Проникновение в студенческие и молодежные организации
Большой интерес представляют методы проникновения агентов ЦРУ в студенческую и молодежную среду. Вербовка агентов в этом случае ведется главным образом в университетах {45}. Завербованные на первом курсе молодые люди к моменту завершения образования становятся опытными агентами. Кроме того, контроль, установленный ЦРУ над рядом молодежных организаций, дает возможность в дальнейшем держать в поле зрения потенциально активные силы общества.
Работа ЦРУ в этой области началась в 1949 году, когда им были организованы Секретариат ЦРУ и организация шпионской службы {55} по координации национальных союзов студентов (КОСЕК) со штаб-квартирой в Лейдене (как антикоммунистическая альтернатива Международному союзу студентов) и Всемирная ассамблея молодежи, обосновавшаяся в Брюсселе (соответственно
как альтернатива Всемирной федерации демократической молодежи) {46}. Секретариат и Ассамблея находятся под непосредственным контролем отдела международных операций Управления тайных операций ЦРУ. Организацией, направляющей их действия, является Национальная ассоциация студентов США (НСА), деятельность которой была разоблачена американским журналом «Рэмпартс» в мае 1967 года {47}. Как Секретариат по координации национальных союзов студентов, так и Всемирная ассамблея молодежи являются проводниками влияния ЦРУ на национальные организации.
Скандал с НСА разразился после заявлений, сделанных казначеем Союза М. Вудсом. Спустя
несколько лет некий Сэм Браун раскрыл, каким образом действовало ЦРУ. Механизм довольно
несложный. Студенческих руководителей постепенно вовлекали в дела НСА, а затем им сообщали: «Вы работаете на ЦРУ». К этому моменту они оказывались настолько идеологически обработанными либо подкупленными, что не находили выхода из создавшегося положения. Позже некотоpые из этих молодых «кадров» выполняли работу по связи ЦРУ с государственными и полугосударственными организациями, осуществлявшими контроль за деятельностью ученых, а также крупных фондов, таких, как Фонды Форда, Рокфеллера или Карнеги.
В результате разоблачения деятельности ЦРУ в студенческих организациях в 1967 году была
раскрыта роль некоторых учреждений, созданных ЦРУ для финансирования НСА и ряда организаций в области культуры. Это были различные фонды и другие учреждения, под прикрытием которых агенты ЦРУ {48} контролировали научные исследования {49} и научную работу в разных университетах {50}. В Мексике операции ЦРУ в студенческой среде были проведены в 1966 году, главным образом в Автономном университете в Мехико {51}.
Но вот в Уругвае в 1964 году ЦРУ столкнулось с трудностью проникновения в Федерацию университетских студентов Уругвая (ФЕУУ) вследствие прочных позиций, занимаемых там левыми
силами. Поэтому была организована операция АВБЛООМ {52} по обработке учащихся старших
классов школ. Руководили ею Брукс Рид, агент резидентуры ЦРУ в Монтевидео, и Джеральд
О'Грэди, заместитель главы резидентуры. В ходе этой операции ЦРУ стремилось создать организации, обладающие «иммунитетом» к левым взглядам, подготовив таким образом молодежные «кадры» к поступлению в университет. В результате за несколько лет агентам ЦРУ удалось изменить ориентацию ФЕУУ.
Имеются примеры и по другим странам. Все это дает яркое представление о действиях ЦРУ по проникновению в среду молодежи с целью получить в будущем политически, научно и технически
грамотных руководителей, чтобы через них направлять деятельность местных организаций.
Пирамида «дестабилизации»
План действий ЦРУ по «дестабилизации» положения в той или иной стране первоначально вырабатывается его местными организациями. Как показывают уже имевшие место «дестабилизации», с этой целью привлекают в первую очередь посла США, действующего с общего согласия служб ЦРУ, РУМО и других подобных организаций {53}.
Иногда (в редких случаях) посол оказывается человеком, на которого нельзя положиться: это бывает тогда, когда личные качества посла не отвечают требованиям данного дела или когда он слишком самостоятелен и работает без соответствующей координации (примеры таких случаев приведены в документах Пентагона). В любом случае выработка плана основана на оценках, даваемых местными организациями ЦРУ. Потом наметки плана передаются в соответствующие штаб-квартиры в Соединенных Штатах, где отделы изучают материал и имеющиеся предложения, а затем переправляют их в бюро директора ЦРУ. Последний в свою очередь с помощью своего «штаба» дорабатывает материал и направляет его в высшие инстанции.
То же самое происходит и в штабе РУМО в министерстве обороны.
Предварительно составленный план и предложения к нему поступают в Комиссию разведки
Соединенных Штатов (ЮСИБ) {54}, возглавляемую директором ЦРУ и состоящую из руководителей разведывательных служб всех видов вооруженных сил, министерства финансов, ДИА, ФБР, Комиссии по атомной энергии, службы разведки государственного департамента, одним словом, в организацию, где находятся руководители всего «разведывательного сообщества». Затем материалы отсылаются в отдел планирования Совета национальной
безопасности и оттуда в «Комитет 40». Первая из этих двух организаций выполняет «технические»
функции {55}: оформляет планы и устанавливает очередность выполнения заданий, намечает этапы деятельности и т. д. «Комитет 40» {56} имеет «исполнительные» функции. Материал, проходящий через этот комитет, получает «добро» и последние указания для его исполнения.
В целях секретности «Комитет» сменил не одно название: первоначально это была «Оперативная
координационная группа», затем «Группа 54-12», позже «Специальная группа» 57, «Группа 303» и,
наконец, теперь он известен под названием «Комитет 40». Хотя количество членов, входящих в этот «Комитет», точно не сообщается, известно, что в нем состоят директор ЦРУ и заместители государственного секретаря и министра обороны.
Затем планы поступают непосредственно в Совет национальной безопасности, коллегиальный
орган на самом высоком уровне {58}. В его состав обычно входят президент и вице-президент США, государственный секретарь и министр обороны, председатель Управления ресурсов национальной обороны. Кроме того, в его состав входит директор ЦРУ. На заседаниях Совета присутствуют чиновники определенного ранга, которые, по мнению его членов, могут представлять какой-то интерес в каждом конкретном случае. СНБ окончательно одобряет документы, определяющие стратегию Соединенных Штатов на определенный отрезок времени {59}.
Основная ответственность за выполнение операции ложится на президента {60}. Находясь на вершине пирамиды «дестабилизации», он непосредственно отвечает за деятельность «разведывательного сообщества» Соединенных Штатов. Все последние президенты США — Трумэн, Эйзенхауэр, Кеннеди, Джонсон, Никсон и Форд — были замешаны в преступных операциях, осуществленных ЦРУ и другими шпионскими службами США {61}.
Глава IV