Поддержка со стороны правых партий
Существование многочисленных политических организаций — весьма характерное явление для всех развивающихся стран. Но это разнообразие не является препятствием для определения их политической и идеологической направленности. В подобных условиях ЦРУ нет необходимости создавать новые организации. Оно использует для своих целей уже существующие, поскольку контакт с ними нетрудно установить с помощью различных каналов связи. Самым важным из них является идеологический канал. Родство политических целей лидеров местных буржуазных партий и агентов ЦРУ и других подобных организаций легко приводит к нахождению общего языка, к определению первоочередных задач, приемлемых для обеих сторон.
Метод частых визитов определенным лицам, посещение общественных мест, таких, как клубы,
выставочные залы и т. д., также позволяют агентам ЦРУ устанавливать нужные контакты.
Занятие бизнесом тоже дает возможность находить связи, точки соприкосновения, которые быстро
превращаются в постоянные политические соглашения. Снова сошлемся на пример с Чили и Эквадором.
В Чили руководители буржуазной Национальной партии не только принадлежали к самым высшим слоям аристократии, но и являлись видными фигурами в промышленном и финансовом мире.
Таковы, как об этом говорилось в чилийской политической литературе, представители «клана» Матте — Алессандри — собственники предприятий бумажной промышленности и многих других крупных отраслей экономики. Они даже в самые трудные кризисные времена получали кредиты, предоставляемые американскими финансовыми учреждениями или организациями международного кредита, среди которых авторитет США {10} непререкаем.
Примером таких прочных отношений могут служить контакты тех же руководителей Национальной партии Чили с ИТТ начиная с 1970 г. {11}
В Эквадоре в 60-х годах связи с правыми партиями осуществлялись главным образом посредством Социального христианского движения и Консервативной партии. Упоминавшийся ранее Ренато Перес Друэ, руководитель партии Социальное христианское движение и управляющий одним из туристских агентств в Кито, в свое время завербовал инженера Аурелио Давила Кахаса. Оба они получали указания и деньги непосредственно от шефа отделения ЦРУ в Эквадоре Джеймса Ноланда {12}.
Позже инженер Давила Кахас стал председателем палаты депутатов эквадорского парламента.
Одновременно через Переса Друэ Джеймс Ноланд завербовал Рафаэля Арисага {13}, видного руководителя местной организации Консервативной партии в городе Куэнка, и его сына Карлоса Арисага Вега {14}.
Последний тоже был руководителем провинциальной организации Консервативной партии, также
получавшей инструкции и деньги непосредственно от Ноланда.
Анализ состава правых «модернизированных» партий на выборах в Аргентине в 1973 году, как и на предыдущих выборах 1964 года, дает представление об образе политического деятеля, завербованного ЦРУ: он должен быть крупным предпринимателем, антикоммунистом, демагогом, его партия должна быть небольшой, но тем не менее располагающей неограниченными средствами для проведения избирательной кампании под лозунгами, лишенными всякого содержания.
В Уругвае крайне правых следует искать среди правого крыла партии «Колорадо». Во время выборов 1971 года Бордаберри являлся кандидатом в президенты по списку от партии «Колорадо», хотя ранее он принадлежал к аграриям партии «Бланко». У Бордаберри еще с 1964 года, с того времени, когда он был сенатором {15}, сохранились связи с тогдашним послом США в Уругвае Кэрром. Но главными руководителями и советниками аграриев были агенты ЦРУ. То же самое можно сказать и о покойном Бенито Нардоне, бывшем президенте Уругвая {16}, о его жене Ольге Клериси де Нардоне {17}, также сотруднице ЦРУ, которая после смерти мужа продолжала свою деятельность среди руководства Лиги аграрных действий. С ЦРУ сотрудничали также генерал Марио Агеррондо {18}, бывший руководитель полиции в Монтевидео, и депутат аграриев Вильсон Эльсо {19}.
Но, без сомнения, самыми любопытными персонажами в этом плане являются Хуан Хосе Гари,
политический советник Нардоне, а затем Бордаберри, банкир, руководитель аграриев и известный агент ЦРУ {20}.
Деятельность всех этих агентов ЦРУ началась много лет тому назад, возможно с начала работы
отделения ЦРУ в Монтевидео. Их действия, направленные на поддержку президента Бордаберри,
неоднократно разоблачались.