ООН в современном мире: проблемы реформирования.
В одиночку ни одна нация не способна полностью защититься от соврем угроз. Для решения проблем сегодняшнего дня требуется сотруд-во. При созд ООН в 1945г. ставились следующие цели: обеспечивалось уважение к фундаментальным правам чел, создавались предпосылки для защиты правосудия и поддержания верх-ва закона и содей-ть соц прогрессу и улучшение условий жизни при большей свободе (основополагающие свободы, на кот имеет право кажд чел). Отправной точкой для формирования нового консенсуса должно стать широкое видение сегодняшних угроз.
Опасности: международные войны, гражданские беспорядки, организованная преступность, терроризм и оружие массового уничтожения; также нищета, инфекционные заболевания и деградация окружающей среды.
3 первоочередных направления действий:
1. обеспечить, чтобы терроризм, имеющий катастрофические последствия, никогда не становился реальностью.
2. предотвратить распространение биологического, химического и в особенности ядерного оружия и уберечь его от попадания в наиболее опасные руки
3. обеспечивать успех в тех случаях, когда ООН берёт на себя задачу построения прочного мира на территориях, раздираемых войнами.
Принимая на себя обязанность защищать гражданское население от массовых нарушений прав человека, ООН выполняет часть более широкой задачи: серьезно относиться к правам человека и верховенству закона при осуществлении международной политики. Задачи, которые ставят перед собой защитники прав человека, непременно должны включать в себя право всех народов управлять своими делами с помощью демократических институтов.
Поддержка прав человека и демократии должна идти рука об руку с серьезными мерами по содействию развитию. Сутью этого плана должно стать глобальное партнерство между богатыми и бедными странами.
В экол сфере требуется как введение в действие новой регулирующей системы, так и гораздо более прогрессивное использование новых технологий и рыночных механизмов в торговле выбросами углерода, а также обеспечивать во всем мире возможности раннего предупреждения о всех природных катаклизмах.
Если Организация Объединенных Наций хочет оставаться инструментом, с помощью которого государства противостоят вызовам сегодняшнего и завтрашнего дня, ей необходимы крупные реформы, направленные на усиление ее роли, на рост ее эффективности и подотчетности. Следует достичь решения о том, чтобы придать работе Генеральной Ассамблеи и Экономического и социального совета более стратегический характер. Генеральная ассамблея должна принять меры по рационализации повестки дня и ускорению процесса их обсуждений. ЭКОСОС должен быть реформирован, чтобы давать эффективную оценку прогрессу в реализации повестки дня ООН, служить форумом высокого уровня по сотрудничеству в области развития и напрвлять усилия межправительственных органов в эконом и соц областях. Одновременно с рассмотрением вопроса о создании новых институтов, таких, как Комиссия по миростроительству, следует упразднить учреждения, в которых больше нет необходимости (такие, как Совет по опеке). Комиссия могла бы служить в качестве форума, где представители государств, оказывающих и принимающих помощь, а также предоставляющих войска, совместно с лидерами других государств-членов, международными финансовыми учреждениями и региональными организациями согласовывают стратегию, обеспечивают политическое руководство и, наконец, осуществляют мобилизацию ресурсов и координацию усилий всех участников. В результате она была создана при СБ ООН. КПЧ предлагалось заменить на меньший по составу Совет по правм человека, что и было сделано. Проблема заключалась в его неэффективности. Иногда председателями оказывались предстаивители стран, где ситуация по правам человеа далека от идеального. Теперь члены избираются напрямую Генеральной ассамблеей большинством в 2 трети голосов присутствующих и участвующих в голосовании. И предполагается создание Комиссии по миростроительству. Также необходимо принять ряд мер, чтобы сделать деятельность руководства и процедуры Секретариата более открытыми для надзора. Успех реформы требует, чтобы генеральный секретарь, как главное административное должностное лицо ООН, получил полномочия, которые позволили бы ему или ей управлять Организацией Объединенных Наций, обладая большей самостоятельностью и свободой действий, и тем самым продвигать необходимые перемены, (доклад Генсека ООН 2005)
Однако никакая реформа ООН не будет полной без реформы Совета Безопасности. СБ должен быть реформирован так, чтобы в него вошли государства, которые вносят наибольший финансовый, военный и дипломатический вклад в деятельность ООН, и чтобы был широко представлен нынешний состав ООН.
Такой же важной является реформа Секретариата ООН и более широкой сети учреждений, фондов и программ, составляющих систему ООН.
Совет Безопасности - ключевой элемент международной системы, ответственной за поддержание мира и безопасности. Со времение его создания угрозы и вызовы, распределение сил между странами-членами ООН изменились. Решения не могут теперь приниматься и осуществляться лишь постоянными членами СБ, требуют военного, политического и финансового участия других государств.
Принципы реформ (они должны): обеспечивать вовлечение в принятие решений тех, кто вносит наибольший финансовый, военный и дипломатический вклад в ООН; вовлекать в процесс принятия решений страны, представляющие широкий членский состав, особенно развивающийся мир; не подрывать эффективность СБ; усиливать демократический и подотчетный характер СБ.
Реформа должна основываться на рассширении состава совета за счет увеличения числа постоянных членов. При этом следствием этого может стать усложнение процессов принятия решений. Доминирует тема представленности интересов, тк ее неполнота уменьшает легетимность принятых решений среди членов мирового сообщества.
Ограничения, накладываемые на страны-кандидаты в постоянные члены: обладание существенной экономической мощью, большим населением, большой территорией, высоким уровнем социального, культурного, научно-технического развития, значительным региональным влиянием, значительной военной мощью. Бесспорными кандиатами считаются Япония, Германия, Индия и Бразилия. Существуют так же страны, удовлетворяющие часть критериев: Индонезия, Пакистан, Южная Корея, Мексика и Аргентина, Египет, Нигерия, ЮАР, но большинство из них не имеют достаточную экономическую мощь и высокого уровня социо-культурного и научно-технического развития.
Вопрос права вето: следует ли его сохранять в нынешнем виде и кому следует его предоставлять.
В Докладе Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам выдвинуто 2 возможные модели увеличения составаСовета на 9 новых постоянных и непостоянных мест (то есть расширение до 24 членов). Они фактически распределяют места между 4 основными региональными зонами: Африка, Азия и Тихий океан, Европа, Американский континент. Модель А предусматривает создание 6 новых постоянных мест (2-для Африки, 2 – для Азии и Тихого окена, 2 – для Европы и американского континента) без дополнительного права вето для вновь избранных членов и 3 новых непостоянных мест. Модель Б не предусматривает создание новых постоянных мест, но предполагает появление новой категории в виде 8 мест на четырехлетний возобновляемый срок (создание категории постоянных непостоянеых членов) и добавление одного классического непостоянного места. Эта группа высокого уровня рекомендовала не расширять право вето.
Существуют определенные мнения по поводу отношения к реформе СБ и можно выделить группы стран, придерживающихся различных позиций:
· США, Россия, Китай. Китай и Россия с большой осторожностью относятся к включению в состав постоянных членов Японии, США сдержанны по поводу подобного статуса Германии. Не заинтересованы в ограничении пономочий нынешних постоянных членов СБ и не проявляют настойчивсоти в отношении осуществления реформы. Россия - важность широкого международного консенсуса при принятии такого решения.
· Франция и Великобритания - нейтралитет в отношении проблемы увеличения постоянных членов.
· лоббисты реформ Япония, Германия, Индия и Бразилия.
· региональные кандидаты в постоянные члены – Индонезия, Пакистан, Аргентина, Мексика, Египет, Нигерия, Индонезия и ЮАР - формирование коаллиции как со странами постояннысм членами СБ ООН, так и со странми-очевидными кандидатами для обеспечния поддержки.
· страны, не имеющие шансов войти в СБ, но обладающин высоким уровнем социального и научно-техничсекого развития – Италия, Испания, Канада, Австалия, Швеция, Нидерланды – осторожная позиция к расширению состава постоянных членов ООН.
· страны, которые не могут претендовать на особую роль в системе поддержания мира и механизмах распределния экономического и политического влияния, но имеют собственные интересы, которые можно будет лоббирать через новых постоянных членов.
Т. о., СБ должен представлять реальную расстановку сил.
Также писали:
Сергеев В.М. О реформе Совета Безопасности ООН
Резюме доклада Кофи Аннана на саммите тысячелетия в 2000 г.
Реформа ООН: предложения по реформе в Докладе Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам от 2004 года
Примаков Е.М. ООН: вызовы современности
Гулдинг М. ООН: лидерство, реформы и миротворчество