Методические указания при подготовке заданий СРС
Костанайский филиал
Кафедра социально-гуманитарных и естественно-научных дисциплин
УТВЕРЖДЕНО
заседанием кафедры СГЕНД
Протокол № от « » _________ 20__г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
по изучению дисциплины
«История Казахстана»
Костанай 2016 г.
Методические рекомендации для студентов составлены:
Шерниязовой В.В., к.п.н., профессором кафедры СГЕНД ___________________
Методические рекомендации для студентов обсуждены на заседании методической комиссии кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Протокол № от « » _________ 20__г.
Председатель метод. комиссии __________________ Волошина И.А.
Методические рекомендации студенту по дисциплине «История Казахстана»
1 внимательно прочтите несколько раз определение понятия, если в определении встретились неизвестные или малопонятные термины, обратитесь к энциклопедическому словарю, историческому словарю, которые помогут ликвидировать затруднения;
2 при работе с понятиями следуйте общему правилу: вначале попытайтесь четко усвоить содержание понятия, прояснить, в чем видится основная его сущность, а затем выделите отличительные признаки этого понятия среди других;
3 изучайте научные понятия в системе, раскрывая их связи и сущность;
4 в процессе подготовки к лекционным и практическим занятиям, а также осуществляя самостоятельную работу, необходимо использовать глоссарий, содержащий основные единицы теоретических положений дисциплины «История Казахстана», а также термины смежных наук или междисциплинарные термины.
5 важным условием усвоения новой терминологической единицы является осознание сферы употребления термина, поскольку он может употребляться для обозначения разных явлений, а также в разных областях знания. Внимательно прочитайте определение и попытайтесь употребить его в разных ситуациях. Обратите внимание на ударение и особенности произношения. Попробуйте дать свою трактовку понятию. Объясните изучаемый термин несколько раз, чтобы формулировка лучше запомнилась.
6 кроме прочего, необходимо обращать внимание на язык, из которого пришел термин (если эти сведения приводятся), часто это также способствует лучшему усвоению.
7 определить, что вы освоили данную терминологическую единицу, можно по употреблению синонимов – хорошо понимая природу изучаемого явления, вы легко сможете заменить один термин другим.
Методические указания при подготовке заданий СРС
1. Студентам необходимо в рамках СРС подготовиться к практическим занятиям, составляя конспект основных положений, отражая все понятия по данной теме дисциплины;
2. Прежде, чем составить схему или таблицу, нужно внимательно изучить предлагаемый материал, относящийся к теме дисциплины;
3. Презентации должны отвечать всем требованиям (шрифт, количество слов, схемы, сочетание цветов и проч.)
4. Одним из важнейших заданий, входящих в систему СРС, является написание реферата или научной статьи на предложенную преподавателем тему, либо на самостоятельно выбранную студентом, либо на тему, согласованную с преподавателем.
5. В рамках СРС выполняется и подготовка устных сообщений на практических занятиях. Студентам предлагается самостоятельно выбрать тему для сообщения и согласовать ее с преподавателем.
6. Все вышеназванные задания сдаются преподавателю до проведения формы контроля. После проверки и оценки все работы возвращаются студентам и могут быть использованы ими при подготовке к рубежным контролям и, таким образом, исполняют роль материала для повторения и закрепления знаний.
Тематика лекционных занятий представлена в таблице 2.
Таблица 1. Виды СРС
Тема СРС | Цель СРС | Содержание СРС | Форма контроля | Методические рекомендации |
Введение в историю Казахстана. | Ознакомиться с основными методами научными исторического исследования | 1. Подготовка к лекционному и практическому занятиям 2 Составить схему взаимосвязи истории с другими науками. 3. Составление родословной | Тезисный конспект всех лекционных вопросов схема Схема, рассказ | Перед составлением тезисов найдите ответы на предлагаемые вопросы в рекомендованной литературе. При составлении схемы указывайте ту или иную науку, если действительно видите взаимосвязь. Сначала составьте схему, затем составьте подробный рассказ о родстве, профессиях, заслугах каждого звена схемы. |
Степная империя тюрков. Раннефеодальные государства на территории Казахстана | Проследить эволюцию государственности, показать основные этапы развития | 1. Подготовка к лекционному и практическому занятиям 2. Краткая характеристика тюркских государств | Тезисный конспект всех лекционных вопросов таблица | Перед составлением тезисов, внимательно прочитайте лекционный материал или найдите ответы на предлагаемые вопросы в рекомендованной литературе. Из рекомендованных источников составьте хронологическую таблицу эволюции тюркских государств |
Казахстан в период монгольского завоевания (XIII в). Средневековые государства в XIV-XV вв. | Закрепить знание основных общественно- политических и экономических терминов | 1. Подготовка к лекционному и практическому занятиям 2. Политический портрет Чингизхана 3. Государственное устройство средневековых государств на примере Золотой Орды | Тезисный конспект всех лекционных вопросов Презентация Схема | Перед составлением тезисов, внимательно прочитайте лекционный материал или найдите ответы на предлагаемые вопросы в рекомендованной литературе. При составлении презентации обратите внимание на анализ предпосылок и причины образования государственности Подобрать и растолковать необходимые для составления схемы понятия (например, налоговая, судебная реформа и т.д.) |
Эпоха Казахского ханства XV-XVIII вв. | Закрепить навык составления и защиты презентаций | 1. Подготовка к лекционному и практическому занятиям 2. Казахское ханство при Касыме, Есиме, Тауке (на выбор) 3. Казахские батыры | Тезисный конспект всех лекционных вопросов Презентация сообщение | Перед составлением тезисов, внимательно прочитайте лекционный материал или найдите ответы на предлагаемые вопросы в рекомендованной литературе. Обратить внимание на исторические источники, летописи. |
Казахстан в составе Российской империи. | Закрепить навык составления и защиты презентаций | 1. Подготовка к лекционному и практическому занятиям 2. Политический портрет Абулхаира и Аблая 3. Составить таблицу колониальных реформ 1822 – 24 гг. и 1867 – 68 гг. | Тезисный конспект всех лекционных вопросов Презентация или сообщение Таблица (сравнительный анализ) | Перед составлением тезисов найдите ответы на предлагаемые вопросы в рекомендованной литературе. Обратите внимание на различные точки зрения при оценивании той или иной личности При подготовке к 3 заданию нужно проанализировать и выявить сходства и различия данных реформ. |
Казахстан в период гражданского противостояния и в условиях тоталитарной системы | Формирование чувства сопричастности к истории страны через историю семьи | 1. Подготовка к лекционному и практическому занятиям 2. Программа партии «Алаш» 3. Политический портрет лидеров национальной интеллигенции (на выбор:А. Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов и др.) | Тезисный конспект всех лекционных вопросов Аналитические тезисы Презентация или сообщение | Перед составлением тезисов найдите ответы на предлагаемые вопросы в рекомендованной литературе. Определите тип, характер партии. Показать роль личностей при становлении государственности Казахстана |
Казахстан в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 гг.). | Развивать умения выделять главное, анализировать материал, выделяя фактический материал. | 1.Подготовка к лекционному и практическому занятиям 2. Костанайская область в годы ВОв 3. Герои-казахстанцы | Тезисный конспект всех лекционных вопросов Сообщение (по возможности экскурсия в музей) Презентация или сообщение | Перед составлением тезисов найдите ответы на предлагаемые вопросы в рекомендованной литературе. При выполнении данного задания необходимо использовать краеведческий материал Раскрыть суть подвига, значимость для воспитательного момента |
Казахстан в период становления независимости и на современном этапе | Воспитание чувства патриотизма, закрепить умения составления презентаций с использованием краеведческого материала | 1. Подготовка к лекционному и практическому занятиям 2. Государственно-правовые реформы РК (сравнительный анализ Конституций 1993г. и 1995г.) 3. Политический портрет Президента | Тезисный конспект всех лекционных вопросов таблица Презентация или сообщение | Перед составлением тезисов, внимательно прочитайте лекционный материал или найдите ответы на предлагаемые вопросы в рекомендованной литературе. При составлении таблицы сравнить аспекты государственно- правового устройства Обратить внимание на точки зрения казахстанских и зарубежных источников |
Таблица 2. Тематика лекционных занятий.
Тема ЛЗ | Содержание ЛЗ |
Введение в историю Казахстана | Предмет, цели и задачи курса «История Казахстана» в контексте всемирной истории. Исторические источники и историография. Актуальность изучения истории Казахстана. Основные этапы и события древнейшей истории Казахстана |
Степная империя тюрок. Раннефеодальные государства на территории Казахстана | Этнополитическая история тюрков. Образование древнетюркского государства. Тюргеши, их расселение и политическая организация. Движение арабов в Южный Казахстан. Распад тюргешского каганата. |
Казахстан в период монгольского завоевания (XIII в). Средневековые государства в XIV-XV вв. | Образование государства кочевых узбеков. Этнический состав населения и границы государства кочевых узбеков Абулхаир-хана (1428-1468). Государство Тимура. Обособление и укрепление Ногайской орды. Сибирское ханство и его взаимоотношения с государствами на территории Казахстана. |
Эпоха Казахского ханства XV-XVIIIвв. | Возникновение Казахского ханства. Внешнеполитическое положение государства во второй половине XVI в. Казахское ханство в начале ХVI века. Жузы. Борьба с Джунгарией. Внешняя и внутренняя политика Тауке-хана (1680-1715). «ЖетиЖаргы». |
Казахстан в составе Российской империи | Геополитическое положение Казахстана на рубеже XVII-XVIII вв. Освободительная борьба казахского народа. Восточная политика России в начале XVIII века. Вхождение Младшего и Среднего жузов в состав России. Взаимоотношения Аблая с Российской и Цинской империями. Политическое положение Казахстана в конце XVIII в. |
Казахстан в период гражданского противостояния и в условиях тоталитарной системы | Казахстан в годы 1-ой русской революции 1905 – 1907 гг. Положение Казахстана в годы 1-ой мировой войны. Восстание 1916 года и его историческое значение. Февральская буржуазно-демократическая революция. Октябрьский переворот и гражданская война (1918-1920 гг.). Образование КазССР. Усиление единоличной власти И. Сталина и становление тоталитарного режима. Проблемы и итоги индустриализации в Казахстане. Осуществление политики оседания полукочевников. Последствия коллективизации в Казахстане. |
Казахстан в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 гг.) | Причины и характер II мировой войны. Казахстан в планах фашисткой Германии. Начало Великой Отечественной войны. Казахстанцы на фронтах войны. Казахстанцы в битве за Москву, Сталинград, Ленинград. Наука и культура Казахстана в годы ВОВ. Итоги и значение Великой Отечественной войны. |
Казахстан в период становления независимости и на современном этапе | Кризис советской политической системы. Августовский путч 1991 года. Образование СНГ. Провозглашение Казахстана независимым государством. Конституционные реформы. Казахстан 2030. Послания Президента РК. Деятельность Ассамблеи народов Казахстана. |