Семинарское занятие 3: Субъекты политики. Политическая идеология и культура.

(ИАФ: «круглый стол», дебаты)

Время: 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие политической элиты. Теории политических элит (Г.Моска, В.Парето, Р.Михельс, современные элитарные теории).

2. Системы рекрутирования и типология политических элит. Система гильдий и антрепренерская система: ЗА и ПРОТИВ.

3. Политическое лидерство: понятие, специфика, функции, типология.

4. Происхождение, сущность, основные признаки, структура и функции политических партий. Типология политических партий и партийных систем. Партии власти и партии-спойлеры: ЗА и ПРОТИВ.

5. Сущность и основные функции политической идеологии. Основные идеологические течения современности (либерализм и неолиберализм; консерватизм и неоконсерватизм; социал-демократия; коммунизм; фашизм; национальные идеологии). ЗА и ПРОТИВ.

6. Понятие политической культуры. Структура и функции политической культуры. Типология политических культур. Подданическая и активистская культуры: ЗА и ПРОТИВ.

Литература

1. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования. 1992. № 4.

2. Анохина Н. В., Мелешкина Е. Ю. Эволюция структуры партийного спектра России накануне парламентских выборов 2007 г. // Полис. 2008. № 2.

3. Ашин Г. К. Элитология. М., 2005.

4. Бердяев Н. А. Философия неравенства. М., 1990. (Письмо девятое. О социализме).

5. Блинов В. В. Политико-психологический анализ консервативных ценностей в современной России // Полис. 2008. № 5.

6. Блондель Ж. Политическое лидерство. М., 1992. (См. также: Городское управление. 2001. № 3.)

7. Большаков И. В. Культура российских политический акторов: вариант типологизации // Полис. 2011. № 5.

8. Вебер М. Социализм // Социология власти. 2006. № 5.

9. Витковская Т. Б. Локальная политическая элита современной России: характерные особенности и трансформации // Политическая наука. 2008. № 3.

10. Войтенко В. П. Современная политическая культура: основные концепты и содержание // Социология власти: Информационно-аналитический бюллетень. 2002. № 1-2.

11. Воронкова О.А., Сидорова А.А., Крыштановская О.В. Российский истеблишмент: пути и методы обновления // Полис. 2011. № 1.

12. Восленский М. С. Номенклатура: Господствующий класс Советского Союза. М., 1991.

13. Гаджиев К. Метаморфозы идеологии в условиях глобализации // Власть. 2011. № 4.

14. Гаман-Голутвина О. В. Процессы современного элитогенеза: мировой и отечественный опыт. Часть I // Полис. 2008. № 6.

15. Гельман В. Я. Политические партии в России: от конкуренции – к иерархии // Полис. 2008. № 5.

16. Гринстайн Ф.-И. Личность президента и лидерство // Социология власти. 2007. № 1.

17. Дюверже М. Многопартийность // Социология власти. 2006. № 1.

18. Дюверже М. Политические партии. М., 2005.

19. Ермоленко Т. В. Патерналистические традиции российской политической культуры // Власть. 2001. № 1.

20. Жирнов Н. Ф. Концептуальные основы неоконсерватизма // Социология власти. 2008. № 6.

21. Зевина О.Е., Макаренко Б.И. Об особенностях политической культуры современной России // Полис. 2010. № 3.

22. Зорин В.А. Модели политического лидерства российских президентов // Полис. 2010. № 4.

23. Зырянов С. Г. Электоральное поведение и электоральная культура в трансформирующемся институциональном пространстве: методологический аспект // Социум и власть. 2008. № 2.

24. Иванова О., Федотов А. «Партия власти» как выражение «русской системы» в современных условиях // Власть. 2006. № 12.

25. Иванян Э. А. Двухпартийная система как основа политического процесса в США // США. Канада: экономика, политика, культура. 2000. № 11.

26. Изгоев А. Социализм, культура и большевизм // Стратегия России. 2008. № 4.

27. Исследование политической культуры: современное состояние (цикл статей) // Политическая наука. 2006. № 3.

28. Кара-Мурза А. А. Либерализм против хаоса. Основные интенции либеральной идеологии на Западе и в России // Московский либертариум. М., 2009. URL: http://www.libertarium.ru/libertarium/l_lib_LiberChaos (дата обращения: 10.01.2009).

29. Категории политической науки. Учебник. М., 2002.

30. Кожокин Е. Политическая культура как фактор развития // Стратегия России. 2008. № 8.

31. Кочетков А. П. Власть и элиты в глобальном информационном обществе // Полис. 2011. № 5.

32. Крук Н. и др. Социал-демократия в Центральной и Восточной Европе: Интеграция – Примирение – Стагнация. М., 2004.

33. Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М., 2005

34. Кулинченко В, Коровникова Н. Национальная идея как «легитимная идеология» // Власть. 2008. № 11.

35. Купчин Н. Политическое лидерство как фактор демократических преобразований в России // Власть. 2008. № 11.

36. Леонов О. В. Партийные системы в России // Вопросы истории. 1999. №№ 11 - 12.

37. Локк Дж. Два трактата о правлении // Собр. соч. В 3 т. Т.3. М., 1988.

38. Макаренко Б. И. Постсоветская партия власти: "Единая Россия" в сравнительном контекстe // Полис. 2011. № 1.

39. Малахов В. С. Национализм как политическая идеология. М., 2005.

40. Малькова Е. П., Фролова М. А. Массы. Элита. Лидер. М., 1992.

41. Местр Ж., де. О порождении политических конституций // Полис. 1997. № 2.

42. Мизес Л. Либерализм в классической традиции. М., 2001.

43. Михельс Р. Социология политической партии в условиях демократии // Диалог. 1990. №№ 3,5, 7, 9, 11, 13, 15, 18; 1991. № 1.

44. Морозов С. А. Культура политического управления // Политическая наука. 2007. № 1.

45. Моска Г. Правящий класс // Социс. 1994. №№ 10, 12.

46. Московичи С. Век толп. М., 1998. (Ч.4. Принцип вождя; Ч.7. Психология харизматического вождя).

47. Мусиенко К. К вопросу о классификации политических партий // Власть. 2008. № 12.

48. Мусихин Г. И. Дискурсивный анализ идеологий: возможности и ограничения // Полис. 2011. № 5.

49. Нечаева С. В. Лидеры политической элиты Челябинской области 1934 - 2004 гг. Челябинск, 2005.

50. О политических партиях. Федеральный закон от 11 июля 2001 г.

51. Опыт русского либерализма. Антология. М., 1997.

52. Острогорский М. Я. Демократия и политические партии. М., 1997.

53. Пакульски Я., Василевски Я. Циркуляция политических элит: от лис к львам // Полис. 2008. № 6.

54. Панарин А. Российская политическая культура: прогнозы на XXI век // Власть.1997. № 11.

55. Партии и партийные системы в современной России и послевоенной Германии: Сб. материалов рос.-герман. "кругл." стола / Северо- Кавказ. акад. гос. службы. М.; Ростов н/Д, 2004.

56. Печкурова А. Политическое лидерство в условиях глобализации: взгляд американских политологов // Власть. 2008. № 11.

57. Победоносцев К. Болезни нашего времени / Публикуется по: Московский сборник. Издание К. П. Победоносцева, пятое, дополненное. М: Синодальная типография, 1901. URL: http://www.politnauka.org/library/ classic/pobedonostsev.php (дата обращения: 25. 01. 2009).

58. Покатов Д. К вопросу о происхождении политической элиты // Власть. 2008. № 7.

59. Политические партии и партийные системы в современном мире (цикл статей) // Политическая наука. 2006. № 1.

60. Политическое лидерство и проблемы личности. Круглый стол кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ и журнала "Полис" // Полис. 2011. № 2.

61. Понеделков А. В., Старостин А. М. Элитологи об элитах. Ростов н/Д, 2007.

62. Репников А. В. К. Леонтьев - философ российского консерватизма // Полис. 2011. № 4.

63. Розов Н. С. Специфика "русской власти" ее ментальные структуры, ритуальные практики и институты // Полис. 2011. № 1.

64. Российский либерализм и христианские ценности Круглый стол журнала "Полис", Института философии РАН и Фонда "Русское либеральное наследие"// Полис. 2011. № 3.

65. Российский либерализм: идеи и люди. М., 2004.

66. Селезнева А.В., Рогозарь-Колпакова И.И., Филистович Е.С., Трофимова В.В., Добрынина Е.П., Стрелец И.Э. Российская политическая элита: анализ с точки зрения концепции человеческого капитала // Полис. 2010. № 4.

67. Слизовский Д. Е., Шулениена Н. В. Политическое лидерство в России: история, опыт, проблемы: Учебное пособие. М., 2006.

68. Смирнов Д. Ценностные ориентации политической элиты как фактор ее эффективности // Власть. 2007. № 2.

69. Смирнов М. Теория политической культуры: характеристика и применимость в российских условиях // Власть. 2011. № 1.

70. Соловьев А. И. Политическая идеология: логика исторической эволюции // Полис. 2001. № 2.

71. Спиридонов К. А. Становление двухпартийной системы в России // Pro et contra. 2008. № 3.

72. Усманов С. А. Понятие «партия власти» в российской политике // Pro et contra. 2008. № 3.

73. Цуладзе А. Политическая мифология. М., 2003.

74. Шабров О. Ф. Партогенез и партийные системы: параметры, классификация, российская реальность // Социология власти. 2006. № 1.

75. Штайрер Й. Харизма руководителя и управленческие архетипы // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 4.

76. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия // Библиотека Гумер - Политология. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Schum/index. php (дата обращения: 25. 01. 2009).

Интерактивные формы обучения, используемые на занятиях дисциплины

При реализации дисциплины на заочном отделении используются интерактивные формы проведения занятий:

· «круглый стол», дебаты;

· работа в малых группах;

· лекционные занятия с использованием мультимедийных презентаций и элементами дискуссий.

Кроме того, в процессе обучения задействована такая форма диалогового обучения, как рубежное тестирование студентов по разделам дисциплины.

В рамках развития интерактивных форм обучения по дисциплине «Политология» разработаны презентации с возможностью использования различных вспомогательных средств: книг, видео, слайдов, компьютеров и т.п. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах по дисциплине, представлен таблицей ниже.

№ раздела (темы) Вид занятия   Наименование темы Используемые интерактивные образовательные технологии Кол-во часов
ЛЗ Политология как наука Мультимедийные презентации, элементы дискуссии
ЛЗ История развития политической науки Мультимедийные презентации, элементы дискуссии
ЛЗ Прикладная политология Мультимедийные презентации, элементы дискуссии
СЗ Государство как политический институт и гражданское общество. Политический режим. Работа в «малых группах»
СЗ Политическая система и политические режимы Работа в «малых группах»
3, 4 СЗ Субъекты политики. Политическая идеология и культура. «круглый стол», дебаты
    Всего:  

7. Методические указания для обучающихся по освоению

дисциплины (модуля)

Политология является интегративной дисциплиной, аккумулирующей результаты и достижения современного социального и гуманитарного знания. Она вносит существенный вклад в интеллектуальное и профессиональное развитие студентов, социально-гуманитарную образованность, в формирование у выпускников-бакалавров развитой политической культуры и качеств политического субъекта.

Основными видами учебных занятий по политологии на являются: лекции, семинары, самостоятельная работа, зачет. .

В процессе чтения лекций в систематизированном виде излагается основное содержание большинства тем курса политической науки.

Целью семинаров является закрепление, углубление и расширение знаний по рассматриваемым проблемам. На семинарские занятия выносятся наиболее важные проблемы, от глубокого усвоения которых в значительной степени зависит овладение всей проблематикой курса в объёме учебной программы. В ходе семинарских занятий формируются умения студентов строгого логического изложения своих мыслей и ведения дискуссий. Возможно при проведении семинаров (практических занятий) использование методов круглого стола, дискуссии, ролевой игры и других активных форм обучения.

Самостоятельная работа предусматривает формирование опыта обращения с источниками, навыков научного поиска и исследовательского труда. Целью самостоятельного изучения тем дисциплины на основе документальных источников, научной литературы и учебных пособий является закрепление, углубление и расширение знаний по рассматриваемым проблемам. Текущие результаты самостоятельной работы оцениваются на семинарских занятиях и в ходе итоговой аттестации (экзамена). При подготовке к семинарам (практическим занятиям) студентам рекомендуется, прежде всего, изучить нормативно – правовые документы, монографии и статьи из профильных журналов по рассматриваемым проблемам и вопросам. Особое внимание следует уделить чёткому знанию понятийно-категориального аппарата. Целесообразно составлять словарь терминов и понятий.

Подготовка к лекции заключается в следующем:

внимательно прочитайте материал предыдущей лекции;

узнайте тему предстоящей лекции (по тематическому плану, по информации лектора);

ознакомьтесь с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям;

постарайтесь уяснить место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке;

запишите возможные вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.

Подготовка к практическим занятиям и лабораторным работам:

внимательно прочитайте материал лекций относящихся к данному семинарскому занятию, ознакомьтесь с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям;

выпишите основные термины;

ответьте на контрольные вопросы по семинарским занятиям, готовьтесь дать развернутый ответ на каждый из вопросов;

уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными и постарайтесь получить на них ответ заранее (до семинарского занятия) во время текущих консультаций преподавателя;

готовиться можно индивидуально, парами или в составе малой группы, последние являются эффективными формами работы;

рабочая программа дисциплины в части целей, перечню знаний, умений, терминов и учебных вопросов может быть использована вами в качестве ориентира в организации обучения.

Подготовка к зачету. К зачету необходимо готовится целенаправленно, регулярно, систематически и с первых дней обучения по данной дисциплине. Попытки освоить дисциплину в период зачётно-экзаменационной сессии, как правило, показывают не слишком удовлетворительные результаты. В самом начале учебного курса познакомьтесь со следующей учебно-методической документацией:

программой дисциплины;

перечнем знаний и умений, которыми студент должен владеть;

тематическими планами лекций, семинарских занятий;

контрольными мероприятиями;

учебником, учебными пособиями по дисциплине, а также электронными ресурсами;

перечнем вопросов к зачету.

Заключительный этап изучения курса – зачет, который проводится по билетам (1 вопрос), в устной форме, либо в форме электронного (компьютерного) тестирования с целью проверки степени усвоения обучаемыми программы курса политологии.

Содержание устных и письменных заданий определяют требования по дисциплине «Политология» по направлению «Экономика» (квалификация «бакалавр»).

Критерии итогового и текущего контроля для всех форм обучения следующие:

1. Знание понятийно-категориального аппарата.

2.Понимание студентом того, что он излагает в своих устных выступлениях или в письменных работах (контрольных работах, рефератах, творческих проектах и т. п.).

3.Знание теоретических основ политической науки (истории, важнейших концепций, целей, задач науки, ее аналитического потенциала).

4.Владение технологиями анализа политических реалий, принятия политических решений.

5.Знание основных положений работ теоретиков политической науки классического периода и современности.

6.Понимание ценностей демократической политической культуры, норм конвенционального политического участия, сформированность в качестве актора политического процесса.

Требования к самостоятельной работе по дисциплине включают: указание трудоемкости; виды самостоятельной работы студентов; технологическую карту самостоятельной работы; методические рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы.

Виды самостоятельной работы:

- составления компендиума;

- подготовка дискуссии (круглого стола) по заданной теме;

- разработка групповых проектов;

- написание эссе по заданной теме;

- обзор интернет-сайтов и разработка каталога интернет-ресурсов по заданной теме;

- обзор периодической литературы и профессиональных изданий

Технологическая карта самостоятельной работы студента

Виды деятельности студентов Компетенции Проектируемые результаты освоения дисциплины   Итог самостоятельной работы Способы оценки и баллы
1. Составления компендиума ОК-3, 8, 9 Знать: основные этапы истории политических учений, российскую политическую традицию: её истоки, социокультурные основания, историческую динамику Компендиум Взаимооценка/оценка преподавателя в соответствии с контрольно-измерительным материалом (КИМ)
2. Подготовка дискуссии (круглого стола) по теме ОК-3, 8, 9 Уметь: аргументировано обосновывать свой политический выбор, ориентацию на поддержку определённых политических акторов (партии, лидера); логически строго излагать свои мысли и вести дискуссию (с опорой на основные принципы диалога); отстаивать свою политико-идеологическую позицию и нравственные убеждения, с опорой на политологические знания. План – конспект дискуссии \ круглого стола Экспертные оценки
3.Обзор интернет-сайтов и разработка каталога интернет-ресурсов по теме ОК-3, 8, 9 Владеть: навыками поиска и использования политологической информации; методологическими подходами к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче; навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии. Каталог Интернет-ресурсов Взаимооценка/ оценка преподавателя в соответствии с КИМ
4. Обзор периодической литературы и профессиональных изданий ОК-3, 8, 9 Владеть: понятийным аппаратом политологии и важнейшими терминами основных школ и направлений политической науки; навыками поиска и использования политологической информации;   Библиографический список Взаимооценка/ и оценка преподавателя в соответствии с КИМ  
5. Работа студента в разработке групповых проектов ОК-3, 8, 9 Уметь: творчески применять основные положения политологических знаний в повседневной практической деятельности:анализировать сходства и различия политических систем в разных странах мира, учитывать их опыт при анализе перспектив формирования политической системы в Российской Федерации. Индивидуальное задание в групповом проекте Взаимооценка/ оценка преподавателя в соответствии с КИМ
6. Написание эссе по теме ОК-3, 8, 9 Уметь: самостоятельно анализировать политические феномены и давать им оценку в соответствии со знаниями и принципами, усвоенными в курсе политологии; отстаивать свою политико-идеологическую позицию и нравственные убеждения, с опорой на политологические знания Эссе КИМ

Методические рекомендации по выполнению заданий самостоятельной работы и КИМ выполненных самостоятельных работ

  1. Составление компендиума

Компендиум (compendium) – краткое руководство, конспект. Компендиум по дисциплине представляет собой самостоятельно подобранный студентом из периодической литературы, интернет-ресурсов материал, кратко законспектированный, иллюстрирующий научный/практический взгляд на исследуемую проблему. Для составления компендиума необходимо:

- осуществить анализ периодической литературы и интернет-ресурсов;

- выбрать наиболее интересную для студента тему (возможно по согласованию с преподавателем);

-отобрать наиболее соответствующие проблеме материалы, характеризующие различные подходы и авторские позиции;

-законспектировать (сделать «выжимки») из источника, раскрывающие замысел автора, его позицию;

-интегрировать собранные материалы в единый содержательный блок.

КИМ компендиума

Параметр Оценка (по 5 шкале)
В компендиуме представлено более 10 проанализированных источников, все содержательно связаны, интегрированы логично, представляют авторскую позицию.
В компендиуме представлено менее 10, но более пяти проанализированных источников, все содержательно связаны, интегрированы логично, представляют авторскую позицию.
В компендиуме представлено менее 10, но более пяти проанализированных источников, содержательно не связанных между собой, которые частично соответствуют заданной теме, частично интегрированы.
В компендиуме представлено менее 10, но более пяти проанализированных источников, содержательно не связанных между собой, которые не соответствуют заданной теме, в компендиуме источники выстроены нелогично.

2. Подготовка дискуссии (круглого стола)

Подготовка дискуссии (круглого стола) представляет собой проектирование студентом обсуждения в группе в форме дискуссии. В этих целях студенту необходимо:

- самостоятельно выбрать тему (проблему) дискуссии;

- разработать вопросы, продумать проблемные ситуации (с использованием периодической, научной литературы, а также интернет-сайтов);

- разработать план-конспект обсуждения с указанием времени обсуждения, вопросов, вариантов ответов.

КИМ подготовки дискуссии

Параметр Оценка (по 5 шкале)
Выбранная студентом тема (проблема) актуальна на современном этапе развития, представлен подробный план-конспект, в котором отражены вопросы для дискуссии, временной регламент обсуждения, даны возможные варианты ответов, использованы примеры из науки и практики.
Выбранная студентом тема (проблема) актуальна на современном этапе развития, представлен содержательно сжатый план-конспект, в котором отражены вопросы для дискуссии, временной регламент обсуждения, отсутствуют возможные варианты ответов, приведен один пример из практики.
Выбранная студентом тема (проблема) не актуальна на современном этапе развития, представлен содержательно сжатый план-конспект, в котором отражены вопросы для дискуссии, отсутствует временной регламент обсуждения, отсутствуют возможные варианты ответов, отсутствуют примеры из практики.
Выбранная студентом тема (проблема) не актуальна на современном этапе развития, представлен содержательно сжатый план-конспект, в котором частично (не более пяти) отражены вопросы для дискуссии, отсутствует временной регламент обсуждения, отсутствуют возможные варианты ответов, отсутствуют примеры из практики.

Наши рекомендации