Политические последствия использования сети противоречивы и неоднозначны:
· С одной стороны, интернет позволяет снимать географические и структурные ограничения прямого политического участия, коллективного действия, устранять дистанцию между гражданами и лицами, принимающими решения, расширять горизонты культуры гражданственности.
· С другой стороны, необходимо учитывать, что современные информационные технологии, по мере расширения их сферы применения в повседневной жизни, делают общество более уязвимым перед политическим контролем, способствуют наращиванию и совершенствованию инструментария политического господства, создают потенциальную возможность авторитарной социализации и манипулятивного воздействия на личность.
· Более того, в известной мере развитие новых информационных технологий сегодня бросает вызов интересам общественной и государственной безопасности. Многогранная проблема регулирования этих процессов имеет технические, политические, нравственные, экономические и правовые (в т.ч. международно-правовые) аспекты.
Применительно к мировой политике можно говорить о трех главных качествах, в которых выступает Интернет: пространство, вызов и объект. «Интернет как пространство мировой политики подразумевает собственное использование в качестве своеобразного географического поля, отражающего деятельность традиционных политических институтов»[31]. Киберпространство охватывает деятельность как традиционных, так и новых акторов, которые, причем, доминируют в нем. Интернет как вызов мировой политике в узком смысле слова является технологией, т.е. тем, что, наравне с законами, политическими и экономическими институтами, обычаями и культурными системами, является социальной структурой, которая формирует жизнь общества и влияет на эволюцию человека. Интернет, воздействуя на все выше перечисленные социальные структуры и будучи принципиально новой из них, представляет собой вызов традиционным. Интернет как объект, отдельное пространство, остается сегодня на периферии мировой политики. Вопросам его регулирования и развития в качестве объекта уделяется непропорционально мало внимания.
Таким образом, Интернет привносит качественно новое состояние мировой политики. Во-первых, способствует размыванию традиционной концепции национального суверенитета, что объясняется амбивалентным характером киберпространства (отсутствие четких границ), неспособностью национальных правительств контролировать Интернет-пространство, ускорение передачи информации, невзирая на расстояния и границы.
Во-вторых, появляются новые факторы, которые влияют на положение государств на планете. Хотя они сейчас играют ограниченную роль, она постоянно растет. «Речь идет о хакерских сообществах, виртуальных социальных и квазигосударственных образованиях, компьютерных агентах, вирусах и игровых вселенных»[32]. Данные сообщества сегодня занимают особое место в отдельных событиях мировой политики – от участия в информационных войнах во время отдельных конфликтов (Палестина – Израиль, США – Ирак и т.д.) до антиглобалистских акций, разработки специальных программных продуктов, «позволяющих пользователю Интернета обходить любой государственный контроль»[33]. Появились такие новые структуры как интернет-партии и даже псевдогосударства.
+ проблема обеспечения национальной и международной безопасности (опять кибертерроризм и тд уже сказано также выше)
14 Политическое измерение образования в современном мире.
По статьям Черникова и Демидовой, Матюшиной. + прошлогодние билеты
Процессы глобализации развиваются и захватывают сферу образования, что проявляется в росте мирового рынка образования, который, по оценкам ВТО, составляет настоящее время 50-60 млрд. долл.
Значение образования увеличивается в современном информационном обществе, где инвестиции в знания становятся одними из самых важных и перспективных. В постиндустриальном обществе каждой стране для выживания необходим высокий уровень квалификации рабочих и возможность постоянного усовершенствования их знаний. Расходы на образование в начале 21 века в развитых странах стали превышать 1 трлн. долл. в год, то есть выросли в 10 раз за последние три года. Постиндустриальная эпоха предъявляет качественно новые требования к человеку. Ориентация на 'интеллектуальное производство' потребовала изменения образовательной cферы, существенные сдвиги в этой области произошли во второй половине 20 столетия вследствие процессов глобализации. С ростом значимости образования повышаются и затраты на его приобретение, как временные, так и материальные(ценится не просто высшее образование, а наличие магистерской и докторской степени),следовательно,человек дольше учится и больше платит за то, чтобы получить качественное образование(к началу 21 в затраты на образование значительно превосходили другие расходы семьи(расходы на жилье, питание и тд))
Проблемы, связанные с образованием: быстрое старение знаний, необходимость пользоваться новыми технологиями во всех сферах заставляют чел-ка: приобретать новые знания на протяжении всей жизни,овладевать знаниями в области информационных и коммуникационных технологий и у меть совершенствовать их. Высшее образование доступно только для лиц из среднего и высшего социальных слоев.
Проблема 'утечки умов'(выезд специалистов,инженеров,ученых в более развитые страны). В настоящее время миграция,прежде всего,в поисках средств к существованию превратилась в ведущую гос проблему для всех стран мира. "Утечка умов" как внешняя (т.е. интеллектуальная эмиграция), так и внутренняя (т.е. межсекторальная мобильность высококвалифицированных, особенно научных и других занятых интеллектуальной деятельностью кадров) ведут к серьезным потерям, особенно для стран, хозяйственная политика которых нацелена на интенсивную реструктуризацию экономики, факторов экономического роста, создание современной структуры занятости, технологическую модернизацию и повышение эффективности производства. По различным подсчетам, ущерб,который понесла России за последние 10 лет от утечки умов оценивается приблизительно в 500 млр $. (статья Шереги)
С конца 20 века образование стало постепенно превращаться в бизнес международного масштаба, и ведущие мировые державы начали рассматривать образование как часть их внешней политики. Появляются новые формы транснационализации – в образовательной сфере. Социально-экономическое развитие стран в 21 веке связано с формированием и развитием человеческого капитала, который представляет собой капитал «новой информационной экономики», вовлеченной в развитие таких отраслей, как экономика «знаний», образование, информационно-коммуникационные рынки, производство инноваций и интеллектуальные услуги
Первое место по специализациям занимает бизнес, что связано с предпринимательским бумом в США, Западной Европе, Японии, а также в таких развивающихся странах, как Индия и Китай. По всему миру создаются тысячи центров подготовки кадров предпринимателей. На втором месте находятся технические и инженерные науки, которые изучают 20% студентов, третье место принадлежит гуманитарным наукам – 7-10%.
Основная конкурентная борьба на мировом рынке образовательных услуг развивается между странами Северной Америки, Западной Европы, Австралией и Японией, где на обучении находятся 80% всех студентов и которые имеют более высокий уровень производительности руда, прежде всего, за счет развития информационной сферы и так называемого «ввоза мозгов». Лидерами являются США, а в Западной Европе первые места занимают Великобритания, Франция и Германия.
В 2003 году министр образования РФ подписал Болонскую декларацию, что закрепило за Россией статус полноправного члена европейского образовательного сообщества. Главная цель Болонской системы – сделать высшее образование сопоставимым, улучшить его качество и обеспечить мобильность студентов, что необходимо в условиях глобализации рынка труда. Одна из главных задач, которая была решена в рамках болонского процесса – это привлечение в Европу большего количества студентов из других регионов мира, что ведет, с одной стороны, к распространению европейских ценностей, а с другой стороны – повышает конкурентный потенциал Европы по отношению к США, так как обучения иностранцев дает солидную статью доходов. Помимо оплаты за обучение, студенты также тратят деньги на проживание, питание. Также многие из них могут покрывать недостаток рабочей силы в инновационной сфере после получения ими высшего образование, в случае если они не венутся обратно на родину. В результате экономический эффект от экспорта образования достаточно высок. Но повышение качества обр-ия приведет к дальнейшему расслоению, повышение дипломированных европейцев повлечет за собой потоки низкоквалиф мигрантов из арабских, азиатских и африканских стран => изменение этнического состава Европы, перестройка университетского сообщества на 3 страты университетов: кто полностью перешел на болонскую систему, частично перешел и аутсайдеры. В итоге возникла проблема состыковки обр систем Европы и др стран.
Таким образом, экспорт образования становится своего рода глобальным бизнесом. Доля в мировом рынке образовательных услуг определяет уровень развития государства и его соответсвие современным реалиям постиндустриального общества. В дальнейшем фактор образования будет занимать еще более серьезное место в определении мощи госдурcтва.
По Лебедевой основные тенденции в образовательной сфере:
1. Глобализация приводит к возникновению миграций из-за образования и к возникновению форм дистанционного образования.
2. Интеграция – сотрудничество различных стран (Болонский процесс).
3. Децентрализация образования – функции управления образованием переходят на местный и муниципальный уровни.
4. Коммерциализация образования – составления программ зависит от запросов рынка.
5. Демократизация образования – воспрепятствование элитарности образования.