Неправительственные акторы в современной политический системе мира
Источники:Учебник Лебедевой, учебник Цыганкова, статья Афонцева «ТНК в мировой политике», статья Карозерса Томаса. Противодействие распространению демократии, старые шпоры
+ учебник Торкунова
МНПО
Международные неправительственные организации возникают не на основе договора между государствами, а путем объединения физических и/или юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальной внешней политики государств. МНПО отвечают трем критериям: 1.международный характер состава и целей; 2.частный характер учредительства; 3.добровольный характер деятельности(Брайар и Джалили).Поэтому их причисляют к «новым акторам», «акторам вне суверенитета», «транснац орг».
Узкое понимание МНПО(Брайар и Джалили).
МНПО – структуры сотрудничества в специфических областях, объединяющие негосударственные институты и индивидов нескольких стран. Сюда относятся религиозные (Всемирный совет церквей), спортивные(ФИФА), профсоюзные и правовые (Международная амнистия) организации.
Расширенное понимание МНПО
МНПО включает три вида организаций и институтов (Зоргбиб):
1. Силы общественного мнения (не могут составить реальную конкуренцию государствам как международным акторам с точки зрения влияния на мировую политику, но оказывают существенное воздействие на международное общественное мнение». разные интернационалы – политические, гуманистические, религиозные) 2. Частные транснациональные власти (организации и институты, символизирующие появление на мировой арене новых экономических неконтролируемых сил, отражают расхождение между политической и экономической властью. ТНК) 3. Ассоциации государств-производителей – организации, которые по своей структуре и составу межправительственные, но транснациональные по характеру деятельности и которые стремятся утвердить свое экономическое влияние в международном обществе). Примеры – Организация стран-экспортеров железа, Международная ассоциация боксита, ОПЕК).
МНПО стали зарождаться в 19веке- Британское и международное общество против рабства (1823), но появление их влияние на полит процессы приходится на вторую половину ХХ века, особенно после появления ООН. Многие МНПО носят консультативный статус при ЭКОСОСе ООН (ст. 71 Устава ООН).
МНПО могут различаться по размеру, структуре, направленности деятельности и задачам. Но все они не могут быть представлены как акторы, действующие «во имя интереса, выраженного в терминах власти»(Моргентау). Учредителями являются не государства, а профессиональные, религиозные или частные организации, учреждения, институты, и принимаемые ими решения, как правило, не имеют для гос-ва юридической силы. Тем не менее, им удается добиваться выполнения поставленных задач. Эти задачи могут требовать серьезные уступки со стороны гос-ва. В последние годы в сферы деятельности МНПО в основном входят защита прав человека, экологические проблемы, гуманитарная помощь.
Основное «оружие» МНПО – оказание давления на государства и МПО.
МНПО могут рассматриваться как глобальные группы интересов и давления. Иногда выступают в роли обслуживающих организаций. Часто для достижения своих целей предпринимают действия, имеющие политическую значимость.
Достаточно ощутимо влияние НПО на международную жизнь. Они могут поднимать вопросы, которые не затрагиваются деятельностью правительств; собирать, обрабатывать и распространять информацию о международных проблемах, требующих общественного внимания; инициировать конкретные подходы к их решению и побуждать правительства к заключению соответствующих соглашений; осуществлять наблюдение за деятельностью правительств в тех или иных сферах международной жизни и выполнением государствами взятых на себя обязательств; мобилизовывать общественное мнение и способствовать возникновению чувства причастности «простого человека» к крупным международным проблемам. Они обеспечивают анализ и экспертную оценку политических проблем, действуют в качестве механизма «раннего оповещения» и помогают осуществлять контроль за выполнением международных соглашений. НПО способны де-факто устанавливать новые нормы и стандарты, которые подвергаются кодификации, или наделять легитимностью принятые решения.
Тенденции в развитии НПО:
1. Резкое увеличение их количества (в 1900 г. – 69 НПО, в начале 21 века – более 27 000) и количество вовлеченных в их деятельность людей. 2. Расширение географии деятельности. 3. Усиление политического влияния. 4. Расширение спектра вопросов, которыми они занимаются.
ТНК
Процессы глобализации приводят к стиранию национальных границ и возникновению новых акторов на международной арене, которые начинают ограничивать традиционный государственный суверенитет в определенных сферах. Одними из этих акторов являются ТНК, которые ограничивают возможность регулирования государством экономической сферы. Рост ТНК выражается в распространении бизнес-сетей и корпоративной деятельности по всему миру. При этом в последнее время среди ТНК можно встретить достаточно много мелких компаний, работающих в разнообразных сферах, в том числе в сфере услуг.
ТНК - компании, имеющие хозяйственные подразделения в двух или более странах и проводящие согласованную политику. Крупнейшие ТНК обладают огромными экономическими ресурсами. Например, добавленная стоимость ТНК сравнима с ВВП некоторых стран (ОАЭ и General Motors, Венгрия и Ford Motor, Румыния и BP и т.д.).
ТНК – явление противоречивое. С 1 стороны, способствуют модернизации стран базирования и принимающих стран, развитию их хозяйства, распространению ценностей и традиций эконом свободы и либерализма. положительные последствия ТНК: развитие мировой торговли, инвестирование в экономику развивающихся стран и создание раб мест в этих гос-ах, способствование демократизации за счет развития рыночных отношений, подготовка национальных кадров, интерес в мирном разрешении споров. С др, они несут с собой социальные потрясения, связанные с структурной перестройкой, интенсификацией труда и производства, новые формы господства и зависимости – эконом, технич и полит. Иногда они ведут к обострению экологической ситуации, к разрушению национальных традиций, конфликту культур. негативные последствия ТНК: подрыв нац суверенитета, готовность ради собственной стабилности не только поддерживать репрессивные режимы, но и сотрудничать с ними; размывание нац особенностей путем внедрения своих технологий и продукции, договоренности с др ТНК по разделу рынков и снижению конкуренции.
Но в целом ТНК также усиливают экономическую взаимозависимость и единство мира в хозяйственном отношении, способствуют созданию предпосылок для становления единой глобальной культуры как планетарного, общецивилизационного явления.
Главным образом ТНК затрагивают страны северного полушария, а именно 3 зоны: США, ЕЭС и Японию (на них приходится около 90% всехТНК) + около десятка развивающихся гос-в.
По данным ЮНКТАД в 2006 г. в мире насчитывалось 78 тыс. ТНК и 780 тыс. филиалов, на которых произвели добавленной стоимости на сумму 4,8 трлн. $, что составляет порядка 10% ВВП и 1/3 мирового экспорта. Основной параметр деятельности ТНК – прямые иностранные инвестиции (ПИИ).
ПИИ –категория иностранных инвестиций, которая отражает цель предприятия - резидента одной страны (прямого инвестора) получить устойчивый интерес (lasting interest) в предприятии – резиденте другой страны (предприятие с прямыми инвестициями). Этот устойчивый интерес предполагает существование долгосрочных отношений между прямым инвестором и предприятием, а также значительную степень влияния инвестора на управление предприятием.