Семинарское занятие№13 Политическая культура общества.

Вопросы к теме:

1. Понятие политической культуры и ее структура.

2. Типология политической культуры.

3. Политическая культура российского общества.

Литература:

1. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2005.

2. Воробьев К.А. Политология: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2005.

3. Башкирова Е.И. Трансформация ценностей российского общества//Полис, 2000, №6.

4. Богомолов О. Политическая культура и демократия в России// Власть, 2001, №6.

5. Глебова И.И. Политическая культура современной России. // ПОЛИС. № 1. 2006.

6. Ермоленко Г. Патерналистские традиции российской политической культуры//Власть, 2001, №1.

7. Каменец А.В. и др. Политическая культура России: учеб. Пособ. – М., 1997.

8. Седов Л. Традиционные черты российской политической культуры в их современном преломлении. // ОНС№ 3. 2006.

9. Стержнева М. В. Политическая культура в различных интерпретациях: анализ специального понятия// ОНС, 2002, № 5.

Задания для самостоятельной работы студентов

Темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы Кол – во часов
Политическая жизнь и властные отношения Работа со словарями и справочниками, составление плана и конспекта по изучаемой теме. Самостоятельное изучение материала по учебнику.
Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. Подготовка докладов и сообщений на одну из предложенных тем: 1. Политика в современном обществе: зло или добро? 2. Роль и место политики в жизни современных обществ. 3. Социальные функции политики
История политических учений. Российская политическая традиция. Современные политические учения Запада Подготовка докладов по следующим темам: Политические учения Древнего Востока; Политические учения Древней Греции, Политические учения Средневековья, Политические учения Нового времени, Политические учения ХХ века на Западе; Политическая мысль России в к. 19 века.
Гражданское общество. Особенности становления гражданского общества в России Работа со словарями и справочниками, составление плана по изучаемой теме: 1. Государство и народ: история взаимоотношений; 2. Гражданское общество в Европе; 3. Как построить гражданское общество в России?
Политические режимы Подготовка докладов, сообщений на одну из предложенных тем: 1. Достижения и проблемы современного демократического развития в мире; 2. Понятие и признаки демократического режима; 3. Тоталитарный режим в современном мире; 4. Понятие и признаки авторитарного режима
Мировая политика и международные отношения. Подготовка докладов и сообщений на одну из предложенных тем: 1. Россия в системе международных отношений. 2. Национальные интересы современной России. 3. ООН в системе международных отношений. 4. Парадигмы политического знания.
Политические отношения и процессы Составление кроссворда по теме «Политические отношения и процессы»
Государство как институт политической жизни системы общества Подготовка к опросу, ознакомление с нормативными документами по теме «Федерализм и его особенности в Российской Федерации».
Политические партии   Подготовка к опросу по теме «Политические партии и партийные системы»
Политическая элита и политическое лидерство Подготовка докладов по темам: 1. Политическая элита в Росси 2. Современные политические лидеры России
Политические идеологии: история и современность Подготовка докладов и опрос по темам: 1. Коммунизм как один из типов политической философии. 2. Социализм как один из типов политической философии. 3. Либерализм как один из типов политической философии
Политическая культура общества Работа со словарями и справочниками, составление плана и конспекта по изучаемой теме. Самостоятельное изучение материала по учебнику.

Вопросы для подготовки к экзамену (для всех форм обучения)

1. Политология как наука: объект, предмет, функции, методы.

2. Основные этапы развития политической мысли.

3. Политическая мысль России: Ф.М.Достоевский, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, П.И.Новгородцев, И.А.Ильин.

4. Политическая власть: сущность, структура, функции. Легитимность власти.

5. Понятие политической стратификации.

6. Политическая система общества.

7. Индивид в политике.

8. Группа в политике.

9. Типология политических лидеров.

10. Современные концепции политического лидерства: теория черт, ситуационная концепция и др.

11. Политическая элита.

12. Государство как политический институт.

13. Теории возникновения государства

14. Структура и функции государства.

15. Правовое государство.

16. Возникновение гражданского (правового) государства по Т.Гоббсу.

17. Государственный аппарат и его воздействие на осуществление государственных решений.

18. Форма правления

19. Федерация и конфедерация.

20. Монархия и республика.

21. Политическая система общества.

22. Политический режим.

23. Демократический политический режим: сущность, основные черты и особенности в различных странах.

24. Тоталитарный политический режим: сущность, основные черты. Разновидности тоталитарных режимов и их особенности в различных странах.

25. Авторитарный политический режим: понятие, основные черты. Классификация авторитарных режимов и их особенности в различных странах.

26. Политические группы и общности.

27. Понятие, признаки политической партии.

28. Политические партии: сущность, типология. Их место и роль в политической системе общества.

29. Функции, классификация политических партий.

30. Партийные системы: однопартийные, двухпартийные, многопартийные. Блоки и коалиции.

31. Коммунизм как один из типов политической идеологии.

32. Социализм как один из типов политической идеологии.

33. Социал-демократическая идеология как направление в развитии социализма. Основные черты социал-демократии.

34. Либерализм как один из типов политической философии.

35. Либерализм как политическая идеология: основные черты, зарождение и развитие. Неолиберализм.

36. Консервативная идеология: ее зарождение, развитие, основные черты. Неконсерватизм.

37. Фашизм как один из типов политической философии.

38. Стратификация от сословий к классам.

39. Бесклассовое общество.

40. Общественно-политические движения: определения и типология. Общественно-политические движения международного уровня.

41. Мажоритарная избирательная система: разновидности и модификации, преимущества и недостатки.

42. Пропорциональная избирательная система и ее специфика в различных странах. Ее преимущества и недостатки.

43. Смешанные избирательные системы: многоступенчатые выборы.

44. Предвыборная компания.

45. Избирательная система в современной России. Пути и направления совершенствования российской избирательной системы.

46. Концепция РФ об избирательной системе страны.

47. Российская Федерация в системе международных отношений.

48. Национальная безопасность.

8. Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов обучающихся на заочной форме обучения.

Одной из активных форм самостоятельной работы студента-заочника является контрольная работа на определенную тему. В ходе работы над темой происходит знакомство не только с научно-популярной, но и с научной литературой.

На первом этапе подготовки контрольной происходит определение темы работы по таблице в соответствии с начальной буквой фамилии студента. Подготовка к написанию контрольной работы осуществляется в следующем порядке: определение темы; ознакомление с контрольными вопросами, предложенными к каждой теме; ознакомление и изучение литературы – первоисточников, монографий, статей и др. материалов, которые также содержатся в учебно-методическом комплексе.

Помимо предложенной литературы студентам рекомендуется широко использовать материалы журналов: “Полис”, “Вопросы философии”, “Социс”, “Власть”, ОНС, “Мировая экономика и международные отношения”, ”Государство и право”, “Эксперт”, “Профиль”, “Итоги”, “Российская федерация” и др. Оперативная информация для написания контрольной работы содержится также в WWW- источниках и национальной электронной библиотеке.

При написании контрольной работы использование учебников по политологии возможно лишь в методологическом, но не содержательном плане.

Основными требованиями к содержанию и оформлению реферата являются:

- работа должна носить в достаточной степени самостоятельный характер. Для глубокого изучения проблемы необходимо использовать литературу (статьи и монографии), посвященную теоретическим и практическим вопросам по выбранной теме.

- реферативная работа должна включать следующие разделы:

а) титульный лист, на котором необходимо указать полное название учебного заведения и подразделения курс и номер группы, в которой учится автор;

б) название кафедры социологии и политологии, куда представляется реферат;

в) тема реферата;

г) фамилия, имя, отчество автора и консультанта (при его наличии);

д) название населенного пункта, в котором располо­жено учебное заведение;

е) год написания работы.

Оглавление (план) должно быть расположено на втором листе подготовленной работы с указанием страниц (на какой странице начинается и кончается та или иная часть выпускной работы); все страницы текста нумеруются. План работы должен полно и логично раскрывать тему.

Во введении автор должен:

- обосновать выбор темы, ее актуальность, связь с современностью, значимость в будущем;

- раскрыть новые подходы к решению проблемы; наличие противоречивых точек зрения на данную проблему в науке и желание в них разобраться;

- объяснить мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме;

- определить цели и задачи исследования, изложить порядок расположения материала в представляемой работе.

В основной части автор:

- непосредственно раскрывает суть проблемы или объективных исторических сведений по теме реферата, демонстрируя знание проблемы, способность анализировать, обобщать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения на спорные вопросы проблемы;

- дает критический обзор источников;

- сообщает собственные сведения, версии, оценки по данной проблеме.

Возможно деление материала на главы и параграфы. В заключении автор:

- подводит итоги исследования;

- высказывает свое личное мнение по данному вопросу, отражает в работе собственные мысли и чувства, результаты и личную значимость проделанной работы;

- делает соответствующие обобщения и выводы;

- определяет перспективы продолжения дальнейшего изучения темы.

В списке литературы на последнем листе должна быть дана библиография (т.е. список использованной литературы) в алфавитном порядке. При оформлении источника указывается фамилия автора, его инициалы, полное название книги (учебника), место и год издания. Реферативная работа предполагает использование не менее 5-6 источников.

На каждый использованный источник в тексте обязательно даются ссылки внизу каждой страницы или в конце работы с указанием названия источника и страницы, откуда взят соответствующий материал. Цитаты следует заключать в “кавычки”. Сноски и список используемой литературы составляют научно-справочный аппарат, правильное оформление которого свидетельствует об определенной научной квалификации автора работы.

Общий объем реферата не должен превышать 20-22 страницы машинописного текста. Культура оформления контрольной предполагает:

- она должен быть выполнен с соблюдением правил орфографии и пунктуации;

- текст оформляется на одной стороне листа с полуторными интервалами;

- оставляются поля для замечаний по 2 см. с каждой стороны, дополнений;

- обязательна нумерация страниц;

- все схемы, таблицы, рисунки и графики должны иметь соответствующие подписи;

- работа должна быть выполнена в машинописном виде 14 шрифтом Times New Roman либо написана разборчивым почерком;

- при использовании текста из различных источников должны быть сделаны ссылки на цитируемую литературу (автор, название, место и год издания, страницы), которые оформляются в виде сноски в нижней части листа или в конце работы в примечаниях.

Таблица выборов номеров контрольной работы

Начальные буквы фамилий студентов Номера контрольных работ Начальные буквы фамилий студентов Номера контрольных работ
А О
Б П
В Р
Г С
Д Т
Е У,Ф
Ж Х, Ц
З Ш, Щ
И Э, Ю, Я
К    
Л    
М    
Н    

Примечание:

1. Номера контрольных работ соответствуют номерам тем.

2. Произвольный выбор тем не допускается, изменение темы возможно только с разрешения преподавателя.

Темы и планы контрольных работ для студентов заочного отделения

Наши рекомендации