Внешняя политика государства 5 страница
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ (<франц. regime порядок, система правил, государственный строй) — это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов достижения политических целей и осуществления власти. Данное понятие раскрывает динамический, функциональный характер политической системы. В политической науке отсутствует единая трактовка относительно содержательного аспекта понятия «П.Р.» Так, Ж.Д. Кермонн понимает под ним «совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период». Свою трактовку предлагают Г. 0'Доннелл и Ф. Шмиттер: «Режим — это совокупность структур явных или скрытых, которые определяют формы и каналы доступа к ведущим правительственным постам, а также характеристики деятелей, которые считаются для этих режимов подходящими или неподходящими, используемые ими ресурсы и стратегии в целях получения желаемого назначения». Г. Лассуэлл и Каплан считают, что «режим («структура правительства», «политический строй») — это система политических форм». Наиболее часто встречающейся типологизацией режимов является их подразделение на тоталитаризм, авторитаризм и демократию.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РИСК — это вероятность нежелательных политических событий. В зависимости от факторов, влияющих на политический процесс, П.Р. подразделяют на легально-правительственный (обусловленный принятием политических решений) и экстралегальный (обусловленный независящими от правительства обстоятельствами). К факторам легально-правительственного риска относятся: выборы, изменение целей и приоритетов проводимой политики, полная или частичная экспроприация собственности, разрыв дипломатических отношений и т.п. К факторам экстралегального риска относятся война, революция, политический терроризм, забастовки и т.п. Характер и уровень политического риска оцениваются с помощью специальных индексов и показателей внутриполитической нестабильности. Индекс политического риска определяется с помощью различных эконометрических и математических методов. Существует несколько разновидностей индексов BERI (Business Environment Risk Index), PRI (Political Risk Index) и Foreland (индекс риска с пятилетним прогнозом). Оценки уровней политического риска более ста восьмидесяти государств ежегодно публикуются в специальной литературе. Россия в 90-х гг. занимала одно из последних мест по показателю политического риска (высокая степень нестабильности).
ПОЛИТИЧЕСКИЙ СИМВОЛ (<греч. symbolon знак, опознавательная примета) — знак, выполняющий коммуникативную функцию, устанавливающий связь между личностью и властью. К политическим символам относятся: флаг, герб и гимн государства, лозунги, памятные даты, политические ритуалы. Для каждой политической культуры присущи свои политические символы. Приобщение к их содержанию и смыслу осуществляется через процесс политической социализации.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП (< греч. stereos твердый, tupos отпечаток) — упрощенное, схематическое, деформированное и ценностно-ориентированное представление о политических объектах. Для стереотипа характерна персонификация событий, высокий эмоциональный заряд, иррациональность, устойчивость. П.С. в обыденном сознании может заменить знания, значительно упрощая процесс ориентации в политическом пространстве.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ — оппозиционная деятельность экстремистских организаций или отдельных личностей, целью которых является систематическое или единичное применение насилия (или его угрозы) для запугивания правительства и населения. П.Т. относится к политическим преступлениям. По разным основаниям выделяются некоторые виды терроризма. По идеологическому признаку П.Т. подразделяется на правый и левый; по преследуемым целям — на культуротворческий, рациональный и идеологический; по исторической направленности — на «анархо-идеологический» и «культурно-сепаратистский».
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ХЭППЕНИНГ — юмористическая форма политического протеста. П.Х. находит свое воплощение в театрализованных массовых действиях, имеющих политическую направленность, сатирических названиях квазипартийных организаций. К последним можно отнести Партию любителей пива, Движение «Субтропическая Россия» (программными положениями которой являются снижение температуры кипения воды до +50 и повышение среднегодовой температуры в России до +20), Партия диктатуры плюрализма и т.п. Иногда П.Х. приобретает скандальный характер. Так, напр., в России в 1995 г. была создана инициативная группа по выдвижению известной супермодели Клаудии Шиффер кандидатом в депутаты Государственной Думы. В том же году Партия любителей пива организовала шумную акцию под названием «Катить бочку на Думу», в ходе которой активисты действительно прикатили пивную бочку к зданию Государственной Думы. П.Х. — одна из легальных форм отреагирования агрессии против тех или иных политических институтов, лидеров или др. объектов.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ — это совокупность реакций социальных субъектов на деятельность политической системы. П.П. подразделяется на политическое участие и абсентеизм.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ —совокупность процессов, составляющих основу перехода от традиционного к современному обществу. С точки зрения Л. Пая, П.Р. сопровождается: 1) структурной дифференциацией — усилением специализации политических структур по исполнению функций; 2) развитием «способностей» политической системы (прежде всего к инновации и мобилизации); 3) усиливающейся тенденцией к равноправию, которая включает в себя расширение политического участия, универсализацию законов, становление системы свободных выборов. По мнению Г. Алмонда, П. Р. характеризуется: 1) усилением автономности политических институтов, 2) политической мобилизацией и 3) секуляризацией. Содержанием политического развития является возрастание способности политической системы адаптироваться к новым требованиям, поступающим из окружающей среды.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ —осознанное отношение социальных субъектов к политическим явлениям. В структуру политического сознания включаются политические нормы и ценности, политические убеждения и представления, теоретические и эмпирические знания П.С. формируется в процессе политической социализации.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ —влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. К политическому участию относятся действия по делегированию полномочий (участие в выборах); активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; участие в деятельности партий и групп интересов. П.У. подразделяется на конвенциональное (легальное) и неконвенциональное (нелегальное, отвергаемое большей частью общества по моральным, религиозным или иным соображениям). По характеру политического участия его подразделяют на автономное (свободная добровольная деятельность индивидов, преследующих личные или групповые интересы) и мобилизационное (принудительное, под воздействием определенных стимулов).
ПОЛИТОЛОГИЯ — наука о политике. П. как самостоятельная наука сформировалась во второй половине XIX столетия. В 1857 г. в Колумбийском университете была открыта кафедра политической науки. Позже аналогичные кафедры возникли в Йельском, Гарвардском, Принстонском и др. университетах. В 1903 г. была создана Американская ассоциация политических наук. Параллельно шло формирование политической науки и в Западной Европе. Такие ученые, как М. Вебер, Р. Михельс, М. Острогорский, В. Парето, внесли немалый вклад в становление и развитие политологии. Первоначально внимание исследователей концентрировалось на политических институтах, нормах и процедурах. Однако уже в первой трети XX в. стала ясной ограниченность такого подхода. В результате возникло бихевиористское движение в политологии, которое рассматривало политическое поведение в качестве исходного пункта политического анализа. В 50-е и 60-е гг. в политической науке сформировались новые парадигмы и направления исследований — системный анализ и политико-культурологический подход, которые на десятилетия вперед определили направленность развития политологии. В современной науке о политике существует множество различных направлений и подходов, методов политических исследований. Наряду со ставшими традиционными парадигмами: бихевиоризмом, структурным функционализмом, культурологическим подходом, развиваются сравнительно новые: геополитическая парадигма, «экологический» подход (фокусирующий внимание на историкогенетических факторах политического развития), политический феминизм (ориентированный на исследование гендерных факторов политики, положения женщин в обществе и т. п.), постмодернизм и др. Расширяется и сфера научных интересов политологии. Внимание исследователей привлекают процессы перехода к демократии, политическое участие, новые общественные движения, неокорпоративизм и др. П. выполняет ряд важнейших функций: гносеологическую, прогностическую, прикладную, социализирующую. Ныне политическая наука выступает важнейшей частью общегуманитарного знания.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — совокупность неотъемлемых прав и свобод, обеспечивающих автономию личности и ограничивающих власть государства. Одним из первых документов, актом, утверждавшим П.Ч., считается «Великая хартия вольностей», принятая 15 июня 1215 г. англ. королем Генрихом II. Хартия насчитывала 63 статьи, которые ограничивали власть монарха и определяли права свободных граждан. Любому человеку гарантировалась независимость, никто не мог быть лишен собственности, изгнан из страны или заключен в тюрьму без приговора суда. В XVII в. эти свободы были закреплены и развиты в «Петиции о правах» (1628), «Билле о правах» (1689) и «Декларации прав» (1689). В Новое Время П.Ч. были закреплены в амер. «Декларации независимости» (4 июля 1776 г.), «Билле о правах» (1789), во франц. «Декларации прав человека и гражданина» (1789). В «Декларации независимости», подготовленной Т. Джефферсоном, указывалось: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они наделены создателем определенными неотчуждаемыми правами, к которым принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав люди учредили правительства, берущие на себя справедливую власть с согласия управляемых. Всякий раз, когда какая-либо форма правления ведет к нарушению этих принципов, народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких началах, какие, по мнению народа, более всего способствуют безопасности и согласию». Принципы, сформулированные в «Декларации независимости», были развиты и дополнены в «Билле о правах», утвержденном в виде первых десяти поправок к Конституции США в 1791 г. В новом документе был разработан ряд принципов взаимоотношений государства и личности, указывались случаи, когда не допускалось или существенно ограничивалось вмешательство государства в частную жизнь. В августе 1789 г. во Франции была принята «Декларация прав человека и гражданина», закрепляющая идеи индивидуальной свободы, равенства и народовластия. Целью общества провозглашалась защита прав человека (свободы, собственности, безопасности), ибо «общество, в котором не обеспечена гарантия прав и не установлено разделение властей, не имеет конституции». Неотъемлемость прав человека, их универсальный и обязательный характер отмечаются во «Всеобщей декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Условно права человека можно разделить на личные (гражданские), политические и социально-экономические. К личным правам относятся: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность жилища, свобода перемещения и выбора места жительства. Содержанием политических прав являются провозглашаемое равенство всех перед законом, право на гражданство, на свободу мысли, совести, религии и убеждений, на свободу союзов и ассоциаций граждан, участие граждан в выборах и управлении страной. Комплекс социально-экономических прав обеспечивает право на труд, отдых, социальное обеспечение и образование. Первые две группы прав человека обозначаются как негативные, содержанием третьей являются позитивные права. Деятельность правового государства строится в соответствии с правами человека и ограничивается последними. Контроль за соблюдением прав человека осуществляется как государственными органами власти (суд, институт омбудсмана, существующий во многих странах), так и международными организациями. К последним, в частности, относятся Комиссия и Комитет ООН по правам человека. Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и др. В соответствии со степенью обеспечения и гарантиями прав человека современные государства разделяются на свободные, частично свободные и несвободные. Государства, входящие в состав СНГ, относятся к категории частично свободных. Это означает, что хотя в этих государствах официально признаны и провозглашены права человека, остаются серьезные проблемы с их гарантией и механизмами защиты, без решения которых невозможно дальнейшее продвижение к правовому государству.
ПРАВИТЕЛЬСТВО — политический институт, выполняющий функции исполнительной власти. Процедура формирования правительства зависит от формы правления. Так, при абсолютной и дуалистической монархии П. формируется монархом. При парламентской монархии и парламентской республике П. формируется парламентом и несет перед ним политическую ответственность. В президентской республике П. формируется президентом и потому почти не зависит от расстановки партий и партийной борьбы в парламенте. В полупрезидентской республике П. формируется премьер-министром, который назначается президентом. По Конституции Российской Федерации формирование правительства является прерогативой президента. Председатель Правительства назначается Президентом и утверждается Государственной Думой.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО. Термин «П.Г.» (< нем. Rechtstaat) впервые появился в нем. юридической литературе в первой трети XIX в. благодаря работам К. Велькерта, X. Зигварта и Р. Моля. Однако представления о П.Г. появились задолго до того, как «слово было найдено». Глубокая и серьезная разработка теории правового государства начинается с эпохи буржуазных революций. В историю политической мысли навсегда вошли имена философов—основоположников учения о правовом государстве — Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, И. Канта и др. В центре теории правового государства — представления о верховенствующем положении права над государством. Право — это мера свободы, равенства и справедливости. Все законы, нормы и действия государства производны от права и должны быть с ним согласованы — первый принцип правового государства. Второй принцип — законности — гласит, что «ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества» (Дж. Локк). Теория разделения властей стала третьим принципом правового государства.
ПРАВЯЩАЯ ЭЛИТА (< франц. elite лучшее, отборное, избранное) — это неоднородная социальная группа (или совокупность групп), занимающая привилегированное положение в обществе, обладающая властью и возможностью влияния на общество. Родоначальниками элитистского направления в политологии считаются В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс. В современной политической науке выделяются меритократический и властный подходы к исследованию элит. Согласно первому из них, в элиту включаются индивиды на основе выдающихся личных качеств (знаний, способностей, достижений). С точки зрения данного подхода, элита — это продукт отбора наиболее ценных представителей, наиболее продуктивная и инициативная часть населения. С точки зрения второго подхода, элиту составляют индивиды, осуществляющие власть и влияющие на процесс выработки общезначимых решений. Существуют различные способы классификации и типологизации элит. Так, по функциональному признаку выделяются: политическая, экономическая, административная и культурно-информационная элиты; по месту в политической системе: правящая и оппозиционная элиты; по интенсивности циркуляции и способам рекрутирования: открытая и закрытая элиты; по структуре: объединенные и разъединенные (интегрированные и неинтегрированные элиты); по степени представительности: элиты с высокой и низкой степенью представительности. Значительное распространение получила теория демократического господства элит. Ее основными положениями являются: 1) при демократии власть осуществляется не одной, а несколькими элитными группами (существует плюрализм элит); 2) элиты отличаются открытостью; 3) ни одна из элитных групп не обладает монополией на власть;4) между элитными группами существует конкуренция; 5) смена элит носит ненасильственный характер.
ПРЕЗИДЕНТ (< лат. praesidens сидящий впереди) — глава государства в большинстве стран с республиканской формой правления. В президентских республиках П. является одновременно главой государства и главой правительства. В мировой политической практике сложилось три системы избрания президента: 1) прямые выборы президента (Австрия, Бразилия, Ирландия, Мексика, Россия, Франция и др.); 2) косвенные выборы президента (Аргентина, США, Финляндия): население выбирает выборщиков, которые затем выбирают главу государства; 3) в парламентских республиках президент избирается путем многостепенных выборов; в этой системе выделяются следующие разновидности: а) П. избирается парламентом (Греция, Израиль, Турция и др.); б) для избрания президента создается избирательная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей органов местного самоуправления крупнейших административно-территориальных единиц (Италия); в) в ряде федеративных государств (ФРГ, Индия) для избрания президента формируется особая коллегия, состоящая из депутатов союзного парламента и представителей субъектов Федерации. Срок полномочий президента ограничен рамками закона. В Мексике и Эквадоре запрещается избирать президентом одно и то же лицо дважды. В США, ФРГ, России — не допускается избрание на пост президента одного и того же лица в течение трех сроков подряд. В Италии, Франции, Финляндии отсутствуют какие-либо ограничения для переизбрания на пост президента. Объем полномочий президента зависит от формы правления. В парламентских республиках «слабый» П. выполняет в основном представительские, церемониальные функции. В президентских республиках П. сам возглавляет правительство, и оно несет политическую ответственность перед ним. В полупрезидентских республиках П. назначает премьер-министра, как правило, из числа лидеров наиболее крупной фракции парламента. При этой форме правления П. имеет право роспуска нижней палаты парламента. Полномочия президента сводятся к четырем основным функциям: 1) в области управления; 2) в области законодательной инициативы; 3) в области внешней и военной политики; 4) чрезвычайные полномочия. Глава государства во многих странах провозглашается главнокомандующим вооруженными силами.
РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ — один из основополагающих принципов правового государства. Р.В. означает институциональное распределение полномочий между законодательной (парламент), исполнительной (правительство) и судебной ветвями власти. Впервые принцип разделения властей был сформулирован англ. философом Дж. Локком. В современном виде указанный принцип был сформулирован Ш.Л. Монтескье в известном произведении «О духе законов» (1748) и введен им в ранг общеконституционного. Полномочия законодательной власти, согласно его учению, сводятся к принятию или отмене законов, праву устанавливать налоги и контролировать деятельность исполнительной власти. К полномочиям исполнительной власти он относил обеспечение безопасности государства, поддержание международных связей и отношений, управление на основе существующих законов. Прерогативой судебной власти является контроль за соблюдением законов. Механизм разделения властей позволяет предотвратить концентрацию власти в руках одного органа власти, сформировать систему «сдержек и противовесов». В современных государствах принцип разделения властей реализован в президентской, парламентской и полупрезидентской республиках, а также в парламентской монархии.
РЕКРУТАЦИЯ(РЕКРУТИРОВАНИЕ) — механизм отбора в правящую элиту, на руководящие должности в государстве или партии. К проблеме рекрутации одним из первых обратился Г. Моска. Итальянский ученый выделял три способа рекрутации: 1) наследование; 2) кооптацию (административный отбор в правящую элиту наиболее способных членов общества); 3) выборы.
РЕСПУБЛИКА (< лат. res для, publica народ) — форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Различают три современные разновидности республики: парламентскую, президентскую и полупрезидентскую.
РЕСУРСЫ ВЛАСТИ — средства, используемые субъектом власти для достижения целей. Р.В. подразделяются на экономические (материальные, финансовые, сырьевые, технические и др.), социальные (престиж, статус, льготы, социальные услуги и др.), культурно-информационные (средства массовой информации, учреждения, науки и образования и др.) и принудительные (армия, службы безопасности правоохранительные органы, суд и др.).
РЕФЕРЕНДУМ (< лат. referendum то, что должно быть сообщено) — всенародное волеизъявление по какому-либо вопросу. Считается, что первый Р. был проведен в Швейцарии в 1439 г. В конце XIX — начале XX в. референдумы стали неотъемлемой частью политической жизни Швейцарии, США и Австралии. Широкое распространение получил институт референдума после Второй мировой войны. Существует несколько разновидностей референдумов: 1) по степени полномочий референдумы подразделяются на законодательные, целью которых является принятие определенного законодательного акта или выявление решения, или мнения большинства, имеющего обязательный характер и консультативные, направленные на выявление общественного мнения по тому или иному вопросу; 2) по способу проведения подразделяют референдумы на обязательные (императивные), без которых не могут быть решены некоторые конституционные вопросы, и факультатативные, проводимые по инициативе какого-либо высшего органа власти; 3) по сфере применения выделяются референдумы общегосударственные и местные или региональные. Отношение к референдуму неоднозначное: с одной стороны, он рассматривается как форма непосредственной демократии, позволяющая выявить и в дальнейшем учесть волю большинства; с другой стороны, существует опасность принятия с помощью референдума непродуманных и некомпетентных решений.
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (< лат. saucularis мирской, светский) — процесс перехода от традиционных ориентаций, норм, ценностей к рациональным, учитывающим эмпирическую реальность. С. точки зрения Г. Алмонда, в процессе секуляризации познавательные ориентации становятся преобладающими по отношению к оценочным и эмоциональным, а сама политическая культура становится более светской. С. — неотъемлемая часть политического развития.
СЕПАРАТИЗМ (< лат. separatus отдельный) — политическая деятельность, направленная на отделение части территорий от государства, провозглашение государственной независимости и суверенитета. Сепаратистские тенденции сильны в северной части Италии, в баскской автономии Испании, в провинции Квебек в Канаде, в Чеченской республике (Ичкерия) в России. Истоками сепаратизма являются культурные, национальные, экономические, религиозные различия, а также стремление региональных элит обрести большую независимость. Довольно часто сепаратистские движения используют националистические лозунги.
СЕЦЕССИЯ (< лат. secessio отделение, уход) — процесс отделения, выхода из состава государства какой-либо его части. В истории ряда государств предпринимались попытки сецессии, которые носили как мирный, так и вооруженный характер. В 1847 г. часть швейцарских кантонов попыталась выйти из состава конфедерации, вооруженным путем они были возвращены в состав государства. В 1861 г. аналогичную попытку предприняли южные штаты США, их дальнейшее поражение в гражданской войне разрушило планы отделения. Неудачей закончилась попытка отделения штата Сан-Луи от Мексики в 1938 г. Попытка же выхода из состава Пакистана части территорий вооруженным путем оказалась успешной и в 1973 г. образовалось новое государство — Бангладеш. В начале XIX в. мирным путем выделилась из состава Колумбии Венесуэла. В качестве сецессии можно рассматривать выход стран Балтии (Эстонии, Латвии и Литвы) из состава СССР, а в дальнейшем и подписание соглашения между Белоруссией, Россией и Украиной об образовании СНГ. В современных конституциях практически всех государств право сецессии не предусмотрено.
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ — верхняя палата Федерального Собрания Российской Федерации. В С.Ф. входят по два представителя от 83 субъектов Российской Федерации (по одному от законодательного и исполнительного органа власти). К сфере ведения С.Ф. относятся: утверждение изменений границ между субъектами Федерации; утверждение указов Президента о введении военного или чрезвычайного положения; решение о возможности использования Вооруженных Сил РФ за ее пределами; назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от нее Генерального прокурора РФ и заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО — разновидность государства, характеризующаяся развитой системой социального обеспечения, гарантирующая минимальный уровень жизни и снижение социального риска для наемных работников. Термин «С.Г.» был введен в научный оборот в XIX в. немецким мыслителем Л. фон Штайном. Концепция социального государства окончательно сформировалась во второй половине XX в. Принципами социального государства провозглашаются: индивидуальная свобода; солидаризм; справедливость, понимаемая как равенство всех перед законом; демократия; социальная защита и социальный мир. Его основными целями являются: помощь нуждающимся, обеспечение минимального социального неравенства, защита от социальных рисков, содействие росту благосостояния людей. Для их достижения государство использует совокупность методов, к которым относятся: правовое вмешательство, гарантирующее реальное равноправие; экономическое вмешательство с целью увеличения доходов и улучшения окружающей среды; педагогическое вмешательство, ориентированное на развитие образования и информированности населения. Существование социального государства связывается с наличием демократии, становлением постиндустриального общества. Статус социального государства официально закреплен в конституциях Германии, Испании, Франции, России и др. странах. Выделяются три модели социального государства: либеральная, консервативная и социал-демократическая. В первой из них степень защиты от стихийных рыночных сил достаточно слабая, гарантии занятости отсутствуют, однако существует социальная поддержка бедных; высок удельный вес частных ассигнований, направляемых на социальные нужды; система социальной помощи не имеет адресной направленности. Для второй модели характерны средняя степень защиты от стихийных рыночных сил, зависимость гарантий занятости от состояния экономики, действие социального права, средний удельный вес частных ассигнований, направляемых на социальные нужды; адресная направленность социальной помощи; средний удельный вес перераспределяемых ресурсов. Третьей модели присущи высокая степень защиты от стихийных рыночных сил, гарантии занятости, действие социального права; низкий удельный вес частных ассигнований, направляемых на социальные нужды; система социальной помощи не имеет адресной направленности; большой удельный вес перераспределяемых ресурсов. Либеральная модель социального государства функционирует в Австралии, Великобритании, Канаде, Швейцарии, США, Японии. Консервативная модель создана в Бельгии, Ирландии, Италии, Нидерландах, ФРГ. Социал-демократическая существует в Дании, Норвегии, Швеции.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ — отрасль политологии, в рамках которой путем сравнения выделяются общие черты и специфические различия разнообразных групп политических объектов. Применение сравнительного анализа в области политических исследований известно с древности. Уже в трудах Аристотеля, Полибия, Цицерона можно найти черты сравнительных исследований. В более поздние периоды сравнительный метод применялся Ш.Л. Монтескье, А. де Токвилем и др. В конце XIX — начале XX в. появились работы, ориентированные на сравнительный анализ отдельных политических институтов. В период между Первой и Второй мировыми войнами сравнительные исследования .-были ориентированы на выявление индивидуальных черт различных государств, их политических институтов, сопоставление функций различных политических структур, политических норм и процедур. С.П. этого периода опиралась на исторический, правовой, описательный и институциональный методы. Однако такой подход страдал формализмом, статичностью и описательностью, поскольку ограничивался лишь описанием политических норм, процедур, конституционного права различных государств, оставляя без внимания условия функционирования политической системы и неформальные политические процессы. В сферу сравнительного анализа попадали в основном лишь западноевропейские страны и США. Только после Второй мировой войны в исследовательское поле сравнительной политологии были включены развивающиеся страны. Изменилась и методологическая база исследований: большее внимание стало уделяться сбору и обработке эмпирических фактов; стали использоваться количественные методы исследований (факторный анализ, корреляционный анализ и др.); для исследования политических объектов начали заимствоваться методы других наук (социологии, экономики, психологии, антропологии); повысился интерес к разработке наиболее общих концептов и теоретических моделей, пригодных для сравнительных исследований; сами исследования стали в большей степени ориентированы на выявление причинно-следственных связей, 'создание общих моделей развития, установление основ типического и единообразного для всех схожих объектов. Методологической основой политологии этого периода стал бихевиоризм. Для современной сравнительной политологии характерен интерес к таким явлениям, как: групповые интересы, неокорпоративизм, политическое участие, рациональный выбор, этнические, религиозные, демографические факторы и их влияние на политику, процессы модернизации, стабильность и нестабильность политических режимов, условия для возникновения демократии, влияние политики на общество и т.д. Существует несколько разновидностей сравнительных исследований: кросснациональное сравнение ориентировано на сопоставление государств друг с другом; сравнительно ориентированное описание отдельных случаев (case studies); бинарный анализ, основанный на сравнении двух (чаще всего похожих) стран; кросскультурные и кросс-институциональные сравнения, нацеленные соответственно на сопоставление национальных культур и институтов. С.П. играет значительную роль в структуре политической науки.