Развитие Европейского Союза в 2000-х годах.

2 аспекта развития ЕС – качеств (углубление интеграции) и количеств (расшир ЕС). Качеств развитие: 1 января 2002 – введение Евро. Евро был предусмотрен еще Маастрихтским дог 1992 как основа экон и валют союза. Валюты первых 11 стран были привязаны к евро по курсу на 31 декабря 1998. 1 янв 1999 евро был введен как безналичная валюта. 1 января 2002 – введен в качестве физич валюты. Тогда к валютной зоне евро присоед 12 стран – Австр, Бельг, Голл, Финл, Фр, ФРГ, Ирл, Ит, Люкс, Порт, Исп, Грец. В 2007 – Словения, в 2008 – Кипр, Мальта, в 2009 – Словакия. 2003 вступает в силу Ниццкий договор. Подписан в 2001. Основные положения:1)Новое распределение мест в Европ Парл и голосов в Сов Мин-ров ЕС (подготовлено к расшир 2004), 2)Изменение принципов голосования в Совете Министров ЕС. 3)Создание судов низшей инстанции, подчин Европ Суду и создание Суда первой инстанции для особых обл, таких как патентное право. 4)Принятие формальных правил для установления санкций против гос-в-членов. 5)Необх-ть создания конституц рамок для ЕС. 2004 – подписание Европ Конституции. Ратиф провалена на референдумах во Фр и в Голл.

2007 – подписание Лиссабонского дог под давлением Герм. Осн полож (90% договора – текст Конституции): 1)Европ Совет делится институционально на 2 ч – Европ Совет (глав гос-в) и Совет Министров. 2)Изменение процедуры голосования в Совете Министров. 3)Введение поста Презид Европ Совета, избираемого членами Совета на 2,5 года, отвеч за администрат работу и за представ-во ЕС за рубежом. 4)Введение поста Представителя по Внешней политике и Без-ти – фактически – Мин Ин Дел ЕС. 5)Уравнивание прав Европарламента и Совета Министров. 6)Сокращ числа членов Европ Комиссии (убрано из-за требований Ирл). 7)Сведение всех 3 колонн в одну, создание юрид лица под названием ЕС (сейчас только европ сообщества – первая колонна – имеют юрид статус). 8)Включ в дог Хартии о фундамент правах ЕС. Сейчас – проблемы с ратиф. Д б быть ратиф до конца 2008. В июне 2008 на рефер Ирл отвергла Дог. Не торопится с ратиф и чешский През Вацлав Клаус. Ирл заявила усл для проведения повторного рефер – сохр-ия за собой пост места в Европ Комиссии. Т к на это пойти было невозможно, то реформу кол-ва мест Европ Комиссии отменили вообще. Осенью 2009 Ирл проведет повторный рефер.

Количеств развитие.2004 – принятие новых членов (10 стран): Чехия, Кипр, Эст, Латв, Литв, Венгр, Мальта, Польша, Слов, Словакия. В качестве кандидатов объявлены Болг, Рум и Турц. Старые страны боялись многого, в т ч наплыва раб силы (польских сантехников – Polish Plumbers), поэтому было введено временное огранич на открытость границ и разреш на работу. Сейчас уже практически все страны ограничения сняли, только Герм и Австрия требуют пока обязат разреш на работу для восточников. Но вроде бы страхи не оправдались. Не оправдались и опасения в том, что новые члены будут тормозить полит процессы в ЕС. 2007 – принятие Болг и Рум.

Монополией на законод инициативу обладает Европ Комиссия. Только этот орган может вносить предлож по новому законод-ву. После того, как законопроект прошел Комиссию, он поступает в Совет Мин ЕС и Европ Парл. Пока официально нет отд 2х стр-р - СовМин и Европ Совета. Это только по Лиссаб Дог предполагается их разделить. А пока есть Совет ЕС, он же СовМин. Европ Совет - это пока только Саммит ЕС. Но его так уже все неофиц-но назыв. 3 опоры европ интеграции: 1)Эк-ка (только здесь есть наднац органы – Комиссия европ сообществ), 2)общая внешн политика и политика без-ти, 3)внутр политика, полиц и суд сотруд-во по угол делам. По Лиссаб дог эта система д б устранена и установл единый статус ЕС как субъекта МП. "Дорожные карты" (Дорожная карта - план действий, кот необходимо принять в ходе решения какой-то проблемы или достижения целей) 4х общих простр-в, утвержд на саммите Россия-ЕС, Москва, 2005. 1)общее экон простр-во (энергетика, тр-т, космос, окр среда. Улучш нивестиц климата). 2)общее пр-во своб, без-ти и правосудия (выгоден ЕС. Вкл: упрощ визовых процедур, сод-ие контактам людей, противод-ие терроризму, незаконной миграции). 3)пр-во сотруд-ва в обл внеш без-ти (борьба с террор, многопол, сод-ие по предотвращ и урегул-ию конфл). 4)пр-во научн исслед и обр-ия. (Болонский процесс, культ сотруд-во).

ЕПС– Укр, Бел, Молд, Арм, Азерб, Груз. Средиземн – Алжир, Ег, Изр, Иорд, Ливан, Ливия, Марокко, Сирия, Тунис, Палест автономия. Цели: 1)обеспеч внешн без-ть ЕС путем создания вокруг него пояса добрососедства и стаб-ти; 2)избежать появл новых разделит линий м-у расшир ЕС и его новыми соседями; 3)затормозить расшир ЕС; 4)установить привилегир отнош, осн на приверж-ти общим ценностям: демократия и права человека, власть закона, эффективное и демократ упр-ие,– good governance, принципы рын эк-ки и устойч развитие. Новизна - приобщение соседних гос-в к нормам и ценностям ЕС в обмен на частичное открытие для соседей единого внутр рынка ЕС и их участие в некот отрасл программах развития. Инстр-ты: планы действий – ENP Action Plans, соглас ЕС и кажд страной-партнером в отд-сти; финанс инстр-ты – European Neighbourhood and Partnership Instrument. Комиссат ЕС по вопросам внеш сношений и ЕПС – Бенита Ферреро – Вальднер.

Возрастание критики ЕПС – нет практич реализации => инициатива Германии ЕПС+ в 2007. Развести программы ЕПС: страны СНГ (вост соседи, 30% финансирования); страны Средиземн региона (южные соседи, 70% финансирования). ЕПС+ для вост соседей: программа «Партнерства в интересах модернизации» - проекты секторального сотруд-ва. Обязат усл - внедрение норм и стандартов ЕС, привлечение средств межд фин институтов, интенс сотруд-во в обл без-ти, развитие сотруд-ва с РФ. Не были приняты вост соседями, но легли в основу документа ЕК в 2006. Сент 2008 в Брюсселе - конф "Совместные действия - укрепл ЕПС" после подведения первых итогов на саммите ЕС в июне. Предложения: 1)отдаленная перспектива создания ЗСТ. 2)облегчение визового режима для представителей власти и бизнеса, студентов и преподавателей. Гл напр-ия: энергетика (предлож об экспертной помощи по оценке энерго-систем соседей и передовые технологии; взамен - более крепкие связи в энерг секторе). Н-р, Украина (через нее до 40% углеводородов) и Азерб (поставщик собств нефти, потенц транзитный мост в Европу касп и центральноаз запасов). ЕС выделяет 12 млрд евро + 2 специализир фонда для вост соседей («страны-сателлиты»). февр 2007 - инициатива Саркози о Средиз союзе, приглаш на саммит. Критика со стороны некот стран ЕС, в т ч Герм. Март 2008 Герм - реш поддержать проект при усл участия в нем всех стран, входящих в ЕС, в т ч не имеющих выхода к Средиз морю. Турция отказ поддержать проект, видя в нем альтернативу интеграции Турции в ЕС. Получив заверения в обратном, соглаш. Июль 2008 - создание Союза для Средиземноморья на Парижском саммите. Ноябрь 2008 - встреча в Марселе глав МИД стран Средиз. Нововведения: институт сопредседательства, штаб-квартира в Барселоне, решение о равном участии представителей Израиля и ЛАГ. «Барселонский процесс: Союз для Средиземноморья» вкл 27 стран членов ЕС и 16 страны средиземн региона, не вход в ЕС. Заявл приоритеты - усилия по очищ Средиз моря, создание новых путей сообщения в регионе, поддержка мер по защите гражд прав, программа по исп-нию солнечной энергии в южных странах, Европ универ в Словении и план помощи малым и средним предприятиям. В рез-те обострения конфл м-у Изр и Хамас в янв 2009 работа союза приостановлена. Неэфф-ть надлежащего управления (good governance) для Туниса и др стран. Вместо сильного экон и полит создана некая аморфной структура, с размытыми функциями и огранич администрат аппаратом, больше похожая на дискуссионный клуб. Промежут рез-ты: Диверсификация внешних связей стран Вост Европы и Ю Кавказа, «отход» от России, переориентация на тесное взаимодействие с ЕС. Проблемы: 1)проблема регион консенсуса о содержании общих ценностей: нет консенсуса о практич критериях обеспеч-ти/необеспеч-ти и оптимальных сроках приобщения к общим ценностям => необх-ть общеевроп критериев оценки. 2)проблема взаимодействия регион стр-р без-ти в урегул-ии конфл: ЕПС предусм совместное с каждой страной-партнером участие в урегул-ии конфл, но непонятно, как конкретно усилия по линии ЕПС будут дополнять уже сущ-щие форматы урегул-ия.

Наши рекомендации