Билет №3( политические учения периода античности)

Человечество возникло примерно 35 тысяч лет назад, политическая сфера – значительно позднее, примерно 6 тысяч лет назад, с появлением первых государств- Древнего Египта, Древней Индии и Древнего Китая. Эта новая политическая жизнь стала отражаться в сознании людей в разных формах (мифы, вымыслы, заблуждения, философские и религиозные учения). К середине 19 века появляется политология.

Наиболее высокое развитие политические идеи получили в Древней Греции, где в нач первого тысячелетия до н. э. возникли города-полисы. Сформировались разные формы правления: демократия в Афинах, олигархия – в Фивах. Именно а древнегреческих городах-полисах зародились термины политика, политическое управление, политическое искусство и др.

Платон

Он дал классификацию форм государства:

А) идеальное – аристократия (аристократическую республику и аристократическую монархию).

Б) Нисходящие формы государства: (Тимократия, Олигархия, Демократия, Тирания)

Тимократия - присутствуют черты идеального государства, правители пользуются почетом, воины свободны от ремесленных, земледельч работ. Охотники до драгоценных металлов начинают хранить золото-серебро в своих жилищах, скромный обр жизни заменяется на роскошный.

Олигархия – власть немногих богатых над большинством, Нарушается основной закон жизни общества – каждый человек должен делать только свое. Здесь же часть членов общества занимаются каждый различным делом. Нарастает беднота, народ восстает.

Демократия – власть неимущих, толпы, дикого зверя, так как эти люди не умеют управлять государством, один человек захватывает власть.

Тирания – власть одного над всеми, который обеспечивает своё господство с помощью силы.

Идеальное государство:

1.Подобно человеческой душе, у которой 3 начала должно быть 3 сословия. Разумное начало – философы и правители, яростное – воины, деловое – земледельцы и ремесленники. Переход из 1 сословия в другое недопустим. Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие дела – справедливость.

2.Справедливость – основной признак идеального государства.

3.Власть принадлежит мудрецам, им доступно истинное знание, соответственно их власть абсолютна и безусловна.

4.Рядовой гражданин не понимает из сути политики, он полностью подчиняется государству.

5.устанавливается гос собственность на землю и дома

6.вся общественная и личная жизнь регулируется государством

7.насаждается единомыслие и коллективизм

8.устанавливается (для воинов) общность жён и детей

9.высшие классы тоже ограничены в благах.

Т.о. Платон объясняет политическую жизнь общества с позиции рабовладельцев.

Аристотель

Считал рабство естественным и необходимым, потому что люди по своей природе не равны. Рабство необходимо для того, чтобы предоставить свободное время гражданам для искусства, науки, управления. Аристотель, в отличие от Платона, признаёт частную собственность. Рекомендует поддерживать бедняков снабжая их необходимым для занятия ремеслом и земледелием.

Аристотель высказывал предположение о естественном происхождении государства (природное стремление людей к общежитию). Он выделял два вида справедливости:

1.Уравнивающая справедливость, применима в торговле, в имущественных отношениях.

2.Распределяющая справедливость, применима в политике при распределении благ, почестей и прав.

Аристотель выделяет разные формы государства по различными критериям:

1.По количеству властвующих. (монархия, олигархия, демократия)

2.По справедливости (правильные и неправильные). При правильных – правители стараются принести общее благо, при неправильных – только личное.

3.По степени влияния бедных и богатых в государстве. Если власть принадлежит немногим богатым – это олигархия, если принадлежит большинству – это демократия, если власть в руках избранных за добродетелей аристократия

Аристотель указывает причины смены форм государства – стремление людей устранить существующее неравенство или увеличить неравенство с целью получить больше богатства.

Идеального государства:

-основывается на част собственности на землю и орудия труда

-крупные собственники, воины, жрецы и политич деятели обязаны участвовать в управлении государством

-ремесленники и землевладельцы не могут участвовать в управлении государством но лично свободны

-сохраняется рабство

-конституция должна обеспечить максимальное счастье для большинства рабовладельцев

Билет №4 (политические учения эпохи зарождения и развития капитализма)

Политич идеи возникли в Др Гр в ряде др стран и продолжали свое развитие в период феодализма. Особенности:

1.господство религиозных идеи и взглядов, объясняющие всю общественную жизнь как реализацию божественного творения и воли

2.в учениях о государстве и праве широко использовались идеи древних мыслителей - Платона и Аристотеля

3.главными проблемами в полит учениях были вопросы соотношения светской и духовной власти и правомерности господства феодалов над трудящимися

В 14 веке в странах западной Европы начинается период разложения феодализма и формирование капитализма. Зарождается новый класс – буржуазия, имеющая свои потребности и интересы. На первый план выдвигаются материальные интересы. Формируется критическое отношение к догматам веры.

Макиавелли:

1.Создал буржуазные политические идеи, при этом опирался не на религию, а на реальные факты и данные истории

2отмечал определяющее значение имущественных отношений, денег, указывал на противоположность интересов богатых и бедных

3.защищал идею создания единого централизованного государства, выступая против дворянства и церкви, препятствующих достижению этих целей

4.высказывался за создание светского государства

5.выделял 2 формы государства: монархию и республику, наилучшей считал республику, особенно такую, где власть осуществляли представители народа

6.впервые выделил полит деятельность как обособленный вид человеческой деятельности

7.разработал учение, в котором излагаются основы искусства государственного управления.

Управление должно строиться на следующих основах:

– умения различать естественные причины и закономерности развития общества

- учёта сложившейся ситуации

- оценка своих сил и возможностей

- возможности для государственного деятеля ради всеобщего блага, пренебречь нормами морали.

Главное внимание в своих учениях Макиавелли уделял идеальному правителю и технологии его властвования, при этом он показал что есть 2 способа социального бытия людей. Этническое и политическое.

У каждого из них есть собственные критерии добро и зло - у этнического бытия, вред и польза – у политического. Противоречие м/у этими формами бытия, которые обнаружил Макиавелли вызвали огромные интриги и споры. Он отражал полит жизнь с позиции зарождающегося класса буржуазии.

Монтескье

Подробно анализировал формы государства, в зависимости от количества правящих и природы правительства выделил 3 формы правильного и 1 неправильного государства:

Правильные:

1) демократия – власть принадлежит всей массе народа

2) аристократия – власть принадлежит ограниченному кругу лиц

3) монархия – правит одно лицо, которое опирается на законы и дворянство

Неправильная форма – деспотия.

Каждая форма государства имеет свой жизненный принцип, приводящий государство в действие. При демократии это добродетель, любовь к общему благу. При аристократии умеренность, при монархии – честь, при деспотии – страх.

Показал зависимость законов от формы государства. В свои рассуждения о государственном устройстве он связывал с соображениями о сущности свободы. Концентрация власти в руках одного человека приводит к произволу с его стороны и бесправии управляемых. Главным средством обеспечения свободы считал законность. В свою очередь законность например при монархии можно обеспечить только путём разделения власти, поэтому он предложил разделить власть монарха на 3 ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Все ветви власти должны принадлежать разным людям и органам. Законодательная – народному собранию, исполнительная – монарху, судебная – суду присяжных. Обеспечение свободы не допускает объединить даже 2 ветви власти, если объединяется законодательная и исполнительная власть, то исполнители не будут строго следовать законам. Если объединить исполнительную и судебную власть, то начнётся произвол.

Джеферсон

Сын провинциального плантатора поднялся до президента Америки, избирался дважды. Написал множество работ, в т.ч. декларацию независимости США. Он отстаивал идею о естественных правах человека не зависящих от государств ( права на жизнь, свободу, частную собственность и на свободу вероисповедания). Развивал идею договорного происхождения государства. Единственным источником власти является народ, который сам создаёт себе правительство; народ в праве менять, переизбирать своё правительство; выдвинул положение о праве членов общества на революцию.

Джеферсон придерживался республиканской формы организации государства и принцип правления большинства. Считал, что от народа всегда можно ждать несправедливости меньше, чем от правящей группы лиц. В управлении страной должен участвовать каждый гражданин.

Наши рекомендации