Петроград: Типография А.Г.Сыркина, 1917.

А. М. Коллонтай

ТЕЗИСЫ О КОММУНИСТИЧЕСКОЙ МОРАЛИ В ОБЛАСТИ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1. Семья и брак—явление историческое, переходящее, зависящее от хозяйственных отношений. господствующих на данной ступени развития производства. Форма брака и семьи определяются системой народного хозяйства данной эпохи и видоизменяются вместе с изменением экономических основ общества.

2. Семья—так же, как государство, религия, наука, мораль, законы и нравы, есть надстройка, вытекающая из экономического хозяйственного уклада общества.

3. Семейно-брачные отношения тем устойчивее и жизнеспособнее, чем больше производственных задач лежат не на обществе, в целом, а, на семье. «Чем меньше развит труд, чем ограниченнее его количество тем сильнее господство полового союза» (Ф. Энгельс: «Происхождение семьи, собственности и государства»).

4. Семья жизненна, и необходима для человечества в период натурального хозяйства, когда семья представъляет замкнутую хозяйственную единицу. Семья в те времена одновременно единица производительная и потребительная. Вне семейно-хозяйственного коллектива (особенно на ранних ступенях развития общества) человеку неоткуда добыть жизненных благ. Крестьянская семья в местностях и странах, капиталистически слабо развитых (например, среди народов Востока), до сих пор носит подобный характер семейно-хозяйственного союза.

Семья теряет свою жизненную необходимость, а, следовательно, свою крепость и устойчивость с переходом к меновой торговле, к замене натурально-потребительского хозяйства торгово кaпитaлиcтичеcким.

5. Превращение брачно-семейного союза из производственной единицы в единицу только правовую, в потребительную при развитии и утверждении капиталистической системы производства ведет неизбежно к ослаблению брачно-семейных уз.

6. При господстве частной собственности и буржуазно-капиталистической системы хозяйства основой брака и семьи служит: 1) хозяйственный или материально-денежный расчет; 2) экономическая зависимость женского пола не от общественного коллектива, а от кормильца семьи—мужа; з) забота о детях.

7. Семья при капитализме с его системой индивидуального хозяйства, входит, как самостоятельная единица, в учет хозяйственных задач и функций капиталистического народного хозяйства. Семейно-хозяйственная единица при капитализме не сливается и не растворяется в народном хозяйстве государства. Она существует, как самостоятельная, хозяйственная ячейка, либо производственная (семья крестьян), либо потребительская (семья горожан).

Индивидуальное хозяйство, вырастающее из частной собственности, - основа буржуазной семьи.

Великий переворот в эпоху диктатуры пролетариата

8. Коммунистическое хозяйство упраздняет семью, семья утрачивает эначение хозяйственной ячейки с момента перехода народного хозяйства в эпоху диктатуры пролетариата, к единому производственному плану и коллективному общественному потреблению.

Все внешние хозяйственные задачи семьи от нее отпадают: потребление перестает быть индивидуальным, внутрисемейным, его заменяют общественные кухни и столовые, заготовка одежды, уборка и содержание жилищ в чистоте становятся отраслью народного хозяйства, так же, как стирка и починка белья. Семья, как хозяйственная единица с точки зрения народного хозяйства, в эпоху диктатуры пролетариата должны быть признана не только бесполезной, но и вредной. Вред ее для интересов коллектива трудовой республики с единым хозяйственным планом и целесообразным использованием всех наличных трудовых сил («включая женщин) заключается: 1) в неэкономическом расходовании продуктов и топлива при мелком единоличном хозяйстве; 2) в непроизводительной затрате труда на обслуживание семьи со стороны ее членов, особенно женщин, жен и матерей.

9. В эпоху диктатуры пролетариата семья утрачивает свое хозяйственное назначение; внешние скрепы семьи, выходящие за пределы хозяйственных задач семьи, таковы: экономическая зависимость женщины от мужчины, и забота о подрастающем поколении—ослабляются и отмирают по мере утверждения начал коммунизма в трудовой республике. Труд женщин, с введением всеобщей трудовой повинности, приобретает самостоятельную ценность в народном хозяйстве, не зависящую от ее семейного и брачного положения. Экономическая подчиненность женщины мужчине через брак и семью совершенно отпадают.

Забота о детях, их физическое в духовное воспитание становятся признанной задачей общественного коллектива в трудовой республике. Семья, воспитывая и утверждая эгоизм, ослабляет скрепы коллектива и этим затрудняет строительство коммунизма.

Взаимные отношения родителей и детей очищаются от всяких привходящих материальных расчетов и вступают в новый, исторический период.

10. Семья, лишенная всяких хозяйственных задач, не несущая ответственности за подрастающее поколение, не служащая более для женщины основным источником ее существования—перестает быть семьей. Она суживается, превращаясь в союз брачной пары, основанной на взаимном договоре.

Трудовому государству в эпоху диктатуры приходится считаться уже не с семьей, как хозяйственной социальной единицей, которая тем скорее отмирает, чем крепче внедряются устои коммунизма в хозяйство и общество, а с видоизменяющимися формами брачных отношений. Семья, как хозяйственная ячейка, также, как союз родителей и детей обусловлены материальной заботой о детях, осуждена на исчезновение. Трудовому коллективу, советскому государству, в период диктатуры рабочего класса приходится устанавливать свои отношения уже не к семье, а к формам брачного общения полов.

11. Какая форма брачных отношении ближе отвечает интересам трудового коллектива? Каковы должны быть формы полового общения в переходную эпоху от капитализма к коммунизму, чтобы не разлагать, а, наоборот, скреплять коллектив и этим облегчать строительство коммунизма?

Ответ на эти вопросы даст складывающееся новое право и формирующаяся коммунистическая мораль, вырастающая из основы трудового уклада общества.

12. Брак, лишенный хозяйственно-социальных задач прежней семьи, перестает подлежать учету со стороны трудового коллектива. Учету подлежит уже не брак, а его результат—ребенок. Перед лицом трудового государства и его права—есть материнство (обязательство республики но обеспечению материнства и детства), но не должно быть брачной пары, как узаконенного коллектива, оторванного от главного основного трудового союза всех граждан трудовой республики. Декреты о брачном праве в трудреспублике, узаконивающие взаимные права супругов (право требовать материальной поддержки на себя или ребенка), и подтверждающие законом допустимость выделения брачной пары и ее интересов от общих интересов трудового социального коллектива например, право жен следовать по месту службы за мужем)—пережитки прошлого, противоречащие интересам коллектива, ослабляющие его спайку и потому подлежащие пересмотру и изменению.

13. Новое право должно утвердить материальную связь материнства с интересами трудового коллектива и уничтожить всякую зависимость ребенка от взаимоотношений его родителей. На место родительского права вступает право трудового коллектива, ведущего строгий учет в интересах единства хозяйства, всем живущим и рождающимся трудовым единицам. Брачное в эпоху диктатуры должно уступить место регулировке отношений государства к материнству и отношений матери и к ребенку, и к трудовому коллективу (охрана женского труда,), обеспечение беременных и кормящих, обеспечение детей и их социальное воспитание, установление вэаимоотношений матери и социально воспитываемого ребенка. Право отцовства должны устанавливаться не через брак, а непосредственно регулировкой взаимоотношений отца к ребенку (не материального характера) при добровольном признании отцовства (право отца наравне с матерью «выбирать для ребенка социальную систему воспитания, право духовного общения с ребенком и влияние на него, поскольку это не идет в ущерб коллективу и т. д.).

14. Брачное общение полов может подлежать законодательной регулировки в интересах трудового коллектива с двух точек зрения: а) в интересах народного здоровья и гигиены расы, б) в интересах прироста или уменьшения народонаселения в зависимости от потребностей народохозяйственного коллектива.

Поэтому в эпоху рабочей диктатуры вмешательство трудового коллектива в брачное общение полов должно вступить в новую фазу и из регулировки путем законодательных предписаний, ответственности перед судом и т. д. перейти в область морально-агитационного и гигиеническо-просветительного воздействия, одной стороны, социальных мероприятий, оздоравливающих отношения между полами и обеспечивающих здоровое потомство, с другой стороны.

Например, борьба с венерическими и другими заразными болезнями должна вестись на почве широко развернутой работы Наркомздрава и Наркомпроса, в области гигиены, санитарии, просвещения масс, уменьшающих не только возможность передать заразы половым общением, но и понижающих «бытовое заражение».

Наказуемость и привлечение к ответственности по закону должна быть устанавливаема не за акт брачного общения, а в общем порядке за сознательное умолчание и сокрытие заразной болезни, как при общении с сотрудниками по работе, сожителями по комнате, так и при вступлении в половые сношения, а также зa несоблюдение мер предосторожности для понижения возможности передачи заразы.

15. Регулятором взаимоотношений полов, в интересах трудового коллектива и его потомства период диктатуры, ставится не право (закон), а коммунистическая мораль.

Наши рекомендации