Оммуникационный менеджмент: сфера его применения, функции, задачи.

Коммуникационный менеджмент - это совокупность накопленных в мировой практике принципов, методов, средств и форм влияния коммуникаторов на содержание потоков информационного взаимодействие людей, их групп, общественных и политических формирований в процессе общения с целью решения тактических и стратегических задач по управлению общественными отношениями.

Основное содержание коммуникационного менеджмента:


  • планирование и управление коммуникативными процессами, в т.ч. выявление целевых аудиторий, разработку коммуникационных стратегий, контроль, оценку эффективности коммуникаций и проч.;

  • разъяснение позиций и направлений предприятия, организации, конкретной персоны;

  • организацию информационного трансферта (перенос, перевод) и диалога;

  • информационное представление интересов какого-либо объекта;

  • формирование и усиление доверия и симпатии;

  • представление какого-либо объекта (организации, персоны, проблемы, темы) общественности и увеличение компетентности участников диалога;

  • утверждение корректных коммуникаций в конфликтных ситуациях.


Классические функции коммуникационного менеджмента - постановка цели, планирование, организация, мотивация, контроль и оценка результатов. Реализация каждой функции сопряжена с определенной спецификой. Так, например: целеполагание увязывается с миссией, стратегическими целями и задачами развития организации; планирование — это планирование на базе специальных исследований результата и обратной связи, а не планирование процесса коммуникации; мотивация обусловлена коммуникативными установками отправителя сообщения, служит мощным побудительным стимулом для реакции получателя сообщения

Специфика коммуникационного менеджмента отражена также в ряде специализированных функций:


  • интегративная - выступает как средство объединения деловых партнеров, специалистов и т. п. для коммуникативного процесса, генерирования идей; обусловлена использованием новых управленческих, маркетинговых и информационных технологий, инновационной активностью и творчеством;

  • информационная - ставит цель расширить информационный фонд партнера, передать необходимую для профессиональной деятельности информацию, прокомментировать инновационные сведения; обусловлена знанием закономерностей информационного обмена, который совершается для достижения какой-то практической цели, решения какой-то проблемы;

  • контактоустанавливающая - ставит цель сформировать у деловых партнеров ценностные ориентации и установки, убедить их в правомерности тех или иных стратегий взаимодействия, сделать их своими единомышленниками; от ее реализации зависит успех коммуникативного замысла, поэтому требуется доскональное знание целевой аудитории;

  • функция самопрезентации - позволяет организации самовыразиться и самоутвердиться, продемонстрировать свой интеллектуальный потенциал; реализуется при создании имиджа, репутации, которые, однако, могут и не соответствовать статусу и коммуникативной роли;

  • ритуальная - формирует у партнеров эмоциональный настрой, передает чувства, переживания, побуждает к необходимому действию, сохраняет старые традиции организации, создает новые; используется в методах работы с персоналом (корпоративные празднества, награждения, чествования по поводу и т. д.), а также осуществляется при официальных церемониях;

  • образовательная - исследует коммуникативные навыки целевых аудиторий, реализует на практике новые идеи, распространяет достижения в области современной коммуникации; способствует развитию организационной/корпоративной культуры.


В качестве основных задачкоммуникационного менеджмента можно выделить следующие:

· регулирование взаимодействия сотрудников (и организации в целом) как во внешней, так и во внутренней организационной среде;

· сокращение дистанции, установление контактов между предприятием и его целевыми группами;

· идентификацию сотрудников со своим предприятием, содействие увеличению мотивации сотрудников;

· увеличение известности предприятия (организации);

· формирование симпатии посредством представления корпоративной философии;

· формирование доверия к предприятию;

· изменение общественного мнения;

· содействие принятию позитивного решения о сотрудничестве с предприятием, заключению сделки, совершению покупки.

^ Объектами и субъектами КМ могут выступать самые разные социальные институты, с которыми сталкивается организация (клиенты и потребители, персонал организации, инвесторы и акционеры, органы власти и структуры местного самоуправления и пр.).

Особенностью КМ является то, что он не рассматривает систему управления информационным процессом с точки зрения техники(источник, сообщение, передатчик, каналы, помехи, приемник, обратная связь), а акцентирует внимание на социальном аспекте технологии управления, где определяющим компонентом является человеческий фактор.Основное предназначение КМ – влияние на информац.взаимодействие людей, их групп и формирований.

Целевые группы коммуникационного менеджмента:


  • государственные органы;

  • финансовые структуры;

  • сотрудники предприятия;

  • клиенты и потребители предприятия;

  • посредники;

  • поставщики;

  • учреждения, реализующие продукцию, и т.д.

· Понятие и сущность коммуникации

· 1.1 Определение коммуникации

· Важную роль при осуществлении менеджерами управленческих функций и принятии решений играет информация. Ее получают и передают посредством процесса, который называется коммуникацией. Невозможно переоценить важность коммуникации в функционировании системы управления.

· Коммуникации - это связи между функциями, подразделениями системы управления, между людьми. Коммуникации - взаимодействия, двусторонние усилия, без которых невозможна совместная деятельность, это первое условие существования всякой организации.

· Без процесса коммуникации, без передачи информации от субъекта управления к объекту управления, и наоборот, без правильного понимания передаваемой и получаемой информации управленческая работа невозможна.

· Рассмотрим сущность, структуру, виды, средства, способы коммуникаций в организации.

· На обыденном уровне коммуникацию определяют как передачу информации от человека к человеку. В менеджменте коммуникация - это обмен информацией между людьми. На основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия решений, и доводит принятие решения до работников организации.

· Коммуникация может иметь место, если общающиеся люди понимают друг друга, т. е. у них имеется общий социальный опыт или они говорят на одном языке. Коммуникаций не бывает без информации, т. е. того, что передается в ходе коммуникативного процесса, чем люди обмениваются при коммуникации. [9, С.73]

· Если источником сообщения выступает субъект управления, то говорят об управленческой информации:

· Управленческую информацию различают как:

· - исходную, она кладется в основу принятия решений;

· - организационную, она используется при реализации решений;

· - регулирующую, она сопровождает управленческое решение и существует в виде определенных правил, предписаний, норм, рекомендаций;

· - учетно - контрольную, она использует на завершающем этапе управленческого цикла.

· Управленческую информацию можно подразделить на:

· - внутреннюю;

· - внешнюю.

· Внутренняя информация - это информация непосредственно о данной организации и ее внутренних переменах (цели, задачи, структура, технология, люди). Внешняя - об окружающей организацию среде.

· По предназначению управленческая информация может быть:

· - открытой

· - для служебного пользования;

· - секретной;

· - совершенно секретной;

· - совершенно секретной особой важности;

· Средства передачи и получения управленческой информации на современных предприятиях самые разнообразные. Выбор средств зависит от характера информации, ее вида, возможностей, которыми располагают отправитель и получатель информации. В современный период все большее применение находят технические средства передачи и получения информации - радио, телефон, факс. Огромные возможности для получения и хранения информации имеют современные компьютеры. Наметились тенденции к сокращению письменной информации, но полностью избежать этого способа передачи информации нельзя. [11, С.192]

· Управляющая информация выполняет в организации следующие задачи:

· - обслуживание функции управления - от подготовки и принятия решения до подведения результатов его выполнения;

· - связывает подразделения организации и обеспечивает контакты с внешней средой;

· - обеспечивает движение к заданной цели, позволяя выбрать определенную линию поведения.

· Буквально все организации перерабатывают, используют информацию.

· Важно знать об управленческой информации:

· - какая исходная информация необходима для принятия решения;

· - в каких информационных документах оформляется решение;

· - какими средствами доводится исходная директивная информация до объекта управления, исполнителей;

· - какая информация о ходе результатов выполнения решения должна даваться органу управления с различных участков управляемого объекта;

· - кто обязан давать эту информацию, в какое время и при каких условиях;

· - каким образом оформляется информация, какими средствами передается, по каким каналам;

· - кому предназначена информация, в каком объеме и ассортименте она передается для различных уровней;

· - пути и средства обеспечения своевременного получения и надежности информации, контроля за ее прохождением;

· - проверки достоверности;

· - место, методы и технические средства, люди, предназначенные для работы с информацией, получаемой от объекта хранения, переработки и использования, кто использует информацию;

· - лица, принимающие на основе полученной информации новые решения и корригирующие старые;

· - формы директивной или регулирующей информации,
периодичность ее передачи, получатели и исполнители, сроки доведения до исполнителей. [13, С.203]

· 1.2 Виды коммуникаций, применяемых в коммуникационном менеджменте

· Коммуникации в организации делятся на формальные (официальные) и неформальные. Формальные коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями данной организации и осуществляются по формальным каналам. Среди формальных коммуникаций выделяют:

· - вертикальные, когда информация перемещается с одного уровня на другой;

· - горизонтальные между различными подразделениями, предназначающиеся для координации деятельности различных подразделений.

· Вертикальные коммуникации в свою очередь подразделяются на:

· - восходящие, когда информация передается снизу вверх (с низших уровней на высшие). Этот тип коммуникаций содержит информацию, необходимую менеджерам для оценки той сферы деятельности, за которую они несут ответственность;

· - нисходящие, осуществляемые сверху вниз. Этот тип коммуникаций непосредственно связан с руководством и контролем за работниками.

· Неформальные коммуникации не следуют общим правилам данной организации и осуществляются по неформальным каналам,которые существуют в силу личных отношений между членами организации.

· С существованием неформальных коммуникаций связана проблема слухов в организации.

· Слухами называется любая информация, которая получена по неофициальным каналам коммуникации.

· Типичная информация, передаваемая по каналам неформальных коммуникаций:

· - предстоящие сокращения работников;

· - новые меры по наказаниям за опоздание;

· - изменения в структуре организации;

· - грядущие изменения и повышения;

· - подробное изложений спора двух руководителей на последнем совещании по сбыту.

· Существует две точки зрения, каким образом свести к минимуму эти слухи:

· - распространение максимально возможной информации через каналы формальной коммуникации;

· - поощрение сетей неформальных коммуникаций и включение менеджеров в эти сети для обратной связи. [7, С.128]

· Эффективность коммуникационных сетей организации, как формальных, так и неформальных, определяется тем, как быстро доходит управленческая информация до адресата и насколько она сохраняет свою адекватность, пройдя по коммуникационным каналам.

Наши рекомендации