Понятие американского мессианизма

Простые американцы, а также люди, считающие себя элитой США, и определяющие роли и решения этой страны как внутри государства, так и на международной арене, руководствуются идеей о своем особом предназначении. Более того, эта идея давно приобрела ярко выраженное мессианское направление.[13] Вообще-то, к термину «мессианство» необходимо относиться с известной осторожностью. Мессия (от др.-евр. «машиах) – появился в верованиях древних евреев во время Вавилонского пленения, и рассматривался, с одной стороны как царь-завоеватель, призванный уничтожить беззаконие и установить справедливость, а с другой, как «божественный судья живых и мертвых». Иными словами, мессия нес в народы правду и справедливость. В нашем же случае, применительно к США, речь идет скорее о транслировании в окружающий мир своих взглядов, верований, образа жизни и т.д. США, где по утверждению самих американцев нет государственной идеологии, фактически очень идеологизированное общество. Всему миру известна концепция «американской мечты»[14], проводимая в жизнь уже много десятилетий на самых разных уровнях – от домохозяек до президентов, восхваляемая в масс-медиа, Голливуде, выступлениях политиков, известных актеров, спортсменов и т.д. Перейти к понятию «американского мессианизма» невозможно без краткого обзора корней американской цивилизации в американском понимании. До массовой колонизации Северной Америки население ее состояло из многочисленных племен индейцев[15], а так эскимосов, проживающих преимущественно в северных районах. Потомки этих народов хоть и влились в новый этнос «американский народ», однако не оказали такого большого влияния на становление государства под названием Соединенные Штаты Америки, как скажем, английские колонисты. Их, во-первых, оказалось значительное большинство, а во-вторых, уровень их цивилизованности был не сравним с уровнем коренного населения. Численность туземного населения Северной Америки в доколумбовые времена оценивается в 1-1,5 млн человек. Колонизация континента началась в конце 16-начале 17-го вв. и осуществлялась Испанией, Францией, Нидерландами, Швецией и Англией. Туземцы стали на защиту своей земли, но каким бы героизмом и стремлением к свободе они ни обладали с их многочисленными племенами, шансов в борьбе с захватчиками у них практически не было. К тому же, индейские племена беспрерывно враждовали между собой, что значительно облегчало задачу колонизаторов. Первые же постоянные английские поселения были основаны на территориях нынешних штатов Виргиния и Массачусетс, в 1607-м и 1620-м гг. Англичане, поставившие себе целью колонизировать Новый свет, и самостоятельно пользоваться всеми богатствами огромных территорий, особо не церемонились и с европейцами-конкурентами в этом деле. В результате воин с Нидерландами и Францией, Англия захватила Канаду, Луизиану и почти всё атлантическое побережье Северной Америки. В головах английских колонизаторов уже витало мессианство.[16] Мессианские идеи воздействия на окружающий мир живут в США всю их историю и подпитываются глубоко укоренившейся в сознании американцев убежденности в этом их предназначении. Само мессианское мировоззрение, присущее американцам, затрагивает понятие о добре и зле, и по своей сути глубоко религиозно. Истоки его лежат в христианском протестантизме, и образовались задолго до образования государства США.[17] В числе переселенцев из Англии было большое количество пуритан. Именно пуританскому мировоззрению был присущ ряд черт и особенностей, которые, хоть и в несколько трансформированном, «осовремененном» виде, но до сих пор присутствуют в характере и манере поведения современных американцев. От своих предком-пуритан, твердо уверенных в своем «особом» пути, и безусловном собственном примере для всеобщего подражания, американская нация несколько столетий несет в окружающий мир непоколебимую убежденность в собственной правоте и моральной чистоте. Это дает им уверенность в том, что общественно-политический строй в их стране является лучшим на планете. И это же, по их мнению, дает им право осуждать в других странах, по их мнению, живущих «неправильно», жизненное устройство, традиции, культурные особенности и прочее. «Американская мечта» - это набор высших ценностей американского государства в представлении, в первую очередь, самих американцев, и распространяемая на весь окружающий мир. Итак, национальная идея государства, будучи упакованной с виду в красивую обертку «американской мечты», обладает несомненным мессианским пафосом[18], так как ее адресатами становятся и народы зарубежных стран. Способы реализации американского мессианства, самые разные. Вот у кого, скажите, не появятся слезы умиления после просмотра очередного голливудского шедевра, где бедняжка (бедняк) поднимается из самых низов до заоблачных высот?[19] Для этого надо только только и всего лишь старательно следовать всем правилам – писаным и неписаным американского общества. И вот вчерашний никто, имевший в кармане 20 центов, уже миллионер. У него успешный бизнес, дом, яхта, куча машин и дети растут. Все это волшебство состоялось, потому что «…Божий промысел поместил великий континент между океанами для того, чтобы его обнаружили люди со всех концов земли, наделенные особой любовью к вере и свободе».[20] Это слова Р. Рейгана, президента США, сказанные им в 1982-м году. Там же Рейган назвал нашу страну «империей зла». В противовес американскому существовало русское мессианство, преподносимое в США традиционно как нечто цивилизационно-аномальное, аналог зла и экспансии.[21] Что, кстати, не мешало и не мешает настоящим бумам в театрах США в случае приездов русского театра.[22] К этому еще вернемся, попутно же можно отметить мировоззренческий взгляд на жизнь американской мамы, вырастившей детей, и мамы из России. О чем традиционно говорит мама у нас сыну или дочери, достигшим совершеннолетия? Правильно, испокон веку в России родители, провожая детей во взрослую жизнь, напутствовали их словами «Будьте честными, благородными, трудолюбивыми, верными долгу. Упаси вас Боже замарать фамилию неблаговидными поступками.». А что говорит американская мама? «Желаю тебе заработать поскорее первый миллион». И ни слова о чести, достоинстве и методе приобретения этого миллиона. Скажете – штамп? Вырванный из контекста? Нет! По достижении совершеннолетия американские родители говорят своим детям именно такие слова. Еще в XVIII-м в. некий Дж. Эдвардс на полном серьезе о переходе статуса богом избранного народа от евреев к американцам.[23] К этому мы вернемся ниже, а пока надо сказать, что государственная идеология СССР, являвшаяся объектом бесконечных нападок США, в общем, в мессианском смысле даже уступала массированной идеологизации населения США.[24] Все это комуфлировалось под другие слова и задачи, однако корни этого «мессианства» растут еще из XVI-го в. когда США еще и в помине не было. Ныне и долгие-долгие десятилетия священнослужитель США – де-факто идеологический работник государства даже в большей степени, чем партийный чиновник в СССР.[25] Только эта идеология тщательно замаскирована под пресловутые «ценности», которые США усиленно навязывают всему миру много лет. От констатации богоизбранности США лежит прямая дорога к оправданию американского глобального экспансионизма, что стало особенно навязчивым после распада СССР. Первым же «деятелем», кто без ложной скромности провозгласил целью США мировое господство, был некий священник Стронг. Без всяких условностей этот, с позволения сказать, «слуга божий», провозгласил, что англосаксонская раса восприняла задачи мессианства, стоящие ранее перед греками, евреями и римлянами.[26] Было это задолго до прихода к власти Гитлера, вот так, ни больше, ни меньше – англосаксы оказывается, избранные, а остальные расы должны стоять «навытяжку» до указаний свыше. Это напоминает германский нацизм, который, правда, пошел еще гораздо дальше, предписывая порабощать и уничтожать другие расы. В конце XVIIII-го в. эту идею развил американский сенатор Бэверидж,[27] речь которого небезосновательно считается американским «Майн Кампфом». Там было всё: и теоретическое обоснование захвата Кубы и Филиппин, и превознесенное до небес «предначертание» Америки, и много другое. Примечательно, что уже тогда Бэверидж уже тогда считал Россию врагом №1. Кажется очень важным отметить то обстоятельство, что американское общество формировалось за счет приезжих, людей, зачастую, очень разных, по языку, культуре, образованности и прочее. Объединить этих людей, консолидировать в единое общество за столь малый срок существования США, можно было только какой-то общей идеей. Ей и стал американский мессианизм.





Наши рекомендации