Под редакцией А.С. Тургаева, А.Е. Хренова.
Данный учебник позволяет наглядно представить основные проблемы политической науки. В книге нашли отражение теоретические и методологические вопросы, а также разработки современных ученых. Один из разделов посвящен прикладной политологии. Читатель сможет овладеть основами политического моделирования и прогнозирования, познакомиться с расчетом политического риска, с выработкой стратегии проведения избирательной кампании. Издание рассчитано на студентов, аспирантов, преподавателей, всех интересующихся проблемами политологии. Представленный учебник написан в соответствии с Государственным образовательным стандартом по политологии.
В предложенном пособии мы фиксируем отражение необходимых дидактических единиц по курсу политология в содержании учебника. Учебник состоит из 27 глав, в каждой из которых рассматривается определенная политологическая тема: глава 1- предмет политологии, глава 2 - методы политической науки, глава 3 – история политических учений, глава 4 – политическая мысль России, глава 5 – политическая власть, глава 6 – политическая система, глава 7 – политические институты, глава 8 – государство как политический институт, глава 9 – правовое и социальное государство, глава 10 – избирательная система, глава 11 – институты представительства и согласования интересов, глава 12 – политический режим, глава 13 – политическая культура, глава 14 – политическая идеология, глава 15 – социальные общности как политические акторы, глава 16 – политическое лидерство, глава 17 – политическое поведение, глава 18- политическая коммуникация, глава 19 – политический конфликт, глава 20 – политическая модернизация, глава 21 – система международных отношений, глава 22 – политический PR, глава 23 – политическая реклама, глава 24 – политический имидж, глава 25 – технологии избирательных кампаний, глава 26 – политическое моделирование и прогнозирование, глава 27 – политический риск.
Вышеперечисленная последовательность тем соответствует основным образовательным целям по данному учебному курсу и способствует формированию общих умений, навыков способов деятельности и изучении предмета. Также в рецензируемом пособии мы наблюдаем отражение современного научного политологического знания и практических элементов в таком разделе как прикладная политология, который содержит следующие темы: политический PR, политическая реклама, политический имидж, технологии избирательных кампаний, политическое моделирование и прогнозирование, политический риск.
В данном учебник политология представлена и в теоретическом, фундаментальном плане, и также выступает как практическая, развивающаяся отрасль знания. Такая амбивалентность способствует успешной социализации учащегося, и ускоряет процесс овладения студентом основами теоретического мышления и первичными навыками научного исследования и эксперимента. Также, нельзя не отметить, что данный учебник содержит в себе много наглядных элементов, что помогает в достижении баланса между теоретическими положениями и фактическим материалом.
Политология, как известно, стоит на стыке многих дисциплин общегуманитарного цикла, поэтому так важно рассматривать политологический материал в контексте его межпредметности, что находит свое отражение в рассматриваемом учебнике. При этом автор уделяет внимание таким специальным политологическим предметам как политический анализ и прогнозирование, политические технологии, политический менеджмент, что, в свою очередь, позволяет студентам более подробно и глубоко изучить интересующую их тему.
Далее отметим, что на политологии, опять-таки, в силу изначально присущих ей характеристик, лежит огромная ответственность в формировании гражданского самосознания у студентов, приобщения их к демократическим ценностям. Также курс направлен на то, чтобы помочь студенту понять сущность политических процессов, происходящих в обществе, а также ориентироваться в современной социальной действительности. Данный элемент представлен в рассматриваемом учебнике, который содержит в себе воспитательный характер соответствующих разделов.
Переходя ко второму блоку критериев, а именно, к анализу организации содержания учебника, сразу отметим, что рассматриваемый учебник отличается своей высокой степенью наглядности: материал представлен, преимущественно, в виде схем, к которым прилагаются соответственные комментарии. Это сопровождается точностью, ясностью, лаконичностью языка учебника, четкими формулировками правил и понятий. Данный тип изложения позволяет студенту сохранять концентрацию внимания на протяжении изучения материала, а также помогает в более качественном усвоении информации. Но излишняя схематизация представленного пособия не способствует познавательному интересу у студентов, так как не прослеживается эмоциональное отношение автора к излагаемому материалу.
В свою очередь, вышеизложенный недостаток, компенсируется соответствием информационного поля учебника целям образования. В каждой главе мы можем проследить четкую структуру и обращаясь к конкретному пункту, мы без труда определим основной и вспомогательный материал, что определяется сопровождением каждой темы схемами и графиками.
Рассмотрев организацию содержания учебника, перейдём, непосредственно, к анализу методического аппарата. Как уже неоднократно отмечалось, данное учебное пособие представлено в виде схем и комментариев к ним, но в рамках учебника отсутствуют вопросы после параграфов, также нет каких-либо заданий, тестов, справочного материала, что свидетельствует о довольно скудном методическом сопровождении учебника. Такой методический аппарат не способствует формированию навыков самостоятельной работы у студентов. Хотя и в рамках рассматриваемого пособия довольно грамотно представлено соотношение между объёмами нарративного текста и развивающими материалами, он нуждается в существенных методических доработках.
Заключение.
Таким образом, прорецензировав два учебника по политологии под редакцией А.А. Горелова и под редакцией А.С. Тургаева и А.Е. Хренова, мы приходим к следующим выводам:
- Оба учебника включают в себя обязательный минимум содержания, выраженных в дидактических единицах, которые соответствуют образовательному стандарту по курсу политология;
- В обоих учебниках мы наблюдаем четкую структуру в организации содержания, последовательность в изложении тем, выраженные межпредметные связи, и использование авторами принятой научной терминологии;
- Также, в каждом из представленных учебных пособий грамотно достигается баланс теоретического и фактического материала, в первом случае (А.А. Горелов) – посредством сопровождения теоретического материала многочисленными примерами, во втором (А.С. Тургаев, А.Е. Хренов) – материал представлен в виде схем и комментариев к ним.
- Представленные учебники содержат в себе воспитательные элементы и направлены на формирование гражданского самосознания у студентов, а также приобщение обучающихся к демократическим ценностям.
Далее, при анализе организации содержания и методического аппарата, мною были выявлены следующие отличия:
- В учебнике под редакцией А.С. Тургаева, А.Е. Хренова, благодаря высокому элементу наглядности, представлены довольно чёткие формулировки правил и понятий, и мы, обращаясь к конкретной теме, без труда определим в ней основные и дополнительные моменты. Представленных элементов мы не наблюдаем в учебнике под редакцией А.А. Горелова. Данный учебник снабжен большим количеством примеров и объяснений, что является его несомненным плюсом, но это отражается на размытости формулировок понятий и правил, а также затрудняет поиск конкретной информации в рамках интересующего параграфа.
- Переходя к следующему моменту, отметим, что в учебнике под редакцией А.А. Горелова, после каждой главы находятся вопросы для повторения, и список литературы посредством чего автор мотивирует студента на самостоятельное, дополнительное изучение предложенной темы. Руководствуясь этой же целью, автор снабжает каждый параграф внутренними сносками на ту или иную работу. Поэтому данный учебник мыслится не как единственный, а как ведущий источник информации. Далее отметим, что автор, в конце учебника предлагает вопросы для повторения всего курса и вопросы к экзаменам и зачетам, затем следует краткий словарь терминов и список персоналий с краткой информацией по следующей схеме: имя, года жизни, характеристика, что позволяет в максимально быстрый срок узнать необходимую информацию об интересующей персоне. Таким образом, мы отмечаем разнообразное методическое сопровождение данного учебного пособия. Обращаясь к учебнику под редакцией А.С. Тургаева, А. Е. Хренова, мы не наблюдаем наличие разработанного методического аппарата. В рассматриваемом учебнике отсутствуют вопросы для повторения, задания, тесты, справочный материал, что в дальнейшем может повлиять на низкий уровень самоконтроля у студентов и приведет к некачественному усвоению знаний.
Экспертное заключение о целесообразности внедрения в педагогическую практику учебного пособия «Политология» под редакцией А.А. Горелова.
Изучив и проанализировав содержание учебника «Политология» под редакцией А.А. Горелова, мы пришли к заключению, что данное учебное пособие может быть рекомендовано в качестве ведущего источника информации для преподавания политологии на специальностях гуманитарного цикла с определенными поправками. При наличии детально разработанного методического аппарата, учебнику не хватает наглядности и четкости в формулировках основных политологических понятий. Данный недостаток может быть нейтрализован с помощью более четкого аппарата ориентировке по тексту в рамках учебника, например, определения можно выделять с помощью полужирного начертания шрифта, что упростило бы поиск нужной информации в тексте.
Экспертное заключение о целесообразности внедрения в педагогическую практику учебника «Политология в схемах и комментариях» под редакцией А.С. Тургаева, А.Е. Хренова.
Изучив и проанализировав содержания учебника «Политология в схемах и комментариях» под редакцией А.С. Тургаева, А.Е. Хренова, мы пришли к выводу, что данное учебное пособие может быть рекомендовано в качестве дополнительного источника информации для преподавания политологии на межфакультетных специальностях. Данное решение обусловлено недостаточно разработанным методическим аппаратом учебника. Мы бы рекомендовали к каждой главе прилагать список вопросов по теме, а в конце учебника предложить итоговой тест по изучаемой дисциплине и представить наличие справочной информации.
Список литературы.
1. Горелов А. Политология.-М.:ЭКСМО., 2006.
2. Тургаев А., Хренов А. Политология в схемах и комментариях.//Сайт Библиотека Альдебаран.:URL:http://lib.aldebaran.ru/author/turgaev_aleksandr/turgaev_aleksandr_politologiya_v_shemah_i_kommentariyah/(2011. 09 декабрь).
3. Шогенов А. Экспертиза школьных учебников. Рекомендации издательствам и авторам учебников по совершенствованию учебников второй ступени общего образования//Народное образование.-2007.-№2.-С. 38-43.