II. Политические учения античности
Наибольшее развитие политико – правовые идеи получили в Древней Греции. Древнегреческое государство возникло в начале 1 тысячелетия до нашей эры. История этого государства связана с историей полисов – городов – государств, существовавших в условиях постоянной борьбы за власть. Кроме того, большинство полисов различались по своему политическому строю. Если в Афинах была демократия, то в Фивах – олигархия. К 6 –5 вв. до н. э. полисы достигли своего наивысшего расцвета. Именно там и тогда сформировались многие формы политического устройства, развивавшиеся в дальнейшей человеческой истории. Не случайно многие политические термины имеют в своей основе греческий язык и греческое происхождение. Например, это такие термины, как политика, демократия, олигархия, аристократия, тирания и т. д.
Платон (427 – 347 гг. до н. э.)
Настоящее имя – Аристокл (широкий). Его произведения – диалоги «Государство», «Законы», «Политик» и другие.
Платон создал в своих трудах проект идеального полиса, проект идеального государства.
Черты идеального государства:
1. Деление общества на 3 сословия – мудрецов-философов, воинов и простую чернь – ремесленников и земледельцев. Такое деление по Платону обусловлено естественными причинами – Бог при рождении человека примешал в его голову различные металлы – золото для философов, серебро для воинов и медь и олово для простых смертных. Каждое из сословий в государстве занимается строго своим делом – управляют только мудрецы (так как только они обладают истинным знанием), воины государство защищают, а простое сословие всех материально обеспечивает. Переход из одного сословия в другое у Платона возможен, но затруднен, предполагался только как исключение.
2. Полное подчинение государству основной массы граждан – они сути политики не понимают и потому управлять не могут.
3. У него должен существовать предел обогащению граждан. Платон был против крайностей бедности и богатства, за умеренный достаток, иначе в рамках одного государства будет несколько государств – бедных и богатых.
4. Государственная собственность на землю и дома (это были основные дорогостоящие и наиболее ценные вещи в условиях древнего мира).
5. Государственная регламентация общественной и личной жизни (общность жен и детей). Семья и частная собственность по Платону это вообще истоки эгоизма и порчи нравов.
6. Единомыслие в полисе, наличие идеологии, разделяемой всеми.
7. Жесткое ограничение общения граждан полиса с иностранцами для сохранения единомыслия (полисы представляли небольшие поселения и находились рядом – можно было сравнивать различия в государственном устройстве).
Таким образом, лучшим государством для Платона было то, где правит аристократия (в буквальном переводе с греческого – власть лучших). При чем для Платона было не важно – стоит во главе государства несколько аристократов и тогда по форме государство является аристократической республикой или государство возглавляет только 1 аристократ и тогда это аристократическая монархия. Однако идеальное аристократическое государство для Платона не вечно, вследствие порчи нравов и несовершенства человеческой натуры оно разрушается, и возникают следующие нисходящие формы – по принципу - чем дальше, тем хуже.
1. Тимократия (от греч. тиме – честь) - это власть честолюбцев, власть воинов. Воины приходят к власти и продолжают заниматься своим основным делом – войной. Происходит утверждение частной собственности, в государстве господствует яростный дух. Постоянные войны ведут к захвату трофеев, накоплению богатства и тимократия вырождается в следующую нисходящую форму – олигархию.
2. Олигархия (по греч. олигос – немногие) – это власть кучки богачей. Основная часть – бедняки к власти не допускаются. В таком государстве идут постоянные войны между бедными и богатыми, в результате которых богачи свергаются, на их место приходит чернь – так устанавливается демократия.
3. Демократия. Это власть народа, власть простолюдинов. Государственные должности начинают распределяться по жребию, свобода царит сверх меры, на каждом углу встречаются своеволие и безначалие. Чрезмерные крайности и произвол демократии выливаются в тиранию, в чрезмерное рабство.
4. Тирания. Это управление силой, чрезмерное рабство, полное отсутствие добродетелей в государстве. Но и тирания не вечна, со временем и она разлагается и все повторяется сначала.
Выход из порочного круговорота Платон видел в установлении власти аристократов, являвшихся, по его мнению, главной преградой на пути тирана.
На практике, Платон идеализировал Спарту как тип государства.
Со временем во взглядах Платона произошли изменения, и в диалоге «Законы» Платон уже говорит, что идеальное аристократическое правление неосуществимо, было только в прошлом «золотом веке». И в этом диалоге главную роль в государстве он отводит уже не мудрости правителей, а установленному законом порядку; здесь же он отходит и от идеала коллективной собственности.
Таким образом, Платон заботился больше об интересах всего государства в целом, чем об интересах отдельной личности. Государство у Платона должно быть счастливо все в целом.
Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.)
Его произведения по вопросам политики: «Афинская полития», «Никомахова этика», «Политика».
Аристотель занимался изучением конкретных форм древнегреческих полисов, до нас дошло более 150 таких его описаний.
Он называл политическую науку высшей из всех наук, ибо она учит людей жить по справедливым законам и иметь целью общее благо.
Политика у него – это высшая форма жизнедеятельности, ибо через нее между людьми и утверждается справедливость и достигается благо каждого. «Государство – это общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни».
Аристотель является автором одной из теорий происхождения государства – патриархальной теории. Согласно его взглядам государство произошло из разросшейся семьи, вследствие природного стремления людей к общению:
семья – селение (род) – полис (государство). При этом человек может нормально жить у Аристотеля только в обществе и государстве (древние еще не делили как мы общество и государство). «Человек по природе своей есть существо политическое». «Тот, кто стоит вне государства – либо Бог, либо зверь».
Полис для Аристотеля являлся самым совершенным сообществом, это объединение граждан ради общего блага. И в тоже время Аристотель в отличие от Платона защищает права индивида, частной собственности и семьи. Частная собственность для него заложена в природе человека, это последствие любви человека к самому себе, а семья – последствие любви к другим. В тоже время он был против неограниченной частной собственности, так как если возникают сверхбогатые и сверхбедные, то это ведет к конфликтам между ними, а потому государство должно заботиться о бедных. Государство не может состоять только из бедных или только из богатых.
Аристотель производил и сословное деление общества на рабов (это не должны быть греки), варваров (чужеземцы) и граждан полиса. Уделом рабов и варваров должен быть только простой физический труд, рабство вызвано производственной необходимостью, а гражданами полиса могут быть только свободные люди. Люди для него не равны уже от рождения, некоторые рождены властвовать, а другие подчиняться. Если Платон говорил о рабстве неопределенно, то для Аристотеля рабство было естественным и необходимым, поскольку люди не равны по природе, одни умны, другие не обладают достаточными знаниями, тому их уделом должен быть только простейший физический труд. Кроме того, рабы нужны, чтобы освободить аристократов от тяжелого труда и предоставить им возможность заниматься наукой, управлением и искусством.
Проводил Аристотель и классификации форм государств, их у него две по разным основаниям.
1. По количеству правящих в государстве лиц:
--- государство, где правит один
--- где правят немногие
--- где правит большинство
2. По цели в государстве:
--- правильные – преследуют цель общего блага граждан;
--- неправильные – цель – личная выгода правителей
К правильным, сочетая обе классификации, Аристотель относил монархию, аристократию и политию. К неправильным – тирания, олигархия, демократия. Лучшей для Аристотеля была полития, именно здесь должны отражаться интересы большинства неимущих. В политии существуют уравнивающая (в торговле) и распределяющая (в уравнении имущества) справедливости.
По степени влияния бедных и богатых на власть – олигархия (немногих богатых), демократия (власть неимущих), аристократия (власть добродетельных).
Формы государства у Аристотеля могут изменяться, поскольку люди стремятся увеличить или уменьшить социальное неравенство.
Также Аристотель выводил зависимость политического устройства от климата, территории, числа населения и характера граждан.
Все право он делил на естественное (существует в силу природы) и условное (устанавливается государством). Естественное право было для него выше условного.