Вопрос 17. Концепция «мягкой», «жесткой» и «умной» мощи в современной литературе по вопросам безопасности.

План ответа:

-определение всех трех

-примеры из истории и из наших дней (мягкая сила-USA при Obama, China), жесткая - USSR, умная- the EU

-в конце можно сказать, что в соответствии с данными Global power barometer 2009 (по –рус. Барометр глобального влияния) max влияния у Амер и Европы. Россия занимает срединное положение, т.к. есть жест мощь, но совсем нет международной привлекательности

Влияние- способность одного актора так влиять на других чтоб они делали то, что в его интересах. Однако влияние бывает разным- можно влиять кнутом (образно говоря жесткая сила), пряником (мягкая) или и тем и другим (умная). Эта концепция введена Джозефом Найем в 1990г. , впоследствии доработана им 2004 , когда он ввел термин еще и мягкая сила.

Джозеф Най определяет смысл силы как возможность добиться от других желаемых результатов. Такая возможность зависит от наличия тех или иных ресурсов осуществления власти, умения их применять, а также «контекста», то есть условий для их эффективного применения.

Мягкая сила- 3 компонента определяют ее:

· Культура (определяемой как набор значимых для общества ценностей, не сводимый к массовой культуре)

· политическая идеология

· внешняя политика (понимаемой как дипломатией в широком смысле слова).

Первые два компонента – исторически сложившееся наследие нации, третий – субъективный фактор, привносимый находящимися в данное время у власти политиками. Параметры последней составляющей мягкой мощи подвержены значительно большим флуктуациям, нежели первых двух ее компонентов. Как отмечается мягкая мощь – это не только собственно влияние, но и «привлекательность». Ресурсами мягкой мощи в мировой политике выступает все то, что «вдохновляет и привлекает» к источнику соответствующего воздействия, позволяя тому, кто его контролирует, добиваться желаемого результата. Важнейшей характеристикой «мягкой мощи» является ее относительно более заметная независимость от непосредственно государства и правительства страны, такой мощью обладающей. «Жесткая мощь» гораздо сильнее привязана к государственной политике. Поэтому власти относительно сложней манипулировать первой и гораздо проще – второй. Как следствие, эффект от действия «мягкой мощи» – в отличие, к примеру, от экономических санкций или военной акции – оказывается более аморфным и им его труднее точно планировать. С точки зрения «мягкой мощи» Дж. Най считает европейские страны «вообще» ее единым центром глобального значения. Несмотря на отставание в военной и экономической области, Европа выступает серьезным конкурентом США в борьбе за умы и сердца. Среди азиатских стран автор особо говорит о Японии, которая, по его мнению, обладает крупным ресурсом «мягкой мощи». Одно из лидирующих мест в мире по количеству зарегистрированных патентов, первое место по оказанию помощи зарубежным странам, наибольшая продолжительность жизни – таков выигрышный образ Японии в глазах мира. Отличительной чертой японской мягкой мощи, особенно в развивающемся мире, является ее успешный опыт модернизации, достижение сопоставимого с американским и европейским уровнем экономического развития без ущерба для самобытной японской культуры. (по статье «рукописи не горят. Мягкая мощь по Дж. Наю) из международных процессов.

Мягкая сила, по мнению Ная, побуждает политических лидеров или общественность с большим понимаем относиться к политике, проводимой государством, и тем самым зачастую позволяет добиться желаемых целей без непосредственного использования военных или экономических ресурсов. По мнению Джозефа Ная при современных тенденциях развития значение мягкой силы в общем властном балансе каждого государства должно неминуемо возрастать. В частности Най анализирует тенденции к сокращению возможностей применения развитыми государствами военной силы для разрешения собственных проблем – из-за взаимного переплетения экономик, больших издержек, связанных с применением некоторых форм современного оружия, прежде всего, ядерного. Особое внимание Най обращает на то, что в нынешнюю эпоху информационной революции фактор привлекательности той или другой страны играет гораздо большее значение, чем раньше. Что же касается экономического аспекта вопроса, то мягкая сила позволяет сократить многие издержки, связанные со стимулированием других государств к необходимым действиям исключительно путем материального поощрения (из статьи С. Кувалдина «Мягкая перчатка для железного кулака).

Жесткая- 2 компонета: экономическая и военная мощь государства.

Жесткая сила может основываться на побуждении (пряник) или угрозах (кнут).

Это возможность навязывания своего посредством военной и экономической мощи. Пример СССР- как только перестал быть лидером в военной сфере, ослабил военный аспект своей политики и сразу развалился СССР, т.к. страны в него входившие в основном просто его боялись. (это пример Ная). Особо Джозеф Най рассматривает проблему Ближнего Востока. По его мнению, использование на Ближнем Востоке исключительно рычагов жесткой силы в случае с войной в Ираке уже показало свою ошибочность.

Smart power- ввели Най и Эрмитаж в 2004г. – она ни жесткая, ни мягкая. Это соединение жесткая+мягкая так, что такое государство имеет с одной стороны мощную военную мощь, а с другой- способность помогать и инвестировать в союзные с ним государства, в альянсы и в международные институты с целью повысить свое влияние (идея была впервые применима к США после провала в ИРАКЕ).

Статья Сушенцова.

Экс-заместитель постпреда США при ООН С. Носсел в 2004 г. первой провела интеллектуальную операцию по сложению «мягкой» и классической «жесткой мощи» и перехватила термин «умная мощь», который крутился на языке у многих после вышедшей в 2004 г. очередной книги Дж. Ная. главным элементом «умной мощи» является наличие «устойчивой сети союзников, институтов и норм». О необходимости нахождения оптимального сочетания политико-экономических и гуманитарных аспектов американской мощи пыталась говорить К. Райс в своей речи об американской дипломатии в 2006 году. Однако практические меры курса Белого дома в правление Дж. Буша-мл. не давали оснований для существенных переоценок характера политики США…
Подготовленный под руководством Ная доклад содержал три группы предложений: уход от чрезмерной опоры на военную силу, выработка дипломатических инструментов взаимодействия с негосударственными игроками на территории иностранных государств и комплексного характера использования внешнеполитических возможностей. Рекомендации гласили: вести борьбу с экстремизмом следует, не обороняясь, а наступая.
Формой проецирования американского внешнеполитического влияния при демократах может стать обновленный синтез насилия и убеждения с перевесом в пользу последнего. Термин «умная мощь» стал ключевым в лексиконе администрации Обамы. Политика должна «стать умнее, – писала Х. Клинтон в 2007 году, – привлекать, вдохновлять, принуждать». В ходе слушаний в конгрессе в январе 2009 г. она употребила термин «умная мощь» более 10 раз. Сам Б. Обама в инаугурационной речи подчеркивал, что идеалы и безопасность не противоречат друг другу.

Сейчас

Наши рекомендации