах - лица, лишенные родительских прав.
· Образовательный (или ценз грамотности) - допускаются лица с определенным уровнем образования. Это делается для того, чтобы человек мог самостоятельно прочитать избирательный бюллетень. Например, в Бразилии голосовать могут граждане с образованием не ниже начального.
· Религиозный ценз – на выборы допускаются только последователи определенной религии. Например, в Иране - только приверженцы ислама для выборов в парламент.
· Ценз несовместимости - до выборов не допускаются некоторые должностные лица (министр на парламентских выборах, президенты по истечении максимальных сроков полномочий).
· Ценз неизбираемости не могут избираться душевнобольные, недееспособные.
В России на сегодняшний день выборы признаются всеобщими, исключение из этого составляют лица (не могут избирать и не могут избираться), не имеющие российского гражданства; недееспособные (лишенные дееспособности решением суда на основании наличия психического заболевания). Также лишены права участия в выборах лица, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу обвинительному приговору суда.
2. Еще один принцип - свободы выборов. Избиратель сам решает участвовать ему в выборах или нет, ему нельзя препятствовать или принуждать к участию. В некоторых случаях неявка человека на выборы может свидетельствовать совсем не о его безразличии к политической жизни страны, а выражать сознательный протест против всей существующей политической системы. В связи с наличием данного принципа может возникать явление абсентеизм - от английского «Absent» - отсутствие. Абсентеизм - это массовая неявка избирателей на выборы в день голосования. В мировой практике абсентеизм рассматривается как нежелательное явление, поскольку может привести к срыву выборов, лишним тратам бюджетных денег на повторные выборы, политической нестабильности и т.д. Для предупреждения абсентеизма государства принимают различные меры. В мировой практике провозглашается почетной обязанностью избирателей принять участие в голосовании. Например, в Конституции Италии подчеркивается, что голосование является гражданским долгом. В ряде стран устанавливается юридическая ответственность за неявку на выборы без уважительной причины. Так, в Австралии - штраф, в Турции за это можно получить до 5 лет лишения свободы.
3. Равного ИП. То есть каждый избиратель имеет возможность равного воздействия на результат выборов. У каждого избирателя равное число голосов (как правило, по одному; но может быть два или три). В Болгарии на парламентских выборах по два голоса у одного избирателя, а в ФРГ на выборах в местное самоуправление по три голоса у одного избирателя. При наличии нескольких голосов избиратель может распределить их на свое усмотрение между одним или несколькими кандидатами.
4. Прямого ИП. То есть право граждан избирать и быть избранными непосредственно в орган или на должность.
5. Тайного голосования. То есть не допускается какое-либо наблюдение за волеизъявлением избирателей. Голосование обычно проводят в кабинах или посредством машин. В любом случае избиратель может хранить тайну своего выбора, его нельзя преследовать за принятое на выборах решение.
6. Альтернативных выборов. То есть на одну должность должны претендовать как минимум два кандидата, чтобы была возможность выбора.
III. Избирательные системы.
Избирательная система - это совокупность правовых норм, регламентирующих порядок проведения голосования и определения результатов выборов.
Виды избирательных систем:
В мировой практике существует разный порядок избрания кандидатов. Во всех системах подсчет ведется от количества избирателей, явившихся на избирательные участки. Для победы в выборах нужно набрать наибольшее число голосов.
1. Мажоритарная (от французского «мажорите» - большинство). В ее основе лежит принцип большинства. Голосование идет за конкретных кандидатов и избранным считается тот кандидат, за которого подано наибольшее число голосов. Существует три разновидности мажоритарной системы:
· относительного большинства – побеждает кандидат, получивший наибольшее количество голосов по сравнению с каждым из своих соперников. Эта разновидность наиболее эффективна - избрание происходит во всех случаях за исключением равенства голосов или если на первое место выходит виртуальный кандидат «против всех».
· абсолютного большинства - победившим считается кандидат, набравший 50 % + 1 голос избирателей, участвовавших в голосовании. Обычно устанавливается нижний порог явки избирателей. Если не один из кандидатов не набирает более половины голосов, то проводят 2-й тур, в который выходят два кандидата, получивших наибольшее число голосов в первом туре. Так проводят президентские выборы в России. Если Президент В.В. Путин в 200 г. и в 2004 г. в первом туре набрал более половины голосов, то в 1996 г. при переизбрании Б.Н. Ельцина на второй срок проводилось два тура – во второй вышли два лидера первого: Б.Н. Ельцин и Г.А. Зюганов.
· квалифицированного большинства. Победу одержит кандидат, набравший определенное количество абсолютного большинства голосов (2/3, 3/4, т.д.). Данная разновидность малоэффективна, поскольку обостряет проблему явки избирателей.
2. Пропорциональная избирательная система. В ее основе лежит принцип распределения мандатов в избирательном округе между партиями и объединениями в соответствии с числом голосов, собранных каждой партией (объединением). Каждая партия составляет к выборам свой список кандидатов, и чем больше голосов получит партия на выборах, тем больше мест в парламенте займут ее представители. Каждая партия составляет к выборам свой список кандидатов, он может быть гибкий (очередность прохождения кандидатов определяют избиратели); а может быть и жестким - очередность прохождения кандидатов определяется партийными органами.
К положительным сторонам пропорциональной системы относится то, что она дает возможность представительства разных социальных слоев, способствует выражению их интересов в парламенте. Среди недостатков называют ее обезличенность - избиратели зачастую не знают и не могут знать всех кандидатов от партии в списке для голосования (которых может быть несколько сотен), в лучшем случае гражданам известны несколько кандидатов. По пропорциональной системе избирается Государственная Дума России.
3. Смешанная система. В ней сочетаются пропорциональная и мажоритарная системы. Часть депутатов избирается по пропорциональной системе, часть по мажоритарной. Такая система существует при выборах в законодательные органы субъектов Российской Федерации.
В мире сегодня преобладает мажоритарная система в чистом виде или в вариантах.
IV. Избирательный процесс.
Избирательный процесс - это урегулированный законодательством порядок деятельности избирателей, государственных органов, организаций, местного самоуправления, групп граждан по подготовке и проведению выборов.
В разных странах он длится разное время. В РФ - 4 месяца, в Японии - 2 недели, в США по выборам Президента - 8 месяцев.
Стадии избирательного процесса:
1. Назначение выборов.
2. Установление избирательных округов (если они есть).
3. Установление избирательных участков.
4. Создание избирательных органов – центральной избирательной комиссии, территориальных, участковых комиссий.
5. Регистрация избирателей в комиссиях.
6. Выдвижение кандидатов.
7. Агитация.
8. Непосредственно голосование.
9. Подсчет голосов и установление результатов выборов.
10. Проведение 2-го тура голосования и последующих туров или новых выборов (при необходимости).
11. Подведение окончательного результата выборов и его официальное опубликование.
V. Референдум
Референдум - это всенародное голосование по принятию законопроектов, внесению изменений в действующее законодательство или по другому важному вопросу государственного значения.
В отечественной истории общенациональные референдумы проводились в 1991 г. – решался вопрос о сохранении Советского Союза; в 1993 г. – вопрос о доверии Президенту и парламенту.
Формула референдума
Перед голосующими ставится конкретный вопрос, который предполагает возможность однозначного ответа - «да» или «нет». Либо может быть несколько утверждений, из которых голосующий должен выбрать одно или несколько.
В мировой практике вынесение некоторых вопросов на референдум исключается: вопросы государственного бюджета, налогов, смертной казни, международных договоров, войны и мира, доверия правительству и другие.
В России, согласно закона, запрещается вынесение на общероссийский референдум таких вопросов, как:
1. Об изменении конституционного статуса субъектов Российской Федерации;
2. О досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
3. Об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
4. О персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
5. Об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
6. О принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации;
7. О введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;
8. О принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
9. Об амнистии и о помиловании.
Также вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции Российской Федерации, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
Принципы референдума:
1. Всеобщности.
2. Свободы голосования.
3. Равенства.
4. Прямого голосования.
5. Тайного голосования.