Различия и сходства либеральной и реалистической традиций.
Реализм
Теоретическая школа полит реализма восходит своими истоками к работам таких авторов, как Фукидид, Макиавелли, Гоббс. Среди его представителей: Карр, Кеннан, Моргентау, Нибур, Томпсон.
Реализм возник в первой половине 20 в. в западной научной традиции первоначально как критика моралистического и утопического подхода в политике, игнорирующая реалии силовых отн-й на международной арене. Данное направление исходит их эгоистичной природы человека, которая остается неизменной. По мнению реалистов гос-ва являются единицами анализа, а МО – хаотическое взаимодействие гос-в на мировой арене. Согласно Уолферсу гос-ва, взаимодействуя сталкиваются подобно бильярдным шарам, таким образом по Гоббсу МО - война всех против всех, следовательно эти отношения описываются реалистами как анархические.
Категории реализма:
· По мнению реалистов, сущ-е гос-в и самой системы МО зависит от четкого следования нац интересам, которые всегда объективны. Проблема: как определить эти интересы и чем обусловлены различия в их восприятии со стороны конкретных политиков.
· По мнению реалистов самое эффективное ср-во сохранения мира - баланс сил, кот возникает не только из столкновении нац интересов, к обеспечению кот-х стремятся гос-ва, но и из единства культур, взаимного уважения прав друг друга и согласия относительно осн-х принципов.
· Другие важные категории реализма: «сила», «могущество» и «нац суверенитет»
Принципы политического реализма (Моргентау):
1) В парадигме политического реализма, политика, как и общество в целом, управляется объективными законами, укорененными в неизменной и далеко не совершенной природе человека, попытки изменения которых всегда обречены на неудачу; можно создать теорию, более или менее отражающую эти законы.
2) «Политический реализм учитывает значимость политического действия с моральной точки зрения. Он также учитывает неизбежное противоречие между моральным предписанием и требованиями политического действия»[1].
3) Основной признак политического реализма – концепция политического интереса, который определяется через термин власти. Впрочем этот термин может быть заменен на термин силы, которая рационально упорядочивает предмет политики, тем самым делая возможным ее теоретическое понимание.
4) Интерес, определяемый как власть/сила, - объективная, универсально обоснованная категория, но не потому, что она якобы установлена раз и навсегда; содержание и способ властвования обусловлены политическим и культурным контекстом.
5) Отказ от отождествления моральных устремлений конкретного государства с универсальными моральными законами, т.е. ни одно государство не обладает монопольным правом на добродетель, на установление того, «что хорошо, а что плохо» с моральной точки зрения; именно концепция интереса предотвращает злоупотребления такого рода[2].
6) По мнению политического реализма, сама политическая сфера является автономной; для политика определение интереса в качестве власти/силы – то же самое, что для экономиста определение интереса в качестве богатства.
Реализм доминировал в 1940-1970-е, затем ему на смену пришел неореализм. Одно из направлений реализма в послевоенный период - реалполитик (Рошау), основные принципы которого заключается в том, что гос-ва должны готовиться к войне, чтобы сохранить мир, особое внимание следует уделять действительным интересам соперника, быть готовыми применять силу, если только исчерпаны другие варианты воздействия.
К концу 70-х сформировался неореализм или структурный реализм. Классик подхода – Уолтц и его работа «Теория международной политики», а также Гилпин и Бузан.
Неореализм сохранил многие положения классического реализма. Неореалисты рассматривали также гос-ва как основных акторов на межд арене, но с учетом тех структур, кот они образуют, в том числе союзы и правительственных организаций. Категория силы так же сохранилась у неореалистов, но стала включать в себя не только военное превосходство, хотя это осталось важнейшим.
Уолтц выделил 3 основных принципа структуры МО: 1) гос-ва в МО руководствуются мотивом выжиывния (гос-ва могут иметь бесчисленное количество различных целей, но основа для их достижения – выживание); 2) гос-ва – основные участники МО; 3) гос-ва неоднородны, а обладают различными возможностями и потенциалом. Согласно Уолтцу баланс сил – одно из основных понятий в теории МО ( исходит из того, что ядерное оружий – важнейший фактор обеспечения баланса сил - эффект устрашения).
В последние годы появился неоклассический реализм (Закария), который подчеркивает важность учета внутриполитических факторов, личностных качеств лидера при анализе МО.
Постклассический реализм (О’Хаган, Хантингтон) – акцент на конфликт, а не на сотрудничество.
Либерализм: Локк, Кант, Руссо, Милль, Смит, Рикардо
Либерализм связан с именем В. Вильсона, провозгласившего открытость внешнеполит деят-ти и дипломатии,ориентация во внешней политике на демократические принципы, сотрудничество и мораль.
В нач 20 века в либерализме прослеж-ся 3 течения:
1. Гаагские конференции 1899, 1907гг., принятие 13 конвенций (мирное решение межд-х столкновений, открытость военных дей-й, результат- подписание многосторонних соглашений в области законов и обычаев о ведении войны (ведения сухопутной войны, морской и т.д.)
2. ориентация на упорядочение анархии МО через междунар орг-ции. Реализация идеи коллективной без-ти и созд-е Лиги Наций были приоритетными направлениями.
3. акцент на разоружение, их идеи нашли свое воплощение на Вашингтонской конференции 1921-1922гг ,посвященной морских вооружений и ряду тихоокеанских и дальневосточных вопросов.
Осн пол-я классич либерализма:
§ человек не агрессивен по природе, он нацелен на сотр-во.
§ война – проблема, кот можно решить совместными усилиями.
§ необх-ть в междунар институтах, способных предотвратить вооруж конфликт.
§ гос-вам необходимо реформировать свои полит системы с тем, чтобы демократ правл-е способст устан-ю мира и развитию сотруд-ва на планете.
§ на междунар арене действуют не только силовые, но и другие факторы, такие как эк-ка и мораль.
Марксизм
Идеологи – Маркс, Энгельс, Ленин.
Положения:
1. Главные акторы – социальные классы – буржуи и пролетеариат. Государства вторичны, используются буржуями как инструменты классового господства и подчинения. Буржуи стремятся к сверхприбыли => усиливают эксплуатацию раб., ищут сырье, рынки сбыта, дешевую раб. силу => увел. противоречия между капиталистами и раб. на межд. арене => дестабилизация МО, конфликты, войны.
2. МО ничем от внутриобщественных отношений не отличаются. Имеют вторичный и третичный характер:
a. являются одним из элементов надстройки, кот. определяется эконом. базисом,
b. отражают особенности взаимодействия буржуев и раб. класса в рамках нац. гос-в.
следовательно МО – поле борьбы буржуев-империалистов и трудящихся во главе с пролетариями.
3. Основные межд. процессы – классовые конфликты, кризисы, войны и соц. революциями.
4. Цели разных акторов противоположны. Буржуи – максимизация прибыли и накопление капитала, раб. – свержение господствующего класса и осуществление своей миссии: Х эксплуатации трудящихся, установление социализма и коммунизма на Земле (ура, товарищи!!!)
5. Средства: буржуи – эксплуатация, пролетарии – мировая социальная революция.
6. Будущее МО предопределено объективными законами общественного развития, в т.ч. з-ном отмирания гос-ва и установления в новом мировом обществе норм нравственности и справедливости между народами.
- исходные положения анализа МО – опред. роль способа производства и эконом. базиса в развитии общественных отношений, классовая борьба как движущая сила исторического процесса.
Методы
I) Методы анализа ситуации
Анализ ситуации предполагает использование суммы методов и процедур междисциплинарного характера, применяемых для накопления и первичной систематизации эмпирического материала. Поэтому соответствующие методы и методики называют иногда также «техниками исследования
1)Наблюдение- элементами являются субъект, объект и средства наблюдения. Виды наблюдений: непосредственное наблюдение, и опосредованное (инструментальное) с использованием оборудования(телевидения, радио); внешнее и включенное (наблюдатель является прямым участником международного события); прямое и косвенное (на основе информации, получаемой при помощи интервью, анкетирования и т.п). В Мир/пол обычно используют косвенное и инструментальное наблюдение. Недостаток- большая роль субъективных факторов(идеологические предпочтения, несовершенство или деформированность средств наблюдения) . (Кукулка. 1980).
2)Изучение документов
a)проблемы: сложно получить доступ к информации, тяжело добыть средства на проведения изысканий.
b)Наиболее доступными являются официальные документы (сообщения пресс-служб дипломатических и военных ведомств, итд) и неофициальные письменные, аудио и аудиовизуальные источники(записи мнений частных лиц, семейные архивы, неопубликованные дневники, воспоминания непосредственных участников), иконографические документы(картины, фотографии, кинофильмы, выставки, лозунги).
3)Сравнение. По утверждению Б. Рассета и X. Старра, в МП он стал применяться лишь с середины 1960-х гг., Главное достоинство - поиск общего, повторяющегося в сфере международных отношений, либо различий (вспоминаем СП-дизайн наибольшего/наименьшего сходства) + стимуляция развитие количественных методов.
II)Экспликативные методы. Общая проблема в том, что методы не дают объяснения причин, т. егодятся для описания, а не объяснения.
1)Контент-анализ
a)Впервые применил Г. Лассуэл при изучении пропагандистской направленности политических текстов в 1949 г.
b)Суть- систематизированное изучение содержания письменного или устного текста с фиксацией наиболее часто повторяющихся в нем словосочетаний или сюжетов. Далее идёт сравнение с нейтральным эталонным текстом.
c)М.А. Хрусталев и К.П. Боришполец выделяют следуюшие стадии применения: структуризация текста(первичная обработка информационного материала); обработка информационного массива при помощи матричных таблиц; квантификация информационного материала; анализ при помощи электронно-вычислительной техники.
2)Ивент-анализ (метод анализа событийных данных)
a)направлен на обработку публичной информации, показывающей, «кто говорит или делает, что, по отношению к кому и когда».
b)Систематизация и обработка данных осуществляется по следующим признакам: 1) субъект-инициатор (кто); 2) сюжет или «issue-area» (что); 3) субъект-мишень (по отношению к кому) и 4) дата события (когда) (Рассеет, Старр).
c)события сводятся в матричные таблицы, ранжируются и измеряются при помощи ЭВМ.
3)Когнитивное картирование
a)направлен на анализ того, как тот или иной политический деятель воспринимает определенную политическую проблему.(основатели- Снайдер, X. Брук и Б. Сэпин, Р. Джервис)
b)решает задачу выявления основных понятий, которыми оперирует политик, и нахождения имеющихся между ними причинно-следственных связей. «В результате исследователь получает карту-схему, на которой на основании изучения речей и выступлений политического деятеля отражено его восприятие политической ситуации или отдельных проблем в ней» (Лебедева, Тюлин. 1991).
4)Метод Б. Корани
a)в основе лежит ограниченное количество индикаторов поведения международного актора, которые рассматриваются в качестве ключевых: способ дипломатического представительства, экономические сделки, межгосударственные визиты и соглашения (договоры). Эти индикаторы систематизируются в соответствии с их типом (соглашения могут быть дипломатические, военные, культурные или экономические) и уровнем значимости. Составляется матричная таблица, дающая наглядное представление об исследуемом объекте.
b)Далее строятся выводы, касающиеся способа поведения международного актора во времени и в пространстве: с кем он поддерживает наиболее интенсивные взаимодействия, в какой период и в какой сфере они происходят и т.п.
5)Эксперимент
a)Суть - создание искусственной ситуации с целью проверки теоретических гипотез, выводов и положений.
b)В социальных науках чаще всего используются имитационные игры, являющиеся разновидностью лабораторного эксперимента. Существует два типа имитационных игр: 1)без применения электронно-вычислительной техники (индивидуальные или групповые действия, связанные с исполнением определенных ролей (например, государств, правительств, политических деятелей или международных организаций) в соответствии с заранее составленным сценарием); 2) с применением компьютерной техники (опора на базы данных, воспроизведение моделей)
III)Прогностические методы. Общий вывод - прогнозы МО точными быть не могут, ибо МО - суть стохастические процессы(т.е. непредсказуемые, хаотические), а возможности науки амбивалентны. В МО существуют как относительно простые (заключения по аналогии, метод простой экстраполяции, дельфийский метод, построение сценариев), так и более сложные прогностические методы (анализ детерминант и переменных, системный подход, моделирование, анализ хронологических серий (ARIMA), спектральный анализ, компьютерная симуляция и др).
1)Дельфийский метод - систематическое и контролируемое обсуждение проблемы экспертами. Центральный орган, обобщает, систематизирует и возвращает экспертам(может повторяться несколько раз). Позволяет выявить незамеченные ранее аспекты проблемы и наиболее (совпадение оценок), и наименее (расхождение) вероятные последствия развития ситуации.
2)Построение сценариев- метод построения идеальных (т.е. мыслительных) моделей вероятного развития событий. 1 этап- анализ и отбор главных факторов, определяющих дальнейшее развитие ситуации. 2эт- выдвигаются гипотезы о предполагаемых фазах эволюции отобранных факторов в течение последующих 10, 15 и 20 лет. 3 эт- сопоставление выделенных факторов и на их основе выдвигается и описывается ряд гипотез (сценариев), соответствующих каждому из них. 4эт-создание показателей относительной вероятности описанных сценариев, которые с этой целью классифицируются (произвольно) по степени их вероятности (Фрай, Рулофф).
3)Системный подход.
a)Системный подход следует отличать от его конкретных воплощений - системной теории и системного анализа. Сис теор для построения, описания и объяснения систем и составляющих их элементов, взаимодействия системы и среды, а также внутрисистемных процессов, под влиянием которых происходит изменение и/или разрушение системы (Брэйллард). Сис анализ, решает конкретные задачи, представляя собой совокупность практических методик, приемов, способов, процедур, благодаря которым в изучение вносится определенное упорядочивание (В.И. Ленин и диалектика1982, ЗЫ, у Цыгана вообще пипец ссылочки, все прошлого века, половину фамилий вообще первый раз вижу).
b)Арон выделяет три уровня рассмотрения МО- уровень межгосударственной системы, уровень государства и уровень его могущества (потенциала).
c)Дж. Розенау - шесть уровней анализа: 1) индивиды и их характеристики; 2) их посты роли; 3) структура правительства 4) общество 5) система отношений между национальным государством и другими участниками международных отношений; 6) мировая система
d)Наши тож не промах: считают, что методом ТМО является системный анализ развития международных событий, процессов, проблем, ситуаций, осуществляемый с помощью имеющегося знания, внеш/полит данных, особых способов и приемов, исследования(Антюхина-Московченко, Злобин, Хрусталев). Выделют 3 уровня исследования любой системы: 1) состав - множество образующих ее элементов; 2) внутренняя структура - совокупность взаимосвязей между элементами 3) внешняя структура - совокупность взаимосвязи системы со средой.
e)Применительно к изучению внешней политики государства метод системного анализа включает анализ «детерминант», «факторов» и «переменных».
f)Р. Боек представляет потенциал государства как совокупность ресурсов, которыми оно располагает для достижения своих целей, состоящую из двух видов факторов: физических (пространство, экономика) и духовных(тип полит режима, уровень образования населения). Недостаток в почти полном отсутствии учёта факторов внешней среды.
g)Брайар и Джалили. Детерминантами внешней политики являются внутренние независимые переменные- физические факторы пользования(география , ресурсы), структурные факторы(полит. эк институты), культурные и человеч. факторы(культура, идеология, менталитет, личность(моральные, физические качества)); и внешние независимые переменные: международная система, действия других, ресурсы общего государства. Эта схема лучше, показывает взаимосвязь внешних и внутренних факторов (авторы отдают предпочтение последним)
4)Моделирование.
a)метод связан с построением искусственных, идеальных, воображаемых объектов, ситуаций, представляющих собой системы, элементы и отношения которых соответствуют элементам и отношениям реальных международных феноменов и процессов.
b)комплексное моделирование (Хрусталев. 1992). Смысл в построении формализованной теоретической модели, представляющей собой тринарный синтез методологического (философская теория сознания), общенаучного (общая теория систем) и частнонаучного (теория международных отношений) подходов. Построение осуществляется в три этапа. формулирование предмодельных задач, построение содержательной концептуальной модели, детальный анализ состава и внутренней структуры международных отношений, т.е. построение ее развернутой модели
c)Преимущества: обобщающий, синтезирующий характер. Позволяет обнаружить как целостность изучаемого объекта, так и многообразие составляющих его элементов, фиксировать изменения в функционировании международных отношений, и обнаружить причинные связи изменений с эволюцией международной системы, выявить детерминанты, влияющие на поведение государств. Дает науке возможность теоретического экспериментирования и комплексного применения прикладных методов и техник анализа.
d)Недостатки: никакая модель не дает уверенности в правильности сделанных на ее основе выводов. Часто выводы, сделанные с помощью сложных операций моделирования, вычисления ит.д дают такой же результат, как при использовании старых-добрых интуитивно-аналитических методов.
5)Анализ процесса принятия решений(ППР)-динамическое измерение системного анализа международной политики.
a)два основных этапа исследования(П.Сенарклен, 1992): определяются главные лица, принимаю-. щие решение и описывается роль каждого из них, на следующем этапе проводится анализ политических предпочтений с учетом мировоззрения, опыта, политических взглядов, стиля руководства и т.д. (Р. Снайдер, X. Брук, Б. Сапэн и Р Джервис. Ф. Брайар и М.Р. Джалили).
b)четыре основных подхода(используются в сочетании): 1) модель рационального выбора, в рамках которой выбор решения осуществляется единым и рационально мыслящим лидером на основе национального интереса. (предполагается, что а) принимающий решение действует с учетом целостности и иерархии ценностей, о которых он имеет достаточно устойчивое представление; б) систематически отслеживает возможные последствия своего выбора; в) ППР открыт для любой новой информации, способной повлиять на решение); 2) решение принимается под влиянием совокупности правительственных структур, действующих в соответствии с установленными рутинными процедурами. Решение разбито на фрагменты, а разрозненность правительственных структур являются препятствием для ППР, основанном на систематической оценке последствий того или иного выбора. 3) решение рассматривается как результат торга между членами бюрократической иерархии, правительственного аппарата и т.д., каждый представитель которых имеет свои интересы, свои позиции, свои представления о приоритетах внешней политики государства. 4) акцент на том, что во многих случаях ЛПР находятся в сложном окружении и располагают неполной, ограниченной информацией и не в состоянии оценить последствия выбора. В такой обстановке им приходится расчленять проблемы, редуцируя используемую информацию к небольшому числу переменных.
c)Теория игр - это теория принятия решений в конкретном социальном контексте, базируется на теории вероятностей и представляет собой конструирование моделей анализа или прогнозирования различных типов поведения акторов, находящихся в особых ситуациях. (м М применяли Рапопорт и Шеллинг). Цель- нахождение наилучшего из возможных вариантов решения для каждого участника перед лицом прогнозируемого решения противника. При этом, типы ситуаций, в которых могут оказаться игроки может быть редуцировано к небольшому числу моделей игр, различающихся по характеру целей, возможностям взаимной коммуникации и количеству игроков.(примеры я думаю все помнят, банально дилемма заключенного в анализе гонки вооружений и т.д.). Проблема старая-нифига не прогнозирует, тока объясняет.
4. Становление мировой политики (МП) как научной дисциплины.
План: 1. Факторы, повлиявшие на развитие МП. 2. Вклад различных школ. 3. О разграничении МО и МП.
Относительно новая научная дисциплина. Нет консенсуса относительно самого понятия Мирпола: внешняя среда, совокупная полит деятельность и система отношений транснац акторов или внешняя политика сверхдержавы? В чем путаница – реальность и научная дисциплина обозначаются одним понятием (в отл. От политологии – политики). Мировая политика возникла на стыке различных подходов и дисциплин, прежде всего тесно связана с МО и политологией.
- Становление мировой политики.
- МП вырастает из МО. Ее становление – 1970-е – период активизации ТНА и национально-освободительных движений. Но термин существовал и раньше. 1940г – журнал «Мировая политика» (США). В к.40х появился журнал «Международная организация», который сосредоточился на исследовании политических аспектов экономических процессов. В 1960х Розенау заметил, что в результате деятельности ТНА внешняя и внутр политика начинают представлять единую реальность = > Кохэн и Най в книге «Транснац отношения и МП» (1972) говорил о взаимосвязи во внешней среде и на внутригос уровне весьма сложны и не ограничиваются межгос взаимодействием; меняется сама государственно-центристская полит система мира. * Первая кафедра МО образована в Великобритании в 1919 г
Существенный вклад внесли:
- 1970-е гг. – возрастание роли экономического фактора в мире, => развивается научная область под названием международная политическая экономия. Политологи стали проводить исследования по выявлению взаимосвязи между внутренней политикой разных стран и международной политической экономией (Кохэн, Краснер).
- Исследования взаимодействия внешне- и внутриполитических факторов. Осознание прозрачности границы между внутр. и внеш. политикой. Здесь существенный вклад внес Р. Патнэм – двухуровневая модель принятия внешнеполитических решений: международные договоры гос-ва служат «двойным компромиссом»: между гос-вами, подписывающими договор и внутри каждого из них.
- Изучение международных институтов, т.к. после 2 МВ – резкий рост числа международных организаций. Особое внимание – ООН и ее миротворческим операциям. Напр., Карл Дойч изучал проблемы коллективной безоп-и; Хаас – причины, по кот ЕЭС и др международн организации стремились к расширению своих функций, но не смогли.
- По мере того, как границы между внешней и внутр политикой и их исследованиями становятся более прозрачными, происходит сближение МО и политологии, в особенности сравнительной, при изучении проблем, как демократизация, конфликты итд.
Таким образом МП возникла на стыке теоретических исследований в области МО, постулирующих целостность политической системы мира, при значительном вкладе неолиберальной традиции в понимание кардинальных изменений в связи с деятельностью ТНА; представлений о взаимосвязи внутренней и внешней политики; МПЭ; анализа межд организаций, политологии (огромная роль СП).
Вклад теоретических школ:Теоретические исследования в рамках неолиберализма (выявление транснациональных отношений, констатация факта множественности участников международного взаимодействия, исследование международн режимов и т.п.) Неореалисты: 1) К.Уолтц в работе «Человек,гос-во и война» говорил о целостности полит. системы мира. Он исп. термин международ. политикака; 2) Х.Булл The Anarchical society: a study of order in world politics – термин МП. Неомарксисты: 1)И.Валлерстайн подчёрк. целостность полит. мира на глобальном уровне, описывает его как мир-систему, хотя термина МП у них нет. 2) идея о единстве внеш.и внутр. пол-ки, кот. затем получила развит. в МП. Т.о. все школы исходили из целостности полит системы мира. Но для неореалистов полит сис мира представлена межгос отношениями, для неолибералов – межгос+другие акторы, марксисты – классовые отношения, разделение мира на ядро, периф и полупериф.
Современная МП – интенсивно развивающаяся научная дисциплина, кот охватывает весь спектр международной проблематики. В основном посвящена вопросам, связанным с тенденциями мирового развития и анализом политич структуры современного мира + анализ международной проблемы и ее взаимосвязь с др вопросами международной жизни.
Мировая политика и МО
МО как научн дисциплина старше МП, возникла в нач. XXв. как междисципинарная область исследований (история, экономика, право и др.) Грум (англ.): гл проблемы МО – изучение «причин войны» и «условий мира». Постепенно стали развиваться самостоятельно + сближение МП и МО. Вообще при становлении МП она ориентировалась на МО, придавая осн значение межгос взаимодействию.
3 варианта взаимодействия:
1) МП = современные МО (Гольдштейн, Смутс)
2) МП = традиционные (межгосударственные) МО + деятельность новых, нетрадиционных, транснациональных акторов (Цыганков, Косолапов)
Бовин и Лукин: МО = взаимодей-е гос-в на мировой арене; МП = система связей между гос-вами и негосударствен участниками как результат такого взаимодействия. В этом смысле МП выступает в качестве среды, кот не просто влияет на МО, а изменяет их.
3) МП = деятельность только негос транснациональных акторов, а МО = только межгос взаимодействия (Розенау).
П.А. Цыганков «Мировая политика и ее содержание»:
3 позиции соотношения мировой политики и МО:
1) противопоставление; 2) отождествление; 3) стремление избежать крайностей путем конкретного анализа, выявления новых тенденций.
· Мировая политика исторически возникает позже МО, носит общепланетарный, всеохватывающий х-тер. Начало развития планетарной политической системы связано с промышленной революцией рубежа XVIII-XIX вв.
· В бесспорную полит. реальность МП превращается лишь в годы противоборства между СССР и США.
· Новые существенные черты стала приобретать с возникновением самостоятельных постколониальных гос-в.
· Одними из первых, кто сделал новые процессы предметом анализа, были представители либеральных взглядов
· Кон. 1960х – нач. 1970х гг. – новое направление в науке – транснационализм. 1971 г. – книга «Транснациональные отношения и мировая политика»: различаются МП и международные взаимодействия. МП = разветвленная и многослойная паутина связей, соединяющая многочисленных и многообразных участников международных взаимодействий. В рамках транснационализма – понятие «постмеждународная политика» = «раздвоение мира» на межгосударственные взаимодействия и взаимодействия между негосударственными акторами. + возникает пон-е «новых международных отношений».
· К началу 1990-х гг. – ясно, что международные отношения претерпевают крупнейшие трансформации, в результате которых меняются их основные параметры. На Западе существо этих изменений обозначают понятиями «постмеждународная политика», «новые международные отношения», «глобальная политика» и «мировая политика», которые используются как равнозначные по содержанию. В России – термин «мировая политика».
*** Богатуров (о разработке теории МП отечественными авторами):
Становление МП как самостоятельного исследовательского поля характерно для полит исследований преимущественно (если не исключительно) в России. В западных странах мирополитические штудии распылены по разным областям знания, не претендуют на автономное академическое пространство. В научном сообществе США вообще отсутствует проблема размежевания МП и МО, оба направления исследований сосуществуют нерасчлененно и организационно могут относиться как к международно-политическому, так и общеполитологическому блокам.
В России 3 группы авторов:
1) прагматики (политико-социологиечская + историко-политическая школы): а) критическое осмысление реальности (Н.А. Косолапов, А.Г. Володин, В.Б. Кувалдин, Б.Г. Капустин); б) формалистически-нейтральный подход к реальности(Н.А. Симония, В.Г. Хорос, А.Д. Богатуров); в) примирение с реальностью (А.Ю. Мельвиль, М.М. Лебедева, В.В. Иноземцев, В.В. Михеев, В.М. Кулагин).
2) фундаменталисты-охранители: а) вульгарная геополитика А.Дугина (подчёркивают национал-патриотическое "я", но на самом деле испытывают сильнейшее влияние западной («новой» американской и «старой» германской) политологии, но прежде всего - школы вульгарной геополитики З. Бжезинского); б) профессиональные, консервативно настроенные историки (считают возможным анализировать современные международные отношения путем «литературно-редакционного исправления» тех концепций, которыми отечественная наука пользовалась в 40-х - 80-х годах прошлого века).
3) учёные "историко-политического корня" (классическая история+полит наука,но с акцентом на методологию первой) - не отвергали политологию, но чувствовали себя увереннее не на ее методологическом поле, а на платформе либерального «политического историзма»(М.М. Наринский, Л.Н. Нежинский, Н.П. Егорова, Арт.А. Улунян).
4) промежуточная группа учёных (тяготеют к мирополитическому подходу, но в то же время выпускают работы исторического профиля) (М.А. Хрусталев, Т.А. Шаклеина, А.Д. Воскресенский, В.И. Батюк, Б.Ф. Мартынов
Соотношение глобализации (Г) и интеграции (И)
Из статьи Стреженевой «И и вовлечение как инструменты глобального управления»: Единства по этому вопросу нет. Одни ученые: И - способ ускорить Г. В таких случаях обычно происходит сосредоточение внимания на объективных сторонах Г: ее представляют безликим процессом без субъекта, который просто существует «где-то там», но при этом затрагивает всех и вся. Цель И видится в оказании помощи в деле рационального обретения доступа к благам Г-ии.
Другие: в европейской И усматривают скорее способ «усмиряющего» влияния на Г в ее нынешнем американизованном варианте (типа он наносит неоправданный урон привычным для европейцев формам социальной жизни) и – в силу чрезмерного упора на капитализацию и рыночную гибкость – враждебность инновациям и росту производительности. Интегрированная мощь нескольких государств предстает в роли фактора ограничения «несправедливых» международных политических правил.
Буторина «Интеграция в стиле фанк»: региональнаяИ - модель сознательного и активного участия группы стран в процессе стратификации мира, обусловленной глобализацией. главная общая цель – создание максимально успешной страты, т.е. укрепление позиций объединения в сферах, наиболее важных для данного этапа Г. Задача каждой отдельно взятой страны – обеспечить себе максимально благоприятную стратегическую перспективу. И. позволяет наилучшим образом использовать преимущества Г-ии и одновременно минимизировать ее отрицательное воздействие.
5) Интеграционные объединения:
1. ЕС(Первый шаг – Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Ероп сообщество по атом энергетике (Евратом) + Европ экон сообщество (ЕЭС). 1957 – Римский договор. Особенно интенсивно процессы И после окончания ХВ – 1992 – Маастрихтский договор, создание Шенгенской группы (зоны), облегчивший визовые и таможенные пережвижения внутри Европы, преобразование ЕЭС в ЕС. Европейская И охватывает различные сферы (пол, эк, гуманит), тенденция к расширению участников (сейчас 27 членов). Кризис в Косово дал толков развитию ЕС в области внешней политики и безопасности.5 принципов функционирования институтов ЕС (Буторина и Борко (из Лебедевой)): 1. наличие межгос и наднац институтов; 2. разделение между компетенцией ЕС и национальными институтами; 3. разнообразие типов принимаемых решений (обязательный, рекомендательный характер, свобода в выборе средств их реализации); 4. примат права ЕС над национальным; 5.участие общественности стран-членов ЕС и поддержка их интеграционных процессов.
В рамках ЕС достигнута наивысшая на сегодняшний день степень хозяйственного взаимодействия – сформирована Единый внутренний рынок стран-партнеров, а в рамках 12 стран – создан Экономический и валютный союз.
2. Cевероамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), образованное США, Канадой и Мексикой, где создание ЗСТ товарами дополняется интеграцией в других сферах (либерализация движения инвестиций, услуг и др).
3. Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), объединяющий 21 экономику. В его рамках решается задача создания к 2020 году системы свободной торговли и свободного движения инвестиций. Можно также выделить несколько субрегиональных организаций (в частности, АСЕАН), многочисленных перспективных проектов стран-членов АТЭС, включая проект создания в будущем Восточно-Азиатской зоны свободной торговли – своеобразного противовеса Евросоюзу и НАФТА.
Другие примеры: Меркосур (Общий рынок стран Южного конуса) – Цели – свободный обмен товарами, услугами, факторами производства, установление общего внешнего тарифа, координация направлений макроэк политик стран-членов. Входит Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай +Чили (ассоциир член), Боливия (наблюдатель).
Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС) – 15 стран; Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ): Кувейт, Катар, Бахрейн, ОАЭ, Оман, Сауд Аравия; Совет арабского экономического единства (САЭЕ); Восточноафриканское сообщество (ВАС)— таможенный союз стран Восточной Африки.
Интеграционные объединения:
ОДКБ
Википедия: В ОДКБ входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения и Узбекистан. Задача ОДКБ координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Дезинтеграция
Различные процессы, ведущие к противоположным по сравнению с интеграцией результатам – распаду гос-в и межд. образований, называются дезинтеграцией. Этот термин также относится к межгос. Отношениям (распад СССР, Югославии). Причем, как пишет Дмитрий Ольшанский, зачастую <