США в мировых политических процессах. XXI век

Основной источник по данному вопросу – глава Олега Печатнова в учебнике Торкунова. Кроме того на США специализируется и пишет Троицкий.

1. Экономическое влияние

2. Военное влияние

3. Влияние в международных организациях

4. Вовлеченность в региональные проблемы

Геополитический потенциал.

Экономический потенциал.

ВВП: по оценкам МВФ в 2007 ВВП США составил 13 трлн. 843 млрд. долл., что равно 45 541 долл.на чел. по паритету покупательной способности, или 21% от мирового ВВП. В целом, если проследить динамику ВВП – то процентная доля ВВП США в мировом – на протяжении последних 28 лет сохранялась на одном уровне – 21-22 %. В среднем экономика США росла в районе 3% ежегодно. Как отмечает Печатнов в 2004 году (что в принципе не изменилось), в основе лидерства – около половины затрат на научное развитие среди стран G8. В США на производится 55% мировой аэрокосмической продукции как частными компаниями, так и государственной НАСА. Кроме того, США характеризует открытость рынка, хороший инвестиционный климат (тем не менее этому существуют ограничения в виде контроля над иностранными инвестициями, но число отклоненных проектов по сравнению с реализованными ничтожно мало).

Общий объем внешней торговли в 2007 году по данным статистического бюро США составила немногим меньше 4 трлн. Долл.. При чем дефицит торгового баланса составил 785 млрд. долл.

ПИИ

Внешний долг США в 2007 году равнялся – 12 трлн. Долл. (37% ВВП)

Кроме того экономика США характеризуется сильным финансовым сектором (даже не смотря на недавний кризис, он остается одним из самых прибыльных и развитый в мире), мобильной рабочей силой, влиянием домашнего потребления на темпы роста экономики, минимальным вмешательством государства в регулирование экономики, большим влиянием ТНК и крупных корпораций. В США до 90% собственности (по стоимости) находится в руках компаний и корпораций. Наиболее тесные экономические (торговые) отношения у США со странами НАФТА, Китаем, Австралией, Японией и странами ЕС. С рядом государств США заключило или еще пытается заключить двусторонние договора о предоставлении режима свободной торговли (страны Центральной Америки, Чили, Марокко, ЮК, Колумбия).

Что касается социальной ситуации – разрыв в доходах между топ-10% и нижними 10% - 16 раз, топ 20% - нижние 20% 8 раз (2006).

КРИЗИС!!! Г.П.Мартин и Г. Шуман: Образовавшая мирсистема имеет четко различимые составные части: ядро и периферию, где-то между ними находится аморфная полупериферия, вносящая свой вклад в развитие системы. Центр четко сформирован: это США, с их уникальными экономическими и политическими возможностями, «Единственная оставшаяся супердержава - это последнее государство, все еще сохранившее в значительной степени национальный суверенитет». Но так было до мирового финансового, а затем и экономического кризиса, начавшегося в самом же экономическом и политическом центре мирсистемы – США; ща идет огромное количество политических дискуссий о крахе США как единственной супердержавы, «стража» мирового порядка и ярчайшей иллюстрации эффективности экономического капитализма.

Поскольку либеральная экономическая модель сама по себе предполагает циклическое развитие от кризиса к кризису, то можно заключить, что к этому краху экономической мирсистемы мы шли как минимум последнее десятилетие. Ускорен же кризис был падением цен на жилье и крахом в ипотечном кредитовании США (что было следствием «смертельного» сочетания очень низких процентных ставок и беспрецедентных уровней ликвидности). Последние 60 лет наблюдался «супер-бум» в мировой экономике, что приводило к перепроизводству основной мировой и международной резервной валюты, доллара США. Америка вела политику упрощения доступности кредитов, люди приобретали недвижимость, ожидая выгодно ее перепродать. Возник «пузырь». Благодаря процессам глобализации США «поглощали» сбережения остального мира и потребляли больше, чем производили. Для упрощения получения кредитов изобретались все более изощренные методы и предоставлялись все более щедрые условия. Государство этому попустительски содействовало, вмешиваясь и предпринимая ряд мер по стимулированию экономики, лишь когда мировая финансовая система была под угрозой, но с 1980-х годов государственное регулирование сначала ослабло, а затем и вовсе практически прекратилось. «Супер-бум» вышел из-под контроля, власти больше не могли просчитывать риски и полностью полагались в этом плане на банковскую систему, которая и сама перестала справляться с этой задачей. Все это издержки экономической глобализации, и как результат, в июле-августе 2007 – пошла первая волна ипотечного кризиса в Америке, затем в январе 2008 - рухнул фондовый рынок США. Помимо ипотечного кризиса, наблюдается кризис ликвидности (хотя он и приобрел определенную устойчивость с осени 2008) и паралич кредита. Многие наивно надеялись, что кризис не охватит весь мир, скорее произойдет радикальная перестройка глобальной экономики, но осенью прошлого года нестабильность на мировых фондовых рынках обернулась полноценным мировым финансовым кризисом. Заговорили о крахе всей капиталистической экономической и политической системы.

По крайней мере, то, что США теряют свой авторитет гегемона в мире – однозначно. Американская модель свободного рыночного капитализма, столь активно распространяемая посредством глобализации, продемонстрировала свою неэффективность. Самим США придется заняться национализацией экономики, прибегнуть к протекционистским мерам. Подрываются не только позиции США в мире, но и образ «демократии по-американски». Пришедшему на пост президента США Бараку Обаме придется приложить немало усилий, и все равно мир вряд ли останется однополярным. И здесь на сцену выходят т.н. «растущие экономики» - например Китай, чья роль в мире и конкурентоспособность несомненно увеличатся. При этом, однако, многие эксперты уверены, что с военной точки зрения США были и останутся вне конкуренции.

Военный потенциал.

США тратят на вооружения и армию больше всех стран в мире. Их расходы составляют в районе 45-50% от общемировых. В 2007 году военный бюджет США составил 439 млрд. долларов, не включая расходы на ведение военных операций в Афганистане и Ираке и других расходов, не включенных в военный бюджет. Расходы составляют порядка 3,7% от ВВП. В 2008 году 607 млрд долларов на оборонку (данные SIPRI Стокгольмского межд инст исследований мира)Военный бюджет США на 2009 год составит $612 млрд. После 2009 года военный бюджет США будет уменьшаться – аналитики: Поднявшись на пик военных расходов с оборонным бюджетом на 2009 год в $612 млрд. долларов, военные США все же столкнуться с нехваткой средств независимо от того, кто станет президентом в ноябре, считают аналитики (статья не свежак). ДРУГИЕ ПИШУТ: На фоне экономического кризиса и следующих за ним бюджетных сокращений, военный бюджет США остается одним из немногих островков стабильности. Более того, маловероятно, что он будет значительно сокращен в ближайшем будущем, т.к. По оценкам исследовательского центра Lexington Institute, размеры военных расходов напрямую не связаны с состоянием экономики.

В реальном выражении подписанный Президентом США Бушем в сентябре законопроект выделяет на нужды обороны самую большую сумму со времен Второй мировой войны. В итоге расходы на оборону на 2009 год включают в себя $487,7 млрд. долларов на базовый бюджет Министерства обороны США, $54 млрд. долларов на программы национальной безопасности Министерстве энергетики и $70 млрд. долларов на ведение военных действий в Ираке и Афганистане, которые могут вырасти до $170 млрд. долларов.

На действительной военной службе находятся около 1,4 млн. чел, в резерве примерно столько же. Армия США – на добровольной основе.

В военно-стратегической сфере США опираются на собственную мощь, а также на помощь союзников по НАТО, антитеррористической коалиции и региональных союзников (Япония. Южная Корея).

На 2007 год войска США находились в 39 странах мира, в более чем 820 точках. В Ираке –контингент составил чуть менее 200 тыс., Германии – 57 тыс., Японии – 33 тыс., Афганистане – 22 тыс. (+ войска коалиции под управлением НАТО). Глобальная военная инфраструктура позволяет США оказывать военное влияние в любой точке мира или проецировать эффективно собственное влияние.

ВМФ – 335 тыс. людей, 12 авианосцев, 280 кораблей, 3800 самолетов.

ВВС – 5700 самолетов, 156 беспилотников.

Сухопутные войска – 519 тыс.

США являются ядерной державой. США владеют чуть более 10000 зарядами. В ядерной триаде США наиболее развиты морской и воздушный компонент. Стратегия США в отношении яо: «Наши вооруженные силы будут достаточно оснащены для того, чтобы убедить потенциальных противников не наращивать свои вооружения в надежде превзойти или сравняться с мощью Соединенных Штатов.» Кроме того, в 2002 году США вышли из договора по ПРО и сейчас активно проводят испытания и строят новую систему ПРО. Недавние события в Европе показывают актуальность и остроту этого вопроса (Размещение элементов в Польше, Чехии и противостояние этому России)

Потенциал soft power

Можно выделить также и компоненты “soft power” – культурной влияние США, приток иностранных студентов – до 500 тыс. ежегодно, Голливудские фильмы, НПО, и т.д. Не смотря на все возможности США, их влияние в сфере soft power снижается. Об этом говорят опросы общественного мнения по всему миру. Джозеф Най в 2004 году в журнале Foreign Affairs тоже пишет об этом. Это снижение является результатом непопулярности действий США в ходе борьбы с терроризмом и общей стратегии США по поддержанию собственной гегемонии.

В потенциал Soft power можно также включить организационный ресурс США. Членство и лидерство в НАТО, АНЗЮС (Тихоокеанский пакт безопасности Автралия новая зел США). Кроме того у США заключены военные соглашения с отдельными государствами, как например Япония, ЮК, Египет, Саудовская Аравия, Тайвань (неофициально), Израиль, Филиппины, и др. США является постоянным членом СБ ООН, играет ключевую роль в МВФ, Всемирном Банке, является членом практически всех сколь-нибудь важных международных организаций или тесно сотрудничает с ними.

Сюда же можно отнести экономическое влияние (о возможностях сказано выше). Стоит добавить, что в экономике США придерживаются принципов рыночной свободы и соответственно пропагандируют ее во всем мире. Обладая широкими экономическими связями и будучи активно вовлеченными в мировое хозяйство США имеют обширные возможности по применению инструмента санкций (что и происходит – более 100 раз по отношению к более чем 40 странам).

Наши рекомендации