Методические указания при подготовке заданий СРС

Костанайский филиал

Кафедра социально-гуманитарных и естественно-научных дисциплин

УТВЕРЖДЕНО

заседанием кафедры СГЕНД

Протокол № от « » _________ 20__г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

по изучению дисциплины

«История Казахстана»

Костанай 2016 г.

Методические рекомендации для студентов составлены:

Шерниязовой В.В., к.п.н., профессором кафедры СГЕНД ___________________

Методические рекомендации для студентов обсуждены на заседании методической комиссии кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Протокол № от « » _________ 20__г.

Председатель метод. комиссии __________________ Волошина И.А.

Методические рекомендации студенту по дисциплине «История Казахстана»

1 внимательно прочтите несколько раз определение понятия, если в определении встретились неизвестные или малопонятные термины, обратитесь к энциклопедическому словарю, историческому словарю, которые помогут ликвидировать затруднения;

2 при работе с понятиями следуйте общему правилу: вначале попытайтесь четко усвоить содержание понятия, прояснить, в чем видится основная его сущность, а затем выделите отличительные признаки этого понятия среди других;

3 изучайте научные понятия в системе, раскрывая их связи и сущность;

4 в процессе подготовки к лекционным и практическим занятиям, а также осуществляя самостоятельную работу, необходимо использовать глоссарий, содержащий основные единицы теоретических положений дисциплины «История Казахстана», а также термины смежных наук или междисциплинарные термины.

5 важным условием усвоения новой терминологической единицы является осознание сферы употребления термина, поскольку он может употребляться для обозначения разных явлений, а также в разных областях знания. Внимательно прочитайте определение и попытайтесь употребить его в разных ситуациях. Обратите внимание на ударение и особенности произношения. Попробуйте дать свою трактовку понятию. Объясните изучаемый термин несколько раз, чтобы формулировка лучше запомнилась.

6 кроме прочего, необходимо обращать внимание на язык, из которого пришел термин (если эти сведения приводятся), часто это также способствует лучшему усвоению.

7 определить, что вы освоили данную терминологическую единицу, можно по употреблению синонимов – хорошо понимая природу изучаемого явления, вы легко сможете заменить один термин другим.

Методические указания при подготовке заданий СРС

1. Студентам необходимо в рамках СРС подготовиться к практическим занятиям, составляя конспект основных положений, отражая все понятия по данной теме дисциплины;

2. Прежде, чем составить схему или таблицу, нужно внимательно изучить предлагаемый материал, относящийся к теме дисциплины;

3. Презентации должны отвечать всем требованиям (шрифт, количество слов, схемы, сочетание цветов и проч.)

4. Одним из важнейших заданий, входящих в систему СРС, является написание реферата или научной статьи на предложенную преподавателем тему, либо на самостоятельно выбранную студентом, либо на тему, согласованную с преподавателем.

5. В рамках СРС выполняется и подготовка устных сообщений на практических занятиях. Студентам предлагается самостоятельно выбрать тему для сообщения и согласовать ее с преподавателем.

6. Все вышеназванные задания сдаются преподавателю до проведения формы контроля. После проверки и оценки все работы возвращаются студентам и могут быть использованы ими при подготовке к рубежным контролям и, таким образом, исполняют роль материала для повторения и закрепления знаний.

Тематика лекционных занятий представлена в таблице 2.

Таблица 1. Виды СРС

Тема СРС Цель СРС Содержание СРС Форма контроля Методические рекомендации  
Введение в историю Казахстана. Ознакомиться с основными методами научными исторического исследования 1. Подготовка к лекционному и практическому занятиям   2 Составить схему взаимосвязи истории с другими науками. 3. Составление родословной Тезисный конспект всех лекционных вопросов   схема     Схема, рассказ Перед составлением тезисов найдите ответы на предлагаемые вопросы в рекомендованной литературе.     При составлении схемы указывайте ту или иную науку, если действительно видите взаимосвязь. Сначала составьте схему, затем составьте подробный рассказ о родстве, профессиях, заслугах каждого звена схемы.
Степная империя тюрков. Раннефеодальные государства на территории Казахстана Проследить эволюцию государственности, показать основные этапы развития 1. Подготовка к лекционному и практическому занятиям     2. Краткая характеристика тюркских государств Тезисный конспект всех лекционных вопросов   таблица Перед составлением тезисов, внимательно прочитайте лекционный материал или найдите ответы на предлагаемые вопросы в рекомендованной литературе.     Из рекомендованных источников составьте хронологическую таблицу эволюции тюркских государств
Казахстан в период монгольского завоевания (XIII в). Средневековые государства в XIV-XV вв. Закрепить знание основных общественно- политических и экономических терминов 1. Подготовка к лекционному и практическому занятиям   2. Политический портрет Чингизхана   3. Государственное устройство средневековых государств на примере Золотой Орды Тезисный конспект всех лекционных вопросов   Презентация     Схема Перед составлением тезисов, внимательно прочитайте лекционный материал или найдите ответы на предлагаемые вопросы в рекомендованной литературе.     При составлении презентации обратите внимание на анализ предпосылок и причины образования государственности Подобрать и растолковать необходимые для составления схемы понятия (например, налоговая, судебная реформа и т.д.)
Эпоха Казахского ханства XV-XVIII вв. Закрепить навык составления и защиты презентаций 1. Подготовка к лекционному и практическому занятиям     2. Казахское ханство при Касыме, Есиме, Тауке (на выбор) 3. Казахские батыры Тезисный конспект всех лекционных вопросов   Презентация     сообщение Перед составлением тезисов, внимательно прочитайте лекционный материал или найдите ответы на предлагаемые вопросы в рекомендованной литературе.   Обратить внимание на исторические источники, летописи.
Казахстан в составе Российской империи. Закрепить навык составления и защиты презентаций 1. Подготовка к лекционному и практическому занятиям   2. Политический портрет Абулхаира и Аблая   3. Составить таблицу колониальных реформ 1822 – 24 гг. и 1867 – 68 гг. Тезисный конспект всех лекционных вопросов     Презентация или сообщение     Таблица (сравнительный анализ) Перед составлением тезисов найдите ответы на предлагаемые вопросы в рекомендованной литературе.     Обратите внимание на различные точки зрения при оценивании той или иной личности   При подготовке к 3 заданию нужно проанализировать и выявить сходства и различия данных реформ.
Казахстан в период гражданского противостояния и в условиях тоталитарной системы Формирование чувства сопричастности к истории страны через историю семьи 1. Подготовка к лекционному и практическому занятиям   2. Программа партии «Алаш» 3. Политический портрет лидеров национальной интеллигенции (на выбор:А. Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов и др.) Тезисный конспект всех лекционных вопросов     Аналитические тезисы Презентация или сообщение Перед составлением тезисов найдите ответы на предлагаемые вопросы в рекомендованной литературе.     Определите тип, характер партии. Показать роль личностей при становлении государственности Казахстана
Казахстан в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 гг.). Развивать умения выделять главное, анализировать материал, выделяя фактический материал. 1.Подготовка к лекционному и практическому занятиям   2. Костанайская область в годы ВОв   3. Герои-казахстанцы   Тезисный конспект всех лекционных вопросов   Сообщение (по возможности экскурсия в музей)   Презентация или сообщение Перед составлением тезисов найдите ответы на предлагаемые вопросы в рекомендованной литературе.     При выполнении данного задания необходимо использовать краеведческий материал     Раскрыть суть подвига, значимость для воспитательного момента
Казахстан в период становления независимости и на современном этапе Воспитание чувства патриотизма, закрепить умения составления презентаций с использованием краеведческого материала 1. Подготовка к лекционному и практическому занятиям   2. Государственно-правовые реформы РК (сравнительный анализ Конституций 1993г. и 1995г.)   3. Политический портрет Президента Тезисный конспект всех лекционных вопросов     таблица   Презентация или сообщение Перед составлением тезисов, внимательно прочитайте лекционный материал или найдите ответы на предлагаемые вопросы в рекомендованной литературе.   При составлении таблицы сравнить аспекты государственно- правового устройства   Обратить внимание на точки зрения казахстанских и зарубежных источников

Таблица 2. Тематика лекционных занятий.

Тема ЛЗ Содержание ЛЗ
Введение в историю Казахстана Предмет, цели и задачи курса «История Казахстана» в контексте всемирной истории. Исторические источники и историография. Актуальность изучения истории Казахстана. Основные этапы и события древнейшей истории Казахстана
Степная империя тюрок. Раннефеодальные государства на территории Казахстана Этнополитическая история тюрков. Образование древнетюркского государства. Тюргеши, их расселение и политическая организация. Движение арабов в Южный Казахстан. Распад тюргешского каганата.
Казахстан в период монгольского завоевания (XIII в). Средневековые государства в XIV-XV вв. Образование государства кочевых узбеков. Этнический состав населения и границы государства кочевых узбеков Абулхаир-хана (1428-1468). Государство Тимура. Обособление и укрепление Ногайской орды. Сибирское ханство и его взаимоотношения с государствами на террито­рии Казахстана.
Эпоха Казахского ханства XV-XVIIIвв. Возникновение Казахского ханства. Внешнеполитическое положение государства во второй половине XVI в. Казахское ханство в начале ХVI века. Жузы. Борьба с Джунгарией. Внешняя и внутренняя политика Тауке-хана (1680-1715). «ЖетиЖаргы».
Казахстан в составе Российской империи Геополитическое положение Казахстана на рубеже XVII-XVIII вв. Освободительная борьба казахского народа. Восточная политика России в начале XVIII века. Вхождение Младшего и Среднего жузов в состав России. Взаимоотношения Аблая с Российской и Цинской империями. Политическое положение Казахстана в конце XVIII в.
Казахстан в период гражданского противостояния и в условиях тоталитарной системы Казахстан в годы 1-ой русской революции 1905 – 1907 гг. Положение Казахстана в годы 1-ой мировой войны. Восстание 1916 года и его историческое значение. Февральская буржуазно-демократическая революция. Октябрьский переворот и гражданская война (1918-1920 гг.). Образование КазССР. Усиление единоличной власти И. Сталина и становление тоталитарного режима. Проблемы и итоги индустриализации в Казахстане. Осуществление политики оседания полукочевников. Последствия коллективизации в Казахстане.
Казахстан в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 гг.) Причины и характер II мировой войны. Казахстан в планах фашисткой Германии. Начало Великой Отечественной войны. Казахстанцы на фронтах войны. Казахстанцы в битве за Москву, Сталинград, Ленинград. Наука и культура Казахстана в годы ВОВ. Итоги и значение Великой Отечественной войны.
Казахстан в период становления независимости и на современном этапе Кризис советской политической системы. Августовский путч 1991 года. Образование СНГ. Провозглашение Казахстана независимым государством. Конституционные реформы. Казахстан 2030. Послания Президента РК. Деятельность Ассамблеи народов Казахстана.

Наши рекомендации