Статья А. Большакова «Непризнанные гос-ва европ периферии и пограничья».
Сущ-вование неприз гос-в –пример малой эффективности регионал межд институтов в процессе урег-ания конфликтов. В современ мире тенденции интеграции сосуществуют с трендами сепаратизма и ирредентизма.
Можно предположить, что НГ воплощают пребывание территории на переходной стадии формирования государ-ности. Такая стадия может возникнуть в результате сецессии или ирредентизма различных территорий, распада гос-в или резкой ломки пол режима. НГ могут стать полноц независим гос-вами – # Эритрея, отколовшаяся в 1993 г. от Эфиопии. Они могут быть поглощены страной, от который пытались отделиться, побывав определенное время в статусе де-факто незав-мости (например Аджария – от Грузии). Но они могут весьма долго сохранять свой переходный статус, случай Турец Респ Сев Кипра (1983). В Зап Европе классическим (и практически единственным) примером успешной сецессии, а затем ирреденты считается регион Саарланд, сначала отделившийся от этнически близкой Германии, а затем воссоединившийся с ней.
Перечень современных НГ в науч публикациях(Непризнанные государства, 2006; Смит, 2006; Kupchan, 2005; Fall, 2006; Toft, 2003): ПМР, А, ЮО, НКР, КР на Тайване, Тур Респ Сев Кипра и Косово. Часто к этой когорте «7ми неприз-ых» добавляют Республику Сомалиленд, Тамил Илам (на Цейлоне), а в последнее время – Исламское Государство Вазиристан, независимость которого была провозглашена в феврале 2006 г. боевиками-пуштунами (сторонниками Талибана) на территории северо-западного Пакистана. Изредка в этом же контексте упоминаются Южный Судан, Кашмир, Западная Сахара, Палестина, Курдистан и некоторые другие территории (например экзотический Силенд).
Существ-ние НГ европ периферии напрямую связано с процессами дезинтеграции СССР и Югославии и рядом этнич вооруж конфликтов 1990-х годов, которые до сих пор не получили своего пол урегулирования. НГ европ периферии малы территориально, их население немногочисленно даже по европ меркам.
Размер контролир тер-рии и число жителей имеют для НГ большое воен и политич значение. Многие их этих государств смогли завоевать и удерживать значит пространства лишь благодаря либо воен и эконом помощи сопредельных стран, союзников, либо вмешательству межд сооб-ва.
Фактор сопредел территорий для НГ имеет двойственное значение. С одной стороны, к ним относится страна, от которой отделилась мятежная территория и которая мир или воен средствами пытается вернуть мятежников в свои границы. С другой стороны, сопредельные территории часто выступают источником поддержки для выживания НГ, поскольку, как правило, именно внешний ресурс (опора на сильное сочувствующее государство или государства) позволяет экономике мятежной территории развиваться, а власт институтам, гос аппарату и вооруж силам функционировать сколько-нибудь нормально.
НГ европ периферии и пограничья по многим параметрам являются полноценными государствами. Можно говорить о давно сформиров и функционирующ институтах публич власти, механизмах ее формирования, целом ряде политич и правовых инс-тов.
НГ могут быть типологизированы по различ основаниям. Ключевой критерий признания НГ – контроль над своей территорией. По этому показателю их можно подразделить на 4 идеальных типа:
1. НГ с полным контролем своей территории (Вазиристан, Приднестровье, Сомалиленд, Сев Кипр).
2. НГ, контролирующ территорию частично (Абхазия, НК, Тамил Илам,ЮО).
3. образования под протекторатом международного сообщества (!!!РАНЬШЕ-Косово, кот юридически раньше являлось частью Сербии, но фактически управлялось администрацией ООН с 1999 г. на основании резолюции 1244 Совета Безопасности ООН, а с 2008 г., после провозглашения независимости, перешло под контроль Европейского союза).
4. неприз квазигосударства (не получившие право на самоопределение этносы), контролирующие анклавы компактного расселения своей этнической группы (Курдистан, расположенный на территории Турции, Ирана, Ирака, Сирии насчитывающий 30 млн человек).
К НГ обычно относят и частично признанные государства. Так, можно выделить собственно непризнанные государства (Приднестровье) и частично признанные государства (Тайвань), некоторые из которых существуют в условиях военной оккупации (Западная Сахара). Тайвань имеет дип отношения с 26 странами мира, Сев Кипр признается Турцией.
При всех оговорках можно констатировать, что НГ выступают самостоятельными игроками рег и межд политики. Их влияние на полч процессы довольно заметно. Глобализация создала доп возможности для длительного существования НГ, без их формального признания другими странами. Это постепенно становится нормой.
Также писали:
- Ульрих Пройс. Асимметричное международное право?
- Вельяминов Г.М. Признание "непризнанных" и международное право
- Казимиров В. Два хельсинкских принципа и "атлас конфликтов"
Непризнанные государства: возможности и вызовы XXI века / А.Рябов, В.Жарков, Е.Крутиков, А.Язькова, Д.Фурман
Непризнанные государства / под общ. ред. А.Л. Погорельского
Большаков А.Г. Феномен "непризнанных территорий" на постсоветском пространстве: конфликтологический дискурс