Билет №3( политические учения периода античности)
Человечество возникло примерно 35 тысяч лет назад, политическая сфера – значительно позднее, примерно 6 тысяч лет назад, с появлением первых государств- Древнего Египта, Древней Индии и Древнего Китая. Эта новая политическая жизнь стала отражаться в сознании людей в разных формах (мифы, вымыслы, заблуждения, философские и религиозные учения). К середине 19 века появляется политология.
Наиболее высокое развитие политические идеи получили в Древней Греции, где в нач первого тысячелетия до н. э. возникли города-полисы. Сформировались разные формы правления: демократия в Афинах, олигархия – в Фивах. Именно а древнегреческих городах-полисах зародились термины политика, политическое управление, политическое искусство и др.
Платон
Он дал классификацию форм государства:
А) идеальное – аристократия (аристократическую республику и аристократическую монархию).
Б) Нисходящие формы государства: (Тимократия, Олигархия, Демократия, Тирания)
Тимократия - присутствуют черты идеального государства, правители пользуются почетом, воины свободны от ремесленных, земледельч работ. Охотники до драгоценных металлов начинают хранить золото-серебро в своих жилищах, скромный обр жизни заменяется на роскошный.
Олигархия – власть немногих богатых над большинством, Нарушается основной закон жизни общества – каждый человек должен делать только свое. Здесь же часть членов общества занимаются каждый различным делом. Нарастает беднота, народ восстает.
Демократия – власть неимущих, толпы, дикого зверя, так как эти люди не умеют управлять государством, один человек захватывает власть.
Тирания – власть одного над всеми, который обеспечивает своё господство с помощью силы.
Идеальное государство:
1.Подобно человеческой душе, у которой 3 начала должно быть 3 сословия. Разумное начало – философы и правители, яростное – воины, деловое – земледельцы и ремесленники. Переход из 1 сословия в другое недопустим. Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие дела – справедливость.
2.Справедливость – основной признак идеального государства.
3.Власть принадлежит мудрецам, им доступно истинное знание, соответственно их власть абсолютна и безусловна.
4.Рядовой гражданин не понимает из сути политики, он полностью подчиняется государству.
5.устанавливается гос собственность на землю и дома
6.вся общественная и личная жизнь регулируется государством
7.насаждается единомыслие и коллективизм
8.устанавливается (для воинов) общность жён и детей
9.высшие классы тоже ограничены в благах.
Т.о. Платон объясняет политическую жизнь общества с позиции рабовладельцев.
Аристотель
Считал рабство естественным и необходимым, потому что люди по своей природе не равны. Рабство необходимо для того, чтобы предоставить свободное время гражданам для искусства, науки, управления. Аристотель, в отличие от Платона, признаёт частную собственность. Рекомендует поддерживать бедняков снабжая их необходимым для занятия ремеслом и земледелием.
Аристотель высказывал предположение о естественном происхождении государства (природное стремление людей к общежитию). Он выделял два вида справедливости:
1.Уравнивающая справедливость, применима в торговле, в имущественных отношениях.
2.Распределяющая справедливость, применима в политике при распределении благ, почестей и прав.
Аристотель выделяет разные формы государства по различными критериям:
1.По количеству властвующих. (монархия, олигархия, демократия)
2.По справедливости (правильные и неправильные). При правильных – правители стараются принести общее благо, при неправильных – только личное.
3.По степени влияния бедных и богатых в государстве. Если власть принадлежит немногим богатым – это олигархия, если принадлежит большинству – это демократия, если власть в руках избранных за добродетелей аристократия
Аристотель указывает причины смены форм государства – стремление людей устранить существующее неравенство или увеличить неравенство с целью получить больше богатства.
Идеального государства:
-основывается на част собственности на землю и орудия труда
-крупные собственники, воины, жрецы и политич деятели обязаны участвовать в управлении государством
-ремесленники и землевладельцы не могут участвовать в управлении государством но лично свободны
-сохраняется рабство
-конституция должна обеспечить максимальное счастье для большинства рабовладельцев
Билет №4 (политические учения эпохи зарождения и развития капитализма)
Политич идеи возникли в Др Гр в ряде др стран и продолжали свое развитие в период феодализма. Особенности:
1.господство религиозных идеи и взглядов, объясняющие всю общественную жизнь как реализацию божественного творения и воли
2.в учениях о государстве и праве широко использовались идеи древних мыслителей - Платона и Аристотеля
3.главными проблемами в полит учениях были вопросы соотношения светской и духовной власти и правомерности господства феодалов над трудящимися
В 14 веке в странах западной Европы начинается период разложения феодализма и формирование капитализма. Зарождается новый класс – буржуазия, имеющая свои потребности и интересы. На первый план выдвигаются материальные интересы. Формируется критическое отношение к догматам веры.
Макиавелли:
1.Создал буржуазные политические идеи, при этом опирался не на религию, а на реальные факты и данные истории
2отмечал определяющее значение имущественных отношений, денег, указывал на противоположность интересов богатых и бедных
3.защищал идею создания единого централизованного государства, выступая против дворянства и церкви, препятствующих достижению этих целей
4.высказывался за создание светского государства
5.выделял 2 формы государства: монархию и республику, наилучшей считал республику, особенно такую, где власть осуществляли представители народа
6.впервые выделил полит деятельность как обособленный вид человеческой деятельности
7.разработал учение, в котором излагаются основы искусства государственного управления.
Управление должно строиться на следующих основах:
– умения различать естественные причины и закономерности развития общества
- учёта сложившейся ситуации
- оценка своих сил и возможностей
- возможности для государственного деятеля ради всеобщего блага, пренебречь нормами морали.
Главное внимание в своих учениях Макиавелли уделял идеальному правителю и технологии его властвования, при этом он показал что есть 2 способа социального бытия людей. Этническое и политическое.
У каждого из них есть собственные критерии добро и зло - у этнического бытия, вред и польза – у политического. Противоречие м/у этими формами бытия, которые обнаружил Макиавелли вызвали огромные интриги и споры. Он отражал полит жизнь с позиции зарождающегося класса буржуазии.
Монтескье
Подробно анализировал формы государства, в зависимости от количества правящих и природы правительства выделил 3 формы правильного и 1 неправильного государства:
Правильные:
1) демократия – власть принадлежит всей массе народа
2) аристократия – власть принадлежит ограниченному кругу лиц
3) монархия – правит одно лицо, которое опирается на законы и дворянство
Неправильная форма – деспотия.
Каждая форма государства имеет свой жизненный принцип, приводящий государство в действие. При демократии это добродетель, любовь к общему благу. При аристократии умеренность, при монархии – честь, при деспотии – страх.
Показал зависимость законов от формы государства. В свои рассуждения о государственном устройстве он связывал с соображениями о сущности свободы. Концентрация власти в руках одного человека приводит к произволу с его стороны и бесправии управляемых. Главным средством обеспечения свободы считал законность. В свою очередь законность например при монархии можно обеспечить только путём разделения власти, поэтому он предложил разделить власть монарха на 3 ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Все ветви власти должны принадлежать разным людям и органам. Законодательная – народному собранию, исполнительная – монарху, судебная – суду присяжных. Обеспечение свободы не допускает объединить даже 2 ветви власти, если объединяется законодательная и исполнительная власть, то исполнители не будут строго следовать законам. Если объединить исполнительную и судебную власть, то начнётся произвол.
Джеферсон
Сын провинциального плантатора поднялся до президента Америки, избирался дважды. Написал множество работ, в т.ч. декларацию независимости США. Он отстаивал идею о естественных правах человека не зависящих от государств ( права на жизнь, свободу, частную собственность и на свободу вероисповедания). Развивал идею договорного происхождения государства. Единственным источником власти является народ, который сам создаёт себе правительство; народ в праве менять, переизбирать своё правительство; выдвинул положение о праве членов общества на революцию.
Джеферсон придерживался республиканской формы организации государства и принцип правления большинства. Считал, что от народа всегда можно ждать несправедливости меньше, чем от правящей группы лиц. В управлении страной должен участвовать каждый гражданин.